СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Искусство ораторской речи"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад, представленный  на открытом заседании  Ассоциации учителей русского языка и литературы, представляет собой перечень рекомендаций по искусству ораторской речи.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Искусство ораторской речи"»

Ораторская речь — это вид монолога, при котором выступающий обращается к большой аудитории с целью убеждения, внушения или мотивации. Чтобы овладеть искусством ораторской речи, нужно быть начитанным. обладать грамотной речью, и уметь ясно выражать свои мысли. Кроме этого, нужно уметь справляться с волнением, владеть дикцией и интонациями, и иметь хорошо поставленный голос. Также нужно уметь отвечать на вопросы, и поддерживать контакт со слушателями.

Внешность

И всё же для начала: «По одёжке встречают…» В общении оратора с аудиторией играет роль весь его внешний облик. Не допускайте эксцентричности в одежде: и без того все взоры будут устремлены на вас.

Го́ты (англ. Goths, от англ. gothic в значении варварский, грубый[]) — субкультура, зародившаяся в конце 70-х годов XX века в Великобритании на базе панк-движения.

Основными составляющими субкультуры являются готическая мода и готическая музыка. Готическая мода весьма разнообразна и включает ряд специфических направлений, однако общими чертами для большинства из них являются преобладание чёрного цвета в одежде, специфическая атрибутика и особый макияж[


Хорошее общее впечатление от внешности оратора, его манер, позы и жестов крайне необходимо для успеха речи. Лучшая черта во внешнем облике оратора - корректность. Неотъемлемые качества хороших ораторских манер -непринужденность, воодушевление, уверенность и дружеский тон. В правильной позе сочетаются непринужденность осанки и легкость движений. Жесты-это любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей. Жестикуляция руками, хотя ее можно классифицировать в соответствии с назначением (выразительная, описательная, указующая, подражательная), на самом деле может оказаться разнообразной до бесконечности. При надлежащем применении жесты, всегда непроизвольно возникающие, но поддающиеся контролю, представляют собой проявления настроений и мыслей оратора.


То есть, когда придется встать и взять слово, вы должны быть уверены, что ваш внешний вид отвечает требованиям слушателей и обстановки.

Не суетитесь. Спокойно направляйтесь к избранному месту. Не перебирайте на ходу ваши заметки, не застегивайте пиджак или жакет, не приводите в порядок прическу, не поправляйте галстук. Обо всем этом надо думать заранее. С другой стороны, не начинайте речь, пока не займете удобное и устойчивое положение. Примите нужную позу сразу, сделав последний шаг. Не смотрите вниз на ноги или руки и тем более не смотрите сразу в записи. Как только займете свое место, обратитесь к президиуму и затем к слушателям.

Изберите какую-либо принятую форму обращения: "Г-н председательствующий, леди и джентльмены..." В присутствии почетного гостя можно обратиться к нему, называя его по имени.


Умение выступать публично можно разделить на ряд навыков, каждый из которых можно тренировать отдельно. Развитие каждого из них и поможет в становлении ораторских способностей.

Эти навыки:

Подготовка речи

Одним из важнейших моментов для проведения публичных выступлений является его подготовка. Дейл Карнеги говорил, что хорошо подготовленная речь — на девять десятых успешно произнесенная речь.

План выступления

Для хорошего выступления нужно не только подготовить и знать материал, но и  структурировать его таким образом, чтобы донести его до слушателя. Необходимо составить план выступления, применяя который. Вы наилучшим образом сможете подать информацию любой тематики.

Произнесение речи

Интересное и полезное содержание — только одна составляющая успешно произнесенной речи. Что говорить — важно. Но не менее важно — как говорить. Для развития навыков публичного выступления необходимо совершенствовать технику речи, интонацию, дикцию, темп, артикуляцию, жестикуляцию и так далее.

Важной составляющей для оратора является дикция. Даже если вы обладите слабой дикцией это нормально. Единственное что нужно помнить это то, что вы должны правильно выговаривать слова и ударения. Посмотрите список сложных слов в вашей ораторской речи. Посмотрите как они произносятся, попробуйте выговорить их.


Играйте вашим голосом. Необходимо разработать так называемый грудной голос. Он низкий и очень нравится аудитории. Если хотите придать юмора или высмеять что либо, говорите высоким тоном.


Ораторские приёмы

Следующий этап, который нужно пройти — оживление речи, чтобы она не была скучным монологом.

Публичная речь может рассматриваться как своеобразное произведение искусства, которое воздействует одновременно и на чувства и на сознание. Если речь действует только на способность логического восприятия и оценки явлений, не затрагивая чувственность сферы человека, она не способна производить сильное впечатление.

Мастерство публичной речи состоит в умелом использовании обеих форм человеческого мышления: логической и обратной. Искусство есть мышление образами - этот закон может быть применим и к ораторскому искусству.

Голые логические построения не могут эмоционально воздействовать на человека. Идея речи, содержание ее доходят то сознания через эмоциональную сферу.

