СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Экологическое образование и воспитание посредством детско-юношеского туризма"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Экологическое образование и воспитание посредством детско-юношеского туризма на примере дополнительной общеразвивающей программы "Туризм.Экология.Фантазия. Искусство"

Просмотр содержимого документа
«Зиновьева Г.А. Экол.образ. и воспит. посредством туризма»

Автор: Зиновьева Галина Алексеевна, педагог дополнительного образования, Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Центр дополнительного образования Усть-Кутского муниципального образования (МКУ ДО ЦДО УКМО)

e-mail: [email protected]


Экологическое образование

посредством детско-юношеского туризма

Каждый человек с момента своего рождения познает мир. И чем больше он узнает окружающий мир, тем сильнее его желание открыть неизведанные тайны природы. Еще будучи малышами, внимательно разглядываем мы различных насекомых, травинки, цветочки. Позже у кого-то это увлечение перерастает в профессию, кто-то, просто путешествуя с рюкзаками, любуется природой, находя в ней красоту и очарование, а кто-то попросту отдыхая, наносит вред окружающей среде, оставляя после себя различный мусор, поврежденные кусты и деревья. И как тут не вспомнить слова немецкого философа, гуманиста XX века Альберта Швейцера: «Поистине нравствен человек только тогда, когда он повинуется  внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред. Он не спрашивает, насколько та или иная жизнь заслуживает его усилий, он не  спрашивает также, может ли она и в какой степени ощутить его доброту. Для него священна жизнь, как таковая. Он не сорвет листочка с дерева, не сломает ни одного цветка и не раздавит ни одного насекомого». [1]   Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - важная проблема настоящего времени. Ведущую роль в ее решении призваны сыграть организации дополнительного образования детей, так как имеют наиболее широкие возможности инновационного подхода к экологическому образованию и воспитанию детей и подростков. Перед педагогами дополнительного образования стоит задача - организация процесса познания окружающего мира  и установление гуманистических взаимоотношений с окружающим природным и социальным миром. И эту задачу можно решить в процессе организации туристско-экологической деятельности, которая содержит огромный потенциал формирования экологической культуры у подрастающего поколения.

Цель данной работы – раскрыть различные подходы к экологическому образованию и воспитанию детей и подростков посредством детско-юношеского туризма.

Рассмотрим следующие понятия:

Туризм – это путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из видов активного отдыха. [2]

Детско-юношеский туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимоуважения и взаимопонимания между народами. [3]

Детский и юношеский туризм - средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия. [4]
Экологическое образование и воспитание - педагогический процесс, который в конечном итоге должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание того, что человек часть природы. [5]

Объединяет эти два понятия ст.71 . Всеобщность и комплексность экологического образования закона «Об охране окружающей среды»  7-ФЗ 2017 - «В целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма»

Большое преимущество туристско-экологической работы перед другими видами деятельности – это предоставление возможностей активного, эмоционально- деятельного познания окружающего мира и реального положения человека в окружающей действительности. 16-ти летний опыт работы в области туризма показал, что различные формы и средства являются действенными методами в формировании нравственных качеств личности подростков. В походах развивается бережное отношение к природе, самостоятельность, умение приходить на помощь людям, организовывать досуг. Ребята чувствуют себя взрослыми, ответственными за безопасное нахождение на природе не только себя, но и других людей. Туристско-экологическая деятельность имеет интегративный характер, потому что воспитательная, социальная, природная, творческо-преобразующая функции нравственного формирования личности подростков реализуются в своей совокупности.

Детское объединение «ТЭФИ» действует на базе МКУ ДО ЦДО с 2000 года. В нем занимаются ребята от 7 до 18 лет. Обучение в объединении ведется с 1 по 11 класс по разным учебным программам.

1-4 класс – «Арт-фантазия». На протяжении четырех лет ребята постигают основы театрального искусства: осваивают азы актерского мастерства и сценической речи, готовят спектакли. Наряду с традиционными спектаклями по мотивам народных сказок и сказок русских писателей в репертуаре есть и спектакли на экологическую тему. В начале обучения, участвуя в театральных играх и постановках, ребята приобщаются к миру природы, учатся бережно относиться к ней. В результате у детей формируются представления о значимости растений, животных в жизни человека. Происходит творческое раскрытие ребенка, что играет большую роль в последующем обучении.

