СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Языковая культура – как инструмент воспитания участников учебно-воспитательного процесса"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В современном обществе проблема чистоты языка и воспитания языковой культуры неразрывно связана с проблемами подрастающего поколения, формирования их духовного мира и культуры. Решение этой сложной и важной задачи связано с воспитанием уважительного отношения к нашей истории, традициям, всем достижениям, включая современность, что в целом отражено в высказывании В.А.Сухомлинского: «Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова». 

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Языковая культура – как инструмент воспитания участников учебно-воспитательного процесса"»

Языковая культура – как инструмент воспитания участников учебно-воспитательного процесса



Происходящие изменения в социально-политической, экономической и культурной жизни современного общества обусловливают необходимость рассмотрения вопроса языковой деятельности, ориентированной на повышение значимости речевой культуры. Проблемы языка стоят в одном ряду с нравственными проблемами общества, ведь речь не только средство коммуникации, но и мощный энергетический заряд, оказывающий скрытое воздействие как на нашу психику, так и на окружающий нас мир. Вот почему сегодня решение проблемы повышения уровня культуры речи каждого человека становится одним из условий духовного и нравственного развития. Языковая культура в процессе социальной коммуникации регулирует общественные процессы, обеспечивая развитие общества как целостной системы. Характерным для культуры речи является то, что она всегда воздействует на сознание, поведение и деятельность людей.

Высокий уровень языковой культуры — неотъемлемая черта современного культурного человека. В настоящее время возникла очень острая проблема - падение общего уровня культуры, одним из звеньев которой является языковая культура. Жаргонизация, многочисленные американизмы, употребление ненормативной лексики вследствие снижения культуры - таково современное состояние нашего языка. Огромное влияние на развитие языка в наше время оказывают средства массовой информации. Телевидение, газеты, социальные сети каждый день выдают огромное количество информации, порой не самой качественной и неграмотно оформленной.

А ведь зачастую довольно одного сказанного слова, неверно поставленного ударения, чтобы составить представление о культурном уровне человека, о его отношении к товарищам и коллегам. «Умение правильно говорить - еще не заслуга, а неумение - уже позор, - писал Цицерон, - потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина». А  именно воспитание четкой гражданской позиции подрастающего поколения и является первоочередной задачей нашего государства.  

Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека. Что же такое языковая культура и как же воспитать языковую культуру у всех участников учебно-воспитательного процесса? Насколько актуальна эта проблема для нашего образовательного учреждения?

