СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Игровые педагогические технологии как средство развития познавательной активности у детей с ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад по теме самообразования Игровые педагогические технологии как средство развития познавательной активности у детей с ОВЗ. В докладе отмечено, что дети, поступившие в 1 класс школы с нарушением интеллекта, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует системы мер, способствующих активизации и развитию познавательной деятельности. Для этого используется самые разнообразные приёмы и широкий спектр дидактических средств, приближенных к интересам детей. Предложены дидактические игры, которые применимы при обучении грамоте в пропедевтический период.

Просмотр содержимого документа
«Доклад Игровые педагогические технологии как средство развития познавательной активности у детей с ОВЗ»

ГКС (К) ОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа – интернат №1 VIII вида»













ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ГРАМОТЕ







Из опыта работы

учителя начальных классов

Т. П. Поздняковой












2015 г.

«Использование игровых технологий при обучении грамоте

в 1классе коррекционной школы VIII вида».

Отношение игры к развитию – это

отношение обучения к развитию.

Игра – источник развития и создаёт

зоны ближайшего развития.

Л. С. Выготский


Современное обучение должно проводиться таким образом, чтобы у учащихся пробуждался интерес к знаниям, возрастала потребность в более полном и глубоком их усвоении, развивалась инициатива и самостоятельность в работе.

Как повысить эффективность урока? Какими способами вызвать интерес у детей? На помощь приходит замечательное средство – игра.

Игра учит. Следовательно, это средство обучения.

Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности. Таким образом, вложив образовательное содержание в игровую оболочку, можно решить одну из ключевых проблем педагогики – проблему мотивации учебной деятельности.

Дети, поступившие в 1 класс школы с нарушением интеллекта, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует системы мер, способствующих активизации и развитию познавательной деятельности. Для этого использую самые разнообразные приёмы и широкий спектр дидактических средств, приближенных к интересам детей.

Игра - это:

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирование умственной деятельность учащихся, развитие внимания и познавательного интереса к предмету.

Игра способствует преодолению пассивности учеников, усилению работоспособности.

В результате систематического использования игровых форм обучения повышается темп работы на уроках, возростает активность учащихся в стремлении самостоятельно найти решение поставленной задачи.

Дидактическая игра – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Дидактическая игра является эффективным методом закрепления знаний. Выработка любых умений и навыков у детей 1 класса VIII вида требует не только больших усилий, длительного времени, но и однотипных упражнений. Дидактические игры позволяют мне однообразный материал сделать интересным для учащихся, придать ему занимательную форму. В начале урока, в основном, провожу короткие игры, в процессе которых проверяются сформированные знания и умения.

Продолжительные игры, цель которых сравнить реальные предметы и их изображения, группировать и классифицировать объекты и т. д., провожу в конце урока, чтобы не нарушать ход занятия.


Остановлюсь на характеристике тех примеров, которые применяю при обучении грамоте умственно-отсталых детей. На уроке я приглашаю в «гости» героев мультфильмов, сказок, которые хорошо известны детям; мы отправляемся в заочные путешествия (лес, поле, космос, луна, другой материк, океан…); строим какой-либо объект (башня, замок, корабль, ракета).

Опыт показывает, что дети охотно включаются в игру. Они с большим интересом и желанием помогают героям любимых мультфильмов и сказок, преодолевают трудности путешествия; возводят по «кирпичику» строение. Тем самым в игровой форме решаются многообразные учебные задачи, кроме того, оборудованные уроки способствуют развитию коммуникативных навыков: дети учатся принимать условия игры, распределять обязанности, договариваться друг с другом.

Например, на уроках обучения грамоте при чтении слогов я использую следующие виды заданий:

  • помоги бабочке собрать нектар с цветов, рыбаку поймать рыбку, муравью собрать брёвнышки для муравейника… (для этого на одном предмете приклеивается гласная буква, на другом согласная или наоборот);

  • прочитай буквы на одинаковых фигурках или предметах (квадратиках, кружках, треугольниках, ромбах, звёздах, тучках…), или фигурах и предметах одного цвета;

  • прочитай буквы по заданному порядку.

