Формирование читательской компетентности
на уроках физики
Слова, сказанные 200 лет назад французским писателем Д.Дидро «Люди перестают мыслить когда перестают читать» актуальны в наши дни. С некоторых пор выявлены проблемы в формировании грамотности чтения, понимаемой как способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания, формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в разных жизненных ситуациях. Наступил системный кризис читательской культуры.
Кристен Виллумье - известный немецкий нейробиолог считает, что простейшие изменения в образе жизни, при условии их систематической практики будут способствовать здоровью мозга до глубокой старости. Здесь, под «простейшими изменениями» имеются ввиду: физические упражнения, правильное питание и чтение книг. Именно чтение книг! Ежедневное чтение в течение 15, а лучше 30 минут, помогут улучшить здоровье мозга.
В новых образовательных стандартах выделены метапредметные результаты, среди которых особое внимание уделяется стратегии смыслового чтения и работе с текстом.
Перед учителем физики сегодня ставятся задачи, в ходе которых необходимо решение важных проблем: как организовать познавательную деятельность учащихся
на основе смыслового чтения; как развить интерес к чтению; как научить их грамотно
и осмысленно работать с текстом. Предстоит работа, для осуществления которой необходимо понимать, что грамотное - в широком смысле слова - чтение лежит в основе всей деятельности человека как в период его обучения, так и в будущем.
Целью моего доклада будет следующее: показать какие педагогические решения нашли отражение в моей практике при формировании читательской компетентности
на уроках физики.
При рассмотрении данного вопроса, актуальными становятся, на мой взгляд, такие современные образовательные технологии, отвечающие системно-деятельностному подходу, как технология продуктивного чтения, разработанная профессором
Н. Светловской, технология РКМЧП, разработанная группой американских педагогов Чарлз Темпл, Джени Стил и др., технология проектно-исследовательской деятельности.
Технологии универсальны, могут применяться на уроках любого цикла и на любой ступени развития, направлены на формирование читательский грамотности.
Технологии продуктивного чтения состоит из трех этапов:
1 этап. Работа с текстом до чтения
Цель этапа - развитие умения предполагать, предвосхищать предстоящее чтение; ученики прогнозируют содержание текста, предполагают о чем он по его названию, иллюстрации, схемам, портретам. Или, наоборот, опираясь на ключевые слова текста, обдумать заголовок. Постановка вопросов к автору текста. На этом этапе возникает мотивация к чтению.
2 этап. Работа с текстом во время чтения
Цель этапа понимание текста и создание его читательской интерпретации
На данном этапе можно организовать поисковое чтение, чтение текста
«с карандашом»; составление схем, кластеров, таблиц.
3 этап. Работа с текстом после чтения.
Цель этапа достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли.
Содержание работы:
повторное обращение к ключевым словам, вопросам, иллюстрациям;
корректировка, дополнение схем, таблиц;
выполнение творческих заданий;
коллективное обсуждение прочитанного.
Данная технология подробно освещается в работах С.И. Заир-Бека, который под критическим мышлением понимается «мышление оценочное, рефлексивное», где знание является не конечной, а отправной точкой.
В основе ТРКМ - трехфазная структура урока:
На стадии ВЫЗОВА происходит обобщение имеющихся знаний по данной теме. Пробуждение интереса к изучаемой теме и самое главное осознание учеником, что его знаний недостаточно для целостного восприятия темы. И вот здесь-то рождается потребность в получении новых знаний.
Стадия ОСМЫСЛЕНИЯ характеризуется активным получением новой информации. Это содержательная стадия, в ходе которой и происходит непосредственная работа ученика с текстом.
РЕФЛЕКСИЯ (размышление) характеризуется обобщением полученной информации; выработкой собственного отношения к изучаемому материалу.
При работе с текстом использую следующие приемы:
Работа с текстом до чтения может предполагать составление схемы «Дерево предсказаний».
Где ствол - тема, например «Силы в природе».
Ветви - примеры сил (упругости, тяжести…).
Листья - формулы (математическое выражение силы).
Работа с текстом «Вес тела» до чтения рассматривает ряд вопросов.
Верите ли вы,
- вес вашего тела может меняться?
- ваш вес может приблизиться к 0?
- космонавты при старте испытывают многократные перегрузки?
Вопросы, связанные с жизнью, и касаются лично самого ученика. Создают устойчивую внутреннюю мотивацию.
Приём «Фишбоун» (рыбный скелет): во время работы с текстом «Свойства света» учащиеся оформляют схему. Голова - ключевое слово темы - свет, верхние косточки - корпускулярные свойства света, нижние - волновые, хвост - вывод - свет имеет двойственную структуру.
Диаграмма Венна. Этот метод организуется на основе двух пересекающихся кругов. Пересекающаяся часть кругов обозначает общие признаки. Используя такой прием, можно найти в тексте и отметить схожие и отличительные стороны двух объектов.
«Кластер» - выделение смысловых единиц текста и их графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Оформлять кластер можно начать на первом этапе. А после прочтения текста его дополнить, подкорректировать
Кластер, выполненный двумя цветами, покажет прирост знаний.
Интерпретацию текста можно осуществить с помощью приема Ромашка Блума - ромашка вопросов.
Простые вопросы
Уточняющие
Объясняющие
Творческие
Оценочные
Практические
Прием «ПОПС - формула»: в рамках данного приема предлагается начало предложений:
П - позиция «Я считаю, что…».
О - объяснение (или обоснование) «Потому что …».
П - пример «Я могу это доказать это на примере …».
С - следствие (или суждение) «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».
Прием «РАФТ». Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица (от имени ученого, явления и т.д.). Затем определяется, кому адресован текст аудитория (человеку, телу). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, жалоба, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно.
3 этап работы с текстом после чтения может содержать такой прием, как даймонд, который требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
7 строчки - существительные антонимы;
два прилагательных к первому существительному;
три глагола к первому существительному;
два словосочетания с существительными;
три глагола ко второму существительному.
При организации смыслового чтения при обучении физики важно учитывать, что современные ученики значительно изменились за последние годы: они обладают системно-смысловым типом сознания, у них преобладает мышление, ориентированное на смысл деятельности, что вызывает необходимость формирования, развития читательской компетентности на всех этапах обучения.
И сегодняшняя «Сквозная цель образования - воспитание грамотного, компетентного читателя, человека, имеющего устойчивую привычку к чтению
и потребность в нем как в средстве познания мира и самого себя, человека с уровнем высокой языковой культуры, чувств и мышления».
Желаю Вам творческих успехов и грамотных начитанных учеников.