СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Интеграция уроков информатики в средней школе как средство повышения качества образования"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированные уроки и внеклассные мероприятия способствуют реализации принципа объединения разрозненных частей научного знания, а также добиваются достижению цели адаптации обучающихся в современных жизненных условиях.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Интеграция уроков информатики в средней школе как средство повышения качества образования"»



Учреждение образования «Молотковичская государственная общеобразовательная средняя школа Пинского района»







Интеграция уроков информатики

в средней школе

как средство повышения

качества образования




Подготовила:

учитель информатики

1 категории

Локун Ольга Михайловна

Учитель, увлеченный своим делом, непременно мечтает о том, что из его воспитанников получатся в будущем талантливые люди, настоящие творцы.

Как достичь повышения качества образования на уроках? Как обучать детей в условиях современной школы?

На этот счет есть много различных мнений педагогов. Несомненно, одно: чем шире у ребенка будет диапазон возможностей для пробы и применения творческого потенциала, тем больше вероятность найти свое любимое занятие, а именно занятие любимым делом дает человеку возможность раскрыть свой талант, проявить себя как личность.

При интегрированном обучении сходство идей и принципов прослеживается лучше, чем при обучении различным дисциплинам в отдельности, так как при этом появляется возможность применения получаемых сведений одновременно в различных областях – теоретической, практической и прикладной. Интегративная система предполагает равномерное, равноправное соединение родственных тем всех школьных предметов, изучение которых взаимно переплетается на каждом этапе урока.

Главная цель интеграции – создание у школьника целостного представления об окружающем мире, т.е. формирование мировоззрения.

Формы интеграции могут быть самыми разными: установление «межпредметных» связей между информатикой и другими предметами, интегрированные уроки, уроки с компьютерной поддержкой.

Каждый из участников “интеграционного содружества предметов” должен осознать то новое, что предстоит ему: учитель не сразу может привыкнуть к тому, что для него теперь невозможно в одиночку разрабатывать свои уроки, нужно постоянно быть в курсе проблем и открытий другой науки, другого предмета. Психологически сложно не только привыкнуть к новым обязательствам, которые накладывает практика интегрированного преподавания, но и к новым возможностям которые она открывает. Не сразу педагог приучается к тому комфорту, который предоставляет постоянная поддержка в освоении учениками новых знаний и умений. Не сразу отвыкает дублировать материал чужого предмета, к чему приучает практика «межпредметных» связей. Применяя новую технологию, педагог порой удивляется тому, как ученики быстро освоили необходимую информацию, приобрели необходимый навык.

При проведении интегрированных уроков информатики и другого школьного предмета обучающиеся видят практическую направленность информатики и применение ее основ в дальнейшей деятельности.

Важно отличать интегрированные уроки от уроков с компьютерной поддержкой, где учитель информатики может выступить в качестве лаборанта или консультанта. Роль его в этом случае сводится к обеспечению унарного урока по какой-либо дисциплине техническими средствами обучения и (или) демонстрации программного продукта.

Интегрированный урок подразумевает, что обе дисциплины равноправны, распределение времени на нем, отведенное для каждого предмета и учителя, примерно одинаково. На таком уроке ставятся цели и задачи, относящиеся как к одному предмету, так и к другому, таким же образом подводится итог урока и отметки выставляются по обоим предметам.

Для достижения поставленных целей педагоги должны, используя соответствующий по времени материал, продумать те внешние эффекты, которые укажут на важность изучаемого способа деятельности для разных сфер жизни:

1. “Реакция удивления” — “ вот где еще это возможно, где это существует, как это может выглядеть, звучать и т.д.”

2. “Сравнение” — “вот вы недавно строили на уроке (например математики) схему…Помните? Посмотрите, как это похоже на то, что мы делаем сегодня”

3. “Напоминание” — прием, обычно проводимый через заимствованный материал (например, рисуя на уроке какое-то животное, спрашиваем, что помнят о нем учащиеся).

4. “Ожидание узнавания или мнимая ошибка” — введя элемент материала, известного по другому уроку, делаем паузу, ожидая продолжения, или нарочно поступаем неточно, ошибочно, предлагая эту ошибку исправить.

Какие же предметы можно интегрировать с информатикой? Я с уверенностью могу сказать: ВСЕ! Предметы гуманитарного цикла целесообразно изучать с помощью текстового редактора и интерактивных презентаций. Например, по русскому языку можно предложить выполнять задания не в тетради, а на компьютере, исторический материал можно оформить в виде интерактивной презентации. Для решения математических, физических, биологических или экономических задач можно использовать табличные процессоры или составить программу. На уроках физкультуры, например, можно рассмотреть все фазы прыжка в длину в замедленной видео- и фотосъёмке. На уроках ОБЖ — просмотреть видео фрагменты по теме урока, создать презентацию, нарисовать то, что изучили на уроке. Уроки музыки будут более интересными и полноценными, если использовать компьютер для демонстрации, как самих инструментов, так и их звучания. А уроки изоискусства так и просятся в напарники к графическим редакторам. Но не только на уроках можно использовать компьютерные технологии. Современное воспитательное мероприятие уже нельзя представить без мультимедиа проектора, с помощью которого демонстрируются видеофильмы и презентации. Все диагностические карты социального педагога и педагога-психолога давно занесены в компьютерные базы данных. Практически вся аналитическая информация школы внесена в электронные таблицы.

Таким образом, интегрированные уроки и внеклассные мероприятия способствуют реализации принципа объединения разрозненных частей научного знания, а также добиваются достижения цели адаптации обучающихся в современных жизненных условиях.

Наше общество находится в постоянном развитии и через систему образований выдвигает и реализует все новые требования к человеку, а, следовательно, и к качеству образования:

- к обучаемости, т.е. к постоянному самообразованию, освоению новых видов деятельности,

- к интеллектуально-физическому развитию т.к. доступ к технологиям возможен только интеллектуально развитым людям,

- к способности мыслить и действовать творчески.

Многие из этих качеств можно развить, вводя в школах интегративные курсы, интегрированные уроки, используя компьютерные технологии, желание педагогов научить видеть мир целым, а не раздробленным на кусочки маленьких сведений и представлений, которые легко забываются и не находят применение в реальной окружающей действительности.

Давайте поможем ребенку увидеть красоту и целостность окружающего мира!












Приложение


Интегрированный урок русского языка и информатики по теме "Повторение орфографии, пунктуации и лексики"

Цели урока:

  • проверить и закрепить навыки работы с текстом (вставка и удаление символов, деление на смысловые фрагменты – абзацы, копирование фрагмента текста, сохранение и загрузка текстового документа);

  • умение распознавать орфограммы и находить орфографические ошибки, расставлять знаки препинания;

Ход урока:

  1. Орг.момент.

  2. Повторение материала по информатике.

  3. Повторение материала по русскому языку.

  4. Выполнение заданий 1-4.

  5. Физкультминутка.

  6. Выполнение заданий 5-6.

  7. Подведение итогов урока.

Приветствие детей. Объявление темы и плана урока.

Повторение необходимых на уроке моментов (по информатике и по русскому языку).

Задание №1. Откройте файл «Лексические нормы», вставьте пропущенные буквы, исправьте ошибки.

Изм_нения лексических норм

За годы Советской власти существенно изм_нился сл_варный состав литературного языка. История культуры учит нас писал А.М. Горький что язык особенно быстро обог_щается в эпохи наиболее энергичной общественой деятельности людей... Конечно процесс изменения лексичиского состава в советское время нельзя представлять себе в виде непр_рывного количественого прироста. Многие новообразования 20-х годов оказались эф_мерными и исчезли в последующие десят_летия. Так ушли из языка сл_ва женотдел, трибуналец, комитетчик, завкомовец. Русский язык быстро реагировал на изменения в общественой жизни. Из активного сл_варного запаса выпали такие сл_ва как государь, графиня, камердинер, сенат, пансион, семинария, городовой, земство и многие другие. Сл_варный состав русского литературного языка изм_нился в советское время не только с количественой но и с качественой стороны. (К. Горбачевич)

Задание №2. Разбейте текст на абзацы, расставьте недостающие знаки препинания.

Задание №3. Отформатируйте текст:

  1. заголовок размести по центру страницы

  2. основной текст выровняй по ширине страницы

  3. установи абзацный отступ - 1,56 см, межстрочный интервал - полуторный

  4. установи параметры страницы: левое поле - 1,8 см, правое - 1,2 см, верхнее - 1,45 см, нижнее - 1,34 см

Задание №4. Выделите курсивом устаревшие слова.

Физкультминутка:

«Моем руки»: ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.

Ах, вода, вода, вода!

Будем чистыми всегда!

«Стряхиваем водичку с рук»: пальцы сжать в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.

Брызги – вправо, брызги – влево!

