СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование читательской грамотности на уроках физики"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование грамотности чтения, понимаемой как способности учащихся к смыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование читательской грамотности на уроках физики"»

Формирование читательской компетентности

на уроках физики

Слова, сказанные 200 лет назад французским писателем Д.Дидро «Люди перестают мыслить когда перестают читать» актуальны в наши дни. С некоторых пор выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Наступил системный кризис читательской культуры.

Кристен Виллумье - известный немецкий нейробиолог считает, что простейшие изменения в образе жизни, при условии их систематической практики будут способствовать здоровью мозга до глубокой старости. Здесь, под «простейшими изменениями» имеются ввиду: физические упражнения, правильное питание и чтение книг. Именно чтение книг! Ежедневное чтение в течение 15, а лучше 30 минут, помогут улучшить здоровье мозга.

В новых образовательных стандартах выделены метапредметные результаты, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.

Перед учителем физики сегодня ставятся задачи, в ходе которых необходимо решение важных проблем: как организовать познавательную деятельность учащихся
на основе смыслового чтения; как развить интерес к чтению; как научить их грамотно
и осмысленно работать с текстом. Предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное - в широком смысле слова - чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения, так и в будущем.

Целью моего доклада будет следующее: показать какие педагогические решения нашли отражение в моей практике при формировании читательской компетентности
на уроках физики.

При рассмотрении данного вопроса, актуальными становятся, на мой взгляд, такие современные образовательные технологии, отвечающие системно-деятельностному подходу, как технология продуктивного чтения, разработанная профессором
Н. Светловской, технология РКМЧП, разработанная группой американских педагогов Чарлз Темпл, Джени Стил и др., технология проектно-исследовательской деятельности.

Технологии универсальны, могут применяться на уроках любого цикла и на любой ступени развития, направлены на формирование читательский грамотности.

Технологии продуктивного чтения состоит из трех этапов:

1 этап. Работа с текстом до чтения

Цель этапа - развитие умения предполагать, предвосхищать предстоящее чтение; ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, схемам, портретам. Или, наоборот, опираясь на ключевые слова текста, обдумать заголовок. Постановка вопросов к автору текста. На этом этапе возникает мотивация к чтению.

2 этап. Работа с текстом во время чтения

Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации

На данном этапе можно организовать поисковое чтение, чтение текста
«с карандашом»; составление схем, кластеров, таблиц.

3 этап. Работа с текстом после чтения.

Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.

Содержание работы:

  • повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям;

  • корректировка, дополнение схем, таблиц;

  • выполнение творческих заданий;

  • коллективное обсуждение прочитанного.

Данная технология подробно освещается в работах С.И. Заир-Бека, который под критическим мышлением понимается «мышление оценочное, рефлексивное», где знание является не конечной, а отправной точкой.

В основе ТРКМ - трехфазная структура урока:

На стадии ВЫЗОВА происходит обобщение имеющихся знаний по данной теме. Пробуждение интереса к изучаемой теме и самое главное осознание учеником, что его знаний недостаточно для целостного восприятия темы. И вот здесь-то рождается потребность в получении новых знаний.

Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ характеризуется активным получением новой информации. Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом.

РЕФЛЕКСИЯ (размышление) характеризуется обобщением полученной информации; выработкой собственного отношения к изучаемому материалу.

При работе с текстом использую следующие приемы:

Работа с текстом до чтения может предполагать составление схемы «Дерево предсказаний».

Где ствол - тема, например «Силы в природе».

Ветви - примеры сил (упругости, тяжести…).

Листья - формулы (математическое выражение силы).

Работа с текстом «Вес тела» до чтения рассматривает ряд вопросов.

Верите ли вы,

- вес вашего тела может меняться?

- ваш вес может приблизиться к 0?

- космонавты при старте испытывают многократные перегрузки?

Вопросы, связанные с жизнью, и касаются лично самого ученика. Создают устойчивую внутреннюю мотивацию.

Приём «Фишбоун» (рыбный скелет): во время работы с текстом «Свойства света» учащиеся оформляют схему. Голова - ключевое слово темы - свет, верхние косточки - корпускулярные свойства света, нижние - волновые, хвост - вывод - свет имеет двойственную структуру.

Диаграмма Венна. Этот метод организуется на основе двух пересекающихся кругов. Пересекающаяся часть кругов обозначает общие признаки. Используя такой прием, можно найти в тексте и отметить схожие и отличительные стороны двух объектов.

«Кластер» - выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Оформлять кластер можно начать на первом этапе. А после прочтения текста его дополнить, подкорректировать

Кластер, выполненный двумя цветами, покажет прирост знаний.

Интерпретацию текста можно осуществить с помощью приема Ромашка Блума - ромашка вопросов.

Простые вопросы

Уточняющие

Объясняющие

Творческие

Оценочные

Практические

Прием «ПОПС - формула»: в рамках данного приема предлагается начало предложений:

П - позиция «Я считаю, что…».

О - объяснение (или обоснование) «Потому что …».

П - пример «Я могу это доказать это на примере …».

С - следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Прием «РАФТ». Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица (от имени ученого, явления и т.д.). Затем определяется, кому адресован текст аудитория (человеку, телу). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, жалоба, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно.

3 этап работы с текстом после чтения может содержать такой прием, как даймонд, который требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.

  1. 7 строчки - существительные антонимы;

  2. два прилагательных к первому существительному;

  3. три глагола к первому существительному;

  4. два словосочетания с существительными;

  5. три глагола ко второму существительному.

При организации смыслового чтения при обучении физики важно учитывать, что современные ученики значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает мышление, ориентированное на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования, развития читательской компетентности на всех этапах обучения.

И сегодняшняя «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению
и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с уровнем высокой языковой культуры, чувств и мышления».

Желаю Вам творческих успехов и грамотных начитанных учеников.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!