Следующая ступень обучения самая длительная. В течение пяти лет ребята обучаются по программе «Туризм. Экология. Фантазия. Искусство», которая состоит из нескольких блоков. Каждый блок включает в себя погружение в определенную область знаний.

1 блок – Основы туризма. В ходе обучения, ребята изучают виды туризма, туристические узлы, виды костров и правила их разведения, туристическое снаряжение, приготовление пищи в походных условиях и оборудование туристского быта, топографические знаки и ориентирование, оказание первой доврачебной помощи, учатся выживать в условиях дикой природы. В рамках блока «Основы туризма» ребята изучают краеведение. Здесь большую роль играет интеграция основного и дополнительного образования. На занятиях в объединении ребята используют знания, умения и навыки, полученные на уроках ОБЖ, географии, биологии, химии, истории и одновременно получают дополнительные знания по этим предметам

2 блок – Экология. На занятиях ребята изучают «Байкаловедение», учатся создавать экологические проекты, изучают экологические проблемы города и России. В процессе обучения они приобретают навыки исследовательской и природоохранной деятельности, учатся изучать природу в полевых условиях.

3 блок – Фантазия и искусство. Этот блок нацелен на изучение быта, культуры и традиций народов России, написание легенд, составления краеведческого описания, создание оберегов, рисунков, моделей одежды, в т.ч. из вторсырья и бросового материала. В этом блоке используются знания русского языка и литературы, истории, ИЗО и технологии.

Учебной программой предусмотрено проведение сезонных однодневных походов, многодневных походов и экспедиций в летнее время, выездов в учебное время, а также посещение памятников и знакомство с историей родного края. Туристический поход, который ставит своей целью не просто отдых, развлечение и новые впечатления, а участие в настоящих исследовательских работах, вызывает у детей и подростков большой интерес. В походах наряду с овладением специальных знаний, умений и навыков, для организации содержательного досуга и просветительской работы с другими людьми, при постановке экологических и иных спектаклей применяются актерское мастерство и сценическая речь. В полевых условиях успешно проводятся исследовательские работы.

Основными формами работы нашего объединения являются:

1. Туристская работа. В течение учебного года мы совершаем туристские однодневные походы по окрестностям родного края, к интересным природным объектам, таким как памятники природы «Скала Мир», озеро «Соленое», на живописные сопки. В этих походах участвуют и старшие, и младшие ребята. Так старшие подготавливает смену и обеспечивают преемственность поколений в объединении.

2. Экологическая работа. Совершая походы, ребята проводят различные природоохранные мероприятия: «Осторожно! Муравейник!», «Живое серебро», «Чистый лес», «Сохраним леса Сибири» и др.

3. Агитация и пропаганда экологической культуры. Показ экологических спектаклей. После каждой экспедиции и туристского похода оформляется стенд с фотографиями, альбом с лучшими фотоработами ребят. Ребята готовят доклады - презентации и выступают перед товарищами в школе.

4. Практическая трудовая деятельность в полевых экспедициях. Ежегодно в период летних каникул мы совершаем многодневные походы. Совместно выбирается туристический маршрут, ведется подготовка. Организуется быт и ежедневное дежурство по лагерю согласно туристским и экологическим правилам.

5. Исследовательская деятельность. После проведения полевых работ юные исследователи проводят камеральную обработку собранного материала, оформляют исследовательские работы, которые представляют на конференциях и конкурсах разного уровня. Ребята становились победителями научно-практических конференциях «Исследователи природы Восточной Сибири», «Первые шаги исследователя», экологической игры «Чистый мир», Российского конкурса имени П.А. Мантейфеля, конкурсов Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета».

6. Экскурсионно-познавательная деятельность. Совершая выезды, мы стараемся познакомиться с бытом народов данной местности; посетить природные и культурные объекты.

7. Творческое развитие: выступления детей на концертах художественной самодеятельности, праздниках, участие конкурсах рисунков, поделок и моделей одежды из вторсырья, бросового и природного материала.