Мокрым стало наше тело!

«Вытираем руки»: энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.

Полотенчиком пушистым

Вытрем ручки очень быстро.

Задание №5. Создайте таблицу “Устаревшие слова”.

Устаревшие слова

Названия

лиц

Названия

учреждений

 

 

Разместите устаревшие слова в таблицу: названия лиц размести в ячейки первого столбца, названия учреждений – в ячейки второго столбца.

Задание №6. Сохраните работу под своим именем в своей папке.

Подведение итогов урока.

Каждый из учителей подводит итоги урока, дети высказывают своё мнение об уроке.

Программа элективного курса "Издательское дело"


Курс рассчитан на 34 часа, по 2 часа в неделю (1 час – журналистика, 1 час – издательские технологии).

Издательское дело – интегрированный межпредметный курс, цель которого – создать базу у учащихся в мире профессий, точнее, дать возможность получения теоретических знаний и практических навыков в создании печатной продукции (школьной газеты, тематических приложений к школьной газете, буклетов и т.д.)

Издательское дело выбрано потому, что именно занятие журналистикой, на наш взгляд, решает одну из главных задач воспитания – формирование социально-активной личности. Издательское дело – это проект совместной работы учителя информатики и учителя-филолога. Курс рассчитан на 18 часов теоретических занятий (9 ч. с учителем-филологом и 9 ч. с учителем информатики (поочередно); 16 ч. практической работы (создание школьной газеты и приложений к ней).

Данный курс позволяет сформировать интерес к профессии журналиста, а также к профессиям, связанным с издательской деятельностью.

Изучение данного курса позволит учащимся:

  • иметь представление об издательской деятельности;

  • знать основные объекты работы при подготовке издания;

  • знать понятие верстки;

  • овладеть технологией создания, редактирования текста;

  • ознакомиться с правилами верстки в издательской системе PageMaker;

  • знать технологию работы с иллюстрациями и фотографиями;

  • развивать умения самостоятельно работать с текстами разных стилистических типов и жанров;

  • повысить речевую и письменную грамотность;

  • развивать творческую инициативу и активную жизненную позицию.

Форма занятий направлена на активизацию познавательной деятельности, на развитие творческой активности учащихся. На занятиях теоретического блока преобладает практикум с элементами творческих заданий. На занятиях практического блока используется метод проектов, игровая форма организации деятельности учащихся, коллективные способы работы и другие элементы личностно-ориентированных технологий обучения.

Программное обеспечение:

  • Операционная система Windows 98/Me/2000/XP;

  • Текстовый редактор Microsoft Word;

  • Любая программа обработки изображений (например, MS PhotoEditor, PhotoShop);

  • Издательская система Page Maker 6.5 либо MS Publisher.

Содержание программы

Информационные технологии

Понятие настольных издательских систем. Объекты печатного издания. Основные правила ввода, редактирования и форматирования текста. Оформление заголовков и подзаголовков. Стили оформления. Работа с иллюстрациями и фотографиями. Совместное размещение текста и графики. Макетирование страниц. Подготовка к печати.

Журналистика

Концепция издания, названия, дизайн, юмор. Драматургия газеты. Информационное сообщение. Эксклюзивный жанр. Дайджест. Тематическое приложение к газете. Интервью.

Проектные работы

  • Создание школьной газеты.

  • Создание приложения к газете с творческими работами учащихся.

  • Создание приложения “Дайджест-school”.

Примерный учебно-тематический план

Информационные технологии

Журналистика

1

Понятие настольных издательских систем

Лекция

10

Концепция издания, название, дизайн, юмор

Эвристическая беседа

2

Основные правила ввода, редактирования

Практикум

11

Драматургия газеты

Практикум

3

Основные правила форматирования текста

Практикум

12

Как делается информационное сообщение

Лекция

4

Создание публикации. Обработка объектов в PageMaker

Практикум

13

Эксклюзивный жанр

Лекция. Творческая миниатюра

5

Стили оформления

Практикум

14

Для каждого номера – некий хит

Творческий практикум

6

Работа с иллюстрациями

Практическая работа “Открытка”

15

Дайджест

Лекция. Практикум

7

Совместное размещение текста и графики

Практическая работа “Рекламный буклет”

16

Тематическое приложение к газете

Творческая лаборатория

8

Макетирование страниц

Практическая работа “Создание шаблона газеты”

17

Дискуссия “Лично я – против сленга?”

Дискуссия

9

Специальные приемы обработки объектов в Page Maker


Практикум

18

Интервью

Деловая игра

 Интегрированные занятия (по 2 часа)


19–20

Создание газеты (Выпуск № 1)

Групповой проект


21–22

Номер газеты с информационными сообщениями (выпуск № 2)

Групповой проект


23–24

Приложение к газете. Первый выпуск

Групповой проект


25–26

Юмористический номер газеты (выпуск № 3)

Групповой проект


27–28

Приложение к газете с творческими работами учащихся

Творческая мастерская


29–30

Номер газеты, основанный на интервью (выпуск № 4)

Групповой проект


31–32

Создание приложения “Дайджест – school”

Групповой проект


33–34

Создание поздравительного выпуска газеты (выпуск № 5)

Групповой проект


Интегрированный урок: литература + информатика по теме: "Графический анализ произведения. Образ Евгения Онегина".


Цель урока: развитие творческих и интеллектуальных способностей учащихся, навыков самостоятельной работы на уроке.


Задачи:

- закрепить знания учащихся о понятиях литературный герой, образ литературного героя, способах его (образа) раскрытия;

- проверить знания учащихся по теме «Векторный графический редактор. Инструменты и палитра»;

- обучать умению выполнять графический анализ эпизода произведения;

- развивать коммуникативные навыки учащихся, навыки работы с манипулятором «мышь», с текстом;

- способствовать воспитанию интереса к познанию литературы и искусства.


Формы и методы работы: беседа, групповой опрос, практическая работа на ПК.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Беседа «Как узнать характер литературного героя».

  3. Инструктаж по выполнению практической работы.

  4. Практическая самостоятельная работа на ПК «Создание рисунка в графическом редакторе Corel Draw на тему: «Образ Евгения Онегина в I главе романа».

  5. Физкультминутка.

  6. Итоги урока (анализ учащимися своего рисунка, оценки учащимся).


1. Учитель информатики:

Приветствие учащихся, проверка отсутствующих, тема урока.

Сегодня у нас необычный урок информатики, а урок информатики совместно с литературой. Тема урока: «Графический анализ произведения. Образ Евгения Онегина»

На уроках литературы вы уже составляли словесный образ главного героя романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», а сегодня вы попробуете изобразить этого героя, обстановку, в которой он жил графически.


2. Учитель литературы:

Но, прежде чем вы приступите к выполнению практической работы, необходимо вспомнить некоторые фрагменты I главы этого произведения.

Итак, на прошлом уроке литературы мы рассматривали образ Евгения Онегина.

Какие детали в тексте помогают нам раскрыть характер литературного героя или его настроение?

Давайте вспомним, каким предстает перед читателем Евгений Онегин в I главе романа?

Какие эпизоды в тексте помогают раскрыть именно такой образ?

Какие оттенки помогают отразить хандру главного героя?

В романе не указано конкретное время года. Как вы думаете, в какую пору происходит действие I главы?


3. Учитель информатики:

Вам необходимо создать рисунок в графическом редакторе Corel Draw на тему «Образ Евгения Онегина в I главе романа». При создании рисунка вам необходимо помнить и об обстановке, раскрывающей характер и настроение главного героя. В этом вам помогут страницы учебника (страницы указаны на доске).

Также при создании рисунка не забывайте о выборе соответствующих цветов палитры, об изменении палитры.


4. Практическая самостоятельная работа. Через 10 минут после ее начала физкультминутка.


5. Итоги урока.

Отобрать наиболее удачные рисунки и попросить прокомментировать их учащихся или желающих прокомментировать свой рисунок (учащимся необходимо объяснить: сюжет, который они выбрали, палитру (что раскрывает выбранная палитра)).

Оценки учащимся (каждый учитель оценивает учащихся по своему предмету).

Интегрированный урок по алгебре и информатике, 11-й класс Это мой первый интегрированный урок. Был проведён 12 ноября 2007 года.

Тема урока: "Корень n-ной степени и его свойства. Нахождение корня n-ной степени с помощью электронной таблицы Excel."

Цели урока: ввести понятие корня n-ой степени; познакомить учащихся с решением уравнений вида хn=a ; рассмотреть примеры вычисления корней n-ой степени; ввести формулу Ньютона для приближенного вычисления корней р-ой степени; формирование навыков и умений нахождения корня р-ой степени с помощью компьютера.

Ход урока.

  1. Слово учителя.

  • Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы познакомимся со следующими понятиями: корень n-ой степени, арифметический корень n-ой степени из числа, с решениями уравнений вида хn=a, научимся находить целые корни и с помощью формулы Ньютона приближенные значения корня р-ой степени. Сейчас учащиеся 8 класса, изучающие тему “Квадратные корни”, познакомят вас с историей возникновения квадратного корня, термина “радикал”, т.е. корень, и напомнят определение квадратного корня.

  • С давних пор, наряду с отысканием площади квадрата по известной длине его стороны, приходилось решать и обратную задачу: “Какой должна быть сторона квадрата, чтобы его площадь равнялась а ?”. Такую задачу умели решать еще четыре тысячи лет назад вавилонские ученые. Они составили таблицы квадратов чисел и квадратных корней из чисел. Вавилоняне использовали метод приближенного извлечения квадратных корней , который состоял в следующем: “Пусть а – некоторое число (имеется в виду натуральное число), не являющееся полным квадратом. Представим а в виде суммы b2+c, где с – достаточно мало по сравнению с b2. Тогда, например, если а=112, то квадратный корень из а равен 10,6. Проверка: 10,62 =112,36.

  • Указанный метод извлечения квадратного корня подробно описан древнегреческим ученым Героном Александрийским. В эпоху Возрождения европейские математики обозначали корень латинским словом Radix (корень), а затем сокращенно буквой R (отсюда произошел термин “радикал”, которым принято называть знак корня). Некоторые немецкие математики XV века для обозначения квадратного корня пользовались точкой. Эту точку ставили перед числом, из которого нужно извлечь корень. Позднее вместо точки стали ставить ромбик, а в последствии знак V и над выражением, из которого извлекается корень, проводили черту. Затем знак V и черту стали соединять.

  • Квадратным корнем из числа а называется число, квадрат которого равен а.

  • Арифметическим квадратным корнем из числа а называется неотрицательное число, квадрат которого равен а.

  • Аналогично определим корень n-ой степени. Корнем n-ой степени из числа а называется такое число, n-ая степень которого равна а.

  • Примеры:

Корень третьей степени из числа 27 равен 3, т.к. 33=27.

Корень шестой степени из числа 64 равен 2 и (-2), т.к. 26=64 и (-2)6=64.

Согласно данному определению, корень n-ой степени из числа а – это решение уравнения хn=а. Число корней данного уравнения зависит от n и а.

Рассмотрим функцию f(x)=xn. Эта функция при любом n возрастает на промежутке от нуля до бесконечности и принимает все значения из этого промежутка.

По теореме о корне уравнение xn=a для любого а из промежутка от нуля до бесконечности имеет неотрицательный корень, и притом только один. Его называют арифметическим корнем n-ой степени .

Арифметическим корнем n-ой степени из числа а называют неотрицательное число, n-ая степень которого равна а.

Арифметический корень третьей степени из числа 8 равен 2, т.к. 23=8

Арифметический корень четвертой степени из дроби 81/16 равен 3/2.

При четных n функция f(x)=xn четна, отсюда следует, что:

    1. если а0, то уравнение имеет корни;

    2. если а=0, то х=0;

    3. если а

Пример: решить уравнение х4=81. Отсюда х=3 или х= -3.

При нечетных n функция f(x)=xn возрастает на всей числовой прямой и , отсюда, уравнение имеет при любых а один корень.

Пример: решить уравнение х5= -32. Отсюда х= -2.

Устно решить следующие задачи:

1. Проверьте справедливость равенств:

А) корень четвертой степени из 16 равен 2.

Б) корень седьмой степени из числа ( - 1 ) равен –1.

В) корень девятой степени из 0 равен 0.

Г) корень третьей степени из числа ( - 343) равен -7.

2. Вычислите:

А) корень третьей степени из числа –27

Б) корень четвертой степени из числа 81.

В) корень пятой степени из числа –32.

Г) корень пятой степени из дроби 1/32.

Д) корень четвертой степени из дроби 81/625.

3. Решите уравнение:

А) х6=5; Б) х5=3; В) х3+4=0.

  • Вы уже заметили, что часто в решении уравнений появляются корни – иррациональные числа. Их значения можно найти приближенно, используя формулу Ньютона:

Уn+1=1/Р[(Р-1)Уn+Х/Уnp-1].

(Далее класс делится на 2 группы: одна группа работает на компьютере, используя обучающую карточку, другая группа работает по индивидуальным карточкам по алгебре за партами.)

Карточка для работы на компьютере (используют электронную таблицу Excel).

Используя формулу Ньютона, вычислите х с точностью EPS=0.000001 для Х=277234 и Р=7 при начальном приближении У0=5.

Выполните следующие шаги:

    1. Создайте заголовок задания. Запишите формулу Ньютона. Расположите строки в центре и выберите подходящий для них шрифт.

    2. Запишите в ячейку А5 текст “Х=”, в ячейку В5 значение 277234. Выровняйте содержимое А5 по правому краю, содержимое В5 – по левому. Таким же образом запишите в ячейку С5 – “Р=”, D5 – 7, Е5 – “EPS=”, F5 – 0.000001, G5 – “У0=”, Н5-5.

    3. Создайте шапку таблицы, записав в ячейки D7 и Е7 “№ шага” и “У” соответственно.

    4. Запишите в ячейку D8 значение 0. Скопируйте в ячейку Е8 содержимое ячейки Н5. Запишите в следующую строку столбца D номер очередного шага и в следующую строку столба Е – формулу Ньютона.

    5. Повторите пункт 4, скопировав формулу Ньютона из предыдущей строки. Повторяйте эти действия каждый раз в таблицу по одной строке.

    6. Создайте рамку таблицы.

    7. Занесите в ячейку D16 текст “результат”, а в ячейку Е16 – результат с заданной точностью – до 6 значащих цифр.

Карточки по алгебре ( 3-х уровневые).

Вариант 1.

    1. Решите уравнения

а) х4=10; б) х10-15=0; в) х7+128=0

    1. Решите неравенства:

а) х4117


    1. Найдите значение числового выражения:

а) корень девятой степени из -1;

б) корень пятой степени из 0;

в) корень четвертой степени из дроби 81/256.

Вариант 2.

    1. Решите уравнения

а) 16х4 -1=0; б) 0,01х3+10=0; в) 0,02х6-1,28=0

    1. Решите неравенства:

а) х310

    1. Найдите значение числового выражения:

а) корень четвертой степени из выражения 16•625;

б) корень пятой степени из выражения 32•243;

в) корень четвертой степени из дроби 128/8.

Вариант 3.

1. Решите уравнения

а) 125х3=1; б) 0,001х10-1,5=0; в)0,04 х7+128=0

  1. Решите неравенства:

а) 2х41135

  1. Найдите значение числового выражения:

а) корень четвертой степени из выражения 48•27;

б) корень пятой степени из выражения 160•625;

в) корень шестой степени из дроби 128/2.

Итог урока, задание на дом.

Сценарий учебного занятия спецкурса "Изобразительное искусство и компьютерная графика". Тема: Мозаика. "На морском дне". 6-й класс Дидактическое обоснование занятия

Цели занятия:

Образовательные:

  • обеспечить усвоение учащимися понятий: мозаика, смальта;

  • способствовать формированию представления об истории развития мозаики и используемых материалах;

  • создать условия для усвоения учащимися последовательности работы в технике мозаика с использованием возможностей графического редактора “Paint”.

Развивающие:

  • способствовать развитию творческой фантазии;

  • способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся (сравнивать, анализировать, обобщать, доказывать, объяснять понятия);

  • способствовать развитию сенсорной сферы учащихся (развитие глазомера, точности и тонкости различения цвета и формы);

  • способствовать формированию познавательного интереса учащихся к предмету.

Воспитательные:

  • создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры труда;

  • способствовать формированию нравственных качеств личности (уважительное отношение к мнению одноклассников и их работам).

Тип занятия: интегрированный, комбинированный.

Оформление доски:

  • репродукции мозаичных картин;

  • мозаичные картины, созданные техникой “аппликация”;

  • живописные картины;

  • картины, выполненные в цветной графике;

  • слова для запоминания: мозаика, смальта, глина, галька, камень; М. В. Ломоносов, “Полтавская битва” - академия наук (Санкт-Петербург).

Ход занятия

Организационный момент

  • приветствие;

  • проверка готовности учащихся к уроку;

  • запись в тетради числа и темы урока.

Актуализация знаний учащихся

Изложение нового материала

Закрепление материала

Записать в тетради основные материалы, используемые для создания мозаики (cамостоятельно).

Проверка (глина, галька, камень, мрамор, смальта) - слова на доске.

Что такое смальта? Дать определение (как поняли).

Кто возродил смальтовую мозаику в России?

Практическая работа

Вводный инструктаж

  • Сообщение названия практической работы “На морском дне”.

