СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД Формы организации внеурочной деятельности, направленные на приобретение опыта исследовательской деятельности обучающихся

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Ребенок по своей природе – исследователь, его небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД Формы организации внеурочной деятельности, направленные на приобретение опыта исследовательской деятельности обучающихся»

МОУ «Новохоперская СОШ №91»





Доклад

Формы организации внеурочной деятельности, направленные на приобретение опыта исследовательской деятельности обучающихся



Педагог-психолог Волина Ю.В.







Содержание

Введение……………………………………………………………….. 3-4

Основная часть

Раздел 1. Формы исследовательской работы …………………………4-5

Раздел 2. Цель организации исследовательской деятельности……...5-8

Раздел 3. Внеурочная исследовательская деятельность……………..8-9

Заключение………………………………………………………………10

Список использованной литературы……………………………….....11

































Введение

Сегодня современное общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека - творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.

Актуальность

Ребенок по своей природе – исследователь, его небольшой жизненный опыт не дает возможности получить ответы на все интересующие вопросы. Учитель может использовать это природное стремление к поиску в своей образовательной деятельности.

Цель

Показать полезность новых образовательных технологий, в частности исследовательский метод во внеурочной работе с обучающимися начальных классов.

Задачи

- выявить роль обучающегося в процессе исследовательской деятельности;

- обосновать полезность исследовательской деятельности для познавательного развития школьников;

- установить правила организации исследовательской деятельности в рамках внеурочной работы.

Характеристика использованной литературы

При подготовке реферата использовалась новейшая литература по педагогическим технологиям и конструировании образовательного и воспитательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО.



Основная часть

Раздел 1. Формы исследовательской работы.

Исследовательский метод (по Б.Е.Райкову) – это метод умозаключения от конкретных фактов и информации, самостоятельно добываемых, наблюдаемых или воспроизводимых на опыте учащимися. Он предполагает, что ученики самостоятельно формулируют проблему и решают ее (на опыте, в проекте, олимпиадной работе, учебной научной работе и т.п.). Составляется план исследования, выдвигается гипотеза, ставится эксперимент, обобщаются результаты. Это обеспечивает творчество, продуктивную деятельность и наиболее эффективные и прочные знания (знания трансформации). Контроль преподавателя минимальный, оказывается лишь направляющая помощь [3, с. 10] .

Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности учителя и ученика по поиску решения неизвестного, результатом которого является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом [ 6, с. 54].

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В отличие от традиционного обучения, где за учителем закреплена роль обучающего, а за учеником обучающегося, в процессе проведения учебно-исследовательской работы возникает новый акцент в деятельности учителя: он включен в исследование поставленный проблемы на равных условиях с учеником и одновременно обучает его методике проведения исследования. Работа по исследовательской деятельности может проводиться индивидуально (с успешными, одаренными детьми), но может иметь локальный и фронтальный характер [ 4, с. 68].

Условно исследовательскую деятельность можно разделить на две составные части: научно-исследовательская – вид деятельности, направленный на получение объективных научных знаний и учебно-исследовательская – деятельность, главная цель которой – образовательный результат. Она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления [ 1, с. 30].

Исследовательская деятельность позволяет развивать у ребенка умения и навыки для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нем и систематизации материала. В педагогической работе исследовательскую деятельность разделяют на урочную и внеурочную [5, с.8 ].

Формы организации учебно-исследовательской деятельности:

  • занятие-исследование, научная-лаборатория, занятие—творческий отчёт, занятие изобретательства, «Удивительное рядом», занятие—рассказ об учёных, занятие—защита исследовательских проектов, занятие-экспертиза, занятие открытых мыслей;

  • учебный эксперимент, который позволяет организовать освоение таких элементов исследовательской деятельности, как планирование и проведение эксперимента, обработка и анализ его результатов;

  • задание исследовательского характера, которое может сочетать в себе разнообразные виды деятельности, позволяет провести учебное исследование, достаточно протяжённое во времени.

