СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "И. А.Худяков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

    «1 января 1871 года после литургии и молебствия открыто Верхоянское училище в удобном здании Семена Горохова, поступило 4 мальчика…». И с этой знаменательной даты далекого девятнадцатого века ведется летопись нашей школы на Полюсе Холода – городе Верхоянске.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "И. А.Худяков"»

Филиппова И.С.

учитель истории Верхоянской СОШ

имени М.Л.Новгородова

Доклад

И.А. Худяков



«1 января 1871 года после литургии и молебствия открыто Верхоянское училище в удобном здании Семена Горохова, поступило 4 мальчика…». И с этой знаменательной даты далекого девятнадцатого века ведется летопись нашей школы на Полюсе Холода – городе Верхоянске. Тогда был сделан шаг к просвещению, возрождению. В трудной многовековой истории нашего народа, в условиях вечной мерзлоты , это было поистине революционным событием, коренным образом изменившим весь уклад жизни многострадального якутского народа и судьбу громадной, необъятной территории, окраины Российской империи. Верхоянцы с благодарностью вспоминают имя политссыльного Ивана Александровича Худякова, по инициативе которого была основана школа.

Ивану Александровичу Худякову было 25 лет, когда его, члена ишутинской организации, обвинили вместе с другими соратниками в покушении царя Александра II. В 1867 году его привезли в Верхоянск на вечное поселение под надзор полиции. Худяков провел в Верхоянске более семи лет: с весны 1867 г до осени 1874 г.

Худяков всегда был горячим сторонником грамотности среди населения. И в Верхоянске, среди отсталого населения, он особенно остро ощутил необходимость просвещения, для чего стал хлопотать о воспитании детей, обучении их грамоте. Он понимал, что распространение грамотности пойдет успешно только тогда, когда будет устроена официально утвержденная школа с хорошим учителем. А такого учителя или энтузиаста народного просвещения надо подготовить из числа местных жителей, дав ему необходимые знания и привив педагогические навыки. И Худяков начал обучать Никиту Горохова, уже грамотного и любознательного юношу. Вспоминая прошлое, Горохов отмечал, что Худяков помог ему выработать правильный взгляд на окружающее, научил разбираться в книгах и читать не все подряд. По совету Худякова он начал выписывать «Детское чтение» , «Семью и школу» , «Народную школу», «Учитель», которые позже передал в училище. В течение пяти лет воспитанник ссыльного революционера фактически руководил училищем.

Уникальный труд И.А.Худякова «Краткое описание Верхоянского округа» и книги, освещающие жизнь и труд И.А.Худякова дают нам возможность не только пользоваться знаниями, данными И.А.Худяковым о своей жизни, в изучении прошлого и настоящего, ибо материалы, книги вечны. Давайте читать, руководствоваться обычаями, традициями, пословицами, приметами, ощущениями ума и тела (быт), учить по ним наших детей, почитать все, о чем поведал русский ученый, оказавшийся в нашем городе не по своей воле, но полюбивший, глубоко уважая, местный народ, его жизнь, фольклор.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!