СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Групповая работа как средство формирования УУД"

Нажмите, чтобы узнать подробности

   В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Групповая работа как средство формирования УУД"»

В соответствии с ФГОС второго поколения основным результатом образования в начальной школе является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться, способности к самоорганизации с целью решения учебных задач.

Задача школы сегодня – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют изменения образовательного пространства, другого определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Сегодня, когда объем знаний удваивается каждые 3-4 года, современному ученику важно не только усвоить определённый объём знаний, но и освоить УУД, которые дают учащемуся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний и компетенций, включая умение учиться. Учение более не рассматривается как простая трансляция знаний от учителя к учащимся, а приобретает характер сотрудничества – совместной работы учителя и учеников в ходе овладения знаний и решения проблем. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием учащихся. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе всех четырех видов универсальных учебных действий:

• Коммуникативных

• Познавательных

• Личностных

• Регулятивных


Одной из наиболее эффективных форм работы в начальной школе является групповая. Младшим школьникам очень нравится работать в группах, поэтому я стараюсь применять эту форму работы как можно чаще. Поэтому выбрала данную тему и работаю над проблемой самообразования : групповые формы работы –способ формирования УУД младших школьников в сфере ФГОС.

Цель групповой работы: активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала.

Задачи групповой работы:

1.      Активизация познавательной деятельности.

2.      Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, выбор оптимального пути, умение предусматривать последствия своего выбора, объективно оценивать его.

3.      Развитие умений успешного общения (умение слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание и т.д.).

4.      Совершенствование межличностных отношений в классе.

Плюсы групповой работы.

1.      Повышается учебная и познавательная мотивация.

2.      Снижается уровень тревожности учащихся, страха оказаться неуспешным, некомпетентным в решении каких-то задач.

3.      В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

4.      Улучшается психологический климат в классе.

Минусы групповой работы.

1.      Групповой работе надо сначала научить. Для этого учитель должен потратить время на каких-то уроках. Без соблюдения этого условия групповая работа бывает неэффективна.

2.      Организация групповой работы требует от учителя особых умений, затрат усилий.

3.      При непродуманном комплектовании групп некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников.

4.      Разделение на группы может проходить непросто, даже драматично.

5.      В классе всегда найдутся дети, желающие работать в одиночестве. Им надо создать условия для этого. Это дополнительные сложности для учителя.

Принципы групповой работы. С целью успешного проведения групповой работы важно соблюдать следующие принципы:

1.      Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся.

2.      Учитывать особенности состава группы.

3.      Составлять задания исключительно для совместного поиска решения, т. е. справиться с которыми за ограниченное время посильно только в группе.

4.      Распределять роли между участниками группы.

5.      Организовывать коммуникацию в группе и между группами.

6.      Анализировать способ деятельности. Итогом групповой работы должна быть рефлексия учебной деятельности.

Варианты комплектования групп.

1. По желанию.

Объединение в группы происходит по взаимному выбору. Задание на формирование группы по желанию может даваться, как минимум, в двух вариантах:

·         Разделитесь на группы по ... человек.

·         Разделитесь на ... равные группы.

2. Случайным образом.

Группа, формируемая по признаку случайности, характеризуется тем, что в ней могут объединяться (правда, не по взаимному желанию, а волей случая) дети, которые в иных условиях никак не взаимодействуют между собой либо даже враждуют. Работа в такой группе развивает у участников способность приспосабливаться к различным условиям деятельности и к разным деловым партнерам.

Этот метод формирования групп полезен в тех случаях, когда перед учителем стоит задача научить детей сотрудничеству. Метод также может использоваться в классах, в которых между учениками сложились в целом доброжелательные отношения.

Способы формирования «случайной» группы: жребий; объединение тех, кто сидит рядом (в одном ряду, в одной половине класса); с помощью импровизированных «фантов» (один из учеников с закрытыми глазами называет номер группы, куда отправится ученик, на которого указывает в данный момент педагог) и т.п.

3. По определенному признаку.

Такой признак задается либо учителем, либо любым учеником. Так, можно разделиться по первой букве имени (гласная – согласная), в соответствии с тем, в какое время года родился (на четыре группы), по цвету глаз (карие, серо-голубые, зеленые) и так далее.