  • исследовательская практика обучающихся;

  • образовательные экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе исследовательского характера;

  • факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение предмета, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

  • научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с учебными научно- исследовательскими обществами (УНИО) других школ;

  • участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях, в том числе дистанционных, предметных неделях, интеллектуальных марафонах, которое предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

Организация учебно-исследовательской и проектной работы обучающихся может строиться на основе взаимосвязи предметного содержания и с учётом деятельности на внеурочных занятиях. Для этого наиболее оптимальным может быть изучение курса «Технология учебно-исследовательской и проектной деятельности» на основе использования методов проектов и исследований в аудиторных занятиях по отдельным предметам, организации проектов и исследований в системе домашних заданий по отдельным предметам, использования проектных и исследовательских форм работы в системе внеурочной деятельности.

Проектная деятельность обучающихся как форма сотрудничества

Средняя ступень школьного образования является исключительно благоприятным периодом для развития коммуникативных способностей и сотрудничествакооперации между детьми, а также для вхождения в проектную (продуктивную) деятельность. Исходными умениями здесь могут выступать: соблюдение договорённости о правилах взаимодействия (один отвечает — остальные слушают); оценка ответа товарища только после завершения его выступления; правила работы в группе, паре; действия обучающихся на основе заданного эталона и т. д.

Целесообразно разделять разные типы ситуаций сотрудничества.

1. Ситуация сотрудничества со сверстниками с распределением функций. Способность сформулировать вопрос, помогающий добыть информацию, недостающую для успешного действия, является существенным показателем учебной инициативности обучающегося, перехода от позиции обучаемого к позиции учащего себя самостоятельно с помощью других людей.

2. Ситуация сотрудничества со взрослым с распределением функций. Эта ситуация отличается от предыдущей тем, что партнёром обучающегося выступает не сверстник, а взрослый. Здесь требуется способность обучающегося проявлять инициативу в ситуации неопределённой задачи: с помощью вопросов получать недостающую информацию.

3. Ситуация взаимодействия со сверстниками без чёткого разделения функций.

4. Ситуация конфликтного взаимодействия со сверстниками.

Последние две ситуации позволяют выделить индивидуальные стили сотрудничества, свойственные детям: склонность к лидерству, подчинению, агрессивность, индивидуалистические тенденции и пр.

Установлено, что у обучающихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности может быть существенно снижена школьная тревожность.

Исходными умениями во внеурочной деятельности могут выступать: соблюдение договорённости о правилах взаимодействия (один отвечает — остальные слушают); оценка ответа товарища только после завершения его выступления; правила работы в группе, паре; действия обучающихся на основе заданного эталона и т. д.



Раздел 2. Цель организации исследовательской деятельности.

Цель организации исследовательской деятельности - обучение школьников умениям и навыкам исследовательской работы.

Основные задачи:

1.Развитие способности у обучающихся аналитически мыслить, сравнивать, обобщать, классифицировать изучаемый материал.

2.Овладение обучающимися способностью формулировать проблему и гипотезу исследования.

3.Обучение формам представления основных результатов исследовательской работы обучающихся.

Основы организации исследовательской деятельности обучающихся

Организация исследовательского обучения должна быть реализована комплексно как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности. Изучение исторического материала происходит на основе документов и исторической литературы.

Урочная деятельность: исследовательские методы, проекты, творческие задания и др.

Внеурочная деятельность:

Формы проведения учебных занятий: лекция, практические занятия, лабораторные занятия, работа в архивах, библиотеках, работа в компьютерном классе.

При выборе методов исследования более приемлемым является теоретический вид исследования. Он необходим для того, чтобы факты, подвергшиеся отбору, классификации, анализу, сравнению, обобщению, объяснению и познанию причинно-следственных связей исторических явлений послужили подтверждением выдвинутых гипотез или опровержением.

Организовывая работу учащихся, мы исходим из того, что школьники должны иметь возможность не только получать знания по предмету, но и проявить себя, попробовать в различных видах деятельности.

Учащимся могут быть предложены следующие виды деятельности:

- изучение литературы по теме исследования;

- анализ научной информации;

- планирование исследования;

- проведения исследования;

- оформление и защита результатов исследования.

Такая деятельность позволяет развивать у учащихся исследовательские умения и навыки разного характера.

