МКОУ «СОШ п.Тёпловский Перелюбского
муниципального района Саратовской области»
Доклад на тему:
«Игровые формы обучения на
уроках иностранного языка»
Учитель немецкого языка:
Талахан Людмила Александровна
2012год
1
Изучение иностранного языка начинается уже в начальной школе, и перед учителем встает вопрос об использовании более эффективных технологий образования с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Поэтому учителю приходится одновременно решать целый комплекс задач: поддерживать интерес к изучению иностранного языка и повышать мотивацию общения у учащихся.
На мой взгляд, наиболее эффективными при обучении немецкому языку являются игровые технологии, поэтому темой плана самообразования я выбрала: «Игровые формы обучения на уроках иностранного языка».
Игровые упражнения позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся, вовлекать каждого ученика в работу, учитывая его интересы, склонности, уровень подготовки к языку.
Игра - универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное занятие. Игра помогает вовлечь в учебный процесс даже «слабого» ученика, так как в ней проявляются не только знания, но и находчивость и сообразительность.
Игра как форма обучения, активизирует мыслительную деятельность детей, их стремление к общению, развивает психические функции и способности учащихся. Игра является действующим инструментом преподавания, который помогает сделать учебный процесс привлекательным и интересным.
По словам В.А.Сухомлинского: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития… Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». (слайд № 2 )
Основные цели игры на уроках иностранного языка: (слайд № 3 )
- формирование определенных навыков;
- развитие определенных речевых умений;
- обучение умению общаться;
- развитие необходимых способностей и психических функций;
- познание;
- запоминание речевого материала.
(слайд № 4 )
Игра способствует выполнению важных психологических и методических задач:
- снятию тревожности и созданию психологической готовности детей к речевому общению;
- обеспечению естественной необходимости многократного повторения учащимися языкового материала;
- тренировке учащихся в выборе нужного речевого материала.
2
Чем же хороша игра? Тем, что во время игры включается и работает на полную мощность непроизвольная память, которая позволяет детям запоминать намного больше, чем, если бы они заучивали это специально.
Какую бы направленность не имели игры, они отражают восприятие мира детьми: любознательность, любовь к животным, сказочным персонажам, соревнованиям, загадкам.
Используя игровую деятельность в учебно-воспитательном процессе, я пришла к выводу, что:
(слайд № 5 )
- игра активизирует познавательную деятельность учащихся;
- игра создает на уроке доброжелательную и жизнерадостную атмосферу;
- игра активизирует творческие способности учащихся;
- игра развивает воображение, память, мышление;
- игра помогает снять усталость, преодолеть языковой и психологический барьер;
- игра организует процесс общения на иностранном языке;
- игра повышает интерес учащихся к изучению иностранного языка.
Я хочу рассказать об играх, которые использую в своей работе.
В своей практике использую различные виды дидактических игр:
- фонетические;
- лексические;
- грамматические;
- орфографические.
На уроках иностранного языка для проведения игры можно отводить время от 25 минут до3-5 минут. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении лексики, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра проводится в течении3-5 минут и служит своеобразным повторением уже пройденного, а также- разрядкой на уроке. Одна и та же игра может использоваться на разных этапах урока. Игры подвижные, полуподвижные, спокойные могут быть использованы как при объяснении и закреплении нового материала, так и при опросе и контроле знаний, умений и навыков детей.
Формы игр чрезвычайно разнообразны. Это- приспособленные к учебным задачам настольные игры, такие как лото или домино, шарады, загадки и конкурсы. Это сюжетно-ролевые игры, игры на развитие наблюдательности при описании предметов и явлений, а так же игры на активизацию внимания и воспроизведение услышанного.
У детей младшего школьного возраста высоко развито восприятие и острота слуха. Они быстро схватывают тонкости произношения.
Для отработки знания алфавита применяю игры: (слайд № 6 )
3
«Назови слово» (игра с предметом)- учитель бросает мяч, называя звук, ученики возвращают мяч, называя слово, в котором этот звук слышится.
«Найди пару»- учащиеся должны показать большую или маленькую букву.
«Составь слово» (составить из разрезных букв слово)
«Путаница»- исправление порядка букв в алфавите.
Игру-алфавит можно провести по цепочке, сидя за партами, перебрасывая мяч от одного к другому, называя буквы по порядку, или же представление ученика в роли учителя, который опрашивает учащихся.
Отрабатывая умения детей называть цвета по-немецки, провожу игру с использованием цветка с лепестками или мешочка с игрушками. (Игра «Цветик-семицветик», игра «Кто это?») (слайд № 7-8 )
При ознакомлении и повторении лексического материала использую различные предметные иллюстрации.
При изучении лексического материала использую на уроке иллюстрации по теме.
Называя фрукты и овощи, «Соберем салат», «Что растет в саду и в огороде».
(слайд № 9 )
При обучении лексике, использую также игры на карточках, загадки, кроссворды, чайнворды, игры типа «Найди слово», «Найди пословицу», «Составь предложение», «Снежный ком», игры – соревнования, викторины, конкурсы. (слайд № 10)
При закреплении лексики по темам: «Профессии», «Школьные принадлежности», «Достопримечательности немецкого города», «Домашние животные». (слайд № 11-12 )
Игра-драматизация дает возможность детям усвоить необходимые слова и выражения, отработать интонацию, позволяет развить образную, выразительную речь ребенка. В основе- диалог. Детям очень нравится этот вид деятельности.
В урок включаю диалоги с использованием мягких игрушек.
