ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«БРЯНКОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
ДОКЛАД
Тема: «Формирование гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики»
Подготовила:
педагог-организатор
Котенко Татьяна Витальевна
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей Родине. Это гораздо больше. Это — сознание своей неотъемлемости от Родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Л. Толстой.
В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражданских и патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, определяют новые требования к государственной системе образования. Сегодня, важнейшими задачами учебно-воспитательной функции образования является формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье. Возрождение патриотизма, гражданственности – это шаг к возрождению Республики, так как именно они являются духовно-нравственной основой общественного сознания, достоянием личности.
Патриотическое воспитание начинается с познания ценности Родины. В процессе развития человек постепенно осознает свою принадлежность к коллективу, классу, школе, народу, Родине. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином страны.
Именно в школьном возрасте наиболее целесообразно приобщение детей к патриотизму и гражданственности.
Формированию гражданственности и патриотизма у обучающихся во многом способствуют воспитательные мероприятия, посвященные Дню Народного единства, Дню Мира, Дню воина-интернационалиста, Дню защитника Отечества, Дню Победы.
Правильное определение цели и задач гражданско-патриотической работы, мне как педагогу-организатору, помогает выбрать оптимальные методы и формы организации воспитательных мероприятий:
Формы:
· конкурсы рисунков, песен, стихов, сочинений;
· поисково-исследовательская работа;
· проектная деятельность;
· акции;
· инсценировки;
· уроки мужества
Методы: беседы, просмотр видеофильмов, экскурсии.
Современный мир требует новых воспитательных подходов, способных развивать чувство гражданского долга, любви к Родине, уважению к историческому прошлому.
Поэтому в школе я использую такие формы гражданско-патриотического воспитания, как тематические беседы, уроки мужества, мира, а также акции, месячники, концерты, лектории, фестивали, спортивные праздники, игровые программы. Они направлены на развитие гражданской активности, инициативности, творчества обучающихся, оказывают помощь и поддержку на этапе становления личности подростков, формированию патриотизма. Очень важно отметить развитие проектной деятельности, которая способствует развитию самостоятельности обучающихся, интеллектуально-творческих способностей, формированию социально-значимых качеств.
Я, как педагог-организатор плодотворно взаимодействую с классными руководителями, детскими классными коллективами, ученическим самоуправлением.
Важно сказать о создании положительного психологического климата и активной воспитательной среды в школе, которые включают в себя:
- развитие творчества, которое проявляется в подготовке ярких мероприятий;
- поддержка ученической самодеятельности и самоуправления, творческой инициативы и направление их в нужное русло;
- участие классных руководителей в разнообразных школьных делах.
Ребятам неинтересны сухие и скучные внеурочные мероприятия. Они предполагают отдых от учебы, чтобы ребята могли не только получить какие-то воспитательные моменты, но и развлечься. Мы должны научить наших ребят учиться и отдыхать достойно, интересно и с пользой для них и для общества.
Сегодня в республике большое внимание уделяется работе детских общественных объединений. Моя задача, как педагога-организатора – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят, проявление инициативы.
Очень важно, чтобы сформированные активы детских общественных объединений являлись помощниками во всех общешкольных, городских мероприятиях, различных акциях.
Наиболее эффективной формой работы с обучающимися на мой взгляд является музейная педагогика. Помогает в решение данных задач – школьный музей.
12 февраля 2018 года состоялось торжественное открытие таблички в память о том, что в нашей школе во время Дебальцево-Чернухинской операции находился штаб легендарной бригады "Призрак".
А 15 февраля 2019 года в рамках третьего антифашистского форума "Верим в Донбасс" состоялось торжественное открытие музейной комнаты, посвященной Дебальцево - Чернухинской операции, во время которой в нашей школе находился штаб легендарной бригады "Призрак".
Оценивая значение музея, силу воздействия его материалов, можно отметить, что живой показ явлений и фактов средствами музейных экспонатов особенно убеждает, лучше сохраняется в памяти, будит мысль школьника. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебной и воспитательной работы с обучающимися.
В музее каждый экспонат, стенд, фотоматериалы, так или иначе, относится к истории войны на Донбассе, на нашей родной земле.
Патриотическое воспитание всегда являлось важнейшим фактором нравственного здоровья любого общества.
Цель работы нашего музея - способствовать формированию у обучающихся личностного отношения к истории Родины, чувства патриотизма и гордости.
Задачи музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю военных действий в родном поселке и окрестностях из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, фотоматериалов, информационных стендов, экскурсий; создание условий для выработки у обучающихся позиции созидания; позиции не стороннего наблюдателя, а заинтересованного исследователя.
К функциям нашего музея относятся такие функции, как формирование патриотизма, мировоззрения подрастающего поколения и многие другие, которые носят педагогический и психологический характер.
Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
В музейной педагогике мы учитываем средства и формы музейной деятельности.
Согласитесь - школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов, обучающихся, лидеров ученического самоуправления. Без участия широкого актива обучающихся нельзя реализовать полную программу.
Жизнь в школе всегда насыщена различными мероприятиями гражданско - патриотического направления, в которых мы с ребятами принимаем активное участие, и я как педагог-организатор тесно взаимодействую с ученическим самоуправлением.
Наша музейная комната посвящена конкретному событию страшной войне на Донбассе: «Дебальцево-Чернухинской операции», но холл первого этажа является её продолжением. Там расположены стенды:
-
«Они сражались за Родину». Там мы можем увидеть фото и биографии участников Великой Отечественной Войны – жителей посёлка Южная Ломоватка;
-
«Если я упаду, поднимите мой меч. Не меня, только меч поднимите». Стенд
посвящен командиру бригады «Призрак», герое нынешнего времени – Алексею Борисовичу Мозговому. На стенде можно увидеть фото Алексея Борисовича, стихотворения собственного сочинения, деятельность и взгляды Мозгового.
-
«Криворожское подполье поднялось за честь страны». Расположена информация об истории возникновения и деятельности группы Игоря Левтерова, фото Игоря Павловича и его группы;
-
«И не в шурф их бросали, а в наши сердца…». На стенде освящены: деятельность антифашистской подпольной организации, клятва молодогвардейцев, состав штаба, история образования организации, фото и биографии членов организации.
В нашей музейной комнате совместно с ученическим самоуправлением проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные событиям войны на Донбассе, истории Великой Отечественной войны, Левтеровскому подполью, героям-Молодогвардейцам, по Афганской войне, беседы на патриотические темы, классные часы, внеурочные занятия.
Ребята – лидеры ученического самоуправления проявили инициативу - выступают перед обучающимися и гостями, проводят экскурсии по музейной комнате.
В ходе поисковой работы сотрудники, педагоги школы, жители посёлка пополняют музейный фонд.
Также в нашей школе проводится проектно-исследовательская работа, в которой обучающиеся принимают активное участие.
После мероприятий, которые проводятся в нашей музейной комнате, обучающимися совместно с педагогом-организатором и классными руководителями были выполнены проектно-исследовательские работы: стенгазеты, самодельные книги, рисунки, альбомы-раскладки, презентации и т.д.
Ими были выполнены проекты на следующие темы:
-
«Становление Республики»;
-
«Дебальцево - Чернухинская операция»;
-
«Герои нашего времени»;
-
«Это было в Краснодоне»;
-
«Мир детям Донбасса»;
-
«По страницам Великой Отечественной Войны» и др.
Сегодня вы сможете ознакомиться с данными проектами, на школьной выставке проектов, которая находится в холле второго этажа.
Немецкий учёный Г. Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных и сегодня, которых мы придерживаемся:
- каждое посещение музея - это занятие, и оно должно иметь конкретную (учебную, воспитательную, развивающую) цель;
- учитель и дети должны осознавать, что посещение музея - не развлечение, а серьёзная работа, а поэтому нужно готовиться к нему;
- посещать музей нужно после предварительной подготовки и в процессе школьных занятий, когда дети не устали и готовы к восприятию;
- итогом посещения музея должно быть самостоятельное творчество детей (рисунок, сочинение на тему увиденного, создание проектов и т.д.).
Наш музей, как и наша школа, не перестают радовать обучающихся, учителей, персонал школы и родителей. Мы с радостью принимаем гостей и устраиваем им экскурсии по музею.
Великую Отечественную войну выиграл советский учитель. Это он в огромных городах и крохотных селеньях, в горных аулах и кишлаках учил детей не только математике, правописанию и законам физики, он учил их любить Родину, воспитывал в них будущего писателя, летчика или землепроходца. Учил помогать товарищам и любить их, быть смелым, бескорыстным и искренним. Это советские учителя воспитали героическую Зою Космодемьянскую, бесстрашного Александра Матросова, отважных летчиков Гастелло и Талалихина, незабвенных молодогвардейцев, непреклонных панфиловцев, которые бросались с гранатами под гусеницы фашистских танков. На сегодняшний день мы тоже растим будущих героев защитников родины. Педагоги и сотрудники нашей школы с мужеством и отвагой сейчас принимают участие в освободительной спецоперации.
В заключении хочется сказать, что школьный музей способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания обучающимися значимости своего родного посёлка и города, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота нашей Республики.
Таким образом, музейная педагогика позволяет решать основную педагогическую проблему, а именно: как вызвать у детей интерес и желание учиться; стремление изучать историко-культурное наследие своей Родины, историю военных действий на Донбассе.
Посредством музейной педагогики обучающиеся лучше социализируются, у них формируются качества личности высоконравственного гражданина, патриота своей отчизны.
Спасибо за внимание!