Этот способ деления интересен тем, что, с одной стороны, может объединить детей, которые либо редко взаимодействуют друг с другом, либо вообще испытывают эмоциональную неприязнь, а с другой – изначально задает некоторый общий признак, который сближает объединившихся учащихся. Есть нечто, что их роднит и одновременно отделяет от других. Это создает основу для эмоционального принятия друг друга в группе и некоторого отдаления от других (по сути дела – конкуренции).

4. По выбору «лидера».

«Лидер» в данном случае может либо назначаться учителем (в соответствии с целью, поэтому в качестве лидера может выступать любой ученик), либо выбираться детьми. Формирование групп осуществляется самими «лидерами». Например, они выходят к доске и по очереди называют имена тех, кого они хотели бы взять в свою группу. Наблюдения показывают, что в первую очередь «лидеры» выбирают тех, кто действительно способен работать и достигать результата. Иногда даже дружба и личные симпатии отходят на второй план.

В том случае если в классе есть явные аутсайдеры, для которых ситуация набора в команду может быть чрезвычайно болезненной, лучше или не применять этот способ, или сделать их «лидерами».

5. По выбору педагога.

В этом случае учитель создает группы по некоторому важному для него признаку, решая тем самым определенные педагогические задачи. Он может объединить учеников с близкими интеллектуальными возможностями, со схожим темпом работы, а может, напротив, создать равные по силе команды. При этом организатор групповой работы может объяснить принцип объединения, а может уйти от ответа на вопросы участников по этому поводу.

Виды групповой работы в начальной школе.

·         Работа в парах.

·         Мозговой штурм.

·         Игра «Продолжи».

·         Охота за сокровищами.

·         Снежный ком.

·         Мозаичная группа или Пазлы.

·         Прием «Зигзаг». (Метод пилы).

Мозговой штурм.

·         Используется для генерации идей.

·         Соблюдается жесткий регламент.

·         Распределяются роли внутри группы (ведущего, секретаря, хронометриста).

·         После выработки коллективного решения внутри группы делаются доклады / сообщения от разных групп.

Игра «Продолжи». Основана на выполнении заданий разного рода группой «по цепочке».

Можно использовать на уроках по разным предметам (например, при написании сочинения, на уроке природоведения при составлении рассказа о каком-либо животном, на истории при составлении обзора исторических событий).

Охота за сокровищами.

Учитель составляет вопросы. Вопросы могут требовать как знаний фактов, так и осмысления или понимания. Учащийся или группа должны ответить на вопросы, используя ресурсы интернета, дополнительную литературу, учебник.

Снежный ком.

Работа в группе, которая начинается с решения индивидуального задания. Все учащиеся получают аналогичные задания и самостоятельно выполняют их.

После этого следует работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее.

Далее две пары объединяются, и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них.

В конце работы все учащиеся попадают в одну группу. На этом последнем этапе уже не происходит обсуждения решений, группы делают доклады о своей работе.

Пазлы.

Учитель делит тему на несколько частей так, чтобы каждая группа получила бы свою часть темы. Также все группы получают список необходимых источников или сами учебные материалы, с помощью которых они изучают основы предложенной части темы.

После изучения материала или выполнения задания группы переформируются так, чтобы в каждую новую группу попали по 1 человеку от каждой прежней группы.

Каждый член новой группы объясняет своим новым коллегам свою часть темы, основы которой он изучил в составе предыдущей группы и отвечает на заданные вопросы.

В заключение работы делают выводы.

Прием «Зигзаг». Или метод пилы.

Учащиеся организуются в группы по 4-5 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты.

Затем ребята, изучающие один и тот же вопрос, но состоящие в разных группах, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Это называется «встречей экспертов».

Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания (как зубцы одной пилы).

Поведение учителя во время проведения групповой работы.

Учитель, работающий на занятиях с малыми группами, может вести себя по-разному:

1.      Он может контролировать.

2.      Организовывать.

3.      Оценивать работу учеников.

4.      Участвовать в работе группы.

5.      Предлагать участникам разные варианты решений.

6.      Выступать в роли наставника, исследователя или источника информации.

А вот чего не следует делать учителю, который хочет организовать эффективную групповую работу:

·         сидеть за своим столом, проверяя тетрадки;

·         воспринимать групповую работу как «законную передышку», когда можно позволить себе выйти из класса;

·         уделять все свое внимание одной группе, забывая об остальных;

·         исправлять допущенные ошибки (кроме тех случаев, когда ученики просят об этом сами);

·         оказывать давление на участников или мешать им высказываться.

