СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Домашнее задание в условиях ФГОС"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Домашнее задание в условиях ФГОС:

характер, формы, дозировка, дифференцированность. Предупреждение перегрузки обучающихся

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Домашнее задание в условиях ФГОС"»

ДОКЛАД «Домашнее задание в условиях ФГОС:

характер, формы, дозирование, дифференцированность.

Предупреждение перегрузки учащихся»


Заместитель директора по УВР

Н.Л. Долгай


Одна из задач, стоящей перед современной школой - воспитание человека, который мог бы самостоятельно пополнять свои знания, т.е. заниматься самообразованием. Это – социальный заказ школе. Для его выполнения необходимо повышать активность и самостоятельность учащихся в учебной работе. Это касается и работы учащихся над домашними заданиями, без которых процесс овладения знаниями в современной школе протекать успешно не может.

Домашняя работа - важная форма организации обучения. Она представляет собой индивидуальную форму учебных занятий. В классе, как правило, дети работают фронтально, усваивая один и тот же материал в одинаковый для всех промежуток времени и под строгим контролем учителя. Дома изучение материала проходит иначе. Учащиеся сами планируют свою работу, выполняют задания, затрачивая на это столько времени, сколько потребуется. Кроме того, в отличие от классной работы, школьники в процессе выполнения заданий могут перечитывать один и тот же текст несколько раз, искать объяснения незнакомых терминов, уточнять какие-либо положения в других источниках и т. п., продвигаясь в своей работе привычным темпом. Выполнение домашней работы прямо не управляется учителем, хотя и осуществляется по его заданию. Но даже при таком ослабленном контакте между учеником и учителем можно обнаружить определённое влияние учителя на организацию и приёмы самостоятельной работы ученика.

На вопрос «Считаешь ли ты, что выполняя домашнее задание ты лучше усваиваешь материал?» - половина школьников ответили – «ДА».

Сегодня на педагогическом совете мы поговорим о месте, целях, формах, содержании домашнего задания. В ходе педсовета мы постараемся ответить на вопросы:


Домашнее задание - это:

•форма самостоятельной работы учащихся, организуемая преподавателем с целью закрепления и углубления знаний, речевых навыков и умений, полученных на уроке, а иногда и для самостоятельного решения посильных познавательных задач, являющихся частью определяемого программой учебного материала (толковый словарь);

•составная часть процесса обучения, цель которого расширение и углубление знаний, умений, полученных на уроке, предотвращение их забывания, развитие индивидуальных склонностей и способностей;

•это процесс самостоятельной деятельности обучающихся, направленный на закрепление и развитие комплекса диагностируемых программных знаний и умений, освоенных на уроке.


История вопроса…

Вопрос нужны ли домашние задания, какое влияние они оказывают на развитие детей, каковы допустимые объемы и время на домашнее задание, волновали педагогов на протяжении многих веков.

•Уже в 16 веке домашние задания становятся обязательным компонентом учебной работы. Будучи частью учебного процесса, домашние задания в практике работы школы наряду с положительным эффектом вызывали такие негативные явления, как перегрузку учащихся, механическое заучивание и пр. Например, основоположник классно-урочной системы чешский педагог Я.А. Коменский был противником домашних заданий. Он считал, что ученик не должен заниматься изучением наук более 6 часов в день, да и то только в школе.

•Домашние задания на протяжении 19-20 веков были предметом педагогических дискуссий. Л.Н.Толстой считая, что домашнее задание–это испорченный вечер ученика, отменил их в своей Яснополянской школе. К.Д.Ушинский доказывал целесообразность применения домашнего задания лишь после специальной подготовки школьников к их выполнению.

•После 1917 года в условиях единой школы домашние задания не были обязательными, они стали рассматриваться как необходимый компонент работы школы с начала 30-х годов.

Современные точки зрения на выполнение домашнего задания

•ассоциация учителей Великобритании призвала правительство отменить домашнюю работу в младших классах, поскольку ее выполнение вызывает у учеников слишком сильный стресс.

•в Китае вообще не задают домашних работ. Но учебный год в стране длится 10,5 месяцев, продолжительность учебной недели 6 дней, более значительная продолжительность учебного дня.

•в таких странах, как Германия, Франция освобождение от домашнего задания имеют ученики младших классов, но при условии продленного дня.