  • Ознакомление с последовательностью выполнения. (Показ слайдов).

Построение рамки.

- прямоугольник

Изображение рыб (можно нарисовать одну, а остальные копировать).

Актуализация знаний.

Изображение морского дна.

Деление рисунка на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

Выбор палитры.

Закрепление материала

  • Самостоятельно записать в тетради последовательность выполнения мозаичной картины.

    1. Рамка.

    2. Изображение рыбы (копирование).

    3. Морское дно.

    4. Разделение на части. (Складывание из разноцветных кусочков).

    5. Выбор палитры.

  • Проверка.

  • Устранение ошибок.

  • Просмотр и обсуждение работ учащихся других классов. Предупреждение о возможных ошибках и затруднениях при выполнении работы. Показ слайдов.


  • Вопросы.

Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж (по ходу работы)

Целевые обходы

  • Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

  • Концентрация внимания учащихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций.

  • Оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся.

  • Рациональное использование учебного времени учащимися.

Физкультминутка

Зарядка для глаз. В среднем темпе проделать три - четыре круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть в даль на счёт 1 - 6 повторить 1 -2 раза (через 15-20 мин).

Подведение итогов

  • Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.

  • Что узнали нового?

  • Почему целесообразно сначала выполнять работу на компьютере, а затем в материале?

  • Просмотр работ.

  • Выставление отметок в классный журнал.

  • Сообщение о теме следующего занятия.

“Мозаика. Натюрморт” с детальной прорисовкой. (Передача объёма более мелкими составляющими частичками и тщательным подбором цвета).



Интегрированный урок биологии и информатики


Практическая работа


Тема: Влияние физической нагрузки на работу сердца.


Цели: Закрепить навыки работы с формулами в электронных таблицах Excel, рассмотреть влияние физической нагрузки на работу сердца.


Оборудование: секундомер, ПК, ЭТ Excel.


Постановка задачи: проанализировать, как влияют нагрузки на работу сердца и кровеносных сосудов, раскрыть особенности работы сердца при нагрузках разной величины.


Ход работы.


  1. Загрузите электронные таблицы Excel.


  1. Оформите таблицу по образцу.


Влияние физической нагрузки на работу сердца

Различные состояния организма

Частота пульса

Тренированность сердца




















  1. Найдите пульс, прощупывая лучевую артерию, расположенную в нижней трети предплечья по направлению большого пальца. Пульс подсчитывайте за 15 секунд (с перерасчетом на минуты).


  1. Расслабьтесь и подсчитайте пульс, сидя за столом.(занесите в таблицу).


  1. Попрыгайте на месте в течении 2-х минут и сразу после окончания прыжков подсчитайте пульс (занесите в таблицу).


  1. Через три минуты отдыха снова подсчитайте пульс (занесите в таблицу).


  1. Проделайте в течении 2-х минут упражнения с грузом и запишите результаты в таблицу после подсчета пульса.


  1. Через три минуты отдыха снова подсчитайте пульс (занесите в таблицу).


  1. Сделайте 10 приседаний, запишите результаты подсчета пульса.


  1. Определите степень тренированности сердца по формуле

где П1 – частота пульса в положении сидя,

П2 – частота пульса после физической работы.

Оформите соответствующую графу таблицы, введя нужные формулы.


  1. Оценка результатов: меньше 30% - тренированность хорошая т.е сердце успевает делать свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемой при каждом сокращении. Т=30% - тренированность недостаточная, Т 45% - низкая т.е. сердце усиливает свою работу за счет частоты сокращений.


10. Под таблицей сделайте выводы о работе вашего сердца, отвечая на вопросы:

а) От чего зависит высокая тренированность сердца?

б) Если средняя тренированность сердца, то почему?

в) Низкая тренированность сердца? Предложите меры для ее нормализации



Интегрированный урок физика + информатика

«Волновые свойства света»

Цели урока:

  • помочь учащимся в закреплении знаний волновых свойств света; умений составлять блок-схемы, линейные программы, используя операторы ввода, присваивания и вывода; умений применять знания при решении задач;

  • содействовать учащимся осознать ценность совместной деятельности;

  • содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент;

  • создать условия для развития у учащихся умения структурировать информацию;

  • содействовать развитию у детей умений общаться.

Инструментарий: компьютерный класс, лампа накаливания, стеклянные призмы, разноцветные круги, стеклянные пластины, капроновые лоскуты, лазер, дифракционная решетка, экран, линейка, задания-описания работ.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

Радуга, мыльные пузыри.… Это только несколько красивейших явлений, которые объясняются волновыми свойствами света.

Сегодня на уроке мы будем наслаждаться красотой, и решать различные задачи: качественные, экспериментальные, расчетные и задачи с помощью знаний, полученных на уроках информатики.

III. Проверка знаний и умений учащихся.

А) Учащиеся работают на компьютерах с презентацией (составленной учащимися класса в PowerPoint), раскрывающую основные понятия, определения, формулы и примеры по данной теме.

Б) С помощью компьютеров выполняют тестовые задания.

Тест.

  1. В период полного солнечного затмения поверхность Земли покрывают широкие чередующиеся светлые и темные полосы. К этому приводит явление:

А) дисперсии

Б) интерференции

В) дифракции

Г) поляризации

  1. Разложение призмой белого света на цвета происходит в результате явления:

А) дисперсии

Б) интерференции

В) дифракции

Г) поляризации

  1. Излучают ли обычные источники света когерентные волны?

А) да

Б) нет

  1. Естественный свет представляет собой волны,

А) в которых колебания вектора Е происходят в одной неизменной плоскости

Б) в которых колебания вектора Е происходят в различных и, притом, изменяющихся во времени плоскостях

  1. На белом экране нарисован зеленый квадрат. Наблюдатель смотрит через красное стекло. При этом он увидит:

А) черный квадрат на зеленом фоне

Б) синий квадрат на зеленом фоне

В) красный квадрат на черном фоне

Г) черный квадрат на красном фоне

Ответы:

1

2

3

4

5

В

А

Б

Б

Г

(Проверка работ и выставление отметок)

IV. Практическая часть - решение задач.

А) Экспериментальные задачи.

Фронтальное наблюдение явлений:

-дисперсии (с помощью стеклянных призм)

-синтеза белого света (с помощью разноцветных кругов)

-интерференции (с помощью пары стеклянных пластин)

-дифракции (с помощью капроновых лоскутов)

Б) Качественные задачи.

1. Объясните происхождение различных цветов флага Республики Беларусь.

2. Если в театре стать за колонной, то артиста не видно, а голос его слышен. Почему?

В) Работа по группам:

1 группа: «программисты» работают по теме «Интерференция».

Задание:

Составить блок–схему и программу (на одном из языков программирования) для определения результата интерференции (n – четное – светлая полоса, n – нечетное – темная полоса). N=

Проверить выполнение программы для:

А) ;

Б) ;

2 группа: «экспериментаторы» работают по теме «Дифракция».

Оборудование: лазер, дифракционная решетка, линейка, экран.

Задание:

Определить длину волны света, падающего на решетку и число штрихов на 1 мм в решетке, если период дифракционной решетки равен

3 группа: «теоретики» решают задачу по теме «Дифракция»:

Какой наибольший порядок спектра можно видеть в дифракционной решетке, имеющей 500 штрихов на миллиметре, при освещении ее светом с длиной волны 720 нм?

4 группа: «исследователи» решают задачу по теме « Дисперсия»:

Пользуясь графиком зависимости показателя преломления стекла от длины световой волны, вычислить и сравнить скорости распространения световых волн разной длины в стекле.

Скорость света в вакууме с=3* м/с.

V. Проверка выполненных заданий и выставление отметок. Итог урока.

VI. Информация о домашнем задании.

VII. Рефлексия.

Информационные технологии на уроках ОБЖ "Стихийные бедствия. Лавины"

Вид: урок-презентация с применением современных технологий.

Технология: информационная.

Время проведения: 40 минут.

Оборудование: компьютерный класс, мультимедийные устройства.

Цели урока:

  • Образовательные - повторить, закрепить материал по теме “Стихийные бедствия”, выявить пробелы в знаниях и постараться устранить их.

  • Воспитательные - развитие познавательного интереса, осознание проблемы опасности стихийных ЧС для жизнедеятельности человека, развитие внимания, содействие формированию понимания и оценки опасностей в природе, расширения кругозора учащихся.

  • Развивающие - развитие памяти, преодоление трудностей, умение оценивать степень риска стихийных природных явлений для обеспечения безопасности жизнедеятельности человека, повышение стимула к изучению способов обеспечения безопасности.