Такую же работу можно проводить и при организации работы по образованию и чтению слов.

На уроках обучения грамоте, как только начинается чтение слов нужно обращать внимание на формирование осознанного навыка чтения. Чтение не должно быть механическим, поэтому на каждом уроке нужно добиваться осмысления прочитанного. После прочтения слова можно задать вопрос - «кто», «что», «где», «какой», «что делает». При ответе на вопрос учащиеся либо показывают предметную картинку, либо находят этот предмет в классе, на себе, либо изображают предмет, признак, действие руками. Например, при чтении слова «луна», дети протягивают руку в сторону окна, тем самым, показывая, что они знают, где находится этот предмет (при ответе на дополнительный вопрос «когда» - говорят ночью). Для того чтобы дети знали, как показать прочитанное слово, необходимо уже при первичном чтении слова договориться, как удобнее это сделать. Чтение предложений лучше выполнять с опорой на сюжетную картинку. Например, при чтении предложений «Ох, ухо!» «Ах, уха!» перед детьми выкладывается две картинки мальчик с компрессом на ухе и мальчик, который ест.


Дидактические игры при обучении грамоте.


Назови одним словом

Оборудование: карточки слов, обозначающих обобщающие понятия.

Описание игры. Учитель называет слова, которые обозначают видовые понятия (шкаф, диван, кровать, стол, кресло и др.), а дети среди карточек, выставленных на доске, находят обобщающие слова (мебель).

Вариант 1. Учитель не называет слова, а показывает картинки.

Вариант 2. Слова, которые обозначают видовые понятия, написаны на доске.


Помоги слову найти последнюю букву

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель выставляет (пишет на доске) в два столбика начала слов и их последние буквы:

СЛО З

ГЛА М

СТО К

ГРО Н

КРИ Л

ПЛО Б

ГРИ В

Ученик по вызову учителя соединяет начало слова с буквой и прочитывает получившееся слово.

Может быть и такой вариант игры: задание размещается на индивидуальных карточках. Победителем является тот, кто раньше других выполнит задание.


Наоборот

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель называет слова, дети из карточек слов, выставленных на доске, выбирают те, на которых даны слова с противоположным значением.


Отгадай и прочитай

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске выставляются карточки слов. Учитель читает значение слова, дети по значению находят нужное слово.

Например, учитель называет значение слова: «Место, где изготавливают и продают лекарства», а вызванный к доске ученик среди выставленных слов находит нужное – аптека.


Кто знает, пусть продолжает

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске выставляются карточки со словами, обозначающими видовые понятия (стол, роза, петух, капуста, диван, лилия, гусь, помидор, кровать, курица, гладиолус и др.). Учитель называет родовое понятие (обобщающее слово): овощи. Дети читают слова и называют те, которые относятся к данному роду: капуста, помидор.


Универмаг

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. Учитель сообщает детям игровую ситуацию: открывается новый универсальный магазин. Витрины и полки пока пусты. Необходимо разместить товары по отделам: одежда, мебель, посуда, обувь и др. Вызванный ученик берет из стопки карточку со словом, читает его и помещает в нужный отдел- выставляет под плакатом – названием отдела.

Вариант 1. Ученики разбиваются на группы. Каждая группа должна отобрать товары в свой отдел: выбрать те карточки, на которых написаны названия соответствующих товаров.

Вариант 2. Меняется игровая ситуация: необходимо навести порядок на полках. На каждой полке среди карточек с названием товаров данного отдела находится карточка с названием товара из другого отдела. Необходимо прочитать слова, найти лишнее слово и передать карточку в соответствующий отдел.


Займи свой домик

Оборудование: карточки трехбуквенных слов, картонные домики с буквами, которые обозначают гласные звуки, в окошке.

Описание игры. Учитель предлагает расселить слова в нужные домики: карточку со словом, в середине которого находится буква А, помещают возле домика с буквой А, карточку со ловом, в середине которого находится буква О, помещают возле домика с буквой О, карточку со словом, в середине которого находится буква У, помещают возле домика с буквой У.