Исследователи попытались выяснить, какое значение имеет для образовательного процесса домашняя работа. Выяснено, что как правило, учащиеся, усердно занимающиеся дома, показывают лучшие оценки во время экзаменов, чем их не столь усидчивые сверстники. Если обратиться к данным Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) - такая зависимость существует на самом деле, но вместе с этим количество часов, уделяемое школьниками на выполнение домашней работы, не влияет на эффективность и производительность школьной системы в целом. Залогом качественного образования в большей степени являются грамотно организованный учебный процесс и высокая квалификация преподавателей.


Учёба вряд ли относится к числу занятий, приводящих ребёнка в восторг. Но если с необходимостью ежедневного пребывания в школе он готов смириться, то домашние задания вызывают обычно бурные протесты.

Зачастую школьник не в состоянии успеть подготовить все то, что ему задали. Но дело здесь не только в объеме, но и в стереотипно-шаблонном характере самого задания, выполнять которое не только трудно, но и ужасно нудно.

Кроме этого, необходимо учесть, что мы часто не показываем ученику самого важного: зачем ему это нужно? Вот и получается, что из очень эффективного средства обучения и самообразования мы, учителя, превращаем домашние задания в прямую их противоположность.

Есть педагоги, которые ратуют за то, чтобы домашние задания вообще отменить. Сторонники такого решения проблемы утверждают, что домашние задания даются потому, что учитель не справляется со своими обязанностями на уроке и, стремясь компенсировать это, задает большое домашнее задание еще в «воспитательных» целях. Да, к сожалению, совсем не редкость, когда увеличенным объемом домашнего задания наказывают учеников: плохо работали на уроке – вот вам вместо одного-двух – пять-шесть заданий. А часть учителей даже считают, что мало задавать – значит автоматически признавать второстепенность своего предмета. Вот и получается, что, ставя перед собой и своими учениками благие цели, коллеги просто забывают, что гораздо важнее не то, сколько задано на дом, а что и как задано.

Гораздо чаще учитель просто не задумывается над многообразием функций и возможностей домашних заданий, не оценивает их роль и значение в деле воспитания и обучения школьника и задает по привычке параграфы, странички, упражнения, будучи глубоко уверен, что для домашнего задания поговорка «Повторенье – мать ученья» абсолютна верна. А коли так, то опять же, если и задашь чуть больше, то это совсем не страшно. А это приводит к перегрузке учащихся, к потере интереса к учебной работе, а следовательно, и к внутреннему неприятию самого факта необходимости выполнять домашнюю работу.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА: определить, сколько времени потребуется среднему ученику на выполнение домашнего задания в 7-ом классе (на столах каждой группы комплект учебников для 7-го класса). РАБОТА В ГРУППАХ. ОТЧЕТ ГРУПП: В процессе домашней подготовки школьнику нужно прочитать 10-15 страниц по литературе, 5-6 страниц по физике, 5-10 страниц по истории и 1-1,5 страницы по математике. В среднем – 35-40 страниц научного текста. Если темп осмысленного чтения ребенка 60-70 слов в минуту (что бывает довольно часто), то для того, чтобы просто один раз прочитать все заданное, понадобится 2-3 часа. И это только прочитать! Очевидно, что такие перегрузки неизбежно приведут к тому, что ребенок просто не будет читать и осмысливать материал. В лучшем случае он его просканирует, чтобы иметь определенный уровень информированности.

То есть, острым является вопрос о перегрузке школьников домашними заданиями.

Определено, что домашние задания должны даваться с учётом возможности их выполнения в примерных пределах:

во 2-3- классах –1,5 ч.,

в 4 -5 классах -2 ч.,

в 6 -8 классах -2,5 ч.,

в 9 -11 классах -до 4 ч.

Простая арифметика

•Объем недельной нагрузки выпускника школы –31час;

•Выполнение домашних заданий –2,5часа в день;

•Итого - 43, 5 часа в неделю.


Выбор оптимального объема является важной педагогической задачей и проблемой. В младших классах эта проблема решается проще: большинство уроков ведет один учитель. В средних и старших классах преподают до 15 учителей-предметников, которым значительно сложнее договориться об объеме домашнего задания.