Это обучение диалогу с помощью игрушек- «Знакомство» ,
(слайд № 13 )
«Встреча на улице», «Моя семья», игра «Угадай, кто это?»
Игра «Да-нет» активизирует в речи детей знакомые лексические единицы, развивает быстроту реакции на звучащее слово. (Учитель бросает мяч и называет слово по-немецки. Ребенок ловит мяч и говорит : “Ja” если данное слово соответствует определенной тематике. Тот, кто ошибся, становится водящим )
Водящий: “Brot, Lena”. Водящий: “Die Katze, Olja” (слайд № 14)
4
Лена: “Ja” Оля: “Nein”
Жизнь ребенка немыслима вне движений. Поэтому подвижная игра создает благоприятную почву для развития двигательной активности детей, укрепления их здоровья, способствует решению определенных учебно-воспитательных задач, в том числе и обучению иностранному языку.
Игры «Тренер и спортсмены», «Как тебя зовут?» (слайд № 15 )
Игры можно использовать на различных этапах урока. Урок начинается с фонетической зарядки, можно провести ее в занимательной форме: в гости на урок приходят сказочные персонажи и проводят свои фонетические упражнения. (слайд № 16 )
Игра «Любимые герои сказок». Используются картинки, на которых изображены персонажи сказок. Дети смогут их увидеть, если отгадают, кто они. Учащиеся по очереди дают характеристику героям разных сказок.
(слайд № 17 )
Игры для обучения говорению разнообразны: например «Опиши иллюстрацию». Все участники по очереди говорят одно предложение по содержанию иллюстрации, соблюдая логику повествования.
(слайд № 18 )
Оживляет урок и побуждает каждого к активной речемыслительной деятельности игра «Поле чудес».
(слайд № 19 )
Задания к ней составляю, обращаясь к упражнениям и текстам учебника. Упражнения игрового характера могут быть разными по своему назначению, содержанию, способом организации и проведения их. Место игр на уроке и отводимое им время зависит от ряда факторов:
подготовки учащихся, изучаемого материала, конкретных целей и условий урока.
С большим интересом дети принимают участие в игре «Кто это?»
(слайд № 20 )
При работе с текстами применяю такую форму, как «джигсо», все ученики участвуют с интересом. Они получают разрезанные тексты, не видя оригинала, и логически выстраивают их. При этом отрабатывается техника чтения, умение слушать друг друга. Дети с удовольствием участвуют в работе, составляя текст по серии иллюстраций. (слайд № 21 )
5
Применяю в работе «ложную ситуацию», раздаю картинки и предложения, а два или три предложения не соответствуют картинке, так использую тексты – загадки.
Игры для обучения аудированию представляют собой аналогию игр для обучения чтению. Разница заключается в том, что их участники воспринимают информацию на слух. «Творческий диктант» например учитель читает текст, а затем ученики на доске восстанавливают этот текст.
А в качестве домашнего задания рисуют к этому тексту иллюстрации.
(слайд № 22 )
Числительные- тема сложная и не все дети осваивают ее быстро. Вызывают трудности и правописание числительных, и их чтение. Чтобы облегчить усвоение этого материала, лучше его преподносить в игровой форме. В игре запоминание идет намного быстрее. (слайд № 23 )
Игра «Сосчитай до…», «Мемори», математическое лото», «Волейбол».
Разнообразны игры на усвоение грамматического материала,игры для тренировки различных грамматических явлений.
Например, игры для тренировки спряжения глагола “haben”: «А что у вас?», «Фантазеры» ( -Ich wunsche mir ein Auto….), «Воздушный змей»(при построении грамматической конструкции) (слайд № 24)
Комплексное решение практических, образовательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и проникновение в их эмоциональную сферу. Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка. Применение песен на уроке способствует совершенствованию навыков иноязычного произношения. С помощью песен ученикам легче усваивается грамматический материал. Использование на уроке музыки способствует эстетическому воспитанию. Благодаря музыке ученики знакомятся с культурой, ее музыкальной жизнью, творчеством знаменитых музыкантов.
Таким образом, интерес учащихся к занятиям, является одним из условий хорошей успеваемости. Неразрывная связь игры с жизнью позволяет детям через ситуации, предметы, обсуждения, которые присутствуют в игре, получить опыт как речевой, так и социальный, который понадобится им в жизни. Изучение иностранного языка не должно превращаться в скучную и рутинную работу. Оно должно быть увлекательным путешествием в мир неизведанного, но чего-то интересного, где каждый может почувствовать себя первооткрывателем и раскрыть свои творческие способности.
6
В этой работе я хотела выразить и попытаться подтвердить примерами своё убеждение в том, что процесс обучения иностранному языку не обязательно должен быть скучным, утомительным и трудоёмким. В арсенале любого учителя есть много средств, которые могут помочь сделать изучение иностранного языка интересным, увлекательным и лёгким. Игра является, конечно же, не единственным, но одним из самых главных помощников учителя, призванным пробудить у учащихся интерес к изучаемому материалу и удержать этот интерес в процессе всего изучения.
Результаты этой работы свидетельствуют о: (слайд № 25)
1) активизации учебных знаний, умений, навыков;
2) развитии творческих способностей учащихся;
3) повышении интереса учащихся к изучению иностранного языка.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе, - М.: Просвещение, 1988.
2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.
3. Немов Р.С. Психология. – М.: Высшее образование, 2007.
4. Зимняя И.И. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение,
1991.
5. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия / Под ред. Е.А.Левановой –
СПб.: Питер, 2006.
6. Райнеке Ю.С. Игры на уроках немецкого языка в начальной школе. –
Астрель, 2006.