Слог или слово

Описание игры. Учитель записывает на доске трехбуквенные слоги и слова. Дети должны как можно быстрее прочитать материал и выписать в тетрадь только слова.

Может быть и такой вариант игры: одна группа детей выписывает только слова, другая – только слоги.

Например: САД, МАК, КРО, ТРА, РОТ, СМИ, СОН, ШКИ, ШУМ, НИТ.


Слова-братья

Оборудование: карточки слов.

Описание игры. На доске записан столбик слов. Учитель показывает карточку и просит найти в столбике слова, которые начинаются с такого же слога, как и слово на карточке. Вызванный ученик выходит к доске, последовательно читает слова в столбике и подчеркивает те из них которые соответствуют заданному слову.

Например, слово на карточке: КРУПА.

красота

кролик

круги

кубик

роза

груша

кружок


Поймай выделенное слово

Описание игры. На доске в столбик написаны четыре-пять слов. Рядом с каждым из них за вертикальной чертой в строчку написано само это слово и несколько слов, близких к нему по буквенному составу. Вызванный ученик читает слово, находит его среди тех, что размещены за чертой и подчеркивает его.

Например:

ЛИСА липа, лис, лира, лиса, киса

ЛАК лук, лак, сук, мак, рак, лак

ЛАПА липа, лапа, папа, лиса

ЛИЗА Лида, Липа, Лида, Лида

Материал для игры можно предложить на индивидуальных карточках.


День и ночь

Оборудование: касса букв и слогов.

Описание игры. Учитель или ученик, вызванный к доске, составляет слово. Дети его читают. По сигналу «Ночь!» они закрывают глаза, учитель меняет одну из букв в слове. По сигналу «День!» дети открывают глаза и хором читают новое слово, например: коса – роса – косы – козы – розы и т. д.


Слоговой конструктор

Оборудование: слоговые карточки.

Описание игры. На наборном полотне в два столбика выставлены слоговые карточки (слоги можно просто написать на доске). Учитель сообщает игровую ситуацию: «Вы играете в слоговой конструктор. Из деталей – слогов нужно собрать слова. Для этого к каждому слогу первого столбика нужно подобрать подходящий слог из второго столбика». Вызванный к доске ученик переставляет слоги второго столбика в правильном порядке ( или соединяет нужные слоги на доске):

РА СИ

ГУ РЫ

КУ НА

Дети хором читают получившиеся слова: РАНА, ГУСИ, КУРЫ.

Вариант игры : задания такого рода помещены на отдельных карточках, и каждый ученик работает с индивидуальной карточкой.


Включи телевизор

Оборудование: картонный макет телевизора с вырезанным окном-экраном. На тыльной стороне пазы, в которые будут вставляться: голубой лист бумаги, символизирующий экран, предметные картинки, карточки букв.

Описание игры. Учитель устанавливает в пазы за экраном телевизора картинку, а перед ней – голубой лист бумаги – телевизор выключен. На верхней полосе наборного полотна размещаются предметные картинки, в названиях которых первые звуки соответствуют буквам названия рисунка, помещенного на экране телевизора. Принцип работы: определяется первый звук названия картинки и под ним выставляется соответствующая буква: лыжи –Л, иголка – И, собака – С, автобус – А. Когда дети хором прочитают полученное слово ЛИСА , учитель вытягивает голубой лист из пазов телевизора ( «включает его») и на экране появляется картинка лисы.


Парашюты

Оборудование: бумажные парашюты, к стропам которых прикреплены буквы.

Описание игры. На доске столбик слов с пропущенными буквами. На наборном полотне парашюты, количество которых соответствует количеству слов в столбике. Вызванный ученик прикрепляет нужный парашют к слову таким образом, чтобы буква точно «приземлилась» на своем месте, и читает слово.


Туннель

Оборудование: две картонные машины с прорезью в кузове, в которую можно вставить картонку с буквой.

