СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является играИгра любимейшее занятие дошкольников. Потребность в игре появляется в раннем возрасте, когда стремление ребенка к самостоятельности, желание быть «как взрослые» очень велики, а возможности малыша ещё крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить притязания ребенка - игра.

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности».»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №15 «Тополёк» г. Буйнакск







Доклад для педагогов

«Игра – важнейший вид деятельности».




Подготовила и провела: воспитатель

Рабаданова Сулайхат Загировна







Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности».

Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игра любимейшее занятие дошкольников. Потребность в игре появляется в раннем возрасте, когда стремление ребенка к самостоятельности, желание быть «как взрослые» очень велики, а возможности малыша ещё крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить притязания ребенка - игра.

Главное в детской игре – проявлять по отношению к ребенку любовь, ласку, чаще употреблять ласковые слова, поглаживание, хвалить малыша за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку, обучать способам выражения сочувствия, внимания (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться и т. д.). Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям и тем более подкреплять эти действия положительно оценкой (малыш бьет маму по лицу, а та радуется и смеется). Ребенок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого, он как бы «прощупывает» правильность своего поведения через эту оценку и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что – отрицательную.

На протяжении всего дошкольного детства пока ребенок растет и развивается, приобретает новые знания и умения, детская игра остается наиболее характерным видом его деятельности.

Игра органически связана с условиями жизни общества. Её место в жизни детей, содержание и форма опосредствованно определяются содержанием и формой труда и быта взрослых. В связи с этим детские игры имеют определенное значение для преемственности опыта, привития определенных навыков, правил поведения молодому поколению, вступающему в жизнь.

Отечественные педагоги и психологи рассматривают игру как одно из первых проявлений детской самостоятельности, в общении с окружающими, в познании мира, самого себя, в испробовании своих разносторонних возможностей.

В дошкольном возрасте потребность в игре достигает расцвета. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Типичные игры для этого возраста – это игры с сюжетом на бытовые темы («дочки-матери» и т. д.). Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношений детей на воспитание активной позиции. Игры у детей среднего дошкольного возраста не только на бытовые темы, в них уже преобладают производственные сюжеты («железная дорога»«строительство» и т. п.); среди старших дошкольников популярны игры с общественно-политическим сюжетом («космос»«война»«новые русские» и т. п.).

Важнейшие условия игры – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших. При этом нельзя забывать, что перехваливание – похвала не по заслугам – может и навредить. Нужно стараться помочь ребенку открыть резерв собственных возможностей, вселить уверенность в своих силах.

Как может взрослый без прямого вмешательства стимулировать игровую деятельность?Для этого необходимо:

• Создать эмоционально благоприятные условия для её появления;

• Проявлять уважительное отношение к играющим детям;

• Показывать, что воспитатель понимает и принимает детскую игру без малейшего намека на цензуру, оценку, порицание, упрек, похвалу или комплимент;

• Поощрять самостоятельность детей; предоставлять комнату или её часть для игры; готовить игрушки и другой материал, необходимый для игры;

• Воздерживаться от оценок и объяснений; позволять ребенку выражать свои чувства, реализовывать свои планы;

• Создавать условия для возникновения совместных игр, поощряя дружеские взаимоотношения между детьми;

• Поощрять активность и творчество детей.

Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра – это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых – закрепить у ребенка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности. Кроме того, каждый из детей в любой момент своей жизни должен быть уверен в том, что родители и воспитатели любят и уважают его, несмотря на его неудачи и плохое поведение. Драчливого и непокорного ребенка любят точно также, как общительного и дружелюбного. Это важнейшее условие развития.

Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

Игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Это способствует мобилизации сил, творческой энергии, раньше не находившей выхода. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Свободно выражать свои чувства.

Часто дети, стремясь угодить родителям или воспитателю, стараются не обнаружить чувства, желания, к которым отрицательно относится взрослый. Это самым пагубным образом отражается на игре. Ребенок, живущий под постоянным, неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен, для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому для того, чтобы ребенок вел себя естественно, взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

Дети говорят сами с собой на языке эмоций. У них нет ещё развернутой внутренней речи, и поэтому им нужно время, чтобы, играя, поговорить с собой.

Переживать свой гнев, зависть, тревогу, беспокойство.

В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Делать выбор.

Детские игры развивают у детей способности отображать свои впечатления об окружающем мире. При разыгрывании роли творчество ребенка принимает характер перевоплощения. Успешность его непосредственно связана с личным опытом играющего, степенью развития его чувств, фантазии, интересов. Дети проявляют большую изобретательность, подбирая игрушки, предметы необходимые для игры, старшие дошкольники сами мастерят игрушки, помогающие полнее реализовать замысел, лучше справиться с ролью.

И так делая вывод, можно сказать, что огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. В свободное время дети с упоением играют в придуманные ими игры. В детских играх, называемых «жизненной лабораторией», наиболее полно проявляется личность ребенка. Поэтому игра является средством всестороннего развития - умственного, эстетического, нравственного, физического.

Через игру ребенок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. Можно считать, что в игре ребенок получает впервые урок коллективного мышления. Это обстоятельство имеет принципиально важное значение, если принять во внимание, что будущее ребенка связано с общественно-полезным трудом главнейшее качество которого – совместное, коллективное решение задач, направленных на достижение общей цели.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!