Задачи:

  • Обучающие - рассмотреть разновидности опасных природных явлений, познакомить учащихся с их разрушительным действием; рассмотреть вопросы, связанные с разрушительными последствиями опасных природных явлений; дать характеристику опасных природных явлений;

  • Развивающие - проверка подготовленности учащихся к действиям в опасных для жизни и здоровья условиях; совершенствование умений школьников по оказанию само - и взаимопомощи;

  • Воспитывающие - воспитывать ответственность у учащихся за жизнь и здоровье: свое и окружающих; уметь работать самостоятельно, выделять главное, сравнивать, делать выводы.

Подготовка к уроку:

  1. Подбор изображений для слайдов.

  2. Подбор и набор текста.

  3. Составление и оформление презентации.

План проведения урока:

  1. Проверка домашнего задания.

  2. Письменный опрос по теме “Опасные природные явления”.
    - какие природные явления приводят к возникновению ЧС;
    - когда складывается ЧС;
    - существует ли какая-либо связь опасных природных явлений между собой; приведите примеры взаимосвязи опасных природных явлений между собой;
    - укажите общую классификацию стихийных бедствий;
    - классифицируйте опасные природные явления.

  3. Физкультминутка.

  4. Новая тема (просмотр презентации "Стихийные бедствия с комментариями учителя").

  5. Задание на дом.

  6. Подведение итогов.

Ход урока:

  1. Проверка домашнего задания (дежурный собирает тетради с домашним заданием).

  2. Письменный опрос по теме “Опасные природные явления”

  3. Физкультминутка (разминка на основные мышцы, подверженные наибольшей степени нагрузки в школе).

Новая тема (просмотр презентации “Стихийные бедствия с комментариями учителя).

Четыре опаснейших типа лавин


ФАКТОРЫ, ПРОВОЦИРУЮЩИЕ СХОД ЛАВИНЫ

ОБРАЗОВАНИЕ КРИСТАЛЛОВ

Развитие лавины

1. Рыхлый снег скользит по слою более плотного снега.

2. Разогнавшись, масса снега может подняться в воздух.

3. Лавина набирает скорость, доходящую порой до 350 км/час.



ОБМАНЧИВАЯ ИДИЛЛИЯ

На развалинах Гальтюра

ИЗУЧЕНИЕ ЛАВИН

Задание на дом.

Подведение итогов.

План

воспитательного мероприятия,

посвящённого 65-летию освобождения

Республики Беларусь

от немецко-фашистских захватчиков.

«Без прошлого нет настоящего и будущего…»

Межпредметные связи: история, информатика, литература, краеведение.

Оборудование: актовый зал; мультимедиа проектор; плакаты с фотографиями; книги, посвящённые ВОВ; работы учащихся об их родственниках и односельчанах, участвовавших в ВОВ.

Цели:

Образовательные:

  • Сформировать у учащихся представление об основных сражениях Великой Отечественной войны, защитниках родины и их подвигах.

  • Изучение истории своего края, поиск и изучение документов о малоизвестных событиях времён ВОВ нашей местности.

  • Раскрыть важнейшие особенности истоков победы советского народа в этих кровопролитных сражениях.

  • Закрепить основные навыки работы с современными прикладными программами.

Воспитательные:

  • Показать войну, как символ горя, мужества и победы, доставшейся нашему народу ценой огромных потерь и бедствий на примере фактов поисково-исследовательской работы.

  • Воспитывать информационную культуру.

  • Воспитывать патриотические чувства у учащихся на примерах героизма советских людей в годы войны.

  • Формировать патриотические сознание учащихся, чувство любви и уважения к истории родной страны и её культурному наследию.


Развивающие:

  • Продолжать работу по формированию умений учащихся работать с картами, документами, дополнительными источниками информации, анализировать прочитанное, выделяя главное и второстепенное, делать собственные выводы и обосновывать свою точку зрения, составлять план-конспект.

  • Способствовать работе в группах, осуществлению совместной учебно-творческой деятельности.

  • Использовать навыки работы с компьютером в различных областях жизнедеятельности.

  • Развивать логическое мышление и навыки нетрадиционной работы по предметам, расширять кругозор.

Подготовительный этап

Знакомство с мультимедийным учебным пособием на компьютерах «Темы по ВОВ».

Распределение учащихся на творческие группы, определение тем презентаций по основным этапам войны.

Творческая работа-исследование «Судьба моих родных (или односельчан) в годы Великой Отечественной войны», разработка алгоритма интервью с очевидцами военных лет.

План мероприятия:

  1. Орг.момент.

  2. Вступительное слово учителя информатики.

  3. Вступительное слово учителя истории.

  4. «Трагическое лето 1941».

  5. «Геноцид. Холокост.»

  6. «Партизанское движение».

  7. «Коренной перелом».

  8. «Багратион».

  9. «Итоги ВОВ»

  10. Стихотворение и презентация «Они вернулись победителями».

Ход мероприятия.

  1. Орг.момент.

Дети занимают места в первых рядах зала. Входят и рассаживаются зрители.

  1. Вступительное слово учителя информатики.

  2. Вступительное слово учителя истории.

  3. Начало войны.

Учитель истории:

После начала ВОВ английские и американские эксперты предсказывали, что сопротивление Советского Союза Германии продлится 1, максимум — 3 месяца.

На чём основывались подобные пророчества и почему они не оправдались? Что явилось силой, опровергнувшей такого рода предсказания.

5 декабря 1940 года Гитлер принял окончательное решение начать войну с СССР. К началу 1941 года был выработан план «Барбаросса». Более подробно в этом вопросе попытались разобраться следующие ученики…

«Трагическое лето 1941»

  1. Оккупационный режим.

Учитель истории:

— Военная компания 1941-1942 гг. в целом для СССР складывалась неудачно. Агрессоры стремились завоевать мировое господство, не останавливаясь перед уничтожением целых народов. Они стремились установить новый порядок с помощью концлагерей и тюрем, колонизации оккупированных стран. Голод, газовые камеры, виселицы и плеть стали атрибутами этого порядка. О жестокостях оккупационного режима на территории Беларуси расскажут …

«Геноцид. Холокост.»

  1. Партизанское движение

Учитель истории:

— С первых дней оккупации захватчики столкнулись в Беларуси с разными формами активного и пассивного сопротивления населения — партизанским движением, подпольной борьбой, саботажем мероприятий оккупационных органов, которые являлись, как следствием организационной деятельности в этом направлении правящей в СССР партии – ВКП (б), так и своеобразной реакцией населения на вторжение и на проводимую оккупационную политику захватчиков. Похоже, что Гитлер в атмосфере головокружения от первоначальных успехов явно недооценил призыв Сталина к партизанской войне, хотя и увидел в ней «свои преимущества», что «она дает возможность истреблять все, что восстает против нас».

«Партизанское движение»

  1. Коренной перелом.

Учитель истории:

— На ряду с «Рельсовой войной» был ещё ряд сражений, которые повлияли на исход ВОВ, на переход стратегической инициативы в руки КА. (вывод таблицы)

Дата сражений

Место сражения

Историческое значение сражения

22 .06– 20.07 1941г.

Оборона Брестской крепости

Вместо нескольких часов, по плану “Блицкриг”, фашисты задержались здесь около месяца.

10.07 1941г. -13.01.1944г.

Оборона Ленинграда

900 дней длилась блокада города, но враг так и не смог взять его

30.09 1941г.-20.04 1942г.

Битва под Москвой

Первое крупное поражение гитлеровских войск. Крах плана “молниеносной войны”

17.07 1942г.- 02.02 1943г

Сталинградская битва

Начало коренного перелома в войне

05.07 – 23.08 1943г.

Курская битва

Завершение коренного перелома в войне. Инициатива в ходе ведения военных действий перешла к советским войскам

Об этих сражениях расскажут …

«Коренной перелом»

  1. Освобождение Беларуси.

Учитель истории:

— Победа под Сталинградом и на Курской дуге надломила силу германской армии. Стратегическая инициатива полностью перешла в руки советского командования. Перед штабом КА — задача: разбить центральную группу армии Центр, а значит, освободить Беларусь. Об освобождении территории РБ и нашей местности расскажут …

«Багратион» и «Освобождение Пинска»

  1. Итоги войны.

Учитель истории:

— Большая часть населения планеты родилась и выросла в послевоенное время. Минувшая война стала историей, но люди помнят о ней и стремятся осмыслить уроки прошлого. Итоги ВОВ подведут …

«Итоги ВОВ»

  1. Подведение итогов. Стихотворение и презентация «Они вернулись победителями».

Учитель истории:

— Без прошлого нет настоящего и будущего. Вступая в 65 год мирной жизни, Беларусь не забывает, ценой какой борьбы, страданий и жертв завоёвано счастье. Память войны обжигает наши сердца, напоминая о священном долге — беречь мир и покой на родной земле, не допустить повторения ужасов войны. Никогда не иссякнет наша благодарность и признательность тем, кто ценой своей жизни отстоял свободу и независимость Родины.

