СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Формы и методы профилактики и коррекции проблемного поведения через использование современных практик».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первоначально мы рекомендуем использовать методики, основанные на использовании игрового метода. Основная задача данного метода: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми, сверстниками.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Формы и методы профилактики и коррекции проблемного поведения через использование современных практик».»

Доклад

«Формы и методы профилактики и коррекции проблемного поведения через использование современных практик».


Докладчик: педагог-психолог Калабина А.В.


Методы общественного влияния:

1.Коррекция активно-волевых дефектов - реакция человека на среду, когда ему приходится выбирать те или иные действия, называют его волей. У слабовольных детей недостаточно развита установка (внимание) и нет центрированных склонностей к чему-либо: такой ребенок на всех смотрит одинаковыми глазами; для него все любопытно, что ново, но все новое для него скоро надоедает, так как он интересуется лишь внешней стороной явлений. Коррекцию слабоволия, развития и укрепления воли разумно начинать с физического воспитания. В борьбе с детским слабоволием физическое воспитание оказывает большую услугу, т.к. они физически оздоравливают и одновременно способствуют исправлению слабости характера.

2.Коррекция страхов - страх это аффект, задачей коррекции является развитие в ребенке искусства самообладания. Кроме терпеливого старания отучить ребенка от его беспричинных страхов, лучше всего действует спокойное убеждение, уговор. Страх возникает в ответ на действие угрожающего стимула. Понимание опасности, её осознание формируется в процессе жизненного опыта и межличностных отношений, когда некоторые безразличные для ребёнка раздражители постепенно приобретают характер угрожающих воздействий. Обычно в этих случаях говорят о появлении травмирующего опыта  (испуг, боль, болезнь, конфликты и т.д.). Гораздо более распространены так называемые внушённые детские страхи. Их источник – взрослые, окружающие ребёнка (родители, бабушки, воспитатели детских учреждений), которые непроизвольно заражают ребёнка страхом, тем, что излишне настойчиво, подчёркнуто эмоционально указывают на наличие опасности. В результате ребёнок реально воспринимает только вторую часть фраз типа: «Не подходи – упадёшь», «Не гладь – укусит» и др. Маленькому ребёнку пока ещё не ясно, чем ему всё это грозит, но он уже распознаёт сигнал тревоги, и естественно, у него возникает реакция страха. Имеются различные способы коррекции страхов:

1.  игра со страхом;

2.  рисование страха;

3.  вербализация страха (сказки, рассказы, страшные истории).

На основе этих данных можно составить комплекс коррекционных методик, который будет включать в себя:

1.  Методики, основанные на использовании игрового метода: «Игра с темнотой», «Прогулка в слепую», «Отгадай, кого я боюсь» (по первой и последней букве).

2.  Методики, основанные на использовании изотерапии: «Расправься с нарисованным страхом», «Мне не страшно».

3.  Методики, основанные на использовании сказкотерапии: «Сказка про страх».

Коррекционная работа может проводиться как с подгруппами детей, так и индивидуально. Первоначально мы рекомендуем использовать методики, основанные на использовании игрового метода. Основная задача данного метода: научить ребёнка испытывать положительные эмоции, что благотворно влияет на его психику. Основным средством является разнообразная игровая деятельность, которая повышает общий уровень переживаний ребёнка, помогает ему установить доверительные отношения со взрослыми, сверстниками.

Коррекционная работа проводится не со страхом, а с личностным отношением ребёнка к породившим его причинам.

Использование данных методик помогает детям установить доверительные отношения со сверстниками, преодолеть чувство одиночества и тревожности.

Работа с родителями должна быть направлена не только на профилактику возможных нарушений, но и в некотором роде на  коррекцию неправильных, травмирующих ребёнка стилей воспитания.

Главная цель работы – обучение родителей эффективным навыкам коммуникации и способам выражения своей любви к ребёнку.

В ходе беседы родителей знакомят с приемлемыми способами наказания ребёнка. Предлагают компоненты эффективного общения с детьми, которые являются необходимыми: контакт глаз, так как ласковый взгляд снижает уровень тревожности и уменьшает страхи у ребёнка, укрепляет в нём чувство безопасности и уверенности в себе, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

Детские страхи заслуживают самого внимательного изучения и как можно более раннего устранения с целью предупреждения появления неврозов как психогенного заболевания формирующейся личности ребенка. 

