Экологическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Огромную роль в экологическом воспитании играют уроки русского языка и литературы, на которых у школьников, помимо речевых навыков, формируется мировоззрение и нравственные качества.
Цель экологического воспитания на уроках : Донести до детей осознание того, что судьба человечества связана с окружающей средой и полностью зависит от состояния природы.
Задачи уроков на экологическую тему :
*Показывать красоту природы, вызывать чувство любви к ней .
*Вызвать чувство тревоги, ответственности за состояние окружающей среды, природы.
*Показать, как должен вести себя в природе разумный человек.
*Приводить примеры бережного, доброго отношения к природе.
*Подвергать осуждению поступки варварского отношения к природе.
Большую роль в образовании и воспитании играют уроки русского языка. Данный предмет обладает большим нравственно-экологическим потенциалом . На уроках я использую дополнительный материал , диктанты , стихотворения экологического характера, словарные слова, задания на экологические темы, изложения и сочинения , пробуждающие чувства, мысли, побуждающие учащихся задуматься над различными вопросами гармонии и единства всего созданного на планете.
Диктанты: «Загадка летучих мышей», «Путешествие по Карелии», «Жемчужный промысел», «Лесные звуки», «Как зажигаются звёзды», «Лакомки-медведи», «Лось», «Зимние краски», «Листопад» и т.д.
Темы для изложений: «Находка Герасима», «Зимой на льдине», «Шорох листьев в воздухе», «Снегири» и т.д.
Сочинения по картине: «Золотая осень», «Парк в Павловске», «Первое цветение», «Конец зимы. Полдень», «Февральская лазурь», «Берёзовая роща» и т.д.
Темы для сочинений: 1. «Бросим природе спасательный круг» 2. «Давайте сохраним ромашку на лугу» 3. «Листая книгу природы» 4. «Не поется птицам без небес» 5. «Оглянись вокруг» 6. «Они цветут, сердца отогревая»
Виды работ: экологические этюды («Чистота планеты - чистота души», «Природа не прощает ошибок») , устные журналы , экологическая мозаика, виртуальные экскурсии , экологические дебаты, репортажи.
Устный журнал «Спасем земную красоту!»
Уроки развития речи «Нет растений этих краше», «В царстве фауны и флоры».
Конкурс знатоков природы «Загадки природы».
Важное место среди видов работ по развитию речи занимают сочинения. В них отражается внутренний мир ученика, они говорят о развитии школьника, отношении к жизни, формировании его взглядов на мир.
Работа по репродукциям картин включает в себя формирование умения словами передавать красоту природы, животных, человека, формирование знания, что человек – часть природы, и он в ответе за все, что происходит на планете.
При изучении публицистического стиля языка возможна беседа о экологических проблемах. В качестве домашнего задания можно порекомендовать подбор материалов из местных газет об экологии села, города, области. Учащиеся сами пишут статью на экологическую тему.
:
Экологическое воспитание на уроках литературы.
Экологическая культура подрастающего поколения – это составная часть общей культуры общества. Ее формирование и воспитание протекает чаще всего незаметно, ненавязчиво, начиная с раннего детского возраста, детского сада, заканчивая периодом взросления, становления личности.
За время работы в школе мною накоплен достаточный опыт работы по экологическому воспитанию детей на уроках литературы, которым я могу поделиться. Думаю, что экологическая культура начинается с воспитания любви, бережного отношения к природе, «братьям нашим меньшим», родному селу, в конечном счете – к Родине. Этому способствуют, несомненно, уроки литературы. Так, в 5 классе при изучении темы «Малые жанры фольклора», обращаясь к закличкам, загадкам, пословицам, поговоркам на тему природы, я акцентирую внимание учащихся не только на метком образном русском слове, но и на бережном отношении ко всему живому, к себе в том числе, ведь мы тоже часть природы.
Произведения М.М. Пришвина «Времена года», «Кладовая солнца» в 6 классе демонстрируют любовь к родной земле, стремление пробудить у школьников желание понять красоту природы. На примерах поступков главных героев, их отношении к жизни, природе, животным и птицам автор рисует яркие примеры уважительного, бережного отношения к окружающему миру. Писатель наделяет животных и растения качествами, свойственными человеку, использует прием олицетворения, тем самым подчеркивает мысль о единении человека и природы.
Аналогичные картины наблюдаем и в рассказе В.П. Астафьева «Васюткино озеро», в котором Васютка, ровесник пятиклассников, оказался один на один с тайгой. Произведение В.П. Астафьева учит не только выносливости, стойкости духа, смекалке, терпению, но и тому, что лес, река, животные, рыбы часто становятся нашими помощниками, помогают выжить человеку в трудных условиях.
На уроках литературы, посвященных разделам «Писатели и поэты 19 и 20 веков о Родине, родной природе и о себе», я стараюсь развивать в детях не просто чуткое отношение к слову, а способность удивляться, восхищаться красотой родной природы, которую воспели в своих стихах русские поэты и писатели.
Воспитанию морально-этического отношения к природе способствуют уроки развития речи .
Творческие работы учащихся позволяют судить о том, что молодое поколение неравнодушно к своему будущему, в котором ему предстоит жить, а литература была и будет важным инструментом нравственности, человеческого отношения ко всему живому.