СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Инновационный подход к преподаванию курса ОБЖ в условиях введения ФГОС"

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Инновационный подход к преподаванию курса ОБЖ в условиях введения ФГОС"»

ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа – интернат»







ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД



К ПРЕПОДАВАНИЮ КУРСА ОБЖ

В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС









Подготовил - учитель ОБЖ Жилкин А.Ю.



























Федеральный государственный образовательный стандарт, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности, Концепция модернизации российского образования ставят перед учителями задачу подготовки человека, способного самостоятельно добывать знания, применять их в любой жизненной ситуации.

В современном обществе существуют реальная угроза жизни человека, связанная с природными силами, причинами техногенного характера. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» дает возможность сформировать личность безопасного типа. А в условиях перехода к федеральному государственному образовательному стандарту важно разработать новые методы и приемы обучения, создать новые формы организации учебного процесса, которые дадут наибольших эффект в обучении.

Наилучшие результаты для решения этой проблемы можно получить только при наличии активной позиции учащихся в учебном процессе. В этой связи в учебной деятельности актуальным становится применение нового подхода к организации учебного процесса и современных технологий как методов обучения. Урок, построенный на современных технологиях, в том числе на уроках ОБЖ, позволит сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать знания, использовать их в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, эмоционально-волевые и физические умения.

В своей работе использую следующие технологии: игровой технологии, технологии уровневой дифференциации, технологии интегрированного обучения, проектная и поисково-исследовательская деятельность, информационно-коммуникационная технология.

Игровые технологии.

Применять игровые технологии можно в качестве элемента урока («Своя игра» при работе с понятиями, терминами и для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ). Например, при изучении темы «Здоровый образ жизни» на этапе введения учащимся предлагаю вспомнить русские пословицы и поговорки о здоровье. Также предлагаю разгадывать кроссворды, ребусы, загадки, это всегда активизирует мыслительные процессы, пробуждает интерес к учению. Данные технологии отлично работают и в качестве целого урока (интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?», «Брейн ринг»).

Игру можно использовать как технологию внеклассной работы: «Влияние вредных привычек на организм человека».

Результатом использования технологии является высокая степень запоминания материала, развитый стойкий познавательный интерес к предмету. Учащиеся активно участвуют в игровых конкурсах в рамках мероприятий «Недели здорового образа жизни», игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра» (которые использую как часть урока), дистанционных олимпиадах. Развивается воображение, снижается психологическое напряжение.

Технология уровневой дифференциации.

Уровневая дифференциация предполагает такие формы обучения, которые позволяют дать столько знаний для конкретного ученика, сколько он сможет в себя вместить. Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, уроки закрепления.

Использование уровневой дифференциации позволяет обеспечить образовательные потребности всех учащихся, что особенно важно при обучении слепых и слабовидящих обучающихся в одном классе, право выбора уровня задания, обеспечивает стремление к росту, формирует ощущение успешности, высокую самооценку. Повышение эффективности обучения непосредственно связано с тем, насколько полно учитываются особенности каждого учащегося.

Технология интегрированного обучения.

Целью данной технологии является интеграция содержания образования; внутрипредметная и межпредметная интеграция. Применяю межпредметную интеграцию, например, на следующих уроках:

1. Урок ОБЖ и обществознания по теме «Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях», «Уголовная ответственность за террористическую деятельность», «Символы России» .

2. Урок ОБЖ и географии по темам «Автономное пребывание человека в природе», «Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия».

3. Урок ОБЖ, биологии и физической культуры по теме «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья человека», «Основы здорового образа жизни»

4. Урок ОБЖ, истории и информатики по теме «Боевые традиции Вооруженных Сил РФ»

Результат использования технологии - увеличение процента качества знаний учащихся, выигрыш во временных затратах на усвоение материала, повышение мотивации в изучении курса ОБЖ и других дисциплин, развитие личности на базе хорошо усвоенного предметного содержания.

Технология проектной и исследовательской деятельности.

Цель технологии - развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие критического мышления.

На этапах создания проекта моя деятельность заключается в следующем: из носителя готовой информации превращаюсь в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Помогаю учащимся в поиске источников информации, иногда сам выдаю информацию по данной теме, поддерживаю непрерывную обратную связь. На подготовительном этапе помогаю выделить цель и задачи проекта, выбрать нужные методики работы. На основном этапе составления проекта являюсь координатором самостоятельной работы учащихся. На заключительном этапе делаю акцент на подготовке учащихся к публичному представлению проекта.Однако, следует отметить, что обучающимся с нарушением зрения часто проблематично осуществлять поиск информации и длительно работать с текстами и пр., поэтому проектирование проводим в более упрощенной форме.

Результатом проекта может быть реферат, презентация, доклад, деловая игра, видеоролики, инструкции по правилам поведения при ЧС мирного и военного времен, которые они представляют на классных часах в младших классах.

Информационные и коммуникационные технологии.

Использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Сегодня необходимо, чтобы каждый учитель по любой школьной дисциплине мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. При подготовке уроков использую материалы Интернет (ЭОР и ЦОР) для создания презентаций.Для проведения уроков и внеклассных мероприятий огромную помощь оказывают электронные версии журналов издательства Педагогического университета «Первое сентября», публикации сайта социальной сети работников образования «Наша сеть» http://nsportal.ru/

В результате достигаются идеальные варианты индивидуального обучения с использованием визуальных и слуховых образов, создается возможность привлечения научной и культурной информации из различных источников, ведется рабочая и отчетная документация в электронном виде, в том числе на сайте школы. Информационные технологии вносят в образовательный процесс элементы новизны, наглядности, что повышает интерес учащихся к приобретению знаний, облегчает учителю подготовку к учебно-воспитательному процессу.

Современные педагогические технологии дали положительный результат в моей педагогической деятельности. Применяемые мною элементы данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, во внеурочную деятельность и добиться высоких результатов в олимпиадах, конкурсах.



Весёлкин Олег Владимирович

Учитель ОБЖ

МАОУ «Лицей №1»

г. Березники Пермский край

Инновационные технологии на уроке ОБЖ




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!