Поэтому школьники получают на дом большое количество самых разных заданий. Какой выход из этого положения? Давайте рассмотрим функции домашнего задания:

Функция 1.Перевод знаний учащихся из оперативной памяти в долговременную.

Любой новый материал, который учащийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки. На уроках, как бы хорошо они не проводились, имеют место концентрированное запоминание и перевод знаний в оперативную, кратковременную память. Для перевода знаний в долговременную память учащимся необходимо последующее повторение, что требует выполнение работы определенного объема, т.е. организации их домашней учебной работы.

Домашние задания необходимо выполнять в день их получения. Усвоенный на уроке материал интенсивно забывается в первые 10-12 часов после восприятия. На контрольных проверках оказалось, что через час испытуемые могли воспроизвести около 44% слов, а через 8 часов -только 28%.

Функция 2. Выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил.

Функция 3. Стимулирование познавательного интереса ученика, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

Функция 4. Развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание. Домашняя работа – это самостоятельная учебная работа без непосредственного руководства и помощи учителя. Особенно важно то, что самостоятельность в учебной деятельности является условием формирования самостоятельности как черты личности. Только в домашних условиях ученик может испробовать различные виды самоконтроля и выбрать наиболее эффективный, выявить особенности памяти и в зависимости от них учить урок «про себя», вслух или одновременно делая записи, зарисовки, схемы. А как развивать навыки самосто­ятельной деятельности в контексте реализации ФГОС? Один из вариантов: если в начальной школе боль­шинство домашних занятий идет «за уроком», то есть работает на закре­пление достигнутых на уроке резуль­татов, то в основной школе домаш­ние задания идут не только «за», но и «рядом с уроком», то есть появля­ется все больше заданий, которые непосредственно не связаны с те­мой урока, а связаны с проблема­тикой будущих учебных занятий или нацелены на развитие конкретных учебных действий. А в старшей шко­ле основная часть домашних зада­ний может идти «перед уроком». К примеру, школьникам предлагается изу­чать новый материал самостоятель­но с тем, чтобы на следующем уро­ке провести проблемное обсужде­ние прочитанного.

Функция 5. Формирование потребности к самообразованию. Чарлз Дарвин: «Думаю, что все сколько-нибудь ценное, чему я научился, приобретено мною путем самообразования». Домашняя работа должна быть средством сближения обучения и самообразования. Овладение общими учебными умениями и навыками, развитие интереса к самостоятельной учебной работе, формирование опыта творческой деятельности – всё это является условиями формирования потребности в самообразовании. Готовность к самообразованию – это необходимейшее качество выпускника школы проявляется и может формироваться не только в старших, но и в самом младшем школьном возрасте.


Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. Учитель должен сделать все возможное, чтобы ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы, вкус хотя и крошечного, но лично им самим сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что он не машина, обязанная выполнять определенную работу, а человек, которому эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке – и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку.

Планируемое положительное воздействие домашнее задание оказывает только тогда, когда учащиеся должным образом его выполняют. Создать необходимые для этого условия, мотивировать школьников – вот главная задача учителя, дающего задание на дом. Что же конкретно имеется в виду?

Традиционный подход к домашним заданиям на протяжении столетий сформировал и традиционные цели заданий. Чаще всего они связаны с достижением предметных результатов, приобретением, закреплением и формированием знаний, умений и навыков.
Основные из них:


Цели д/з

Содержание д/з

Овладение системой знаний по предмету

отработка знаний, полученных на уроке, подготовка к восприятию нового материала, углубление знаний по предмету, обобщение и систематизация материала, подбор материала по теме, чтение, заучивание и пр.

Практическое применение знаний, умений, навыков при решении учебных задач

выполнение упражнений, заданий, решение задач, примеров, выполнение практических и лабораторных работ, подготовка сообщений, рефератов и пр.

Контроль знаний

подготовка ответов на вопросы, подготовка вопросов по теме, составление и выполнение тестов, выполнение контрольных домашних работ и пр.


Следует тщательно продумывать, какие цели мы ставим перед собой и учащимися, когда задаем домашние задания: на какие потребности, привычки, склонности, интересы учеников должен учитель обратить внимание?