Задача оратора состоит в том, чтобы воздействовать на чувства слушателей. Сильное чувство, переживания человека всегда затрагивают и разум, оставляя неизгладимое впечатление.

Рассудочная и эмоциональная сферы восприятия органически взаимосвязаны. Настоящая публичная речь должна волновать и возбуждать не только мысли, но и чувства.

Важнейшим условием ораторского искусства является умение пользоваться образами и картинами. Без этого речь всегда бледна и скучна, а главное - неспособна воздействовать па чувства и через них на разум.

Речь, состоящая из одних рассуждений, не может удержаться в голове людей, она быстро исчезает из памяти. Но если в ней были картины и образы, этого не случится. Только краски и образы могут создать живую речь, такую, которая способна произвести впечатление на слушателей. Живое изображение действительности есть душа повинно ораторского искусства.


Для того, чтобы сделать речь живой, яркой и выразительной, используются ораторские приемы, которые направлены на улучшение восприятия информации слушателями. Этих приемов достаточно много. Кроме того, существует еще масса приемов для развития мастерства и тренировки умения публично выступать.

Без учета особенностей восприятия слушателей, даже самый убедительный материал не будет полностью раскрыт. По этому поводу Аристотель писал в свое время, что оратор не открывает истину, он защищает свою точку зрения, и мотивирует людей.


  • Найдите мотивацию ваших слушателей. Речь которая нужна только вам, им будет не интересна. Мотивация очень важная вещь, для чего им вас слушать.

Найдите истории, впечатляющие события. Очень желательно из вашей жизни, чтобы вы могли точно передать те эмоции, которые вы испытывали. Детали историй важны, вам должны поверить.

Рассказывайте личные истории. Мы с детства любим их слушать. Когда аудиторию слушает вашу историю, она погружается в неё, представляет каждое ваше слово. В ораторском искусстве есть даже Сторитейлинг– это искусство рассказывать истории. Попытайтесь выбрать истории из вашего жизненного опыта. Придавайте эмоциональную окраску вашим историям.

«Изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь», — Майк Тернер

Сторителлинг – это способ передачи информации и нахождения смыслов через рассказывание историй. Он используется как в психотерапии, это направление получило название "нарративной психотерапии", так и в публичных выступлениях и в менеджменте, где это обычно называется "оrganizationalstorytelling".



Подготовьте иллюстрации, схемы. Но помните, что вы являетесь оратором, не стоит прятаться за ними или чтобы они забрали всё внимание слушателей. Спрятавшись, вы теряете важный пункты искусства ораторской речи.

Однообразные слайды рассеивают внимание пользователей. Таким образом на 3 слайде мы видим изображение. Очень хороший ход. Чередуйте данные, показали парочку картинок, дайте что-нибудь другое, показали цифры, добавьте график, добавьте фото.


Важное внимание уделите начало и концу. Все основные идеи повторите в конце. 90% людей запоминают начало и конец. Выделите идеи в конце, покажите изображения которые позволят эти идеи запомнить.

Шутки

Вовремя вашего выступления мозг слушателей напрягается и устаёт. Все стоит помнить про паузы и шутках. Желательно делать перерыв каждые 30-45 минут. Шутки позволяют сбросить напряжение вовремя выступления. Хорошая шутка располагает к вам слушателей и повышает ваше искусство ораторской речи.

Ораторское искусство – это творческий процесс. Пытайтесь найти новые подходы, пробуйте оригинальные методы подачи информации. Попытайтесь вставить интерактив, голосование, игру для участников вашего выступления.

Методика цветовых выборов Лю́шера — психологический тест, относящийся к проективным методикам и изобретённый швейцарским психологом Максом Люшером. По мнению Люшера, восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста.

Не стоит усложнять речь сложными терминами.

 Что такое KISS. Это акроним фразы “KeepItSimple, Stupid” – “Не усложняй, тупица”.

Есть история, то что этот акроним берёт своё начало от Эдисона. К Эдисону пришёл ученик и чтобы его проверить, он дал ему задание – измерить объём некого замысловатого сосуда. Ученик долго думал, и так и сяк, в конце концов сделал сложный расчёт и представил его Эдисону. Эдисон посмотрел на него, после взял сосуд и налил в него воды, и вылил в другой сосуд, объём которого он знал. В конце добавил “KeepItSimple, Stupid”. Из KISS можно взять принципы и для ораторского искусства.

Акро́ним (от греч.άκρος — высший, крайний + όνυμος — имя) — вид аббревиатуры, образованной начальными звуками (напр. НАТО, вуз, НАСА, ТАСС). Фактически, акроним представляет собой слово, являющееся сокращением, которое можно произнести слитно (в отличие от аббревиатуры, которую произносят «по буквам», например: КГБ — «ка-гэ-бэ»). Некоторые акронимы (например: лазер, вуз) фактически стали самостоятельными словами и употребляются как существительные с применением соответствующих падежей русского языка (вуз, вуза, вузу и т. п.), хотя это применимо не ко всем акронимам (обычно «среднего рода»: НАТО, НАСА и т. п.).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!