Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Формирование мета предметных умений и навыков через реализацию мини проектов на занятиях в УДО"»
Доклад на тему
Формирование мета предметных умений и навыков через реализацию мини проектов на занятиях в УДО
Под мета предметными умениями мы будем понимать формирование универсальных учебных действий, таких как
Целеполагание, формулировка гипотезы, определение задач, выбор методов для работы и критериев для оценки качества ожидаемых результатов деятельности, а также планирование своей деятельности ребенком и её рефлексия. Немаловажную роль играют умение работать с источниками информации и развитие коммуникативных навыков учащихся при выборе партнеров и обсуждении результатов.
Формированию мета предметных умений осуществляется через погружение деятельность – реализацию мини проектов, что ведет к накоплению опыта (тренировка и отработка конкретных умений в каждом мини-проекте.)
Широкий спектр мини-проектов- как научных игрушек представляют нам такие авторы как Леонид Яковлевич Гальпершейн «Здравствуй, физика», Глен Вильлькионе «100 интересных опытов», Яков Исидорович Перельман «Занимательная физика» и др.
Актуальность выбранного подхода к формированию мета предметных умений продиктована требованиями ФГОС –- обязательная защита проектов при аттестации в средней школе. Мини проекты выступают в качестве пред проектной деятельности для приобретения первичных навыков и опыта.
На занятиях в УДО мини проекты могут быть введены как лабораторные опыты по различным темам:
1 Фонтан Герона;
2. Электричество: Катушка тесла;
3. Атмосферное давление: Поилка для птиц.
Учащийся не только приобретают дополнительный опыт в реализации проекта, но и презентует свой продукт на занятиях и дома, а также на аттестации в школе позже.
Значимость реализации мини проектов в дополнительном образовании вызвана проблемами, возникшими при реализации проектного обучения в дополнительном образовании.
Учащиеся в группах объединений имеют разно уровневую подготовленность, разные уровни самостоятельности в организации своей деятельности, а также ещё ряд проблем, связанных с развитием личности самого ребенка: временные рамки для деятельности, наличие продукта «здесь и сейчас», мотивации при организации проектной деятельности и т.д. Это приводит не только к дифференцированному индивидуальному подходу в обучении и выбору разного уровня проблемности проектов, но также и к введению промежуточных мини продуктов мини проектов.
Бабочка – работа по аналогии с птицей
Паучок – действие сил и т.д.
Водолаз- устройство для попадания на дно – действие атмосферного давления.
Идет накопление опыта для проектной деятельности- формирование мета предметных умений через погружение в деятельность.
Отвечая на вопрос: «Как это работает?». Дети погружаются в мир науки, её волшебство.
Выбор мини продуктов – научной игрушки м.б. представлен как педагогом для развития многогранного мышления или развития метода аналогий (ТРИЗ), логического мышления, так и ребенком – идет выбор уровня проблемности, сложности предстоящей работы.
Мини проекты могут перерастать в большие проекты:
Змейка
Калейдоскоп и т.д.
Таким образом, введение реализации мини проектов на уроках физики и в дополнительном образовании помогает решить ряд проблем, с которыми сталкиваются педагоги при формировании мета предметных навыков, требуемых ФГОС.