В  связи с внедрением ФГОС, где наряду с предметными и личностными результатами образовательной деятельности всё большее значение приобретают метапредметные результаты, овладение универсальными приёмами учебной деятельности, которые позволят ребёнку быть успешным в любой предметной области. В этих условиях именно домашние задания, в процессе выполнения которых дети сталкиваются с необходимостью поиска, переработки и оценки  информации с использованием разнообразных источников, выбора наиболее рациональных приемов закрепления материала, рационального планирования работы, осуществления поэтапного и итогового контроля за собственными действиями, становятся реальным инструментом формирования УУД.

Цели д/з

Содержание д/з

Примеры

овладение способами учебной деятельности

обучение нестандартным способам решения проблем, формирование интереса не только к результату, но и к процессу учебной деятельности. 

разработка наглядных пособий, таблиц, схем, алгоритмов, опорных конспектов; 
разработка новых вариантов правил, формулировок и т.п.; 
подготовка тестов, заданий, карточек для контроля и самоконтроля. Карточки для слабых учащихся: 
- с пропусками, которые нужно заполнить 
- с ошибками, которые нужно исправить 
- с неоконченными решениями.

формирование информационной культуры

внимательно прочитать текст; определить, сколько в нем частей; придумать вопросы к каждой части текста и ответить на них с помощью учебника; дополнить вопросы, если в тексте остается невостребованная информация; выделить ключевые слова текста; найти значения незнакомых слов в словаре; пересказать текст, проверяя себя по учебнику; по ключевым словам построить план-схему или разработать алгоритм. 

представьте себе, что содержание заданного параграфа – военная тайна и надо зашифровать материал так, чтобы было как можно меньше слов, но чтобы по этим словам вы могли передать суть параграфа. Такая шифровка будет схемой материала. Можно иногда разрешать отвечать по такой схеме-шпаргалке. 

развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности

выполнение заданий, включающих ошибки в рассуждениях или записях; рассмотрение задач с лишними или недостающими данными; создание программных средств по информатике и другим школьным предметам (обучающие программы, компьютерные тесты, презентации и т.д.); написание стихов, рассказов, сказок, сочинений по изучаемой теме; разработка материалов для школьной печати, создание материалов для кабинета (плакаты, стенды, наглядные пособия и т.д.). 

Учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию:творческие задания, подразумевающие длительную самостоятельную работу (обучающие программы, проекты, рефераты, другие творческие работы), что способствует развитию у учащихся потребности в самостоятельной работе, в самовыражении


Кроме того, нельзя забывать о том, что требованием времени является воспитание инициативы, активности, воспитание тех качеств, без которых невозможен творческий труд. Для каждого учителя очень важно убедиться, что все учащиеся поняли  задание. Нередко можно услышать от  учеников, что им непонятно, что же задано на дом? Формулировки типа «Прочитайте отрывок!»,  «Повторите то, что мы прошли на уроке!», «Поищите материал на эту тему!» без дальнейших уточнений неприемлемы для домашних заданий (как впрочем, и  для работы на уроке). Подобные формулировки встречаются в основном тогда, когда учитель сам не подготовился  к уроку и не продумал домашнее задание.  На вопрос «Всегда ли понятно задание, которое дают на дом?» «нет» - ответили: 18% учащихся 5-6-х классов, 57% - 7-х классов, и 71% уч-ся 10-11 классов. На вопрос «По каким причинам ты не выполняешь домашнее задание?» «лень» ответили 21% школьников, причем так ответили и 7-ки и 11-ки; «не понимаю материал» - так ответили от 21% до 43 %, «не хватает времени» и другие причины – 30%-45%. Отрадно, что вариант ответа «легче списать» выбрали единицы. Вопрос «Кто (что) помогает выполнять домашнее задание?» 50% учащихся 5-7 классов ответили, что это родители, 32% - ГДЗ, 62% учащихся 10-11 классов дали ответ: одноклассники, Интернет. На вопрос «Как часто ты обращаешься к интернету при выполнении домашних заданий?» подавляющее большинство (свыше 80%) ответили «всегда».

Важно и время подачи домашнего задания. Чаще всего мы не продумываем этот вопрос. Что подтверждают результаты анкетирования школьников: 60% ответили, что задание они получают в конце урока, 30% - после звонка. На вопрос «Действия учителя за невыполненное домашнее задание» учащиеся дали ответы: двойка в дневник, вызов родителей, запись в дневник, устный выговор, в половине ответов: накричит, понижение отметки за урок, неуважение.