Давайте почтим память тех, кто увековечен в рукописной книге с фамилиями наших односельчан, которые на фронте и в тылу завоевали Победу. Этот достаточно большой список заставляет задуматься над тем, какой ценой завоёвано счастье! Помните об этом!

Матрохова И.: (Одновременно запускается презентация «Они вернулись победителями»)

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям.

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем.


Пусть память верную о ней

Хранят, об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки…


Затем, чтоб этого забыть

Не смели поколенья.

Затем, чтоб нам счастливей быть,

А счастье – не в забвеньи!

(А. Твардовский)


Учитель истории:

— Благодарим всех за внимание. До новых встреч!


План интегрированного урока

(белорусский язык, информатика, профориентация)


ТЭМА: Работа з тэкстам пры дапамозе інфармацыйных тэхналогій.

МЭТА: Прымяненне ведаў у рабоце з тэкстам:выдзяляць галоўнае, правільна расстаўляць знакі прыпынку, будаваць звязны тэкст, аргументаваць уласныя выказванні. Адпрацоўваць уменні ў афармленні заданняў па беларускай мове на камп’ютэры: афармленне старонкі, падзел тэксту на часткі. Замацаваць навык набора сімвалаў і знакаў прыпынку. Выхоўваць інтарэс да прафесіі, звязанай з творчасцю, любоў да мастацтва.


Х О Д У Р О К А

  1. Арганізацыйны момант.

  • Пастаноўка мэты ўрока.

  • Паўтарэнне асноўных раздзелаў па тэме.


  1. Работа з тэкстам.

  1. Прачытаць тэкст.

  2. Падзяліце тэкст на часткі.

  3. Расставіць знакі прыпынку пры аднародных членах сказа і пабочных словах.

  4. Дапрацаваць тэкст.

А вы прыкмячалі калі-небудзь, што яшчэ да нараджэння дзіцяці яго бацькі з вялікай зацікаўленасцю вырашаюць, якімі талантамі будзе валодаць іх малы: стане ён другім Паганіні, а можа паслядоўнікам Леанарда да Вінчы? Ужо ў хаатычных каракулях бачаць яны творчую задумку, а ў тоненькім галасочку – будучага Баскава. І гэта не дзіўна бо ў кожным чалавеку хаваецца талент, які быццам скарб чакае, пакуль яго адшукаюць. Але проста адшукаць мала. Талент трэба развіваць. Для гэтага існуюць музычныя школы спартыўныя секцыі школы мастацтваў . Між іншым пра мастацкае аддзяленне Пінскай дзіцячай школы мастацтваў я і хачу расказаць.У калектыве мастацкага аддзялення таленавітыя настаўнікі Васкалей Адам Адамавіч, Коржукава Таццяна Анатольеўна Місюкавец Віталій Іосіфавіч , якія ўсім сэрцам любяць сваю работу. Як вядома душэўная цеплыня заўсёды прыцягвае да сябе, таму ўсе вучні заўсёды з радасцю спяшаюцца на заняткі. А праходзяць заняткі па чатырох накірунках малюнак жывапіс кампазіц.ыя і гісторыя выяўленчага мастацтва. Працуюць яны рознымі графічнымі сродкамі і алоўкам і пастэллю і вугальным алоўкам і нават мастацкім пяром. Гарманічна спалучаць колеры і выкарыстоўваць іх у мастацкай дзейнасці вучаць дзяцей урокі жывапісу. Юныя мастакі спрабуюць адлюстроўваць у малюнках навакольны свет і перадаваць свае ўражанні праз аб’яднанне сюжэту ідэі і колеру. Каб дапамагчы развіццю здольнасцей юных пінчан, мастацкае аддзяленне пашыраецца і будзе праводзіць дадатковы набор вучняў . Кожны вучань можа прайсці тут поўны курс навучання. А гэта год на падрыхтоўчым аддзяленні і 4 гады асноўных заняткаў, што дапаможа ў будучым паспяхова здаць экзамен і паступіць у розныя навучальныя ўстановы, каб набыць такія прафесіі, як дызайнер настаўнік чарчэння і выяўленчага мастацтва мастак-педагог архітэктар цырульнік і многія іншыя. Таму спяшайцеся развіваць свае таленты.


  1. Прачытаць тэкст.

  2. Уставіць прапушчаныя літары.

  3. Расставіць знакі прыпынку пры аднародных членах сказа і пабочных словах.

  4. Вызначыць сінтаксічную ролю аднародных членаў.

А вы прыкмячалі калі-небудзь, што яшчэ да нараджэ..я дзіцяці яго бац..кі з в..лікай зацікаўленасцю вырашаюць, якімі тал..нтамі будзе валодаць іх малы: стане ён другім Паганіні, а можа паслядоўнікам Леанарда да Вінчы? Ужо ў хаатычных каракулях бачаць яны творчую задуммку, а ў тоненькім галас..чку – будучага Баскава. І гэта не дзіўна бо ў к..жным ч..лавеку хаваецца талент, які быццам скарб чакае, пакуль яго а..шукаюць. але проста а..шукаць мала. Талент трэба развіваць. Для гэтага існу..ць музычн…школы спарты..ныя секцыі школы мастацтва.. . Між іншым пра мастацкае ад..яленне Пінскай дзіц..чай школы мастацтваў я і хачу ра..казаць.

У ка..ектыве мастацкага ад..ялення таленавітыя наста..нікі Васкалей Адам Адамавіч Коржукава Та..яна Анатол..еўна Місюкавец Віталій Іосіфавіч, якія ўсім с..рцам любяць сваю работу. Як вядома, душ..ўная ц..плыня за..сёды прыцягвае да сябе, таму ўсе вучні за..сёды з радасцю сп..шаюцца на зан..ткі. А прах..дзяць заняткі па чатырох нак..рунках

мал..нак ж..вапіс кампазіц..я і гісторыя выя..ленчага мастацтва.

Працуюць вучні рознымі графічнымі сро..камі і ало..кам і пастэллю і вугальным ало..кам і нават мастацкім п..ром. Гарманічна спалучаюць к..леры і выкарысто..ваюць іх у мастацкай дзейнасці вучаць дзяцей урокі ж..вапісу.Юныя мастакі спрабуюць адлюстро..ваць у мал..нках навакольны свет і перадаваць свае ўражанні праз аб..яднанне сюжэту ідэі і колеру.

Кожны вучань можа пра..сці тут по..ны курс навуча..я. А гэта год на падрыхтоўчым ад..яленні і 4 гады асно..ных заняткаў, што дапаможа ў будучым паспяхова здаць экзамен і паступіць у р..зныя навучальныя ўстановы, каб набыць такія прафесіі, як дызайнер наста..нік чарч..ння і выя..ленчага мастацтва мастак-педагог архітэктар цырульнік і многія іншыя.

Таму спяшайцеся развіваць свае таленты.

  • Чытанне тэкста, тлумачэнне незразумелых слоў.

  • Гутарка па пытаннях:

а). Да якога стылю можна аднесці гэты тэкст? А які тып тэксту?

б). Пра што гэты тэкст?

в). А каго з вас прываблівае прафесія мастака?

г). А чым яна цікавая?

д). А якія яшчэ вы ведаеце прафесіі, звязаныя з творчасцю?

е). Можа, хто ўжо выбраў сваю будучую прафесію? Раскажыце, чым яна вас прываблівае.


— Слова настаўніка для абагульнення.

Вы ідзяце па дарозе ведаў і хутка наблізіцеся да скрыжавання, ад якога разыходзяцца ў розныя бакі не тры, а тысячы дарог. І вам давядзецца выбраць тую, па якой ісці далей,- дарогу ў прафесію.Чалавеку вельмі важна правільна выбраць прафесію. Ад гэтага залежыць не толькі грамадская значнасць чалавека, яго месца сярод іншых людзей, уклад у развіццё грамадства, але і ўласная задаволенасць жыцц1м, фізічнае і псіхічнае здароўе. Фактычна выбар чалавекам прафесіі – гэта выбар чалавекам свайго лёсу. І вельмі пажадана, каб вы не зрабілі памылак пры гэтым выбары.

Не варта спадзявацца на тое, што, правучыўшыся абы-як, вы зможаце атрымаць любую работу. Адукацыя – ключ да поспеху. Ужо сёння трэба пачынаць самастойна і актыўна рыхтаваць сябе да пэўнага жыццёвага шляху: добра вучыцца, быць актыўнай асобай у грамадскім жыцціГэта вельмі адказнае пытанне і аднесціся да яго трэба з усёй сур’ёзнасцю.І зараз непасрэдна мы пераходзім да практычнай часткі нашага ўрока.


