СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы"»

Республиканский научно-практический семинар «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание школьников республики Мордовия»













(из опыта работы)







Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 10» Рузаевского

муниципального района

Дермичева Наталья Васильевна











2014







Нарния– это волшебная страна, придуманная Клайвом Стейплизом Льюисом.В ней растения и животные разговаривают и ведут полноценный образ жизни наравне с людьми. Однако эта сказочная страна погибла, так как её обитатели нарушили все морально-нравственные законы. Книга Льюиса является предупреждением нам.

21 век – век высоких технологий –должен стать ещё и веком милосердия, добра и справедливости, иначе может произойти катастрофа. Ведь недаром 21 век ознаменовал герой книги британской писательницы Джоан Роулинг Гарри Поттер, мальчик, готовый принести свою жизнь в жертву, чтобы уничтожить зло.

Литература всегда отражала, отражает и будет отражать, как в зеркале, духовные потребности общества на разных этапах его развития. Человечество пытается осмыслить, что есть добро, что зло, где между ними грань. В литературе последних десятилетий эта грань достаточно условна, нет четкой границы. « При наличии чёрного цвета серый считается белым», «Иногда главное — не поступок. Иногда главное — бездействие», «На тёмных дорогах очень любят объявлять цену в конце пути»,- говорит Антон Городецкий, главный герой «Дозоров» Сергея Лукьяненко. Человек в разных сложных ситуациях сам должен принимать решение, брать ответственность на себя за судьбу других людей, должен уметь сделать правильный выбор, руководствуясь нравственными законами.

Вырастить нравственно здоровое поколение –одна из главных проблем, стоящих в наше время перед обществом. Немаловажная роль в её решении отводится школе,ну и, конечно же, урокам литературы.

Произведения школьной программы, несомненно, учат своих читателей делать добро, быть честными, любить Родину. Важно, чтобы школьники поверили писателям, а для этого нужно обратиться к их биографиям. Например, в сказке-были А.П. Платонова цветок борется за свою жизнь для того, чтобы подарить свой удивительный аромат людям. Сравниваем тяжёлую жизнь самого Платонова с жизнью цветка. Цветок-то становится для ребятишек по-настоящему живым, а тоска в конце– по рано умершему сыну. «Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок - такой же точно, кaк тот стaрый цвет, только немного лучше его и еще прекрaснее. Цветок этот рос из середины стеснившихся камней; он был живой и терпеливый, как его отец, и еще сильнее отцa, потому что он жил в кaмне».Имел Платонов полное право сказать нам, что истинное счастье – жить для людей, не сломался же, не разочаровался в людях этот замечательный человек, не озлобился. Обязательно параллельно с «Неизвестным цветком» читаем рассказ «Корова». Животное, растение, человек с одинаковой судьбой. Всё живое способно страдать, любить. Мы все – части одного целого Мира.

Чехов. Его жизнь – это непрестанный труд с раннего детства и до смерти: труд ради выживания, труд ради победы над собой, труд ради творческого, духовного, профессионального роста. Имел право Чехов высмеивать низкопоклонство, духовную бедность,необразованность, серость, нежелание человека быть Человеком и гордо носить это имя? Имел! Ещё как имел, потому что он своей жизнь доказал, что человек всё может победить, если не даст своей душе лениться.Важно помочь увидеть детям слёзы в чеховском смехе. Он выставляет своих героев на наш суд. Герои Чехова не могут принимать решения, брать на себя ответственность. Нужно быть похожим на самого Чехова.

А как много самого Грина в «Алых парусах», а Астафьева в «Последнем поклоне». Всегда читаю сама последнюю главу сборника, слёзы текут, а дети молчат…

Самое сильное воздействие оказывают на школьников поэтические произведения. Включаю их по возможности в любой урок. Образ левши Леского предлагаю сравнить с образом нищего попрошайки из стихотворения Игоря Царёва.



Бродяга и Бродский



Вида серого, мятого и неброского,

Проходя вагоны походкой шаткою,

Попрошайка шпарит на память Бродского,

Утирая губы дырявой шапкою.



В нем стихов, наверное, тонны, залежи,

Да, ему студентов учить бы в Принстоне!

Но мажором станешь не при вокзале же,

Не отчалишь в Принстон от этой пристани.



Бог послал за день только хвостик ливерной,

И в глаза тоску вперемешку с немочью...

Свой карман ему на ладони вывернув,

Я нашел всего-то с червонец мелочью.



Он с утра, конечно же, принял лишнего,

И небрит, и профиля не медального...

Возлюби, попробуй, такого ближнего,

И пойми, пожалуй, такого дальнего!



Вот идет он, пьяненький, в драном валенке,

Намешав ерша, словно ртути к олову,

Но, при всем при том, не такой и маленький,

Если целый мир уместился в голову.



Электричка мчится, качая креслица,

Контролеры лают, но не кусаются,

И вослед бродяге старухи крестятся:

Ты гляди, он пола-то не касается!..



Молчим…Учимся уважать в человеке человека.