8. Профессиональная ориентация учащихся. В наших поездках, походах мы встречаемся с разными специалистами, и ребята узнают особенности их работы.

9. Развитие чувства коллективизма и взаимовыручки при проживании в полевых условиях. Умение жить отрядом в полевых условиях, отличных от городских, - дается не сразу. Варить обед на костре на всю группу, заготавливать дрова, мыть посуду и при этом оставаться спокойным и позитивным, сдерживать свои негативные эмоции.

10. Укрепление здоровья. Пребывание на свежем воздухе, купание, катание на лыжах, хорошая физическая нагрузка .

Участие детей и подростков в туристских, экологических и иных мероприятиях повышает их активность и уровень отношения к природе. Расширяется эмоционально-практический опыт взаимодействия с природными объектами. У ребят, научившихся бережно относиться к природе, жить с ней в согласии, формируются нравственно-этические нормы поведения, повышается мотивация к изучению родного края, улучшается эмоциональное состояние здоровья.

Таким образом, между туризмом и экологией налажен практический контакт и единство целей, при которых туристы часто становятся экологами, а экологи - туристами. Ребятам представляется возможность увидеть интересные места, уникальную природу. У них начинает работать воображение, что значительно усиливает восприятие слов педагога и материала учебника. У детей и подростков формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире, закладываются основы экологической культуры, формируются патриотические чувства.

В комплексе изучения основ туризма, экологии и краеведения идет междисциплинарная интеграция туристско - экологического образования, воспитания и развития, а это самое важное в современном мире. В результате реализации программы формируется свободная творческая личность, экологически грамотный турист, который изучает родной край, ведет здоровый образ жизни и активную природоохранную деятельность.

Таким образом, экологическое обра­зование - это процесс и результат усвоения систематизированных экологических знаний, умений и навыков, посредством детско-юношеского туризма, как одно из условий, которое является необходимым условием подготовки человека к жиз­ни и труду в соответствии с экологическими законами.


Источники

  1. http://lib.rin.ru/doc/i/130210p105.html «Культура и этика», стр.105

  2. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/141798/туризм Большая советская энциклопедия

  3. StudFiles.rupreview/5411016/. Концепция детско-юношеского туризма Размещено на Allbest.ru

  4. CyberLeninka.ruНаучные статьиn/problemy-detsko; studbooks.net698503…vidov_detsko_yunosheskogo Модельный закон о детском и юношеском туризме.

  5. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/8001ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся» 

6


Просмотр содержимого презентации
«Эко. образ. и воспит. посредством детско-юношеского туризма»

Муниципальное казенное учреждение Дополнительного образования Центр дополнительного образования Усть-Кутского муниципального образования Экологическое образование и воспитание посредством детско-юношеского туризма  Зиновьева Галина Алексеевна, педагог дополнительного образования Усть-Кут, февраль 2017

Муниципальное казенное учреждение

Дополнительного образования

Центр дополнительного образования

Усть-Кутского муниципального образования

Экологическое образование и воспитание

посредством детско-юношеского туризма

Зиновьева Галина Алексеевна,

педагог дополнительного образования

Усть-Кут, февраль 2017

«Человека можно назвать нравственным только тогда, когда он следует лежащему на нём долгу оберегать всё живое, что он в состоянии защитить, и когда он идёт своей дорогой, избегать, насколько это возможно, причинять вред живому. Такой человек не задаётся вопросом, насколько та или иная форма жизни заслуживает симпатии к себе, или насколько она способна чувствовать. Для него священна жизнь как таковая. Он не сломает сосульку, что сверкает на солнце, не сорвёт лист с дерева, не тронет цветок и постарается не раздавить ни одно насекомое при ходьбе.»  Альбер Швейцер

«Человека можно назвать нравственным только тогда, когда он следует лежащему на нём долгу оберегать всё живое, что он в состоянии защитить, и когда он идёт своей дорогой, избегать, насколько это возможно, причинять вред живому. Такой человек не задаётся вопросом, насколько та или иная форма жизни заслуживает симпатии к себе, или насколько она способна чувствовать. Для него священна жизнь как таковая. Он не сломает сосульку, что сверкает на солнце, не сорвёт лист с дерева, не тронет цветок и постарается не раздавить ни одно насекомое при ходьбе.»