— Знаёмства з заданнямі для кожнай групы вучняў. Тлумачэнне ўзораў выканання.

— Непасрэдная работа з тэкстам (мацнейшыя вучні працуюць на камп’ютэрах, слабейшыя атрымліваюць ліст з заданнямі).


  1. Падвядзенне вынікаў. Рэфлексія.

— Што новага вы даведаліся на ўроку?

— Якія віды работ былі для вас найбольш цікавымі?


4. Дамашняе заданне. Запісаць 6 сказаў з адасобленымі азначэннямі.


План

интегрированного урока по информатике и русской литературе.


«В помощь учащимся 11 классов по русской литературе»


Тип урока: Урок — защита творческого проекта.


Межпредметные связи: информатика, литература.


Оборудование: актовый зал; мультимедиа проектор; портреты писателей и поэтов; книги этих авторов.


Урок был проведён 14 декабря 2010 г. на заседании МО учителей информатики Пинского района.


Цели:


Образовательные:

  • Сформировать у учащихся целостное представление о русской литературе ХХ века.

  • Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках изучения темы «Основы веб-конструирования»; обобщить материал как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности.


Воспитательные:

  • Воспитывать информационную культуру.

  • Воспитание интереса и любви к предмету через содержание учебного материала, умения работать в коллективе, взаимопомощи, культуры общения; воспитание таких качеств характера, как настойчивость в достижении цели; умение не растеряться в проблемных ситуациях.


Развивающие:

  • Продолжать работу по формированию умений учащихся работать с литературой и Интернетом, дополнительными источниками информации, анализировать прочитанное, выделяя главное и второстепенное, делать собственные выводы и обосновывать свою точку зрения.

  • Способствовать работе в группах, осуществлению совместной учебно-творческой деятельности.

  • Использовать навыки работы с компьютером при создании сайта.

  • Развивать логическое мышление и навыки нетрадиционной работы по предметам, расширять кругозор.



Подготовительный этап

Знакомство с программой FrontPage.

Распределение учащихся на творческие группы, определение тем для создания веб-страниц.

Творческая работа-исследование: создание сайта «В помощь учащимся 11 классов по русской литературе» (поиск биографий, фотографий, произведений авторов, которых проходят в 11 классе по русской литературе, систематизация теоретического материала, подготовка устных сообщений для урока-защиты).


План мероприятия:

  1. Орг.момент.

  2. Вступительное слово учителя информатики.

  3. Вступительное слово учителя русской литературы.

  4. Начало урока.

  5. Выступления учащихся

  6. Слово учителя русской литературы. (сочинения)

  7. Выступления учащихся.

  8. Подведение итогов. (информатика)

  9. Рефлексия. (русская литература)



Ход мероприятия.


  1. Орг.момент.

Дети занимают места в первых рядах зала. Входят и рассаживаются зрители.

  1. Вступительное слово учителя информатики.

Здравствуйте, уважаемые коллеги.

Поисково-исследовательская работа школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий и Интернет-технологий, дает положительную мотивацию при изучении предметов всех школьных циклов. Главное преимущество применения информационных технологий – это возможность от заучивания учебного материала перейти к его пониманию.

Модернизация образования требует, чтобы умение работать с информацией относилось к общеучебным умениям, что приводит к углублению и систематизации знаний учащихся, появлению новых ассоциативных связей.

В нашей школе постоянно проводятся интегрированные уроки по разным предметам, это уже вошло в привычку, как у учителей, так и учащихся. Информатику связывали с математикой, физикой, биологией, белорусским и русским языками, историей, краеведением

Ребята из 11 А класса создали сайт: «В помощь учащимся 11 классов по русской литературе». И сейчас вы увидите интегрированный урок по информатике и русской литературе. Этим уроком мы опять доказываем, что элементы интеграции различных предметных областей дают возможность представить наш мир как о единое целое. Происходит объединение знаний, умений и навыков, полученных при изучении различных предметов, которое подразумевает, что обучающиеся смогут осуществить их получение средствами и методами различных учебных дисциплин.


  1. Вступительное слово учителя русской литературы.

Оружие учителя словесника — слово и книга, но в наше быстроменяющееся время нужно искать новые методы повышения читательского интереса. Огромную роль в широком применении информационных технологий на моих уроках сыграло наше творческое содружество с учителем информатики нашей школы Локун Ольгой Михайловной. В данном случае можно говорить о полноценной интеграции уроков русского языка и литературы с уроками информатики, потому что задания, полученные на уроках русского языка и литературы, находили своё продолжение на уроках информатики.

Ребята совсем скоро закончат 11 класс, как хочется ощутить, что уроки литературы для них не оказались напрасны. Как надеешься, что смог показать своим ученикам величие жизни и её ценность, красоту мира и родной речи… Смогла ли я открыть для них путь к литературе, к искусству, а значит к умению видеть в жизни прекрасное? Именно такие размышления заставили задуматься меня об уроках литературы в 11 классах. Задачей нашего творческого проекта было соединить обучение, обобщение, демонстрацию умений и личные впечатления, полученные на уроках литературы. Ребята самостоятельно выбрали темы, которые их заинтересовали, давайте посмотрим, что у них получилось.


  1. Начало урока:

Сегодня у нас с вами необычный урок, урок — защита творческого проекта. При изучении темы «Основы веб-конструирования», вы работали каждый со своей индивидуальной темой из русской литературы, постоянно пополняя и усовершенствуя свои веб-странички. Продемонстрируйте, пожалуйста, что у вас получилось.


  1. Выступление Скорозвона Олега. Презентация.


1. Web-страницы основаны на языке описания гипертекстовых документов HTML (Hypertext Markup Language).

2. В HTML для определения содержания и формата гипертекстовых документов используются команды, которые называются  тегами (tags). HTML – страницы представляет собой документы в обычном текстовом формате, содержащие специальные команды форматирования (теги HTML).


3. Прикладная программа FrontPage 2003 – это визуальный html-редактор для быстрого создания сайта.  Язык HTML является основным языком программирования Web - среды. С помощью FrontPage, можно создавать структуру сайта, формировать страницы, добавлять интерактивные средства и загружать файлы на  сервер в сети Интернет.

4. Для того чтобы создать сайт при помощи FrontPage, нет необходимости учить HTML. FrontPage позволяет довольно просто набрать текст, который можно поместить на Web - страницу, расположить в нужных местах рисунки.

5. Используя FrontPage, можно создавать эффекты, для которых обычно требуются скрипты или программы DHTML.

6. Создать новую страницу можно также на базе одного из шаблонов. Для этого необходимо выбрать команду «Другие шаблоны страниц» в области задач. На экране будет отображаться окно диалога Шаблоны страниц, в котором представлены различные шаблоны страниц по категориям.

7. Сайт или Web-узел – это набор связанных между собой близких по смыслу Web-страниц и файлов. В программе FrontPage существуют мастера, которые позволяют создавать сайт, и шаблоны или  набор предварительно разработанных текстовых и графических форматов, на основе которых могут создаваться новые веб - страницы. Мастера и шаблоны FrontPage позволяют создавать сайты различных типов.

8. Обычно сайт размещается на Web-сервере – компьютере, который предоставляет доступ к Web-страницам посетителям сайта. FrontPage позволяет создавать сайт непосредственно в файловой системе компьютера пользователя, а затем, когда он будет готов, опубликовать его на Web-сервере.

А сейчас, мы представим вашему вниманию наш сайт.


Во время выступления учащихся Олег демонстрирует соответствующие страницы сайта.




Предлагаю вниманию некоторые выступления учащихся:

Символизм

Символизм как явление в литературе и искусстве впервые появился во Франции в последней четверти XIX века и к концу века распространился в большинстве стран Европы. Но после Франции именно в России символизм реализуется как наиболее масштабное, значительное и оригинальное явление в культуре. Многие представители русского символизма приносят в это направление новые, зачастую не имеющие ничего общего с французскими предшественниками. Символизм становится первым значительным модернистским направлением в России; одновременно с зарождением символизма в России начинается Серебряный век русской литературы; в эту эпоху всё новые поэтические школы и отдельные новаторства в литературе находятся, хотя бы отчасти, под влиянием символизма — даже внешне враждебные направления (футуристы, «Кузница» и др.) во многом пользуются символистским материалом и начинают с отрицаний символизма. Но в русском символизме не было единства концепций, не существовало ни единой школы, ни единого стиля; даже среди богатого оригиналами символизма во Франции не встретишь такого разнообразия и таких не похожих друг на друга примеров. Помимо поисков новых литературных перспектив в форме и тематике, возможно, единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов.


С. Есенин

Глубоким лиризмом проникнуто все его творчество: и стихотворения о судьбе родины, о природе, и стихи о любимой.