С целью получения достоверной информации об уровне языковой культуры всех участников учебно-воспитательного процесса нашей школы, при подготовке к педсовету были проведен опрос жителей микрорайона, обучающихся школы, их родителей и проанализирован уровень речевой культуры педагогических работников. Было опрошено 350 жителей микрорайона школы. Им было предложено ответить на 4 вопроса с тремя вариантами ответов. Вот какие результаты мы получили. Так на вопрос 1. Как часто вы используете крик для решения вопросов? А) вообще не использую; ( 32 чел. – 9, 2%) Б) редко, до 3-х раз; ( 137 чел. – 39,2%) В) часто, более 10 раз в день. (181 чел. - 51,6%) 2. Испытываете ли вы затруднения в правильном подборе слов, фраз для выражения своих мыслей? А) не испытываю, всегда выражаю свои мысли четко и ясно; ( 109чел.- 31,2%) Б) испытываю, и поэтому по возможности обогащаю свою речь.(65 чел.-18,5%) В) испытываю, но дискомфорта не ощущаю - окружающие воспринимают меня, таким, каков я есть; (176чел. - 50,3%) 3. Используете ли вы в своей речи ненормативную лексику? А) нет, отрицательно к этому отношусь; ( 73 чел.- 20,9%) Б) редко - иногда это допустимо; ( 165 чел.- 47,1 %) В) использую, каждый человек имеет право говорить так, как хочет.( 112 чел.- 32%) 4. Читаете ли в настоящее время какую-либо книгу? А) да; (54 чел.- 15,4%) Б) читать люблю, но на это не хватает времени;( 181чел. - 51,7%) В) нет, считаю это бессмысленной тратой времени (115чел.- 32,9%) . Как следствие, результаты опроса, проведённого среди учащихся среднего и старшего звена на определение уровня языковой нормативности. Эти же вопросы были заданы родителям 120 обучающихся. Мы получили следующие результаты. 1. Как часто вы используете крик для решения вопросов? А) вообще не использую; ( 13 чел. – 10,8%) Б) редко, до 3-х раз; ( 37 чел. – 30,8%) В) часто, более 10 раз в день. (70 чел. - 58,4%) 2. Испытываете ли вы затруднения в правильном подборе слов, фраз для выражения своих мыслей? А) не испытываю, всегда выражаю свои мысли четко и ясно; ( 54чел.- 45%) Б) испытываю, и поэтому по возможности обогащаю свою речь.( 7 чел.-5.8%) В) испытываю, но дискомфорта не ощущаю - окружающие воспринимают меня, таким, каков я есть; (59чел. - 49,2%) 3. Используете ли вы в своей речи ненормативную лексику? А) нет, отрицательно к этому отношусь; ( 23 чел.- 19,2%) Б) редко - иногда это допустимо; ( 53 чел.- 44,2 %) В) использую, каждый человек имеет право говорить так, как хочет.(44 чел.- 36,6%) 4. Читаете ли в настоящее время какую-либо книгу? А) да; (26 чел.- 21.7%) Б) читать люблю, но на это не хватает времени;( 57чел. - 47,5%) В) нет, считаю это бессмысленной тратой времени (37чел.- 30,8%) . Опросив 100 обучающихся среднего и старшего уровня обучения , мы получили следующие ответы: 1. Считаете ли вы, что повышение голоса является важным фактором для решения спорных вопросов? А) нет, решать вопросы нужно спокойно; ( 33 %) Б) да, иногда это необходимо (39 %) ; В) это нормальный способ решения вопросов (28%). 2. Как вы оцениваете уровень своего лексического запаса? А) достаточный (34%); Б) бывают трудности, работаю над этим ( 35%); В) не достаточный, но мне хватает (31%). 3.Что Вы чувствуете, когда слышите вокруг нецензурную, бранную, т. е. негативную лексику? А) отношусь к подобной лексике негативно, с определенной долей критики ( 26%) ; Б) равнодушен к речевому поведению окружающих(40%) ; В) считаю такую лексику вполне нормальной, естественной ( 34%). 4.Нужны ли современному человеку книги? А) да, конечно (60%); Б) да, но Интернет удобнее ( 18%); В) нет, их полностью заменил Интернет ( 22%).

Сводная таблица «Результаты опроса»


А

Б

В


М

Р

О

И

М

Р

О

И

М

Р

О

И

Использование повышенного тона в общении

9,2

10,8

33

17,7

39,2

30,8

39

36,3

51,6

58,4

28

46

Затруднения в выборе слов, подборе фраз

31,2

45

34

36,7

18,5

5,8

35

19,8

50,3

49,2

31

43,4

Использование ненормативной лексики

20,9

19,2

26

22

47,1

44,2

40

44,8

32

36,6

34

34,2

Роль чтения книг в жизни человека

15,4

21,7

60

32,4

51,7

47,5

18

39,1

32,9

30,8

22

28,5


Проведенные исследования показывают, что проблема формирования языковой культуры как инструмента воспитания участников учебно-воспитательного процесса актуальна для нашего образовательного учреждения, и поэтому сегодня мы поговорим о ней подробно.

В процессе формирования языковой культуры должны быть задействованы два важных взаимосвязанных и взаимодополняющих фактора: семья и школа.

  Влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребёнка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, жизненные планы и цели, опыт социального общения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребёнка.

