СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Геннадий Прокопьевич Мельников и его вклад в теорию языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Г.П. Мельников и его вклад в теорию языка"

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Геннадий Прокопьевич Мельников и его вклад в теорию языка»»

Доклад

«Геннадий Прокопьевич Мельников и его вклад в теорию языка»

Геннадий Прокопьевич Мельников  родился  22.08.1928 в простой русской крестьянской семье в деревне Старый Карапуз, Барабинского района Новосибирской области. Отец — потомственный землепашец, кузнец и охотник; родители матери — украинский переселенец и ссыльная полька. Годы коллективизации вынудили семью переехать в г.Кемерово, откуда, после окончания 10-го класса школы, он уехал учиться в Московский энергетический институт.

Он выбрал этот институт под влиянием повышенного интереса к радиотехнике и физике, имея при этом трехлетний стаж работы электриком на военном заводе, где, не бросая учебы в школе, работал с 13 лет. Интерес к лингвистике пробудился у него после того, как в институте он начал изучать английский язык, рассматривая его особенности в свете известных ему из школьного курса особенностей немецкого языка.

Геннадий Прокопьевич Мельников - создатель системной теории языка ("системная лингвистика"), включающей в качестве основного компонента системную типологию языков. Основным в этой теории является всесторонний учет сторон и свойств языкового целого, с выявлением принципов взаимодействий между ними и с выделением среди них ведущих, первоначальных свойств. 

Концепция, предложенная Г.П. Мельниковым, получила название системной типологии.

Основоположниками системной лингвистики ученый считал В. фон Гумбольдта, И. И. Срезневского, А. А. Потебню и И. А. Бодуэна де Куртенэ.

По замыслу ученого, системный подход к результатам, полученным различными направлениями изучения языков, позволяет дать целостное описание такого сложного объекта, каким является язык.

Системная типология как часть системного описания языка дает возможность представить множество известных типологических классификаций в виде системы дополняющих друг друга типологий.

Языковые изменения Г.П. Мельников описывал в терминах стадиальных перестроек, выделяя три ступени: 1.стадию слово предложения, 2.эргативный строй ( - это струк­тур­ный тип язы­ков, ве­ду­щий прин­цип ко­то­ро­го – се­ман­ти­че­ское про­ти­во­пос­тав­ле­ние так называемого аген­ти­ва (про­из­во­ди­те­ля дей­ст­вия) и фак­ти­ти­ва (но­си­те­ля дей­ст­вия), а не субъ­ек­та и объ­ек­та, как в язы­ках но­ми­на­тив­но­го строя), 3.а также номинативный строй. Основанием для выделения этих стадий послужил способ выражения субъектно-объектных отношений в высказывании.

Номинативный строй характеризуется четким противопоставлением субъекта объекту действия, в то время как «… эргативный строй характеризуется тем, что субъект при переходном и при непереходном глаголе выражается различными способами: при переходном прямой объект оформлен так же, как субъект при непереходном, а субъект при переходном стоит либо в одном из косвенных падежей, либо в особом, эргативном падеже».

Стадия слово предложения характеризуется отсутствием информации о грамматическом противопоставлении субъекта и объекта действия. Г.П. Мельников не только описывал стадии языкового развития, но и анализировал причины перехода языковой системы с одной стадии на другую. В качестве основных причин изменений рассматривались не только внутренние, т.е. собственно языковые факторы, но и внешние детерминанты (начала), т.е. условия существования языка в определенном языковом коллективе. Такими детерминантами Г.П. Мельников считал величину языкового коллектива, его однородность или разнородность, величину временных и пространственных интервалов в коммуникации. Например, по мнению Мельникова, развитие флективной техники в языке связывается с увеличением языкового коллектива, а увеличение временного интервала в коммуникации приводит к формированию агглютинативного строя. (Агглютинативный строй противоположен флективному, в котором каждый формант несёт сразу несколько неразделимых значений (например, падеж, род, число и т. п.). Важнее то, что в агглютинативных языках форманты не образуют неделимых структур и не изменяются под влиянием других формантов.)


Большая монография Г. П. Мельникова «Концепция Г.П.Мельникова и дискуссия о русской языковой картине мира», в основу которой была положена его докторская диссертация, была выпущена уже после смерти ученого [Мельников 2003б]. Что же касается его прижизненных публикаций, то, к сожалению, в своем большинстве они носили характер либо малотиражных внутриуниверситетских учебных пособий, либо статей, напечатанных в малодоступных теперь лингвистических сборниках. При этом труды Г. П. Мельникова в области тюркологии получили гораздо более широкую известность, чем его исследования в области русистики [см.: Гузев, Насилов2010]. Результатами этих последних ученый щедро делился со слушателями во время своих лекций в РУДН; кроме того, очень часто они ложились в основу не статей самого Г. П. Мельникова, а диссертаций, выполненных его аспирантами.

К счастью, у некоторых из коллег и учеников Г. П. Мельникова сохранился комплект аудиозаписей курса лекций по системной типологии языков, который ученый прочитал в 1993—1994 гг. в московском Музее-библиотеке выдающегося русского философа-космиста Н. Ф. Федорова. На мой взгляд, высокая ценность этих записей состоит в том, что данный лекционный курс

(его объем — около 15 часов звучания) по существу представляет собой целостное, монографическое изложение концепции Г. П. Мельникова. При этом немаловажно то, что данный курс был адресован нефилологам. Это обу-

словило, во-первых, популярный, доступный широкому кругу специалистов характер изложения, а во-вторых, то, что в данном курсе лектор уделил большое внимание философским и культурологическим аспектам своей концепции, которые, к сожалению, почти не получили достаточного освещения в его печатных трудах.










































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!