СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад " Формирование читательской компетентности младших школьников через реализацию урочной и внеурочной деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уроки литературного чтения развивают у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививают им полезные в будущем знания, умения, навыки.

Просмотр содержимого документа
«Доклад " Формирование читательской компетентности младших школьников через реализацию урочной и внеурочной деятельности"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Кочкуровская средняя школа





Практические достижения

профессиональной деятельности учителя начальных классов

Самариной Валентины Федоровны





Тема:

" Формирование читательской компетентности  младших школьников через реализацию урочной и внеурочной деятельности"



















с. Кочкурово

2024 год

Формирование читательской компетентности  младших школьников через реализацию урочной и внеурочной деятельности

Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, предполагает   воспитание  и  развитие качеств личности,  отвечающих требованиям   информационного общества,  личности,  свободно ориентирующейся  в  потоках информации, способной конструктивно общаться, сотрудничать, эффективно решать учебные и познавательные задачи в процессе жизнедеятельности. Это станет возможным при условии овладения всеми школьниками читательской культурой.

В наш век развития информационных технологий, научно – технического прогресса художественная книга утрачивает свою функцию. Сегодня для многих основным смыслом чтения становится извлечение информации, то есть мы, фактически, имеем дело с функциональным чтением, художественная книга тоже становится своего рода учебником. В то время как художественная литература всегда была призвана развивать, воспитывать, пробуждать чувства. Такая ситуация вызывает крайнюю обеспокоенность. При таком подходе мы не сможем решить основную задачу – воспитание достойных граждан, которые принимают нравственные нормы, сохраняют традиции, знают и помнят историю своей страны, способны отстаивать её интересы.

Проблема обозначена. Одним из средства её решения, на наш взгляд, является осмысленное чтение художественных текстов. Если дети научатся видеть в героях самих себя, если смогут сказать, что так я никогда не поступлю, другими словами, сделать нравственный выбор, то в этом уже будет результат нашей деятельности. Многие педагоги сегодня могут сказать, что именно это мы и делаем, просто нам не хватает 4 –х часов в неделю, или родители стали плохими помощниками. Можно называть много причин нашей несостоятельности, но я считаю, что и в сегодняшней ситуации нужно находить новые способы организации образовательной деятельности, чтобы заложить в учениках основы личности, способной различать добро и зло, иметь своё мнение, отстаивать свою точку зрения, уметь действовать в нестандартных ситуациях.

Читательская компетентность определяется:

  • владением техникой чтения,

  • приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,

  • знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,

  • сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Схема работы по развитию интереса к чтению младших школьников:

  • урок литературного чтения;

  • внеклассные занятия;

  • совместная работа с библиотекой;

  • работу с родителями.

Уроки литературного чтения развивают у школьников интерес к книге и любовь к чтению, а также прививают им полезные в будущем знания, умения, навыки. Я использую два направления обучения чтению детей младшего школьного возраста: формирование читателя и приобщение к литературе как особому виду искусства. Именно учитель способен синтезировать эти направления при организации уроков литературного чтения. Творческим чтением движет любознательность. Таким образом, я так строю свою работу, чтобы чтение детской литературы способствовало перерастанию любопытства в любознательность, помогало детям не останавливаться на запоминании фактов, а искать их логику, обусловленность, причинность. Так постепенно формируется привычка и навык полноценного вдумчивого чтения и грамотный читатель.

От достижения  цели зависит успешность обучения школьника. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (надпредметных) умений, навыков, способов деятельности. 

Интерес к чтению, желание читать самостоятельно возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него будут развиты учебно-познавательные мотивы. Поэтому одним из способов повышения качества чтения необходимо признать целенаправленное управление обучением чтению. Эффективной может быть система специальных упражнений и разнообразных вариантов действий, активно влияющих на основные параметры чтения, способствующие формированию навыка осознанного чтения и умения самостоятельно работать с текстом.

Для совершенствования навыка чтения первоклассников на уроках обучения грамоте и уроках литературного чтения используются следующие виды упражнений:

  • упражнения в орфоэпическом произношении (чистоговорки, скороговорки );

  • упражнения, вырабатывающие внимание к слову и являющиеся предпосылкой правильного чтения (методика развития техники чтения по системе Эдигей);

  • упражнения, развивающие оперативное поле зрения и память (жужжащее чтение, зрительные диктанты по системе Федоренко);

  • упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя.

  • С целью выработки навыка слитного прочтения слов и развития артикуляции при выполнении данных упражнений применяются различные техники игрового обучения:

  • «игра в прятки»,

  • «мнимое слово»,

  • чтение за «диктором»,

  • синхронное чтение «буксиром»;

  • «подскажи словечко».

Поддержать интерес первоклассников к чтению и выработать общие учебные умения, необходимые для работы с книгой на этом этапе, помогают различные средства обучения:

  • наглядные пособия;

  • демонстрационные картины;

  • учебные таблицы,

  • иллюстрационный материал для словарно-логических упражнений; альбомы сюжетных картинок;

  • книги;

  • электронные презентации.

Работа по формированию читательской грамотности ведется на всех уроках. Правильное выполнение задний в основном зависит не от того, что ребенок не знает учебный материал, а от того как он осознанно прочитал задание. Поэтому сначала разбираем задание, т.е. ученик должен в задании найти действия, которые он должен выполнить и какой результат его деятельности будет оценен.

Очень часто на уроках использую различные приемы:

1. Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы

Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока. Учащимся предлагаю задание: составьте вопросы по теме. «Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. задают друг другу.

2. Чтение индивидуальное.

Читая, ученик делает пометки в тексте:

V – уже знал;

+ – новое;

– – думал иначе;

? – не понял, есть вопросы.

Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

Знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе (–) Есть вопросы (?). Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы. Если у детей возникают вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то ответить на возникший вопрос. Этот приём способствует развитию умения систематизировать информацию, выделять новое.

3. Приём «Кластер»

Очень активно использую кластеры для систематизации и обобщения материала на всех уроках. Часто использую такой вид работы в группах. Кластер – графический способ систематизации учебного материала. В середине листа записывается (зарисовывается) основное слово (тема), а по сторонам от него фиксируются слова (рисунки), с ним связанные. Предлагаю ребятам прочитать изучаемый материал и вокруг основного слова (тема урока) выписать ключевые, понятия, выражения. А затем вместе в ходе беседы наполняют эти ключевые понятия, выражения, необходимой информацией.

4. Приём «Ключевые слова»

Это слова, по которым можно составить рассказ или определения некоторого понятия. Часто использую на занятиях по внеурочной деятельности.

Разнообразные формы и приемы по формированию читательской грамотности использую во внеурочной деятельности. Организуем в классе поэтические конкурсы, читательские конференции, литературные игры ("Поле чудес", викторины), инсценировки литературных произведений, библиотечные часы, которые проводятся совместно со школьным библиотекарем. Обязательно посещаем библиотеку; совместно с библиотекарями проводим библиотечные уроки и мероприятия. Мои ребята – самые активные читатели. Проводим праздники: «Прощание с букварем», «Праздник первой отметки», «Мы переходим в следующий класс», где родители в качестве подарков дарят книги, энциклопедии, словари.

Такая система работы с внедрением новых технологий, нестандартных форм работы в урочной и внеурочной деятельности, эффективно отражается на развитии речи учащихся, повышает учебную мотивацию детей, воспитывает грамотного читателя и главное помогает ему быть успешным во всей учебной деятельности.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!