Тема: Опыт работы по формированию духовно-нравственных качеств у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности.
В современном обществе утрачены многие семейные традиции и идеалы: совместный труд, творчество, почитание родителей, забота о старших и младших, любовь и верность. Отсюда и проблемы общества: взаимонепонимание "детей" и "взрослых", негативное отношение подростков к традициям и ценностям старшего поколения.
На сегодняшний день перед нами стоит задача- сохранить ценность нравственных истоков.
Чтобы изменить ситуацию, нужно создавать условия для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Для этого необходимо объединить усилия семьи, школы, социума.
Реализация работы по духовно-нравственному воспитанию осуществляется через интеграцию предметов художественного –эстетического направления…
Понятие нравственности , воспитание эмоциональной отзывчивости, любви к окружающему миру, приобщение к духовной культуре формируют личность с позитивным взглядом на мир и способствуют развитию творческих способностей ребенка.
Ещё сто лет назад великий русский педагог К. Д. Ушинский указывал на огромное значение духовно-нравственного и трудового воспитания детей: «Особенно сильное влияние на формирование личности, оказывает труд, его внутренняя духовная сила, которую нельзя ни наследовать, ни купить, её можно только воспитать. В ребёнке нужно воспитывать потребность и любовь к труду...»
Поэтому учителя технологии стараются формировать духовно-нравственные качества обучающихся через уроки технологии. В процессе урочной технологической деятельности успешно решается задача формирования у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности. Предмет технология, имеющий обширные межпредметные связи, оказывает помощь ребёнку в процессе социализации и создаёт условия для его самореализации.
На сегодняшний день приоритетной целью образования в школе является духовно — нравственное развитие ребёнка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Значит, наше направление работы является актуальным и связано с проблемами образования.
1) Воспитательная работа должна осуществляться в следующих направлениях:
- Духовно- образовательное направление (совесть, долг, патриотизм, милосердие)
- Культурно-познавательное направление ( изучение традиций своего народа, приобщение к культурному наследию, развитие индивидуальных способностей, вежливость, аккуратность)
- Нравственно-трудовое направление (учебный труд, общественно-полезный труд, производственный труд)
2) Реализация задач духовно нравственного воспитания осуществляется через следующие виды деятельности:
- Чтение и поиск информации
- Изучение культуры
- Трудовая деятельность
3) Методы духовно нравственного развития на уроках технологии:
- Метод беседы (беседа с закреплением материала в творческих заданиях)
- Практический метод ( организация продуктивной деятельности учащихся, которая развивает память, творческое воображение и художественный вкус)
- Метод объяснительно- иллюстрированный (теоретические занятия с использованием презентаций, видеоуроков)
- Метод проектов (самостоятельный выбор, изучение темы и получение проектного результата)
- Метод создания проблемной ситуации (создание проблемной ситуации и активность учащихся)
Формы работы с детьми:
Творческая художественная деятельность детей (создание предметов декоративно-прикладного творчества, рукоделие)
Проведение праздников и мероприятий
Использование мультимедийных технологий ( презентации, видеоуроки)
Исследовательская деятельность учащихся
Организация выставок
Экскурсии
Тематические и творческие вечера
Участие в конкурсах, фестивалях и пр.
Результат работы:
- Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру
- Формирование позитивного отношения к окружающему миру и др. людям
- Потребность и сопереживание
- Воспитание чувства патриотизма, толерантности
- Формирование истинных ценностей ( Родина, долг, любовь, честь, вера и т.д)
- Деятельное отношение к труду
- Ответственность за свои дела и поступки
Хотелось бы особо отметить метод проектов на уроках технологии, который позволяет обучающимся повышать уровень духовно-нравственной культуры, овладевать следующими социальными умениями и навыками:
самостоятельно добывать знания и пользоваться ими для решения новых познавательных и практических задач;
работать в группах, исполняя разные социальные роли (лидера, исполнителя, посредника и т.д.);
устанавливать широкие человеческие контакты, знакомства с разными культурами, разными точками зрения на одну проблему;
пользоваться информационно-исследовательскими методами: собирать и обрабатывать необходимую информацию, факты; уметь их анализировать с разных точек зрения, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения.
Если выпускник школы приобретает указанные навыки и умения, он оказывается более приспособленным к жизни, умеющим адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать совместно в различных коллективах.
Духовно-нравственное воспитание и информационная культура становится важной составляющей общей личностной культуры.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_2.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_3.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_4.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_5.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_6.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_7.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_8.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_9.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_10.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_11.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2019/01/07/s_5c32f4b49612a/1043947_12.png)