·         нельзя исправлять или критиковать первые высказывания, даже если они содержат грубейшие ошибки, эту работу должны выполнить ученики в доброжелательной форме;

·         нельзя давать слишком категоричных оценок – они действуют на участников подавляюще;

·         не следует отвечать на вопрос, если на него может ответить кто-то из учеников.

·         и не следует ходить по классу или стоять около учеников в начале групповой работы: ученики часто стесняются высказываться в присутствии учителя. Но ближе к концу обсуждения, когда участники уже разговорились, учитель тоже может включаться в работу: слушать, как идет обсуждение в группах, направлять и поддерживать участников, отвечать на вопросы.

Принципы выбора заданий для групповой работы.

1. Задания должны быть такими, чтобы дружная и согласованная работа всех членов группы давала ощутимо лучший результат, чем мог бы получить каждый из участников, если бы работал один.

Целесообразно использовать:

·         задания, которые требуют выполнения большого объема работы;

·         задания, которые требуют разнообразных знаний и умений, всей совокупностью которых не владеет ни один из детей индивидуально, но владеет группа в целом;

·         задания на развитие творческого мышления, где требуется генерировать максимальное количество оригинальных идей;

·         задания, требующие принятия решений, непосредственно касающихся будущей деятельности данной группы.

2. Содержание работы должно быть интересно детям.

3. Задания должны быть доступны детям по уровню сложности.

4. Задания должны быть проблемными, создавать определенное познавательное затруднение, предоставлять возможность для активного использования имеющихся знаний.

Правила совместной работы.

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью который учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Критерии эффективности групповой работы. 

В начальной школе возможно предложить детям простые правила совместной работы, с помощью которых учащиеся смогут контролировать себя и провести рефлексию. В 3-4 классах такие правила (или критерии оценки работы) ученики могут вырабатывать сами.

Советы учителю.

·         нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;

·         следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;

·         групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в I – II классах, не более 20-30 минут – в III – IV классах;

·         нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем представить «продукт» совместного труда. Пусть в классе существует условный сигнал, говорящий о превышении допустимого уровня шума (обыкновенный колокольчик);

·         нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложной работе, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, нужна практика, разбор ошибок. Это требует от учителя терпения и кропотливой работы.

Приведу примеры групповой работы на уроках, направленные на формирование универсальных учебных действий.

Например, проблему развития речи учащихся на уроках чтения мне помогает решить использование групповых форм работы при обучении связному пересказу.

При проверке домашнего задания дети работают в парах постоянного состава. Если задано стихотворение наизусть, они декламируют его друг другу полностью, если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один ученик, а вторую - другой. То же самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают их друг другу по очереди и отвечают по очереди (происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). При этом использую песочные часы: 2-4 минуты на эту работу.

По окончании обязательно задаю вопрос: «Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?» Учу учащихся характеризовать ответ товарища аргументировано, используя такие слова и выражения: «Читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок, отвечал точно, без ошибок…»Потом спрашиваю: «А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?» После этого один из учеников или пара детей, работавших вместе, отвечают у доски.

После знакомства с новым произведением, соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания перед учащимися ставится цель: научиться пересказывать данное произведение по коллективно составленному плану. Детям предлагается сесть группами по 4 человека. Часть учащихся встают и разворачивают стульчики на 180градусов. (3сек) Четверки готовы к работе.

Группам предлагается задание: распределить между собой части произведения, прочитать его цепочкой (или про себя – каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.(10 мин.)

Необходимо детям объяснить, что важна работа группы в целом. Это приведет к тому, что дети дифференцированно будут подходить к распределению частей текста, сильные станут больше уделять внимания слабым, а слабые будут стараться, чтобы не подвести своих товарищей.

Одновременно заканчивают работу почти все группы.2-3 успевают выступить у доски. Оценивает их весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и выслушал весь рассказ в пересказе своих товарищей. Как правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания в парах не возникает трудностей с пересказом.

Эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям. Выписываю заранее на доске сколько действующих лиц в рассказе или сказке, выяснив это с детьми. Предлагаю образовать группы и распределить между ее членами роли. Здесь важен дифференцированный подход: роль автора берет на себя сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Затем дети учатся выразительно читать в группах, корректируя работу друг друга. Здесь очень важно учителю переходить от группы к группе, прислушиваясь к их работе. Через определенное время ребята читают у доски текст по ролям.

Подводя итог работы группы, многие дети хотят высказаться, отметить скорость чтения, безошибочность, выразительность и т.д.

Постепенно ребята привыкают работать коллективно. У них появляется чувство ответственности не только за себя, но и за своих товарищей.

Фрагмент урока окружающего мира в 4 классе по теме «Экологические проблемы России» с применение метода работы в группах.

Групповая работа.

Учитель: А теперь я предлагаю вам исследовать эти проблемы экологии более тщательно. Сейчас мы с вами поработаем экологами и изучим проблемы загрязнения водоёмов, воздуха и почв. Для этого я предлагаю вам использовать справочную литературу, учебник и печатные материалы, которые лежат на ваших столах. Изучите их и выберите те, которые понадобятся для вашей проблемы.

Ребята заранее разделены на 3 группы ( «Вода», «Воздух», «Почва»), в которых им предстоит работать. Детям выдаются папки с печатными материалами по проблемам загрязнения воды, воздуха и почв. ( информацию брала из интернета и адаптировала для младшего школьного возраста)

Работать мы с вами будем по следующему плану:

1.Установить причины загрязнения.

2.Рассказать о влиянии загрязнений на растительный и животный мир.

3. Рассказать о влиянии загрязнений на здоровье человека.

4.Предложить свой способ решения проблемы

Детям выдаются листы с планом, на котором они фиксируют результаты своих исследований.

Учитель: Ребята, прежде чем начать заполнять ваш лист, я бы посоветовала вам сначала внимательно ознакомиться с имеющимися у вас материалами , отобрать нужные и внимательно изучить их. На работу вам даётся 15 минут. Если у вас возникают вопросы, вы можете поднять красную карточку. Удачи вам!

После 15-ти минутного обсуждения дети отвечают по плану. Сначала всеми группами обсуждается первый вопрос, затем второй и т.д. Дети из других групп могут дополнять ответы и предлагать свои версии. Записи, сделанные детьми во время обсуждения, сдаются.

Большие возможности для развития коммуникативных и познавательных УУД при групповой работе представляют уроки математики.

Например, при решении следующей задачи очень успешно проходит обсуждение в парах.

ЗАДАЧА

Масса ящика 3 килограмма. Масса ящика со сливами 15 килограммов. Взяли 6 килограммов слив. Чему равна масса оставшихся слив?

Обсуди с товарищем, что находили каждым выражением и какое будет удобным для решения задачи.

а)15-6 в)15-6-3 д)15-(6+3)

б)15-3 г)15-3-6

Приведенный фрагмент урока иллюстрирует следующие возможности:

-создание такой ситуации, при которой у детей возникает интерес к различным способам решения задачи;

-осознание своих способностей;

-умение договориться и найти общее решение.


Выполняя на уроках групповую форму работы, формируются такие универсальные учебные действия, как:

Личностные:

- определять свой поступок;

- уважать иное мнение;

- стремиться к взаимопониманию;

Регулятивные:

- определять цель учебной деятельности;

- составлять план выполнения задач, решения проблем;

- учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы;

- оформлять свои мысли в устной и письменной речи;

- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;

Познавательные:

- извлекать информацию;

- ориентироваться в своей системе знаний;

- добывать новые знания;

- перерабатывать информацию и преобразовывать ее из одной формы в другую;

Коммуникативные:

- доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи;

- понимать другие позиции;

- договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща


Умение работать в группах позволило детям стать активнее, повысилось их участие в конкурсах, проектах, выставках.
















Список использованной литературы:


1. Воронцов А.Б. Основные составляющие развивающего эффекта образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. – М.,2000


2. Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности / Глазкова А. // Начальная школа.- 1999.-№ 10


3. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2011.


4. Носова И.В. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г., стр. 69


5. Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997


6. Чиханова О.В. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г., стр.36


7. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь . Ч. I, II / Цукерман Г.А., Поливанова К.Н.-М.: Новая жизнь,1994.







































Групповая работа как средство


формирования УУД




























Подготовила:

учитель Чепуренко Г.А.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!