А чтобы домашняя работа действительно выполнялась самостоятельно и регулярно, важна мотивация школьников. Для положительной мотивации, конечно, не всегда следует подробно обосновывать каждое предлагаемое домашнее задание. Такой подход был бы формальным и малоэффективным. Нет необходимости объяснять школьникам, для чего, например, они должны научиться бегло читать, правильно писать и считать. Такое объяснение было бы попросту банальным. Поэтому здесь достаточным окажется ясное требование и последовательный контроль.

Особые меры для мотивации необходимы тогда, когда у школьников возникают

  • сомнения в целесообразности задания;

  • если отсутствует прилежание и тщательность выполнения домашней работы;

  • если ставится новое и непривычное для школьников задание.

Если речь идет о тренировочных заданиях, которые школьники назвали скучными, то здесь мотивирующим фактором может служить стремление к усовершенствованию навыков.

Нельзя считать само собой разумеющимся, что все школьники обязательно выполнят поставленное вами задание. Мотивируйте их,

  • пробуждая в учащихся любознательность и радость открытия,

  • развивая фантазию,

  • апеллируя к их чувству долга,

  • используя их стремление к признанию и хорошим отметкам,

  • учитывая индивидуальные склонности и желания.

Самое надежное средство здесь – взаимопонимание с учащимися. Там, где прочно налажена связь учителя со школьниками, где дети знают, что домашние задания даются для их же пользы, они сами информируют учителя о своей загруженности и о днях, когда они особенно заняты подготовкой уроков. Опытные учителя вместе со своими учениками ищут и находят разумный выход из положения. Но учитель должен знать также, в каких классах ему следует строго держаться запланированного задания, так как доводам учащихся не всегда можно верить.

В школьной практике используют следующие виды домашней учебной работы:

-индивидуальная. Индивидуальная учебная домашняя работа задаётся, как правило, отдельным учащимся класса. В этом случае учителю легко проверить уровень усвоенных знаний конкретного ученика.

-групповая;

-творческая;

-дифференцированная; Дифференцированная домашняя работа – такая, которая может быть рассчитана как на «сильного», так и на «слабого» ученика. Задания одинаковы для всех по содержанию, но могут быть различны по способам выполнения.

-фронтальная; Одна на весь класс – самый распространённый вид домашней работы. Постоянное применение таких заданий не ведёт к развитию творческих способностей учащихся, однако исключать их полностью из арсенала педагогических средств не стоит, так как в ходе их выполнения у учащихся отрабатываются различные навыки, формируются умения.

-составление домашней работы для соседа по парте это – новаторский вид домашней работы. Например: «Составь для своего соседа два задания аналогично тем, что рассматривались на уроке».

 Я знаю, что многие учителя стараются удостовериться, что все школьники, в том числе и «мечтатели», и отстающие, поняли, какое задание они должны выполнить дома. Чем сложнее задание, тем больше оснований для подробного объяснения. Речь идет не только о содержании задания, но и о методах его выполнения. Вопрос: «Что нужно сделать, чтобы выполнить задание?» – побуждает школьников сформулировать конкретные этапы работы над домашним заданием.

В рамках реализации ФГОС домашнее задание должно быть обязательно дифференцированное. Оно может быть как индивидуальным, так и по выбору самого учащегося, а также групповое или творческое. Известно, что задание по выбору вызывает неподдельный интерес ребят, пятиклассники, в силу своего возраста, стараются выполнить даже лишнее, для них так важна похвала учителя.
Групповое задание может быть опережающим, когда учащиеся готовят совместный проект, например, по биографии писателя (Заочная экскурсия «В гости к А.С. Пушкину в Михайловское»). Такая форма работы воспитывает коммуникативные качества ребенка.
Творческие домашние задания можно предложить не только детям со способностями в этой области, но и тем, кто еще только пытается найти себя. К творческим заданиям можно отнести нестандартные проблемные ситуации, из которых нужно найти выход, используя изученный материал, деловые игры, сочинение лингвистических сказок. Примеры творческих заданий: составить отзыв о понравившемся произведении, составить кроссворд по теме, выполнить рисунок, закладку, составить к произведению вопросы и т.д. Внедрение ФГОС предполагает овладение универсальными приемами деятельности, при которых ученик будет успешным в любой предметной области. Следовательно, выполняя домашнее задание, ребенок столкнется с необходимостью поиска информации в различных источниках, переработке и оценке документов, рационального планирования своего времени для выполнения работы. Выделяют три уровня домашних заданий.
- Первый уровень – обязательный минимум. Задание должно быть понятно и посильно всем ученикам.
- Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, желающие хорошо знать предмет и без особой трудности осваивающие программу. При этом они могут освобождаться от задания первого уровня.
- Третий уровень – творческое задание – используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса и т.д. Оно выполняется учениками, как правило, на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой. Но это задание учитель учит выполнять на уроке. Необходимо отметить, что такие задания способствуют сплачиванию семьи, т.к. родители часто становятся активными помощниками своим детям.