В исследовательской работе необходимо использовать следующие методы

-проектный, проблемный, поисковый, развивающий, исследовательский;

Приемы, используемые на занятиях:

- ролевая игра, творческая проектная деятельность, создание проблемной ситуации, выполнение развивающих заданий, воображаемое путешествие, реферат, эссе, опережающее задание, использование мультимедийных средств обучения;

Проведение нетрадиционных форм занятий:

- конференция,

- семинар по защите творческих проектов,

- ролевая игра, занятие - путешествие,

- видео-экскурсия;

формы работы:

  • групповая форма – основана на работе творческих микрогрупп при выполнении заданий, ролевых игр. Группа, как правило, состоит из 2-3 человек.

  • Например, в 4-м классе при изучении темы «Культура России» дети делятся на микрогруппы, каждая из которых проводит воображаемую экскурсию по Третьяковской галерее и Русскому музею;

  • коллективная форма – данную форму работы можно использовать для сплочения классного коллектива. Это помогает формированию у учащихся чувства ответственности за принимаемые решения. Например, конференция по теме «Экологические проблемы»;

  • индивидуально-дифференцированная форма – данная форма работы используется при выполнении проектов, исследовательских работ, при развитии монологической речи и умений работать с документами [6, С. 10-20].

Раздел 3. Внеурочная исследовательская деятельность

Внеурочная исследовательская деятельность – это познавательные конкурсы, предметные недели, конференции, групповые занятия, элективные курсы, исследовательская и творческая работа.

        В отличие от проектирования исследовательская деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регла­ментированной какими-либо внешними установками. В идеале её не должны организовывать даже рамки самых смелых гипотез. Поэтому она гораздо более гибкая, в ней значительно больше ме­ста для импровизации.

Все исследовательские работы учащихся можно разделить на типы:

         Проблемно-реферативные — творческие работы, написан­ные на основе нескольких литературных источников, предполага­ющие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы.

        Экспериментальные — творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеюще­го известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей резуль­тата в зависимости от изменения исходных условий.

        Натуралистические и описательные — творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого- либо явления. Могут иметь элемент научной новизны.

        Исследовательские — творческие работы, выполненные с по­мощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный с помощью этой методики собственный эксперимен­тальный материал, на основании которого делается анализ и вы­воды о характере исследуемого явления. Особенностью таких ра­бот является неопределённость результата, который могут дать исследования [3, С. 28-30].

Внеклассные мероприятия:

Изучая различные темы можно применить исследовательскую деятельность. Актуализируем тему, формируем исследовательские группы (2-4 человека), организуем и проводим исследование (анкетирование, социологический опрос, изучение документов, СМИ), и проводим мероприятие в форме дискуссии, на котором подводим итоги исследовательской деятельности.

Проводим диспуты, например «Преимущества активного образа жизни», «Сила оригинальных решений».

Особенно привлекают младших школьников проблемные занятия по окружающему миру. Предлагать обучающимся самим определить те темы, вопросы, которые их волнуют – в результате рождаются интереснейшие дискуссионные проблемные занятия. При этом, данные темы не просто обсуждаются, идет поиск, обработка информации по теме, анализ проблемы на основе документов, работа со статистическими данными. Учащиеся в ходе таких проблемных уроков формируют как предметные, так и ключевые компетентности, в частности компетенции ценностно-смысловой ориентации: ценности бытия, жизни, ответственности за выбор образа жизни, самостоятельных решений; компетенции гражданственности, личностные компетенции [ 2, С. 13-40].

Заключение

Итак, широкое использование исследовательского метода во внеурочной деятельности создаёт среду для расширения возможностей самообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества, дает возможности использовать различные источники знаний, учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение, обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи, позволяет активно использовать информационные технологии, создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения, способствует более ранней профилизации, развивает исследовательские умения, творческий потенциал младших школьников.





































Список использованной литературы



    1. Педагогические технологии : Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И.А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. – Волгоград : Изд-во ВГИПК РО, 2006. – 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)

    2. Психологическое развитие младших школьников / Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1990. – 160 с.

    3. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

    4. Современные педагогические технологии: Методическое пособие для студентов специальностей «Психология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» / Состав. Ж. В. Пыжикова. Самара: Изд-во «Универсгрупп», 2005. – 170 с.

    5. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Под ред. Е. С. Полат. М., 2000. – 96 с.

    6. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М., 2000. – 115 с.

8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!