Поэтому успешное формирование правил речевой культуры начинается только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Требовать от ребенка быть честным могут лишь те родители, которые честны сами. В данном случае личный пример действует гораздо сильнее многочасовых чтений морали. Специфика нашего микрорайона такова, что 58% родителей обучающихся считают, что повышенный тон в общении является нормой, в 36% семей нормой считается использование ненормативной лексики. Поэтому работа по воспитанию культуры речи должна быть направлена на формирование правил речевого поведения в семье.


Важная роль в формировании речевой культуры школьника отводится личности учителя, так как учитель, во-первых, человек интеллигентный, образованный, культурный немыслим без хорошей речи, во-вторых, достичь мастерства в области правильной речи можно только в том случае, если работать над собой.

С целью изучение уровня речевой культуры учителей был проведен опрос учащихся по следующим вопросам: 1. Как вы оцениваете уровень культуры речи учителей школы? А) высокий ( 63%) ; Б) низкий ( 4%); В) средний (33%) . 2.Ощущаете ли вы на уроках проявление языковой агрессии со стороны учителей? А) нет, никогда (54%) ; Б) иногда, уроках некоторых учителей ( 46%) ; В) на каждом уроке (0%).


высокий

средний

низкий

Уровень культуры речи

63%

33%

4%


никогда

на уроках отдельных учителей

на каждом уроке

Проявление речевой агрессии

54%

46%

0%



Результаты опроса свидетельствуют о том, что для нашей школы актуальна проблема языковой агрессии. Обучающиеся отмечают, что есть случаи, когда учителя допускают в своей речи агрессию по отношению к ученикам. Не нужно забывать, что важным инструментом особенностей передачи информации учителя является голос. Глаза – «зеркало души», а голос – зеркало настроения педагога. Он не только отражает эмоции и чувства, но и способен направленно влиять на аудиторию. Кроме фактической подачи материала, оратор придает информации эмоциональную окраску – одобрение, восхищение. Или наоборот – неудовольствие, порицание. Всю гамму чувств педагог доносит при помощи голоса. Школьники могут угадать, с каким зарядом пройдет урок, по одной лишь интонации приветственного «Здравствуйте». 
● Ровный уверенный тон внушает спокойствие и чувство стабильности.

  • ● Повышение голоса оказывает давление на учеников, заставляет их внутренне сжиматься.

  • ● Одобрение в голосе внушает уверенность в себе – я все делаю как надо, мои успехи оценены.

● Любимый прием многих педагогов – резкая смена тональности или ритма речи. 
   Это мигом снимает сонливость с потерявшей внимание аудитории.

Учитель должен помнить, что голос может сказать о нем даже больше, чем он сам хотел бы открыть слушателям.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает школьник и по которому он учится строить свою речь. В силу этого особое внимание следует обращать на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но и в известной мере и для подражания. Для этого учителям нашей школы стоит обратить особое внимание на культуру своей речи: заниматься самообразованием, принимать участие в специальных тренингах, обогащать свой словарный запас, пополнять знания, расширять кругозор, активно общаться с другими людьми, усваивая не только лучшие образцы речевого поведения, но и постоянно духовно обогащая себя, совершенствуя свою языковую культуру, ведь речь учителя – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для учащихся.

Основы языковой культуры закладываются в начальной школе. С первых уроков русского языка учащиеся должны четко осознавать роль занятий по русскому языку: русский язык учат для того, чтобы научиться выражать свою мысль грамотно, точно, выразительно и убедительно. Эта установка нуждается в постоянном эмоциональном настрое. Каждый урок русского языка – это шаг к формированию культуры речи детей. Потребность высказываться порождает речь, а высказывания человека порождаются определенными побуждениями. Среди внутренних побуждений младшего школьника наиболее существенную роль играет познавательный интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы с помощью речевых упражнений распознавать, поддерживать и формировать интересы детей.

