СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад-реферат для участников совещания РМО в рамках транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов свой профессиональной деятельности на тему: «Экологическое воспитание школьников»

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад-реферат для участников совещания РМО в рамках транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов свой профессиональной деятельности на тему: «Экологическое воспитание школьников»

Просмотр содержимого документа
«Доклад-реферат для участников совещания РМО в рамках транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов свой профессиональной деятельности на тему: «Экологическое воспитание школьников»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Дмитриевка муниципального района Уфимский район РБ







Доклад-реферат для участников совещания РМО в рамках транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов свой профессиональной деятельности

на тему:

«Экологическое воспитание школьников»




















Подготовила и провела: учитель биологии

высшей квалификационной категории

Михайлова Т.Д.







2015 г



История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия ее с человеком переросли в глобальный экологический кризис, который включает в себя:

- загрязнение биосферы;

-изменение физических, химических, биологических качеств нашей планеты;

- изменение экосистем и ухудшение здоровья человека.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. Чтобы этого не произошло необходимо воспитывать экологическую культуру человека с раннего возраста, начиная с детского сада, школы, а в дальнейшем и других образовательных учреждениях, так как приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения личности.

Каждый учитель обязан: 1) Заложить основу формирования личности с новым образом мышления и типом поведения - экологическим; 2) Добиться, чтобы дети были готовы принять участие в защите окружающей среды; 3) Понять, что многообразие живых организмов и ландшафта необходимо для сохранения естественных ресурсов не только для сегодняшнего поколения, но для будущего; 4) Помнить, что вопрос защиты окружающей среды- международная проблема.

Такая работа развивает у учащихся интерес и любовь к природе, к ее охране и преобразованию, увлекает учащихся перспективами природоохранной деятельности, формирует у детей познавательное и эстетическое отношение к окружающей природной среде, обучает детей правильному поведению и деятельности в природе, выявляет случаи негативного отношения к ней, определяет качественные изменения, происходящие в экологическом сознании и поведении учащихся.

С большим интересом ребята работают на опытно-пришкольном участке над экологическими опытами: «Изучение сортов кормовой тыквы», «Влияние сроков сева на урожай моркови», «Сортоиспытание белокачанной капусты», «Влияние яровизации клубней на урожай картофеля» и др. Исследование показали, что на наших полях при правильной агротехнике и использовании севооборота могут дать высокие урожаи овощные культуры: тыква, картофель и др. И наш труд был отмечен Почетной Грамотой Главы Администрации МР Уфимского района РБ Саттарова Р.Ф. за участие в смотре-конкурсе учебно-опытных участков.

Выбранную мною тему реферата «Экологическое воспитание школьников» считаю актуальной в современных условиях развития общества, потому что уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в стране и находится в прямой зависимости от экологического воспитания человека.

Сегодня экологическое образование и воспитание – два неразрывно связанных, взаимопроникающих и взаимодополняющих педагогических процесса, где важнейшим компонентом экологической культуры, развиваемого у школьников является знание основ экологии, главная суть которой заключается во взаимном влиянии составляющих частей экологических систем и их связь с окружающим миром.

С 2000года в школьных программах элементы экологического

образования введены практически во все учебные предметы. А отдельные предметы учебного плана - окружающий мир (в начальной школе), экология- в среднем звене, элективные курсы по экологии в старшей школе позволяют формировать экологическое сознание и культуру учащихся.

Я уверена, что выпускники школ, получившие определенные экологические знания, в дальнейшем бережней будут относиться к природе, что будущем может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашей стране.


На такую дисциплину как «экологическая культура» сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели. Экологическая ответственность за окружающий нас мир напрямую связана с экологическим воспитанием и с такими качествами личности, как самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий в природной среде, критическое отношение к себе и другим. Соблюдение моральных требований, связанных с гуманным отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Работая с детьми, я каждый раз убеждаюсь, что на формирование сознания учащихся в условиях взаимодействия с окружающей средой налагают отпечаток многие факторы: прежде всего - это жизненный опыт и сфера общения, семья и интересы сверстников, личные и групповые мотивы поведения, общественное мнение, целенаправленные действия педагога.