Альбер Швейцер

Актуальность - рост массовых путешествий, что влечет за собой увеличение антропогенной нагрузки на посещаемые природные территории. Горы мусора, поврежденные деревья и кустарники, вырванные с корнем цветы, напуганные громкой музыкой животные, лесные пожары – все это говорит о низкой экологической культуре человека.  Цель - раскрыть различные подходы к экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения посредством детско-юношеского туризма.

Актуальность - рост массовых путешествий, что влечет за собой увеличение антропогенной нагрузки на посещаемые природные территории. Горы мусора, поврежденные деревья и кустарники, вырванные с корнем цветы, напуганные громкой музыкой животные, лесные пожары – все это говорит о низкой экологической культуре человека.

Цель - раскрыть различные подходы к экологическому образованию и воспитанию подрастающего поколения посредством детско-юношеского туризма.

Туризм – это путешествие (поездка, поход) в свободное время, один из активных видов отдыха.  Большая советская энциклопедия. Детско-юношеский туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимоуважения и взаимопонимания между народами.  Концепция детско-юношеского туризма Детский и юношеский туризм  - средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.  Модельный закон о детском и юношеском туризме.

Туризм – это путешествие (поездка, поход) в свободное время,

один из активных видов отдыха.

Большая советская энциклопедия.

Детско-юношеский туризм самостоятельная и социально-ориентированная сфера, эффективное средство духовного и физического развития личности, воспитания бережного отношения к природе, взаимоуважения и взаимопонимания между народами.

Концепция детско-юношеского туризма

Детский и юношеский туризм  - средство гармоничного развития детей (лиц, не достигших возраста 14 лет), девушек и юношей (лиц, не достигших возраста 18 лет), реализуемое в форме отдыха и общественно-полезной деятельности, характерными структурными компонентами которого являются поход, путешествие, экскурсия.

Модельный закон о детском и юношеском туризме.

Экологическое образование и воспитание - педагогический процесс, который в конечном итоге должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание того, что человек часть природы.  Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся»     Глава XIII. Статья 71. « Всеобщность и комплексность экологического образования». Федеральный закон от 10.01.2001 № 7-ФЗ (ред.от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.01.2017.

Экологическое образование и воспитание - педагогический процесс, который в конечном итоге должен обеспечить понимание важности правильного поведения в природной среде, умение предвидеть и оценить последствия своей деятельности, осознание того, что человек часть природы.

Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового

образа жизни учащихся» 

Глава XIII. Статья 71. « Всеобщность и комплексность экологического образования». Федеральный закон от 10.01.2001 № 7-ФЗ (ред.от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» (с изменениями и дополнениями, вступил в силу с 01.01.2017.

Т – туризм Э – экология Ф – фантазия И - искусство Действует со 2 октября 2000 года.

Т – туризм

Э – экология

Ф – фантазия

И - искусство

Действует со 2 октября 2000 года.

Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-фантазия»  Возраст 7-10 лет. Срок обучения – 4 года Цель – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность. Задачи Воспитательные Обучающие Развивающие Воспитание эстетической культуры; стремления к деятельности;  формирование умения видеть красоту окружающего мира; - овладение навыками коллективного взаимодействия и общения. обучение основам актерского мастерства, сценической речи;  расширение знаний по чтению, истории, окружающему миру;  активизация мыслителього процесса и познавательного интереса - Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;

Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-фантазия»

Возраст 7-10 лет. Срок обучения – 4 года

Цель – развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность.

Задачи

Воспитательные

Обучающие

Развивающие

  • Воспитание эстетической культуры; стремления к деятельности;
  • формирование умения видеть красоту окружающего мира;

- овладение навыками коллективного взаимодействия и общения.