3. Метод игнорирования - исключительным по характеру детям никоим образом нельзя показывать, что в них видят исключительность. Все они, кроме истерических детей, совершенно не могут выносить того, чтобы быть центром внимания. Лишь кажущееся невнимание к их резким дефектам характера ведет к тому, что они постепенно подавляют некоторые свои психопатические проявления. Еще менее того должны они знать, что их считают ненормальными, так как это неизбежно ведет к тому, что одни из них преувеличивают свои психические аномалии, другие же совсем не желают быть ответственными за свои поступки. В коррекции недостатков характера истеричных детей метод игнорирования дает особенно хорошие результаты— их рисовка, театральность, болезненное стремление всячески обратить на себя внимание при дружном проведении всем персоналом этого метода очень быстро поддаются сначала смягчению, а в дальнейшем и исчезновению.

4. Метод культуры здорового смеха - научными исследованиями последних лет установлено громадное ежечасное и ежеминутное значение в жизни человека здорового смеха, радости, веселого настроения. Чувство радости заставляет расширяться все мельчайшие кровеносные сосуды, ускоряет оживляющее все органы кровообращение, повышает жизненную энергию организма. Радость и смех вызывают так нужное для организма ощущение свежести, бодрости и активности.

Влияние радости особенно усиливается по отношению к исключительным детям. Для примера можно сослаться на детей, склонных к уединению, замыканию в себе, аутизму. Здесь педагог, наряду с другими мероприятиями, должны использовать и метод создания вокруг ребенка радостной атмосферы. Радость для них столь же необходима, как солнечный свет, как свежий воздух. Здоровое веселье, здоровый смех для них является крайне необходимым лекарством, которое нельзя упускать из виду и которое, наоборот, следует постоянно употреблять в интересах детей.

Шутки, прибаутки, загадки также веселы и забавны и потому весьма полезны в деле коррекции ребенка, отклоняющегося от нормы.



5.Коррекция навязчивых мыслей и действий - когда ребенку приходят в голову навязчивые мысли, он должен прежде всего почувствовать, что его понимают. Например, касаясь сексуальности ребенка, нужно быть чрезвычайно осторожным, так как каждое необдуманное слово может вызвать новое навязчивое представление. Необходимо взвешивать каждое слово, выражаться по возможности просто и ясно, чтобы не давать повода к сомнениям и раздумьям. Существует много приемов, которые способствуют отвлечению ребенка от навязчивых мыслей и действий:

- вольные игры на свежем воздухе, они дают моторный разряд внутреннему напряжению, уменьшают гнет тяжелого настроения, вызывают чувство радости;

- физическое воспитание и спорт, существенным дополнением к ним являются сильные обтирания жесткой щеткой и ванны с переменной температурой;

- занятия по интересам.

Однако все указанные приемы надо применять умело, иначе они могут повысить страхи ребенка и тем самым усилить данный дефект.

6. Коррекция бродяжничества.

Проблема бродяжничества весьма актуальна. Существует несколько причин бродяжничества. Известно, что у истеричных детей временами бывает своеобразное сумеречное состояние с болезненным влечением к странствованиям. Ребенок убегает из детского учреждения, бродит на свободе и через несколько дней возвращается, не может объяснить, что с ним происходило в эти дни.

Задачи коррекции: устранить все, что вредно отражается на нервно-психическом здоровье ребенка и своевременно лечить, а также ввести рационально поставленный труд умственный и физический.

7. Самокоррекция – самостоятельное регулирование человеком своего отношения к объекту, вызывающему эмоции. Золотое правило психологии гласит: «Проблема не в том, что с нами происходит, а в том, как мы к этому относимся».

- приучать осознавать и понимать свои недостатки, слабости и достоинства;

- создавать сознательное стремление к усилению своих хороших качеств;

- провоцировать ситуации, в которых ребенок будет бороться со своими недостатками; - беседовать и убеждать, что если стараться, то можно стать другим;

- согласовать тактику действий всеми лицами, окружающими ребенка; - проживать групповые социально-педагогические тренинги.

8. Метод коррекции через труд

Метод коррекции через труд чрезвычайно важен как для общего социального воспитания ребенка с трудным характером, так и для коррекции отдельных форм его поведения.

