СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка"

Категория: Немецкий язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Одной из самых важных задач системы образования в настоящее время является формирование «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию через познание нового социального опыта.

Как известно, один древнекитайский мудрец сказал: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Задача учителя – научить обучающихся самим добывать знания, то есть сформировать у них познавательные УУД.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка"»

Тема: «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка»


Актуальность темы связана с введением второго иностранного языка в общеобразовательные учреждения РФ


Цель: Проанализировать виды заданий для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка.


Одной из самых важных задач системы образования в настоящее время является формирование «универсальных учебных действий», которые обеспечивают «умение учиться», способность обучающегося к саморазвитию и самосовершенствованию через познание нового социального опыта.

Как известно, один древнекитайский мудрец сказал: «Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день, научи его ловить рыбу, и он будет сыт всегда». Задача учителя – научить обучающихся самим добывать знания, то есть сформировать у них познавательные УУД.

УУД - это целостная система, куда входят в том числе и познавательные универсальные учебные действия, являющиеся общеучебными, логическими, связанными с решением проблемы.

Формирование познавательных УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

Для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках немецкого языка я использую  следующие виды заданий:

- поиск лишнего слова в логической цепочке;

- «Лабиринты»,

- «Магические квадраты»;

- сопоставление картинки и слова;

- упорядочивание предложений согласно прочитанному или прослушанному;

- составление разного рода опор, например, при подготовке устного сообщения по теме;

- работа с таблицами в учебнике;

- работа с диаграммами;

- «Цепочки букв» и преобразование их в предложения;

-работа со словарями и другими справочниками;
- выполнение проектов и презентаций, используя Интернет-ресурсы;

- работа в группах, например, по теме «Wir bereiten uns auf eine Deutschlandreise vor». Работая с аутентичным текстом Ганса Фаллады, участники группы (по 3-4 учащихся) образуют семью Фаллады: папа, мама, сын и, возможно, дочь выбирают приемлемый для путешествия маршрут (Das Reiseziel) Они собирают информацию об этом месте, обсуждают все «за» и «против», беседуют о подготовке к путешествию и принимают окончательное решение. (Используются вопросы: Wohin fahren wir? Womit fahren wir? Wie steht es mit…? Was kannst du vorschlagen? Wie meint ihr? Was noch? Was wählen wir?) .

- задания к тексту: «Посмотрите на заголовок текста и скажите, о чём будет в нем идти речь», «Прочтите последний абзац истории и догадайтесь, что произошло с главным героем рассказа», «Прочитайте первые предложения рассказа и предположите, что будет дальше» (Например, сказка « Три бабочки»);

- самостоятельное выведение грамматического правила на уроке (Степени сравнения прилагательных, образование будущего времени).

Для формирования познавательных УУД в учебниках немецкого языка И.Л. Бим имеются памятки и функционально-смысловые таблицы (ФСТ):

 памятка – показ ставит цель дать пример выполнения заданий или что надо запомнить. При изучении степеней сравнения прилагательных и наречий памятка показывает, что есть исключения из правила и их надо знать наизусть.
памятка-совет рекомендует возможные способы выполнения действия, из которых ученик может выбирать,

 памятка – инструкция предлагает определенную последовательность операций, 

памятка – алгоритм (последовательность операций строго фиксирована). Хотелось бы остановиться на формировании познавательных УУД при изучении немецкого языка, используя технологию РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Первая фаза (вызов) ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Важным моментом данного этапа работы является целеполагание. Чтобы переключить внимание учащихся на тему урока в технологии предусмотрен ряд приемов.

Ведущим приемом работы на данной стадии могут стать кластеры или интеллект-карты. Кластер – это один из способов графической организации материала, некая структура, каждая клеточка которой – определенная информация.

Данный метод стимулирует речь, активизирует воображение, индивидуализирует обучение. Технология составления карты (Cluster):

записывается тема, понятие;

вокруг понятия (темы) записываются слова, ассоциации, спонтанно приходящие в голову;

каждое новое слово образует собой новое ядро, которое вызывает дальнейшие ассоциации;

взаимосвязанные понятия соединяются линиями.

Так возникает сеткоподобный набросок идей, который вызвало одно слово- «das Cluster». Стадию вызова на уроке можно осуществить многими приемами, в том числе и хорошо всем знакомыми. Например, дать ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или расставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал.

Вторая фаза (осмысление) – непосредственное восприятие новой информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация, отслеживание собственного понимания. На стадии осмысления применяю прием Insert-маркировка текста по мере его чтения. Познавательные УУД: - Формируем умение извлекать новую информацию из текста и иллюстрации.

- Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

-Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Прием «Чтение с остановками». Познавательные УУД:

-Формируем умение находить ответы из содержания вопросов.- Формируем умение выявлять сущность, особенности объектов.

-Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

-Формируем умение оценивать поступки других людей.

-Формируем умение проводить лексический анализ трудных слов, умение работать со словарем в случае затруднения...

-Формируем умение ориентироваться в нравственном содержании прочитанного.

Прием «Предположение» (Прогнозирование). Познавательные УУД:

-Формируем умение прогнозировать информацию по названию.

-Как вы думаете, что может произойти в рассказе с таким названием?

Приём «Прогнозирование» (групповая работа) Подумайте и дайте ответы на вопросы. 1.Что будет дальше? 2.Чем закончится текст? 3.Как могут развиваться события? (Дети обмениваются идеями, распределяют деятельность в группах)

Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. В основе технологии лежит базовая модель, состоящая из трех этапов: стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Специфика познавательных УУД на уроках иностранного языка заключается в том, что знакомство со многими языковыми (грамматическими) явлениями немецкого языка происходит раньше, чем при изучении аналогичного материала на уроках русского языка. Поэтому учителю вовсе не сложно сформулировать проблему и обсудить разные способы решения проблемы.

Так, например, школьники уже в начальных классах могут привести примеры на русском языке, какой город красивее, какой город самый красивый, какой дом выше, а какой самый высокий. Но они не знают, что речь идет о степенях сравнения прилагательных. При изучении данного материала по УМК И. Л. Бим по немецкому языку (5 класс“Großes Reinemachen in der Stadt. Eine tolle Idee! Aber…“) после анализа примеров, данных в учебнике, можно организовать информативный поиск в справочнике по грамматике, выведению самими школьниками правила образования степеней сравнения прилагательных. При сравнении двух систем образования степеней сравнения прилагательных в русском и немецком языкам целесообразно предложить ученикам смоделировать схему образования степеней сравнения прилагательных на русском и немецком языках, проанализировать различия в образовании.

Учителя иностранного языка часто используют ассоциограмму для обобщения языкового материала по теме, например: «Германия».

Упражнения для развития познавательных УУД:

  1. «Угадай слово»: На рабочем поле слайда интерактивной доски расположены круги, в которых написаны букв, нужно расставить буквы так, чтобы получилось слово по теме.


  1. «Сопоставь картинки и слова»: В верхней части рабочего поля слайда расположены картинки по теме, а в нижней части слова. Необходимо наложить слова на картинки, при правильном ответе картинка исчезает.


  1. Работа с видео: Задание перед просмотром видео:

показать картинки по сюжету, дети должны предположить тему видео и написать возможные глаголы, которые могут употребляться в данном фрагменте.

Просмотр видео: во время просмотра дети записывают все глаголы из фрагмента.

Задания после просмотра видео: сопоставить записи до просмотра и после, оставить необходимые глаголы и составить рассказ по своим записям


  1. Упражнение для интерактивной доски. При изучении спряжения глагола «sein» - поляна с цветами. На цветах написаны личные местоимения (ich - на одном цветочке, du - на другом и т.д.). Отдельно нарисованы и вырезаны бабочки (бабочки bin, bist и т.д.). Ученик должен каждую бабочку посадить на свой листочек.


  1. Прибавь одну букву, чтобы получилось новое слово. Образец: (H)und.

(..)rot, Gas(..), (..)alle, (..)art, (..)alt, kran(..), war(..), (..)art, Zu(..), Ar(..)t, (..)und, (..)bus, Oste(..)n, (..)und, Scha(..)f, vor(..), (..)ort, (..)immer, a(..)m, Freu(..)de, Sie(..).

(Brot, Gast, Halle, hart, kalt, krank, warm, zart, Zug, Arzt, Mund, Obus, Ostern, rund, scharf, vorn, Wort, Zimmer, arm, Freunde, Sieg)

  1. Домики.

Используются в процессе работы над окончаниями глаголов. На крышах домиков живут местоимения: ich, du, er, sie, es, wir, ihr, sie.

К ним в гости приходят разные глаголы. Каждый глагол должен найти свой домик.


7. Die Familie

Sucht in dieser Tabelle versteckte Wörter zum Thema «Die Familie». Ihr könnt sie horizontal (von links nach rechts bzw. von rechts nach links) und vertikal (von oben nach unten bzw. von unten nach oben) finden.


