СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад для педсовета по теме: «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя».

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад к педсовету по  теме: «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя». Современные подходы образовательной деятельности. 4 блока профессиональных компетенций.

 

Просмотр содержимого документа
«Доклад для педсовета по теме: «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя».»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТЕПАНО-КРЫНСКАЯ ШКОЛА»





Доклад к педсовету по теме:


«Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя».




Коваль Юлия Анатольевна,

учитель русского языка и литературы, МОУ «Степано-Крынская школа» Амвросиевского района





Доклад на тему: «Повышение эффективности образовательного процесса через применение современных подходов к организации образовательной деятельности, непрерывное совершенствование педагогического мастерства учителя».


Цель:  совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной компетентности педагогов, повышение качества образования и разностороннее развитие личности школьников, повышение престижа образовательного учреждения.


 

Мировые тенденции развития среднего образования характеризуется переходом от традиционно-репродуктивной модели школы к развивающе-конструктивной модели, направленной на результат.

Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей.

Образовательный процесс подразумевает взаимодействие учащихся и педагогов, направленное на достижение образовательных задач, обучение и воспитание школьников.

Для успешной реализации учебно-воспитательного процесса в школе необходимо не только грамотно выстраивать образовательную программу и выполнять нормативные требования, но и обеспечивать поддержку учащимся.

       Современные процессы, происходящие в жизни общества, определили новые подходы к организации образовательной деятельности. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся

Процесс обучения направлен на формирование личности детей и на овладение ими навыками, которые в дальнейшем будут им полезны. Сюда относятся коммуникационные умения, способность проявлять лидерские качества и заниматься самообразованием, умение находить, обрабатывать и использовать информацию, демонстрировать свой опыт и результаты личной работы. Цель образования сегодня заключается в развитии сразу нескольких видов деятельности ребёнка и в мотивировании его на выполнение разнообразных исследовательских и проектных работ.

Образовательный процесс в современной школе предусматривает изменение метода обучения, системы аттестации и оценки результатов обучения. 


    Подход- это ориентация учителя образовательного учреждения при осуществлении своих действий, побуждающая к использованию определенной совокупности взаимосвязанных понятий, идей и способов педагогической деятельности.


    В последние годы понятие «подход к образовательной деятельности » стало значительно чаще использоваться в педагогической лексике.

В современной научно- методической литературе чаще всего можно найти указания на системный, синергетический (т.е. совместное действие, саморазвитие), личностно-ориентированный,  вариативно-модельный, социокультурный, коммуникативный, ситуационный, аксиологический (целенаправленное действие человека, установки), амбивалентный (двойственное отношение к чему-либо), акмеологический (изучение человека как субъекта развития и саморазвития, высокий профессионализм и творческое мастерство), антропологический, культурологический, парадигмальный, психотерапевтический. социализирующий, средовой и ряд других подходов.

Чаще всего педагогическая деятельность педагога строится на основе не одного, а нескольких подходов. Разумеется, избираемые им ориентации должны быть не взаимоисключающими, а дополняющими друг друга. Вместе они составляют стратегию образовательной деятельности и обуславливают выбор тактики действий в конкретной ситуации и в определенный промежуток времени.

    В связи с этим важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.

    Таким образом реализация выбранных подходов требует от педагогов изменения своей позиции: от руководителя к лидеру, партнеру; привлечения детей в поиск средств, способов в их решении в процессе работы по формированию понятий; созданию условий взаимодействия с детьми в совместной деятельности.

 

Поэтому современный учитель должен  непрерывно совершенствовать педагогическое мастерство и применяющие современные подходы к организации образовательной деятельности. Вынужден активизировать работу по самообразовательной деятельности. Использовать теоритические знания и опыт работы коллег.

Современное общество ставит перед школой задачи по становлению индивидуальной личности, способной к самостоятельному решению поставленных перед ним задач; обладающей высоким уровнем профессиональной подготовки; по формированию человека и гражданина, являющегося сознательным членом современного общества, ориентированным на поступательное развитие и совершенствование этого общества. Современное обучение должно развивать в учениках творческие способности, обогащать духовно-нравственное развитие личности. Таким образом, современное общество сегодня нуждается не в стандартной личности, а в индивидуальности. Помочь в этом призваны современные подходы.


Личностно-ориентированный подход

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума.