Трудовая деятельность ребенка является источником не только его профессионального образования, но и социального воспитания. В различных мастерских ребенок приобретает целый ряд навыков, важных для его дальнейшей профессиональной деятельности: учится столярному или слесарному делу, проходит школу рисования, готовится стать музыкантом и т. д.. Все это особенно важно для будущей жизни ребенка с дефектами характера, ведь эти последние иногда в силу жизненной необходимости требуют от него именно специализированного вида деятельности. Однако наиболее существенную роль труд в мастерских играет тогда, когда он рассматривается с точки зрения коллективистского воспитания, формирования социально активной личности. В самом деле, работа в мастерских позволяет прежде всего развить и укрепить мотивацию социального самоутверждения ребенка. В условиях коллективного труда он учится ценить себя и других, приучается относиться к другим так же, как и к себе, начинает сознавать все преимущества совместных форм деятельности и правила их осуществления.

Ребенок с больным характером часто нуждается в вызывании, мобилизации и укреплении работоспособности, в выработке усидчивости, систематичности и других черт характера, необходимых для любой деятельности.

Можно представить следующую систему коррекции ребенка с ненормальностями характера:

1. Вызывание и развитие общей работоспособности, примером чего могут служить дети, имеющие отвращение к труду в большинстве случаев в результате недостаточного семейного и школьного воспитания. Таким детям первую работу приходится давать чрезвычайно интересную и связанную с необходимостью проявить личную инициативу. В результате ребенок, раз пережив удовольствие от творческой активности, и будучи оценен в этом коллективом товарищей, приобретает охоту к труду. Таким образом, умело поставленный и специально приспособленный к особенностям ребенка первый акт труда может произвести большой сдвиг в поведении ребенка.

2. Выработка систематичности и выдержки в работе. Обычно мы пользуемся приемом длительных заданий, которые требовали бы от ребенка систематического и последовательного выполнения им трудового задания в течение более или менее продолжительного времени, начиная от получаса и кончая несколькими днями и потом неделями. Этот прием ценен потому, что он заставляет ребенка довести до конца начатую работу, сосредоточивая на ней свое внимание.

4. Развитие общей активности, особенно у пассивных детей. Этот пункт говорит о том, что самый процесс труда в мастерской, его темп, ритм, общая трудовая обстановка — все это способствует повышению трудового тонуса, который сильно зависит от коллективных условий труда. Всякий ребенок, попадая в среду активно, весело и радостно работающих товарищей, сам как бы заражается, индуцируется общим настроением коллектива. Его движения становятся более быстрыми, он стремится не отставать от других детей, старается дать не худшую и не в меньшем количестве продукцию. Коротко говоря, он положительно активируется коллективом.

Следовательно метод коррекции через труд как метод трудовой терапии действительно имеет своим следствием оздоровление личности ребенка. В каждом отдельном случае необходимо индивидуализировать указанный метод и заботиться о разумном его выполнении.

9. Метод коррекции путем рациональной организации детского коллектива

Наряду с выработкой нового самосознания, одним из оснований системы отечественной педагогики является принцип коллективизма.

. Коллектив может корригировать у ребенка с трудным характером следующие стороны личности:

- У деспотичных детей условия коллективной жизни и труда исцеляют свойственные им недостатки; рельефно это выступает у детей-одиночек, единственных детей. Попав в атмосферу коллектива, такой ребенок сталкивается с личностями товарищей, предъявляющими к нему требования взаимного уважения и взаимной помощи.

Когда такой маленький деспот не подчиняется законным требованиям своих товарищей, он много теряет, так как перестает быть полноправным членом коллектива. Коллектив никогда не мирится с тем, чтобы кто-нибудь держался в нем антиколлективно, антисоциально. Разумеется, в таких случаях требуется чрезвычайно внимательное отношение педагога, чтобы вхождение ребенка с деспотическими чертами характера в коллектив не было бы связано с еще большим усилением конфликта между ним и коллективом. В результате длительного, планомерного влияния коллектива на трудного ребенка он постепенно избавляется от своего недостатка: придя в школу деспотом и тираном, он возвращается домой с нормальными социальными эмоциями.

- Вторым результатом воздействия коллектива на ребенка является повышение у него общей активности и формирование навыков организованной работы.

- Далее коллектив прививает исключительному в отношении характера ребенку целый -ряд недостающих ему социально ценных эмоций: например, развивает дружбу, взаимопомощь, сочувствие и т. п.

Каждому педагогу приходится исключительного ребенка наблюдать постоянно и констатировать колоссальное влияние коллектива на слабохарактерных и безвольных детей. Они благодаря коллективу изо дня в день приобретают активность, решительность, настойчивость, твердость, стремление доводить до конца начатое дело.

Педагог должен всячески стремиться к развитию коллективистических навыков у детей с трудным характером. Методика детского и молодежного движения должна и здесь найти широкое поле применения, так как эти формы являются неотъемлемой составной частью всей нашей жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!