Тема доклада: Формирование универсальных учебных действий на уроках музыки с помощью игровых технологий
Автор доклада: С. Д. Легостаева
учитель музыки МБОУ ОСОШ № 1
2014 год
Универсальные учебные действия:
- Личностные;
- Познавательные;
- Регулятивные;
- Коммуникативные.
«Игра – в значительной степени основа всей человеческой культуры»
(А. В. Луначарский)
С точки зрения предмета «Музыка»
Личностные
Стремление реализации творческих способностей ученика, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Они формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.
Р егулятивные
Знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества. Это является основной целью предмета “Музыка”, которую учащиеся должны ясно представлять.
Коммуникативные
С лушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы. Так как специфика предмета такова, что, слушая какое либо произведение искусства каждый человек трактует его по-своему, очень важно, чтобы учащиеся могли уметь выразить и грамотно обосновать свою точку зрения, при этом уважительно относится к мнению друг друга, даже если она противоположная.
Познавательные
Ф ормирование целостной художественной картины мира, воспитание патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитие творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.
Основная задача предмета «Музыка»:
Формирование и развитие эстетических и духовно-нравственных качеств личности, музыкально-творческих способностей.
Игровые педагогические технологии:
Основные направления:
Дидактическая цель ставится в форме игровой задачи;
Учебная деятельность подчиняется правилам игры;
Учебный материал используется в качестве ее средства;
Успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом .
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Структура игры:
- Целеполагание;
- Планирование;
- Реализация цели;
- Анализ результатов.
Функции игры:
- развлекательная;
- коммуникативная;
- игротерапевтическая;
- диагностическая;
- коррекция;
- межнациональная коммуникация;
- социализация .
Игры по виду деятельности:
- физические;
- интеллектуальные;
- трудовые;
- социальные;
- психологические.
Группы игр:
- Обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие;
- Познавательные, воспитательные, развивающие;
- Репродуктивные, продуктивные, творческие;
- Коммуникативные, диагностические, профориентационные.
В современной школе игровая деятельность используется в следующих случаях:
- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
- как элементы более обширной технологии;
- в качестве урока или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как технологии внеклассной работы.
Игра «Ассоциативная сеть»
Игра «Мозговой штурм»
Игра «Логическая цепочка»
Современность _______, _________,
___________, _____________ музы ка
Игра «Пропущенное слово»
Романс – это музыка и __________.
Песня - это слова и ____________.
Тембр – это _________ звука.
Игра «Музыкальное рисование»
Игра «Морская команда»
Музыкально – дидактические игры
«Узнай и пой»
«Ритмическое эхо»
«Громко – тихо»
«Угадай по голосу»
«Музыкальный волчок»
«Концерт»
«Ожившие картинки»
Интеллектуальные игры
«Счастливый случай»
«Два рояля»
«Что? Где? Когда?»
«Угадай мелодию»
«Своя игра»
Игры - путешествия
«Страна композитора»
«Загадочный город»
«Путешествуйте вместе с нами»
Сюжетно – ролевые игры
«Я – композитор»
«Я – сочинитель»
«Проба пера»
Ребусы
Шарады
Загадки
Кроссворды
В игре активно развиваются:
- ценностные отношения к окружающему миру;
- творческие качества личности;
- моральные и волевые качества;
- чувства и эмоции;
Применение игровых форм обучения:
- повышает внимание учащихся;
- увеличивает объем и длительность запоминания материала;
- формирует творческое воображение, развивает фантазию;
- доставляет радость и удовольствие.
Игровые технологии способствуют:
- углублению, расширению и творческому применению учащимися знаний и умений;
- активизации познавательной деятельности;
- развитию познавательного интереса к предмету;
- формированию у учащихся опыта позитивной деятельности, ценностных отношений;
- развитию навыков межличностного взаимодействия, коммуникативных и творческих способностей.
«Вся наша жизнь – игра а люди в ней актеры» У. Шекспир