Творческое воображение детей необходимо постоянно развивать, учить видеть картины и героев, о которых он читает, представляет себе те места, тех людей, о которых говорит или пишет. Развивая речь ребенка, надо все время поощрять его к высказыванию, вызывать его на разговор.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность. Вот почему так важно заниматься развитием речи учащихся, заниматься постоянно и целенаправленно.

Первым из условий речевого развития ребенка – это потребность в общения. Но общение возможно только с помощью слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создавать речевую среду. Это второе условие речевого развития ребенка. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи.

Речь помогает ребенку не только общаться с другими людьми, но и познавать мир. Овладение речью – это особый способ познания действительности. Богатство речи ребенка во многом зависит от обогащения его различными  представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иначе говоря, речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие успешного речевого развития.

Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Ведь не секрет, что дети с плохо развитой речью всегда отстают, нередко оказываются в числе неуспевающих по разным предметам. Наиболее успешными видами деятельности для улучшения качества культуры речи в нашей школе являются: составление текста по картине, речевые разминки (работа со скороговорками, чистоговорками), выразительное чтение, составление и проигрывание диалогов. Однако остаётся проблемой работа «Школы вежливости», в деятельности которой запланированы, но не всегда проводятся мероприятия по культуре речи. Поэтому учителям начальной школы необходимо обратить особое внимание на подготовку и проведение всех мероприятий в рамках «Школы вежливости».

Особая роль в формировании языковой культуры отводится учителям – филологам.

Концепция «Филологическое образование: Русистика», утвержденная Приказом МОН ДНР от 16.02.2016 г. №532, предусматривает формирование не только лингвистической (языковой), но и коммуникативной (речевой) компетенции школьников, связанной с овладением всеми видами речевой деятельности, а также с культурой устной и письменной речи, правилами и способами использования языка в разных сферах общения.

Было бы несправедливым не вспомнить о том, что развитие речевых способностей, дара слова, воспитание языковой культуры учащихся в процессе обучения русскому языку предполагалось как обязательное отечественными методистами прошлого, начиная ещё с Ф.И.Буслаева и К.Д.Ушинского. На уроках русского языка необходимо развивать умение находить наилучшее выражение мысли для определённого содержания речи. Это будет зависеть от того, насколько богат словарный запас учащихся и насколько свободно могут они использовать всё разнообразие грамматических средств языка.

На уроках русского языка важно не только научить правильно писать и говорить, но и думать. Наиболее эффективные виды работ, направленные на формирование языковой культуры на уроках русского языка в нашей школе: орфоэпические минутки, комментированное чтение, чтение с остановками, диктант «В копилку мудрости», составление разных вводов свободных текстов ( сенкан, синквейн, сочинение- монофон, фанфик, сиквел, приквел, кеннинг). Работа со свободными текстами предполагает обязательное использование словарей, что также способствует обогащению словарного запаса ребенка. С целью воспитания правильности и выразительности речи учащихся, в 9 и 11 классах школы проходят занятия факультатива «Риторика».

На важность формирования уважительного отношения к языку как высшей культурной ценности народа в 1950-60-е годы указывал В.А.Сухомлинский, подчеркивая неразрывную связь осознанного отношения к родному языку и общей культуры. В его идеях отчетливо прослеживается отечественная традиция отношения к слову, чтению, книге, которые он называл «путешествием к живому источнику мысли». Именно оно, по мнению педагога, является основой развития речи и мышления: «Чтение – это окошко, через которое дети видят мир и познают самого себя». К сожалению, на сегодняшний день, интерес к чтению книг заметно утрачен. Это связано, с более легкими способами получения информации из социальных сетей. Международные эксперты осознают чтение как проблему всей системы образования, а педагоги и психологи отмечают не только отсутствие у школьников интереса к книге, но и напрямую связанный с этим низкий уровень восприятия текста, слабое владение техникой чтения, падение речевой грамотности, что, несомненно, сказывается на общем уровне коммуникативно-речевой культуры. Изменить ситуацию, способствовать формированию коммуникативно -компетентностной личности, адекватно взаимодействующей с другими людьми призвана художественная литература, а применительно к школьной практике – её изучение в рамках урока литературы.