 Классификация ТДЗ

По содержанию: 1. Вопросник 2. Кроссворд 3. Макет, модель 4. Ребус 5. Сообщение 6. Доклад 7. Сочинение 8. Реферат 9. Исследование 10. Эссе

По виду деятельности: 1. Индивидуальная 2. Парная 3. Мелкогрупповая (3–7 чел) 4. Групповая (10–15 чел) 5. Коллективная

По уровню оформления: 1. Рабочая (в тетради) 2. Экспозиционная: файл-лист; буклет; брошюра; газета; альбом; «раскладушка» и т. д.

 Основные цели ТДЗ:

1. Научить учащихся пользоваться дополнительной литературой.

2. Научить выделять главное из общей информации.

3. Сформировать умение лаконично и интересно излагать полученную информацию.

4. Сформировать ораторские навыки.

5. Воспитание эстетической культуры.

6. Получение учащимися более широких и глубоких знаний по предмету.

 Норма ТДЗ: одно задание в месяц на учащегося.

Временные рамки выполнения ТДЗ: не менее недели.

Планирование урока и домашнего задания неотделимо друг от друга.

«Если учитель дал задание на дом, он должен его проверить. Итак: раз я задал что-то на дом, это обязательно повлияет на мою подготовку к следующему уроку, я должен правильно распределить время. Если это не удается, лучше вообще отказаться от домашнего задания». То есть, задавайте на дом только тогда, когда вы можете уделить время урока контролю и оценке выполнения задания.

Когда мы отказываемся от контроля домашнего задания или относимся к нему недостаточно серьезно, то тем самым разочаровываем учеников, поскольку игнорируем его работу, его достижения. Негативные последствия этого возникают тогда, когда работа выполняется учеником добросовестно, с полной отдачей, но учитель систематически не обращает внимания на выполнение домашнего задания. Необходимо вести дело так, чтобы у учащихся никогда не возникало сомнения, обязательно ли они должны выполнять задание. Это создает основу для воспитания привычки к труду и чувства долга, которые потребуются школьникам в самостоятельной жизни. Каждое невыполненное домашнее задание, с которым «удалось проскочить», работает на безответственность. Нередко наблюдается, что там, где не проверяется домашнее задание, ошибки, допущенные при его выполнении, остаются незамеченными и закрепляются в памяти учащихся.

Вопрос об оценке домашних работ очень важен. Плохо, если учитель ограничивается лишь выставлением отметки. Многие же учителя видят в отметках единственный стимул домашней работы учащихся. Опытный учитель никогда не будет «накапливать» отметки в классном журнале путём установления очерёдности опроса по домашним заданиям, той очерёдности, которую быстро разгадывают учащиеся и поэтому не готовят уроки систематически. Ученики старших классов на наш вопрос, как выполняют они задания типа «прочитайте дома страницы с 5-й по 10-ю» ответили: «Вообще никак, их же ведь не проверяют никогда!». На вопрос анкеты «На каких уроках домашнее задание не проверяется?» большинство учащихся дали ответ «проверяется на всех уроках», но в отдельных классах учащиеся указывали конкретные предметы. Как же решать проблему контроля и оценки домашнего задания? Педагогический опыт учит нас: убедитесь, что заданное вами на дом вы сможете потом проверить и оценить.

Формы контроля домашнего задания могут быть самыми различными:

Формы контроля домашнего задания:

  • фронтальная; Фронтальная проверка – самый распространенный способ. Это могут быть тесты, письменные опросы.

