СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад: «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. 

Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Формирование и развитие духовно-нравственных основ личности»»





МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №146 ГОРОДА ДОНЕЦКА»



















Доклад: «Формирование и развитие

духовно-нравственных основ личности»

Учитель: Ермакова И.Г.























«Где нравы без просвещения или просвещение без нравов,

там невозможно долго наслаждаться счастьем и свободой»

Пифагор. IV век до н. э

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте определено, «развитие личности - смысл и цель современного образования… Новой нормой становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы».

Проблема нравственного воспитания школьников – традиционная для школы, на любом этапе развития и, тем не менее, продолжает оставаться актуальной. Дело здесь в следующем. Во-первых, дети живут в ценностном пространстве, создаваемом старшими членами семьи, которые пережили противоречивость ценностных тенденций в обществе в 90-е годы. Во-вторых, отношение детей с внешним миром часто опосредуются телевизионными передачами, мультфильмами и фильмами, компьютерными играми, имеющими низкое качество с точки зрения нравственности. Всё это привело к тому, что, как говорят «дети сегодня другие», младшие школьники, в результате преобразований в обществе приобрели новые черты: информированность, критичность, требовательность к уровню жизни.

Не случайно в «Стандартах второго поколения» был представлен документ «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором большое внимание уделено духовно-нравственному развитию личности школьники – гражданина многонациональной страны. Основными причинами, побудившими к созданию этого актуального документа, были названы следующие:

- нехватка принципов и правил жизни, сознательно принимаемых большинством граждан;

- отсутствие нравственных ориентиров в вопросах социального поведения;

- недостаточное уважение к родному языку, самобытной культуре своего народа.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания определяет:

• характер современного национального воспитательного идеала;

• цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;

• систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;

• основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.









Понятие «нравственность» В. Даль определяет как «духовность, душевность, добронравие, благонравие, согласие с совестью, с долгом честного и чистого сердцем гражданина». Очевидно, что воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России» не возможно без целенаправленных действий педагога.

И важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

Можно выделить основные задачи образовательных учреждений по духовно-нравственному развитию личности:

- развивать все звенья и направления образования на принципе патриотических и нравственных ценностей отечественной цивилизации;

- установить органичную взаимосвязь общего и дополнительного образования с социальными и экономическими концепциями развития поселения, особенностями его развития;

- развивать педагогические технологии, раскрывающие ресурсы личности всех участников педагогического процесса и формирующие положительную мотивацию на духовно – нравственное и социокультурное обновление в родном поселении;

- выйти на новое понимание качества образования, включающего не только усвоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативности и управленческих умений, формирование мотивации и опыта социокультурного обновления.

Организация духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется по следующим направлениям:

-воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);

- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

На уроках литературы – это чтение и разбор статей, рассказов, стихотворений, сказок, что помогает детям понять и оценить нравственные поступки людей. Дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме.





Педагоги оценивают на уроке не только знания учебного материала, но и поощряют проявление детьми нравственных поступков и отношений. В течение урока создаются ситуации, в которых была бы возможность для групповой, парной работа. Такая форма организации работы создаёт условия для проявления уступчивости, товарищества, желания найти компромисс. Активно используются творческие групповые домашние задания. Их смысл заключается в том, чтобы дети учились работать вместе, творчески, помогая друг другу.

К важным источникам нравственного опыта школьников относится искусство. Задачи формирования духовно-нравственного развития личности в значительной степени реализуются на уроках эстетического цикла: музыки, изобразительного искусства, - где у школьников развивается процесс самопознания. Проникая во внутренний мир героев произведений, сопереживая им, человек осмысливает свои чувства, свое отношение к ним, к событиям жизни, то есть приобретает жизненный опыт через проживание опыта другого человека, тем самым познает самого себя. Поэтому художественное восприятие можно назвать тождественным понятию – мировосприятие. Мировосприятие – это эстетическая деятельность, в процессе которой происходит восприятие, осознание и освоение окружающего мира, а также – обобщение результатов этого освоения в форме и средствах, свойственных искусству. И на этой основе - совершенствование личности и окружающего мира.

Чем шире и разнообразнее художественная деятельность школьника, тем многомернее информация об окружающем мире, поступающая через разные сенсорные каналы восприятия, тем глубже он познает самого себя и мир, а его мировосприятие становится позитивным, живым мироотношением. Искусство в этом процессе рассматривается «почвой», на которой произрастает духовное, нравственно-эстетическое и творческое совершенствование ребёнка. Ребёнок, овладевая музыкальной культурой как природой, овладевает природной стороной культуры в целом, то есть духовной культурой.

Формирование живого мировосприятия у школьников - это создание в их представлениях единой картины мира, в центре которой будет стоять человек в гармонии с миром природы, культуры и общества. Современное образование направлено на преодоление одномерности человека благодаря искусству как источнику и способу переживания образа мира, формирования мировосприятия, характеризующегося отношением к миру как к живому организму.

Формирование нравственного опыта школьников не ограничено только их учебной деятельностью. Воспитательный процесс строится таким образом, что в нем предусматриваются ситуации, в которых школьник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Осознание себя, качеств своей личности проявляется у школьников через интерес к поступкам литературных героев, товарищей по классу, а затем через оценку собственных качеств. Направить внимание детей на осознание своих качеств личности помогает организация их деятельности в мероприятиях различной направленности.

Для младших школьников в общеобразовательном учреждении реализуется длительная воспитывающая игра «Арктическое путешествие», одна из задач которой - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам, и обязанностям человека.







Подлинным источником нравственности является национальная культура. К сожалению, истоки национального высыхают там, где не поют народных песен, не рассказывают сказок, где преданы забвению обряды, обычаи прошлого. В нашем общеобразовательном учреждении ведутся уроки гуманитарно-эстетического цикла, на которых в рамках национально-регионального компонента изучается история, национальные традиции и культура народов Севера, и также, народов всей необъятной нашей страны. К ценностям народной культуры приобщаются ученики нашей школы в доступных формах: играх, песнях, сказках, фестивалях, праздниках народного творчества. Дети пробуют себя в разных ролях и видах деятельности: поют, пляшут, мастерят, участвуют в театральных постановках.

Невозможно не отметить традиционные праздники школы: «День знаний», «День пожилых людей», «День Матери», «Новогодний калейдоскоп», «Праздник мам», «Подвигу народа жить в веках», «День Семьи», «Последний звонок» и другие мероприятия, способствующие формированию духовно-нравственных качеств личности.

Традиционными для формирования духовно-нравственных качеств личности в школе являются сезонные праздники: осенью — «Праздник осени»; зимой - «Новый год», «Рождество», «Масленица»; весной— «Праздник птиц» и др.

Особое внимание в формировании основ нравственности отводится семейному воспитанию. И здесь школа ставит перед собой задачу – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, родом, родственниками; дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев. Процесс формирования семейных ценностей начинается в семье на личном примере родителей. Зависит от нравственной атмосферы в родительской семье, психолого-педагогической грамотности отца и матери. Так как родители не всегда обладают достаточной педагогической грамотностью, школа оказывает родителям профессиональную помощь. Разработка совместно с родителями системы единых педагогических требований и согласование основных направлений школьного и домашнего семейного воспитания осуществляться как через индивидуальную работу с семьями учащихся, так и на классных родительских собраниях. Совместная деятельность способствует установлению доверительных отношений между родителями детьми, их взаимному духовному обогащению.

Таким образом, педагогический смысл работы по духовно-нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться, от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Духовно-нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять жизненную позицию.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!