В личностно-ориентированном образовании ученик — главное действующее лицо всего образовательного процесса. Педагог становится не столько «источником информации» и «контролером», сколько диагностом и помощником в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».

Интерактивный подход

Интерактивные подходы: творческие задания; работа в малых группах; обучающие игры (ролевые, деловые игры и образовательные игры); использование общественных ресурсов (приглашение специалиста, экскурсии); социальные проекты и другие внеаудиторные методы обучения (социальные проекты, соревнования, фильмы, спектакли, выставки, представления, песни и сказки); разминки; изучение и закрепление нового материала (интерактивная лекция, работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем («Займи позицию (шкала мнений)»; разрешение проблем («Дерево решений.)


Развивающее обучение

Основу содержания обучения должна составлять система научных понятий. Усвоение знаний, умений и выработка навыков не являются конечной целью, а только средством развития обучающихся.

В процессе развивающего обучения качественно меняется тип мышления от конкретно-образного к абстрактно- логическому, в дальнейшем к теоретическому.

Игровые подходы

Игровое обучение - это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. В этой же связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Проблемный подход

Проблемный подход ориентирует на использование реальных возможностей образования в реализации социальных целей: управлять формированием личностных качеств нельзя; можно управлять деятельностью, которая способствует развитию определенных личностных качеств.

Проблемный подход ориентирует на изучение как тех проблем, которые принято считать вечными, и которые каждое молодое поколение решает для себя (жизненного выбора, самоопределения, отношения к ценностям взрослых и т. д.), так и тех проблем, которые приобрели особую актуальность для данного поколения учащихся в связи с изменениями, происходящими в обществе.


Программированное обучение

Развитие компьютерных технологий и дистанционного обучения повышает роль теории программированного обучения в образовательной практике.

В своей основе программированное обучение подразумевает работу слушателя по некоей программе, в процессе выполнения которой, он овладевает знаниями. Роль преподавателя сводится к отслеживанию психологического состояния слушателя и эффективности поэтапного освоения им учебного материала, а в случае необходимости, регулированию программных действий.

Метод проектов

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

Коммуникативный подход в обучении

Суть этого подхода означает, что обучение носит деятельностный характер, поскольку реальное общение на занятиях осуществляется посредством речевой деятельности, с помощью которого учащиеся стремятся решать реальные или воображаемые задачи.

Коммуникативный подход в обучении означает также, что в центре обучения находится обучающийся как субъект учебной деятельности, а система обучения предполагает максимальный учет индивидуально-психологических, возрастных и национальных особенностей личности обучаемого, а также его интересов.

Компетентностный подход

Компетентностный подход — это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов.

Технологический подход

В рамках этого подхода учебный процесс ориентирован на традиционные дидактические задачи репродуктивного обучения, строится как "технологический", конвейерный процесс с четко фиксированными, детально описанными ожидаемыми результатами.

Поисковый подход

В рамках этого подхода к обучению целью является развитие у учащихся возможностей самостоятельно осваивать новый опыт; ориентиром деятельности педагога и учащихся является порождение новых знаний, способов действий, личностных смыслов.

Рассмотрев современные подходы к организации процесса обучения, мы можем сделать вывод: все эти подходы ориентированы на самостоятельность в добывании знаний, свободное развитие каждого ученика как субъекта учения и как личности, способность самостоятельного решения поставленных проблем. Меняется также и роль педагога, теперь педагог не только «источник информации», но и «контролер». Учитель, проводя занятие с большой группой детей, учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка, что полностью соответствует требованиям современного общества к обучению.

Инновационный подход на уроках

Инновационные уроки, реализуются, как правило, после изучения какой-либо темы или нескольких тем, выполняя функции обучающего контроля и оценки знаний учащихся. Такие уроки проходят в необычной, нетрадиционной обстановке. Подобная смена привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психологический барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить ошибку. Такие уроки осуществляются при обязательном участии всех учащихся, а также реализуются с непременным использованием средств слуховой и зрительной наглядности (компьютерной и видео техники, выставки, буклеты, стенды). На таких уроках удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера.


Педагогическая деятельность, при всём её творческом характере, технологична, а значит должна строиться не только на вдохновении учителя, но и на определённых алгоритмах, циклах, модулях, т.е. всём том, что позволяет учителю «конструировать» образовательный процесс не «вообще», а применительно к его целям, задачам и условиям.