Почему именно на чтении художественной литературы настаивает культурное сообщество? Мнение специалистов в этом вопросе выражено предельно ясно: чтение художественной литературы развивает творческое воображение, призывает к сопереживанию, будит чувства и мысли, задаёт жизненные ориентиры, формирует жизненные ценности, обогащает речь и воспитывает чувство языка. Цель литературного образования, с одной стороны, постижение сущности художественного произведения как вида искусства, а с другой, формирование культуры читательского восприятия.

Учителя нашей школы работают над формированием читательских компетенций посредством различных форм уроков: урок - проблемный анализ, путешествие, пресс- конференция, урок- суд, дискуссия, литературная игра, используют в своей практике интерактивные технологии: работа в группах, парах, метод «шести шляп», тренинги ассоциативного мышления, воссоздающего воображения. Такая работа способствует обогащению словарного запаса, усовершенствованию качества устного ответа учащегося. Вопрос полноты и правильности устного ответа учащегося для нас очень важен, поскольку многолетняя практика тестовых ответов привела к тому, что школьники не могут правильно построить своё устное высказывание. С этой целью, в помощь обучающимся, необходимо составить памятку « Хочу говорить красиво», в которой бы были отражены все этапы и тонкости построения устного высказывания.

Воспитание языковой культуры – процесс постоянный и планомерный. Одной из форм такого воспитания является внеурочная деятельность.

Внеклассная работа позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой внеклассной деятельности выступает интерес. Если работа на уроке регламентирована единой и обязательной для всех программой, то внеклассная работа импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п. Внеклассная работа становится своеобразной лабораторией творчества преподавателя, в которой модернизируются нетрадиционные для учебного процесса формы общения с миром слов, адекватные нынешней социокультурной ситуации. В нашей школе на протяжении учебного года проходит ряд интересных воспитательных мероприятий, цель которых – повышение уровня языковой культуры учащихся. Сами запоминающимися из них были: Конкурс скороговорок, для учащихся начальной школы, «Орфографический поединок» (2-11 кл.), викторина «Сказок мудрые уроки», единый классный час «Правила речевого этикета», конкурс социального плаката «Читать не вредно – вредно не читать», общешкольная конференция «Как хорошо уметь читать!», читательский флэшмоб «Следами классиков». Значимая роль в воспитательной работе со школьниками отводится классному руководителю, который, в зависимости от возрастных и интеллектуальный способностей детей, сможет подобрать более подходящую форму работы с классом.

Рассмотрев общие составляющие воспитания языковой культуры, наметим предстоящие задачи по повышению речевой культуры всех участников учебно-воспитательного процесса в нашей школе: - взаимодействие семьи и школы в вопросе повышения общего культурного уровня, посредством воспитания речевой культуры; - совершенствование речи учителя, как основного орудия педагогического воздействия и образца для учащихся; - преемственность и системность воспитания языковой культуры в начальной, средней и старшей школе; - формирование речевой культуры на уроках; - повышение читательского интереса участников учебно-воспитательного процесса; - воспитание языковой культуры во внеурочной деятельности; - проведение в апреле 2018 года мониторинга определения уровня языковой культуры обучающихся учреждения.

В современном обществе проблема чистоты языка и воспитания языковой культуры неразрывно связана с проблемами подрастающего поколения, формирования их духовного мира и культуры. Решение этой сложной и важной задачи связано с воспитанием уважительного отношения к нашей истории, традициям, всем достижениям, включая современность, что в целом отражено в высказывании В.А.Сухомлинского: «Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят четыре культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова».




12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!