  • обучение основам актерского мастерства, сценической речи;
  • расширение знаний по чтению, истории, окружающему миру;
  • активизация мыслителього процесса и познавательного интереса

- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа;

  • развитие творческой и познавательной активности;
  • -развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией;
  • -интеллектуальное и духовно-нравственное развитие ребенка
  • психо-физическое раскрепощение ребенка.
Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-фантазия»

Дополнительная общеразвивающая программа «Арт-фантазия»

Дополнительная общеразвивающая программа «ТЭФИ»  Возраст 11 – 17 лет. Срок обучения – 5 лет  Цель – создание условий для развития и самореализации обучающихся в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности; формирование патриотизма, чувство гордости за красоту и уникальность родного края. Развитие творческой и познавательной ативности Овладения навыками пешеходного туризма Формирование знаний об уникальности биологического разнообразия Овладение навыкам исследовательской деятельности Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие детей и подростков Задачи Воспитание потребности в здоровом образе жизни Воспитание патриотизма посредством занятия краеведением Организация быта в походных условиях Расширение знаний по экологии, географии, биологии, геологии, ОБЖ Укрепление здоровья Развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией Воспитание экологической культуры, чувства ответственотси за состояние окружающей среды Обучение приемам мониторинга окружающей среды

Дополнительная общеразвивающая программа «ТЭФИ»

Возраст 11 – 17 лет. Срок обучения – 5 лет

Цель – создание условий для развития и самореализации обучающихся в процессе туристско-краеведческой и экологической деятельности; формирование патриотизма, чувство гордости за красоту и уникальность родного края.

Развитие творческой и познавательной ативности

Овладения навыками пешеходного туризма

Формирование знаний об уникальности биологического разнообразия

Овладение навыкам исследовательской деятельности

Интеллектуальное и духовно-нравственное развитие детей и подростков

Задачи

Воспитание потребности в здоровом образе жизни

Воспитание патриотизма посредством занятия краеведением

Организация быта в походных условиях

Расширение знаний по экологии, географии, биологии, геологии, ОБЖ

Укрепление здоровья

Развитие устной речи, умения выступать перед аудиторией

Воспитание экологической культуры, чувства ответственотси за состояние окружающей среды

Обучение приемам мониторинга окружающей среды

Дополнительная общеразвивающая программа «ТЭФИ» 1 блок – Основы туризма.

Дополнительная общеразвивающая программа «ТЭФИ»

1 блок – Основы туризма.

Дополнительная общеразвивающая программа «ТЭФИ» 2 блок – Экология

Дополнительная общеразвивающая программа «ТЭФИ»

2 блок – Экология

Дополнительная общеразвивающая программа «ТЭФИ» 3 блок – Фантазия и искусство

Дополнительная общеразвивающая программа «ТЭФИ»

3 блок – Фантазия и искусство

Однодневные и многодневные походы

Однодневные и многодневные походы

Основные формы работы Экологическая работа Туристская работа Исследовательская деятельность Практическая трудовая деятельность в полевых экспедициях Агитация и пропаганда экологической культуры Профессиональная ориентация Творческое развитие Укрепление здоровья Экскурсионно-познавательная деятельность Развитие чувства коллективизма и взаимовыручки

Основные формы работы

Экологическая работа

Туристская работа

Исследовательская деятельность

Практическая трудовая деятельность в полевых экспедициях

Агитация и пропаганда экологической культуры

Профессиональная ориентация

Творческое развитие

Укрепление здоровья

Экскурсионно-познавательная деятельность

Развитие чувства коллективизма и взаимовыручки

Мы успешны! У нас все получается! Мы любим природу и стараемся жить с ней в согласии!

Мы успешны! У нас все получается!

Мы любим природу и стараемся жить с ней в согласии!

Использованы источники:

Использованы источники:

  • Большая советская энциклопедия
  • Концепция детско-юношеского туризма
  • Педагогическая энциклопедия «Воспитание здорового образа жизни учащихся» 
  • http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/141798/туризм Большая советская энциклопедия
  • http://lib.rin.ru/doc/i/130210p105.html «Культура и этика», стр.105
  • http:// dic.academic.ru/dic.nsf/ecolog/8001
  • Фотографии из архива детского объединения «ТЭФИ» МКУ ДО ЦДО УКМО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!