Доклад на тему:
«Эффективные формы построения партнерских
взаимоотношений семьи и детского сада.»
Подготовил:
Воспитатель
Насырова Л.В.
Сургут, 2023
На современном этапе обновления дошкольной образовательной политики уделяется большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного воспитания является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.
Современная семья является одним из главных действующих институтов формирования личности ребенка, формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети приобретают первый опыт социальной жизни, получают уроки нравственности, в семье формируется их характер, расширяется кругозор, закладываются исходные жизненные позиции. В тоже время, многое зависит от складывающихся отношений между педагогом и родителями. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между работниками ДОУ и родителями не сложились. Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях. Поэтому одной из основных задач образовательных учреждений является установление партнерских взаимоотношений между педагогами и родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Современная модель социального партнёрства ДОУ и семей воспитанников понимается, как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребёнка. В современном мире актуальны такие партнёрские отношения между педагогами и родителями, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательские умения родителей и повысить эффективность работы детского сада. Именно такие партнёрские отношения позволяют выстроить систему взаимодействия: «РОДИТЕЛЬ - РЕБЁНОК - ПЕДАГОГ»
Выстраивая модель социального партнёрства: «РОДИТЕЛЬ-РЕБЁНОК-ПЕДАГОГ», педагоги детского сада ищут новые формы и методы взаимодействия с родителями. Наряду с традиционными формами взаимодействия, педагоги ДОУ используют современные подходы к взаимодействию с семьями воспитанников.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста осуществляется в полноценном формате в основном через:
- приобщение родителей к педагогическому процессу;
- расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательного учреждения;
- пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
- создание условий для творческой самореализации педагогов, родителей, детей;
- информационно-педагогические материалы, выставки детских работ, которые позволяют родителям ближе познакомиться со спецификой учреждения, знакомят его с воспитывающей и развивающей средой;
- разнообразные программы совместной деятельности детей и родителей;
- объединение усилий педагога и родителя в совместной деятельности по воспитанию и развитию ребенка: эти взаимоотношения следует рассматривать как искусство диалога взрослых с конкретным ребенком на основе знания психических особенностей его возраста, учитывая интересы, способности и предшествующий опыт ребенка;
- проявление понимания, терпимости и такта в воспитании и обучении ребенка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции;
- уважительные взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей. В дошкольной педагогике выделяют несколько направления работы с родителями:
- традиционное (тематические родительские собрания, консультации, семейные спортивные, состязания, праздники, беседы, посещение семьи ребенка. дни открытых дверей и т. д.);
- просветительское (организация родительского всеобуча, выпуск бюллетений, информационных листовок, буклеты, стенды и «уголки» для родителей, использование СМИ для освещения проблем воспитания и т. д.);
- интерактивное (мастер – классы, тренинги, анкетирование, диагностика, круглые столы, консультации специалистов, практикумы – семинары и т. д.);
Взаимодействие семьи и детского сада – это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (беседы, семейные клубы, дискуссии: круглые столы ,семинары – тренинги, интерактивные игры, мастер – классы, реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Особой популярностью среди родителей пользуются дни открытых дверей. Во время, которых родителям предоставляется возможность принять участие в образовательной деятельности вместе с детьми: лепить, рисовать, заняться аппликацией, конструировать.
Открытые просмотры очень много дают родителям: они получают возможность видеть своего ребёнка в ситуации, отличной от семейной, сравнивать его поведение и умения с поведением и умениями других детей, перенимать у педагога приёмы обучения и воспитательного воздействия на ребёнка.
Чтобы помочь родителям занять активную позицию и вызвать интерес к личностному развитию ребенка и вооружить их необходимыми знаниями и умениями в этом направлении используются такая форма работы с родителями как информационно-ознакомительная. К этой форме работы относятся:
- родительский уголок, где размещена полезная для родителей информация: режим дня, расписание занятий, меню;
- стенд с выставкой детских рисунков, аппликаций, поделок из пластилина и природного материала, по которым родители могут увидеть результаты освоения детьми области художественно-эстетического развития;
- папки передвижки формируются по сезонным изменениям, правилам дорожного движения, пожарной безопасности.
К информационным формам работы относятся также консультации и беседы.
- так же используется такая форма работы с родителями как привлечение родителей к участию в различных конкурсах городского, регионального, всероссийского уровней;
Педагоги часто используют традиционные формы и методы работы с родителями: - общие и групповые родительские собрания; - выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями; - дни открытых дверей; - участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов; - работа с родительским комитетом группы; - беседы с детьми и родителями; Из современных используются только досуговые формы. Среди предлагаемых в ДОО современных форм взаимодействия с родителями можно выделить следующие:
1. Нетрадиционные родительские собрания с чаепитием, показом фильмов, фотоколлажей.