Есенин был блестящим мастером пейзажной лирики, вдохновенным певцом родной земли. Подобно шишкинскому лесу или левитановской осени, нам бесконечно дороги и близки и «зеленокосая» есенинская березка — любимый образ поэта, и его старый клен «на одной ноге», стерегущий «голубую Русь».

Все мастерство словесной живописи Есенина подчинено единственной цели – дать читателю почувствовать красоту и живописную силу природы.


Футуризм

Футуризм (от лат. futurum — будущее) возник почти одновременно в Италии и России.

Впервые русский футуризм проявил себя публично в 1910 г., когда вышел в свет первый футуристический сборник «Садок судей» (его авторами были Д.Д.Бурлюк. В.В.Хлебников и В.В.Каменский). Вместе с В.В.Маяковским и А.Е.Крученых эти поэты вскоре составили наиболее влиятельную в новом течении группировку кубофутуристов, или поэтов «Гилеи» (Гилея — древнегреческое название территории Таврической губернии, где отец Д.Д.Бурлюка управлял имением и куда в 1911 г. приезжали поэты-участники группы).

Генетически литературный футуризм теснейшим образом связан с авангардными художественными группировками 1910-х гг. («Бубновый валет», «Ослиный хвост», «Союз молодежи»). Многие футуристы совмещали литературную практику с занятиями живописью (братья Бурлюки, Елена Гуро, А.Е.Крученых, В.В.Маяковский и др.).

Футуризм оказался творчески продуктивен: он заставил переживать искусство как проблему, изменил отношение к проблеме понятности-непонятности в искусстве. Важное следствие футуристических экспериментов — осознание того, что непонимание или неполное понимание в искусстве — не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия. Само приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно-мировоззренческого.


О Блоке

Блок один из самых моих любимых поэтов 20 века, писал, что только трагическое миросозерцание «одно способно дать ключ к пониманию сложности мира». Но трагедия не проходит бесследно для человека, тем более для лирического героя, остро, чутко воспринимающего действительность. Если в сердце — разрыв, разлад, то, значит страдание, боль не покидают его, присутствуют всегда. Пишет ли Блок стихи или поэмы, его герой всегда должен выбирать, сравнивать настоящее с прошлым, или о том, что может быть, то есть со своей мечтой. Верил в существование Вечной Женственности до конца своих дней, страдал от недостижимости идеала, и все же сумел создать другие образы, но чувство трагедии оставалось всегда.

Читая стихи Блока, я невольно сравнивал их с сонетами Шекспира, параллели возникали неосознанно, как будто независимо от меня самого.

В «стихах о Прекрасной даме» Блок как будто набрасывает отдельные штрихи сельской природы. Мне кажется, что этот пейзаж, светлый м чистый для поэта, более относится к Божественной деве. «Как горизонт! И лучезарность близко….». Видимо только когда небо ясное, можно увидеть седее нечто Божественное. Для блока Прекрасная Дама как будто соткана из неба белоснежных облаков, солнца, нежной зелени весны.

Можно прийти к выводу что в процессе своего творческого пути, Блок постоянно испытывает чувство боли, трагическое мировоззрение.


О Маяковском

По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его поэзия — художественная летопись нашей страны в эпоху Великой Октябрьской революции и построения социализма. Маяковский — истинный певец Октября, он как бы живое олицетворение нового типа поэта — активного борца за светлое будущее народа. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX.

Мне сложно понять то, о чем говорит поэт. Много неясного, странного, необычного. Скучно. Сложно. Пишет жестоко. Странные сравнения. Безумные звуки. Хаос и смешение. Видимо, хотелось удивить. Что ж, получилось! Даже очень неплохо. Нет мелодичности гармонии, того, к чему привыкли в стихах.

Я читаю Маяковского и попадаю в новый мир, где всё вверх дном. Нет четких границ, стен, но всё на чём-то держится. Картины висят на небе, люди, видимо, летают. Царит сплошная сумятица. Иногда кажется, что поэт собрал свалку слов и вышла бессмыслица.

Иногда, читая Маяковского, попадаешь в сказку. Мне там хорошо, но долго жить не смогу. Потому что сложно.


  1. Слово учителя русской литературы. (Отрывки из сочинений учащихся)



Стихи его такие огромные, бьющие прямо в самое больное место, в сердце.

Стихотворение написано в быстром ритме сплошным текстом.

Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта.

Маяковский засунул руку в штаны и вынул оттуда самое дорогое, поднял его высоко и сказал: «Я — гражданин Советского Союза».

Между Есениным и Советской властью образовалась большая промежность.

Его глаза с нежностью смотрели друг на друга.

Мне нравится то, что с таким талантом Есенин не побоялся стать народным поэтом.

Блок показал женщину в более расширенном виде.

Блок понимает, что недолго еще протянет матушка-Русь, грохнут ее свои же сыновья, ненавидящие мать за пошлость, кондовость и толстозадость. Будущее блоковской России — могила.

За внешней издевкой над традициями русской литературы, под оболочкой непредвзятого историка или глумливого шута, бьется горячее сердце истинного русского патриота, который хулит и поносит свою страну, чтобы понять ее беды, а поняв, простить.

Когда к поэту являлась муза, он прекращал бездельничать и хватался за перо.


О Булгакове

Каждый человек имеет частичку любви, даже самый злобный, завидующий, заботящийся только о себе человек, имеет это чувство. Это определенное правило добра, можно сказать, наш духовный мир. Без любви жить на свете невозможно, она вечно живет в людских сердцах.

Милосердие, самопожертвование, любовь – эти слова ассоциируются со словом добро.

И, наоборот, — жестокость, равнодушие, эгоизм — это зло. Мы стремимся делать добро и зло, творить и разрушать, спешим жить. Мы говорим одно, делаем другое, мечтаем о третьем, а получается четвертое. Мы — люди. Мы, такие как есть, мы такие были и такими и останемся, так утверждал Булгаков в величайшем произведении всех времен «Мастер и Маргарита».

Например, Маргарита — это символ вечной любви, Понтий Пилат — символ вечного сомнения в божественной природе человека. Мне кажется, что некоторые главы романа, такие как, «Бал сатаны», «Маргарита», «Понтий Пилат», «Прощение и вечный патриот», имеют свою самостоятельную сценическую ценность. Это и не удивительно, ведь в романе Булгакова «Мастер и Маргарита» нашли завершение все его художественные и философские искания. Я уверен, что произведения Булгакова еще не раз удивят современного зрителя, высветившись неожиданными гранями. Это и есть высшая оценка творчества великого русского драматурга М. А. Булгакова.


Андрей Платонович Платонов

Познакомившись недавно с «прекрасным и яростным миром» платоновской прозы, я понял, что его творчество соответствует уровню надежд и тревог, взлетов и падений двадцатого века. В его произведениях поставлены самые сложные проблемы нашей жизни. Главное для него – сохранить и сберечь жизнь на Земле.

При его же жизни критика объявила вредное влияние его произведений на публику. Однако, по мнению сегодняшних литературоведов, Андрей Платонов – выдающийся писатель.

Платонов писал свои произведения спокойно, «тихо», не стремясь вокруг себя никого перекричать, и уже в ранних рассказах он покоряет своей бесконечной стыдливостью, сдержанностью, какой-то грустной кротостью.

Во время первой оттепели стали возможны публикации некоторых рассказов Андрея Платонова. Эти произведения, изданные на Западе, возвращались на свою родину незаконно, и в машинописи гуляли по стране. И лишь в последние годы, когда мысль о том, что общечеловеческие ценности выше классовых интересов, перестала быть крамольной, началось реальное возвращение Платонова читателю.

Я могу с уверенностью сказать, что произведения Андрея Платонова помогают развивать в каждом из нас благородство, мужество и деятельный гуманизм в современной борьбе за мир.


  1. Подведение итогов. Слово учителя информатики.

Я считаю, что программный курс по теме «Основы веб-конструирования» вы освоили на высоком уровне. Вы использовали и таблицы, и изображения, и бегущую строку. Объединили все страницы в один сайт, настроили работу гиперссылок. Я полагаю, что вы заслуживаете высокие отметки.


  1. Рефлексия.

Учитель русской литературы:

Дорогие ребята, мне казалось, что все свои мысли и эмоции вы уже высказали. Но сегодня столько сюрпризов меня ожидало. В ваших размышлениях я увидела и элементы анализа, и богатый лексический багаж, и эмоции, и переживания. Кто-то проявил себя в роли серьёзного теоретика, кто-то тонкого романтика. Всем спасибо, действительно постарались и получаете самый высокий бал. Вы сделали много, надеюсь, эта работа была для вас увлекательной. И в заключение прошу ответить на вопрос: «Интернет – смерть книгам?»

Ответы учащихся.


— Благодарим всех за внимание. До новых встреч!



43




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!