Описание игры. На доске два столбика слов с пропущенными буквами- туннели. В словах одного столбика гласный верхнего ряда, в словах другого – гласный нижнего ряда. В прорези машин установлены соответствующие буквы, к примеру У и Ю. Вызванный ученик выбирает туннель, берет машину и читает слова, проводя машину через туннель таким образом, чтобы буква заняла свое место в слове. Например, машины с буквами У и Ю нужно провести через следующие туннели:

Л_ба р_ки

Кл_чи д_бы

Пл_с ст_к

Сал_т др_г


Бюро находок

Оборудование: касса букв.

Описание игры. На наборном полотне слова, в которых одна из букв пропущена. Рядом стоит ученик с набором букв (бюро находок). Вызванный ученик молча читает слово, решает, какая буква пропущена, и обращается в бюро находок: «Мое слово потеряло букву А». Ему выдается нужная буква, он вставляет ее в слово, класс хором читает его.


Распредели вещи

Оборудование: три наборных полотна ( на первом выставлена картинка ложки, на втором – платья, на третьем – стула), касса букв.

Описание игры. Учитель сообщает игровую ситуацию: «Мы переезжаем на новую квартиру. Нужно подготовить вещи к погрузке и разложить по отдельности посуду, одежду и мебель». Вызванный ученик читает слово из столбика, написанного на доске печатными буквами, и проводит от него мелом линию к соответствующему наборному полотну.

Вариант 1. У доски работают три ученика, каждый отбирает слова, относящиеся к одной указанной тематической группе.

Вариант 2. На доске нет столбика слов, но есть предметные картинки. Ученик берет предметную картинку. Определяет, к какой тематической группе относится слово, и составляет его на нужном наборном полотне из букв разрезной азбуки.

Вариант 3. Каждый ученик составляет слова в три столбика на индивидуальном наборном полотне.


Подпиши картинки

Оборудование: предметные картинки.

Описание игры. Каждый ученик получает 4-5 предметных картинок. Учитель одно за другим открывает написанные на доске слова. Дети молча читают слово и, если у них есть соответствующая картинка, переворачивают ее обратной стороной. После того, как все слова будут прочитаны , дети называют картинки, которые остались неперевернутыми. Проигрывает ряд, в котором есть ученики, не закрывшие рисунки.


Чудесный мешочек

Оборудование: мешочек, карточки слогов и букв.

Описание игры. Учитель помещает в мешочек игрушку или предметную картинку и набор букв и слогов, из которых можно составить слово-название игрушки или предмета, изображенного на предметной картинке. Спросив, кто спрятался в мешочке, учитель выдает набор букв и слогов. Ученик составляет слово и, проверяя себя, достает из мешочка игрушку или предметную картинку.

Может быть и такой вариант игры: класс делится на группы. Каждая группа получает мешочек. Победителем будет та из них, которая раньше других составит слово и достанет проверочную картинку.



Что перепутал художник?

Оборудование: карточки со словами и предметными картинками: булка – белка, на картинке белка, далее соответственно: кот – кит, горка – норка, мышка – мишка, лужи – лыжи.

Описание игры. Учитель рассказывает, что художнику дали карточки со словами и попросили нарисовать под словами картинки. Художник был маленький мальчик. Рисовал он очень хорошо, а читать правильно не научился. Ребятам предлагается определить, что перепутал маленький художник. Ученики называют картинку, читают под ней слово, указывают ошибку, ищут карточку с нужным словом, сравнивают по буквам пару слов.


Сколько точек – столько букв

Оборудование: кубик, на гранях которого различное количество точек.

Описание игры. Дети по очереди бросают кубик и называют слова, в которых количество букв равно количеству точек на верхней грани кубика. В конце игры дети вспоминают все слова и некоторые записывают в тетрадь, ставя в скобках цифру, соответствующую количеству букв.



Я представила лишь малую долю игровых технологий. Естественно, характер игры и игровые ситуации определяю темой урока, возрастными особенностями участников, их интересами.

Таким образом, игровые технологии позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме, способствуют лучшему усвоению знаний, вызывают интерес к познанию, формируют познавательные компетенции учащихся. Игра позволяет сделать урок интересным, качественным, реализует интеллектуальный и творческий потенциал учащихся.

В работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!