2. Наглядно-информационные методы
3. Семинары и круглые столы
4. Досуговое направление во взаимодействии с родителями.
5. Проектный метод в работе с родителями
6. Использование социальных сетей как формы современного взаимодействия с родителями
7. Использование сайта ДОО как формы современного взаимодействия с родителями.
Презентация дошкольного Учреждения. Это осовремененная в соответствии с открывшимися компьютерными возможностями форма рекламы ДОУ. В результате такой формы работы родители знакомятся с уставом ДОУ, программой развития и коллективом педагогов, получают полезную информацию о содержании работы с детьми, платных и бесплатных услугах.
Клубы для родителей. Данная форма общения предполагает установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание педагогами значимости семьи в воспитании ребенка, а родителями — что педагоги имеют возможность оказать им помощь в решении возникающих трудностей воспитания. Заседания клубов для родителей осуществляются регулярно. Выбор темы для обсуждения обусловливается интересами и запросами родителей. Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают различных специалистов.
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто «впитывают» определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Тренинги. Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины
Недели добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. Подобные формы: Дни общения, День папы, мамы (бабушки, дедушки и т.д.)
Наш детский сад работает по программе Истоки. С целью повышения педагогической культуры родителей программа предусматривает нетрадиционные формы работы с родителя и детьми. Данная работа осуществляется по следующим направлениям:
Система занятий с родителями по программе «Моя семья». Она включает в себя планы занятий и систему активных форм обучения. В течение 2 лет совместной работы педагогов с родителями предлагается проведение 10 занятий (5 занятий в течение каждого года). Они проводятся с родителями дошкольников, с 5-6-летнего возраста. Все родители в течение месяца вместе с детьми оформляют страницы Альбома «Мои Истоки», где выполняются задания, указанные в книгах для развития. Таким образом, в программе «Истоки» обеспечено социальное партнерство дошкольной организации и Семьи, осуществляется открытый характер образовательного процесса на основе сотрудничества с семьями воспитанников и непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, направленный в конечном итоге, на социокультурное и духовно- нравственное развитие детей, и их успешную социализацию.
Современная и актуальная форма работы: это фотоотчеты для родителей о жизни в детском саду в мессенджерах WhatsApp; Здесь работа идет как в групповом направлении, когда формируется отчет о занятиях для всех родителей, так проводится и индивидуальная работа. К примеру, в период адаптации детей к детскому саду для установления доверия между родителем и воспитателем. Индивидуальные фотоотчеты используются, чтобы поделиться с родителем новыми достижениями ребенка.
К сожалению, такая популярная форма работы как совместные праздники «Праздник осени», «Встреча Нового года», «8 марта», в связи с ограничениями по covid перешла в дистанционный формат общения: фотоотчет в мессенджерах WhatsApp . В нашем дошкольном учреждении используется ресурс «Мобильное Электронное Образование», который позволяет сочетать традиционные подходы и новейшие цифровые технологии. Ресурс дает возможность сделать современную образовательную деятельность интерактивной и увлекательной. Наличие у ДОО собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОО, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Один из вариантов проектной деятельности, который используется педагогами ДОО как эффективная форма обучения - это виртуальные экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников. В новых формах взаимодействия педагога с родителями, основанных на сотрудничестве в режиме диалога (семейные клубы, дискуссии: круглые столы, симпозиумы, дебаты, семинары-тренинги, интерактивные игры, мастер классы), реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие интерактивных форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями, повысить педагогическую культуру родителей, расширить представления детей по различным образовательным областям.
Использование нетрадиционных форм взаимодействия с родителями дает определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» становятся активными участниками встреч и помощниками воспитателя, создается атмосфера взаимоуважения.
В своей работе я использую правила эффективного взаимодействия с родителями, которые, возможно, пригодятся в работе моим коллегам:
1. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь назидать и поучать.
2. Умейте терпеливо выслушать родителей, дайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
3. То, о чём родители вам поведали, не должно стать достоянием других людей.
4. Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо то, что услышали от родителей.
5. Помните, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на будущее.
6. Если родители принимают активное участие в жизни группы и детского сада, их усилия должны быть отмечены воспитателями.
7. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете – поделитесь, вам будут благодарны.
«Прийти вместе - это начало, остаться вместе - это развитие, работать вместе - это успех!»
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой.
Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Внедрение новых технологий при работе с родителями в дошкольном учреждении способствует более эффективному воспитанию и развитию ребенка.