К отрывку о Пете Ростове и пленном французском барабанщике из романа

Л.Толстого «Война и мир» читаю стих следующий:



Успей до драки разглядеть врага:

уверено ль поставлена нога,

готовы ли уже для боя руки,

успел ли оклематься от разлуки

с той, что ему, как воздух, дорога?

Как он хотел с растерянным лицом

достойным стать мальчишеского круга,

как с матерью не ладил, как с отцом

они вот только поняли друг друга.

Как скупо было счастье у него,

едва ли две короткие недели.

Как он шептал: «Да ладно, ничего».

…А враг ли он тебе на самом деле?

После анализа отрывка дети понимают, что врага не всегда ненавидят и уничтожают.



Очень люблю сонеты Шекспира и рубаи Амара Хайяма.



Читаем книги о Великой Отечественной войне Василя Быкова «В списках не значился» и «А зори здесь тихие», Нодара Думбанзе «Я вижу солнце», Льва Кассиля «Дорогие мои мальчишки», «Убиты под Москвой» Константина Воробьёва и другие. Война с разных сторон. Тяжёлая ноша не только на плечах солдат и офицеров на фронте, но на и плечах женщин, детей. Спасибо Думбадзе за то, что не забыл такой морально тяжёлый труд почтальона, вынужденного таскать похоронки. «Убиты под Москвой» можно сопровождать экскурсией в город Саранск в аллею кремлёвских курсантов, призванных с территории Мордовии.Все для нас герои, все исполнили достойно свои роли в этой страшной войне: и последний солдат Брестской крепости, сражавшийся один шесть месяцев, и мальчишки,чья роль оказалась короткой, но важной. Это наша цена за Великую Победу.

Стихотворение Максимилиана Волошина «Неопалимая купина»



Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье?-

Была ли ты? есть или нет?

Омут... стремнина... головокруженье...

Бездна... безумие... бред...



Все неразумно, необычайно:

Взмахи побед и разрух...

Мысль замирает пред вещею тайной

И ужасается дух.



Каждый коснувшийся дерзкой рукою —

Молнией поражен:

Карл под Полтавой; ужален Москвою,

Падает Наполеон.



Помню квадратные спины и плечи

Грузных германских солдат...

Год — и в Германии русское вече:

Красные флаги кипят.



Кто там? Французы? Не суйся, товарищ,

В русскую водоверть!

Не прикасайся до наших пожарищ!

Прикосновение — смерть.



Реки вздувают безмерные воды,

Стонет в равнинах метель.

Бродит в точиле, качает народы

Русский разымчивый хмель.



Мы — зараженные совестью: в каждом

Стеньке — святой Серафим,

Отданный тем же похмельям и жаждам,

Тою же волей томим.



Мы погибаем, не умирая,

Дух обнажаем до дна.

Дивное диво — горит, не сгорая,

Неопалимая Купина!



Делаем выводы, что такие ценности как патриотизм, отвага, мужествовсегда будут оставаться высшими ценностями. А Родина? Родина— это не президент и правительство. Родина—это другое. Родина — это «Косцы» И.А. Бунина.

Н… Ведь есть большое НО. Как бы сложилась жизнь всех этих героевне будь войны? Задумались?Вот именно. Война — это зло. Зло, которое не должно повторяться. Будущее поколение должно это понимать. Будущие дипломаты и политики—наши дети.

Ещё безумнее религиозная война между католиками и православными в повести Гоголя «Тарас Бульба». Читаем внимательно. Даем действиям Тараса не только положительную оценку. За что сжигал он польских девушек? Неоправданная жестокость. Люди разных вер и национальностей могут любить друг друга, как Андрий и польская панночка. Образ Андрия — образ не только предателя, это, прежде всего, трагический образ. Гоголь ведёт рассказ от лица средневекового сказителя, а мы ведь дети 21 века, мы должны читать между строк. Не менее трагичен и образ Андрея Гуського из повести Валентина Распутина «Живи и помни». Это жертвы войны, жертвы самих себя.

Мне бы очень хотелось, чтобы мои ученики усвоили, что человеческая жизнь – она один раз даётся, поэтому она самая большая ценность. Убитый на любой войне враг – это всегда чей-то сын, брат, отец. Войны быть не должно. Читаю детям отрывки из «Цинковых мальчиков» Светланы Алексеевич. Письма матерей выбираю.

Новый роман Андрея Константинова и Бориса Подопригоры «Если кто меня слышит. Легенда крепости Бадабер» для старших классов рекомендую обязательно прочитать. Ведь мы так мало знаем об Афганской войне. Даже в самых сложных жизненных ситуациях в человеке должно побеждать человеческое. Герои книги Константинова сделали невозможное, чтобы умереть достойно.

Всё в нашей жизни зависит от нас самих. Не нужно бороться за чистоту, нужно просто навести её около себя. И так каждый. И тогда искоренится то, что высмеивал Н.В. Гоголь в «Ревизоре» и «Мертвых душах». Никакой закон не остановит вора, убийцу, казнокрада. Нравственные принципы должны стать частью человека, его руководством к действию.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!