Современный учитель – это :

  • Носитель традиционных ценностей Республики и гражданского общества, пример образцового поведения в обществе

  • Патриот, осознающий свою сопричастность к судьбе Родины, укорененный в духовных и культурных традициях Республики

  • Личность, способная к духовно-нравственному развитию и самовоспитанию, мотивированная к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций.

  • Владеющий содержанием избранной научной области и умеющий эффективно использовать его в профессиональной деятельности

  • Педагог, способный к проектированию образовательной среды учащегося, класса, школы, владеющий способами эффективных коммуникаций в поликультурной среде

  • Личность, владеющая основами психолого-педагогических знаний, разнообразными педагогическими технологиями

  • Квалифицированный пользователь ИКТ


Существуют 4 блока профессиональных компетенций, которыми должен владеть учитель при выполнении своих функциональных обязанностей:

1.Методическая (успешность и перспективность планирования, подбора УМК и дополнительных учебных материалов, отбора и использования разных методов и форм работы с учетом особенностей обучаемых).

2.Психолого-педагогическая (знание программ, нормативно-правовых документов и требований гос. стандарта по предмету, равно как и знание педагогом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся и умение использовать их для решения широкого круга психолого-педагогических ситуаций в урочной и внеурочной деятельности).

3.Коммуникативная (способность быть толерантным и уважать мнение других, полнота и эффективность владения  педагогом лексикой классного обихода и необходимыми лингвистическими знаниями структуры и культурного наследия родного и иностранного языков, основами риторики, общеречевой культурой и профессиональной терминологией на английском и русском языках).

4.Проектно-исследовательская (умение учителя выделить фокус и провести исследование учебной ситуации с планированием основных этапов, использовать разнообразные источники информации и отбирать соответствующие методы для презентации, разработки и оформления конечного продукта своего исследования или проекта).


Одним из основных условий устойчивого развития образования является непрерывное развитие и совершенствование профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетентности. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.


В контексте современных требований можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская, экспериментальная деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах, мастер–классах, форумах и фестивалях;

6. Обобщение собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ.

Для достижения успеха в профессиональной деятельности главным условием является стремление педагога к самосовершенствованию, постоянная нацеленность на личностное и профессиональное развитие. Не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Профессиональная компетентность определяет готовность современного учителя трудиться в условиях модернизации отечественного образования, способность быть не только транслятором учебной информации, но деятелем, организатором, диагностом, коммуникатором, методистом. Можно выделить следующие основные профессиональные позиции современного учителя, которые позволяют учителю создавать для учащихся развивающую образовательную среду: тренер, консультант, фасилитатор, тьютор, организатор рефлексии, эксперт, партнер.

Профессиональная компетентность педагога – это многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний учителя и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а также интегративные показатели его культуры (речь, стиль общения, отношение к себе и своей деятельности, к смежным областям знания и др.). Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Одним из правил организации успешного урока является определение структуры урока. В связи с этим, огромную популярность в урочной деятельности  приобретают такие  технологии,  как метод проектов, технология критического мышления, проблемное обучение,  как способ развития коммуникативной компетентности, дифференцированное обучение и др. Эти технологии, направлены на то, чтобы развивать активное мышление у обучающихся и научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике.

Использование активных методов обучения способствует развитию умения анализировать, рассуждать, планировать, комбинировать, создавать новое.

Информационно–технологическая компетенция учителя играет большую роль в успешной деятельности ученика.

- является эффективным средством визуализации учебного материала, позволяя учителю реализовать свой творческий потенциал;

- помогает учителю в осуществлении личностно-ориентированного подхода к обучению;

- способствует расширению кругозора учащихся и повышению их культурного уровня;

- является средством повышения мотивации к изучению предмета;

- стимулирует поисковую  деятельность ученика и способствует развитию его творческих способностей

Основным механизмом деятельности в условиях совершенствования образовательного процесса  ОУ является поиск, освоение и внедрение  инноваций, способствующих качественным изменениям. Для успешной реализации  любых инноваций в условиях перехода на новые образовательные стандарты  необходимы педагоги, владеющие современными методами и технологиями,  способные эффективно  применять их в образовательном процессе.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!