V

A

T

E

R

S

A

M

O

E

L

T

E

R

N

M

U

P

T

R

E

T

H

C

O

T

A

T

X

Q

B

T

A

N

T

E

E

N

C

U

S

I

N

E

N

R

E

D

U

R

B

Z

R

H

K

I

N

D

L

E

K

N

O

R

E

T

S

E

W

H

G

S


8.Setzen Sie Wörter, die folgende Bedeutung haben, in die freien Felder ein!

Waagerecht:

1. Kindeskind 3. Vater der Mutter oder des Vaters (der Eltern) 5. Sohn meiner Großeltern 9. Kind 10. Tochter meiner Eltern 11. Mutter der Mutter oder des Vaters (der Eltern) 12. Bruder der Mutter oder des Vaters 13. Sohn meiner Eltern

Senkrecht: 2. Mutter und Vater 3. Bruder und Schwester 4. Schwester der Mutter oder des Vates 6. Tochter meiner Großeltern 7. Tochter der Tante oder des Onkels 8. Kind


Verwandte






























 1

 

 

 2

 



 3

 

 

 

 

 

 4

 

 



 

 

 

 



 





 

 




 

 5

 

 

 

 


 



 6



 




 7

 


 




 



 



 




 



 




 



 


 

 


 8


 9

 

 

 



 10

 

 

 

 

 

 



 


 

 






 



 





 


 







 


 11

 

 

 

 

 

 

 

 

 






 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 12

 

 







 









 








 












 13

 

 

 

 

 
















9. In welches Land, welche Stadt müssen Sie reisen, um folgende Sehenswürdigkeiten zu besuchen?


  1. das Hofbräuhaus

  2. das Holstentor

  3. das Burgtheater

  4. das Schloss Schönbrunn

  5. das Schloss Nymphenburg

  6. das Schloss Sanssouci

  7. das Mozarteum

  8. das Gewandhaus

  9. der Zwinger

  10. der Kudamm

  11. der Herkules

  12. der Stephansdom

  13. das Grüne Gewölbe

  14. das Schloss Charlottenburg

  15. Neuschwanstein

  16. der Palast Pillnitz

17.Mespelbrunn


10.Was wächst im Garten und auf dem Feld?

In alphabetischer Reihenfolge sin die Bezeichnungen für Blumen, Bäume, Früchte usw. durcheinander geraten. Versuchen Sie die richtigen Begriffe zu ermitteln, indem Sie die Buchstaben ordnen.


  1. AFEPL

  2. WIZENE

  3. CIHCEERO

  4. BRNEI

  5. ESREB

  6. DLIL

  7. GRETSE

  8. FRIEDEL

  9. ISIR

  10. HERAF

  11. KOTRAFFEL

  12. JAHINONSREEBE

  13. MISA

  14. LINUPE

  15. ONELARED

  16. VLOGEREEBE

  17. QUETIT

  18. PIRFCHIS

  19. SILLEREE

  20. RENOGG

  21. UMEL

  22. TEMTOA

  23. NSUS

24.ZEBILEW



11. Lasst es euch schmecken.

Ordnen Sie den Zahlen die entsprechenden Buchstaben des Alphabets zu und Sie erhalten eine Liste für die gesunde Ernährung. Beachten Sie: UE = Ü


1 16 6 5 12

2 18 15 13 2 5 5 18 5

3 8 9 3 15 18 5 5

4 1 20 20 5 12

5 18 4 2 5 5 18 5

6 5 9 7 5

7 18 1 14 1 20 1 16 6 5 12

8 9 13 2 5 5 18 5

9 14 7 23 5 18

10 15 8 1 14 14 9 19 2 5 5 18 5

11 1 18 20 15 6 6 5 12

12 9 14 19 5

13 1 14 7 15

14 21 5 19 19 5

15 18 1 14 7 5

16 6 12 1 21 13 5

17 21 9 20 20 5

18 5 9 19

19 5 12 12 5 18 9 5

20 15 13 1 20 5

21 3 8 1

22 15 7 5 12 2 5 5 18 5

23 1 12 14 21 19 19

26 9 20 18 15 14 5




Вывод:

Сформированные универсальные учебные действия позволяют обобщать способы действий с учебным материалом, успешно решать учебные и практические задачи, служат основой для последующего обучения. Очень важно поддерживать инициативу ученика в нужном направлении, и обеспечивать приоритет его деятельности на уроке. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. УУД выявляют и развивают способности воображения, мышления, моделирования, включают обучающихся в процесс познания среды с применением этого опыта в реальной жизни. Универсальные учебные действия обеспечивают качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения.

 





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!