От учителя во многом зависит планирование и организация общественно –полезных действий учеников, которые помогают овладеть коллективными формами деятельности в природе, выработать продуманные позиции в отношениях со средой, претворить заботу о ней в конкретные дела. Перевод учащихся от наблюдений на прогулках за красотой природы во время сельскохозяйственных опытов, а затем к наблюдениям в ходе производительного труда – это развернутый педагогический прием целенаправленного обогащения индивидуальных эстетических отношений. Как известно, любая деятельность характеризуется особым содержанием и своеобразными формами. Она является системой взаимосвязанных дел, совокупностью различных действий и приемов, которые имеют определенную структуру, обусловленную внешними (природными объектами), а так же личными интересами школьников, обучением в сочетании с воспитанием.

Здесь уместно вспомнить сельскохозяйственные работы по уходу за культурными растениями учащимися 5-7 классов на пришкольных участках. где они впервые получают понятие «агробиоценоза - это культурное растительное сообщество: поле с полевыми культурами, огород с овощными, сад с плодовыми деревьями и кустарниками. В нашей школе есть учебно-опытный участок. Работая на нем, ребята убеждаются в том, что культурные растения, овощные или злаковые нуждаются в защите от сорняков, болезней, вредителей, в постоянной подкормке и окультуривании. На занятиях по обработке почвы, я показываю, что она не только обладает плодородием, но имея различный состав, структуру, плотность, различную степень увлажнения создает разные экологические условия для произрастания определенной группы растений, приспособленных к жизни в данных условиях.

Современное сельское хозяйство немыслимо без достаточного обеспечения растений удобрениями. И на уроках биологии есть часы на получение знаний учащимися о том, когда удобрения приносят пользу выращиваемым растениям, улучшают плодородие почвы, а когда бывают вредными и отрицательно влияют на окружающую среду. Даже так необходимые в жизни растений азотные удобрения могут быть вредными, если их вносить в почву бесконтрольно, избытки этих удобрений, разлагаясь в почве, образуют ядовитые окислы и отравляют окружающую среду, а проникая в грунтовые воды и открытые водоемы, делают их непригодными для питья.

Огромную роль в экологическом воспитании учащихся играет природоохранительная деятельность, которая определяется знаниями о природе и обществе, полученными при изучении географии, биологии, химии и физики.

Немаловажным в формировании экологического сознания является и эстетическое воспитание. Задача учителя - нацелить учащихся на встречу с красотой окружающего мира и организовать соответствующую познавательную деятельность.

эстетическое восприятие природы, природоохранительные стремления и действия не возникают автоматически. Их формирование требует специальной педагогической работы, комплексного подхода в воспитании: от эстетического познания к практике (к труду и охране среды) и от практики к познанию.

Пример педагога активно влияет на сознание и поведение учащихся, на их отношение к природе и друг к другу.

Немаловажным в экологическом воспитании учащихся считается индивидуальное консультирование педагогов по вопросам окружающей среды:

- домашнему труду (уход за садом, цветами, животными, рыбками, птицами);

- организации выставок находок и поделок из природных материалов;-

- режима игр и отдыха среди природы;

- ознакомление учащихся с правилами промысловой деятельности;

- ухода за природой.

В соответствии с Программами экологического воспитания мы планируем провести активную работу по формированию экологической культуры учащихся во внеклассной работе по восстановлению парка, который расположен в центре села и долгое время служил местом отдыха для жителей, с учащимися 6 – 7 классов средней школы. В настоящее время парк находится не в лучшем состоянии: погибли и вырублены многие деревья, появились свалки бытового мусора и валежника.


Заключение

Для осуществления стоящих перед нашей страной задач по превращению каждого ее уголка в цветущий край необходимо своевременно формировать экологическую культуру, эстетические отношения к природе, развивать любовь к ней и нести ответственность за ее состояние.

Природа не может защищать себя от варварского, корыстного, равнодушно-пассивного отношения к ней, от враждебных ее действий человека и вмешательства в ход естественных процессов, вызывающих гибель многих растений и животных. В нравственном обществе давно сформулирован закон об охране природы, который должен выполняться каждым гражданином страны. К его выполнению подрастающее поколение подготавливается всем содержанием и формами нашей жизни, особенно условиями единого учебно-воспитательного процесса школы. Полноценный эффект будет достигнут тогда, когда экологическое сознание и поведение станут составной частью общей культуры молодого человека.

Миссия нас, педагогов, - донести до детей, как прекрасен наш мир, как сложно он устроен и что от нашего поведения зависит, сумеем ли мы сохранить богатство мира, для будущих поколений людей и всех живых существ на планете.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!