  • выборочная; Выборочная проверка - учитель по своему усмотрению проверяет работы. Это использование карточек, заданий по аналогии с домашней работой, коротких тестов, все этапы оцениваются.

  • контроль письменных домашних заданий во время самостоятельной работы школьников на уроке: формально – у всех, контроль содержания – у отдельных учащихся;

  • контроль устных домашних заданий у отдельных учащихся, в то время как все остальные обсуждают и дополняют ответы товарищей;

  • проверка учителем тетрадей;

  • взаимный контроль учащихся при обмене тетрадями (парная работа с использованием образцов или справочников);

  • самоконтроль учащихся: сверка выполненного ими дома с написанным на доске или с воспроизведенным с помощью документ-камеры правильным вариантом; Самопроверка и взаимопроверка, работа в парах часто применяются на уроках русского языка, помогают при этом приемы из технологии критического мышления: письмо по кругу, кластеры и синквейны.

  • контроль письменных работ, который проводится отлично успевающими ребятами.

Какую форму контроля выбрать, зависит, с одной стороны, от содержания, вида и цели домашнего заданиями, с другой – от отношения к домашнему заданию учащихся.

Часто возникает вопрос об использовании решебников при выполнении домашнего задания. Решебник существует как данность. Учащиеся им пользуются, учителя снижают оценки за ответы, аргументировано доказывают наличие ошибок в такой литературе, но дети продолжают прибегать к помощи быстрого выполнения домашней работы. Выход видится в одном: применять нестандартные формы домашнего задания.

  1. Ответ на вопрос «Нужны ли домашние задания?»

  2. •если домашние задания сводятся только к заучиванию того, о чем говорилось в классе учителем, к чтению параграфа учебника, решению нескольких задач по типу решаемых в классе учителем, выполнению всевозможных упражнений на одно и то же правил и т. п., если домашние задания приводят к перегрузкам детей, ухудшению состояния здоровья ребенка, вводят их в состояние стресса, то такой домашней работе нет места в системе обучения в современной школе.

  3. •любое домашнее задание должно выводить школьника на новый уровень его познавательной деятельности по сравнению с той, какую он выполнял в классе, должно стимулировать его любознательность. Поисковый характер задания – вот главный признак домашней работы. Если домашнее задание дается с максимальной пользой для ученика, то тогда не стоит от них отказываться.



Стремясь к повышению качества и эффективности урока, выполнять основные правила:

  1. нет необходимости задавать на дом то, что достигнуто на уроке.

  2. НО! Домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому что лишь при единстве урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

  1. Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

  2. Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

  3. Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;

  4. Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

8. Домашнее задание не является способом освоения учебного материала, который не был должным образом освоен обучающимися на уроке.

9. Домашнее задание (процесс задавания, степень выполнения обучающимися, контроль выполнения) является показателем профессионализма учителя, критерием эффективности урока.

10. Эффективность домашнего задания обеспечивается соблюдением учителем комплекса требований к его составлению, задаванию и проверке.

Проект решения педагогического совета:

  1. Всем учителям-предметникам исключить из практики одинаковые для всех учающихся д/з, использовать дифференцированные д/з разные по степени сложности и оцениванию.

  2. Рекомендовать учителям в начале и конце учебного года использовать облегчённые домашние задания и меньшего объёма.

  3. Задания по разным предметам согласовывать между учителями предметниками.

  4. Чаще использовать домашние задания творческого характера, ведущие детей к поиску: составить план, рассказ, описание, заполнить сравнительную таблицу, сделать рисунки, отметить на контурной карте, написать сочинение и т.д.

  5. Соблюдать нормы СанПин, предъявляемые к объёму домашних заданий.

6. Учитывать нормы продолжительности подготовки учащимися домашнего задания, соблюдать методику.

7. С этой целью провести выборочный мониторинг объема домашнего задания по отдельным предметам (отв. зам. директора).

8. Учителям тщательно продумывать цели, содержание, методику домашнего задания и формы проверки.

9. Подготовить материал «Все о домашнем задании» и разместить его на школьном сайте ( апрель - отв.: руководители МО).

10. В рамках методических недель запланировать на следующий учебный год (обмен опытом с проведением открытых уроков) по теме: «Методика подачи и формы проверки д/з».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!