Доклад: «Использование ЭОР в преподавании общих гуманитарных социально-экономических и естественнонаучных дисциплин»

Категория: Биология

Данный методический доклад описывает применение ЭОРов в преподавании общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Просмотр содержимого документа
«Доклад: «Использование ЭОР в преподавании общих гуманитарных социально-экономических и естественнонаучных дисциплин»»

Доклад: «Использование ЭОР в преподавании общих гуманитарных социально-экономических и

естественнонаучных дисциплин»

Без использования современных средств информационно коммуникационных технологий уже невозможно представить образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Роль информационно-коммуникационных технологий в обеспечении современного качества образования рассматривается как ключевой элемент

развития современного образования. ИКТ, ЦОР - важнейшая составляющая всех направлений деятельности современного педагога, способствующая оптимизации и интеграции учебной и внеучебной деятельности.

Использование ЭОР в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Студенты должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика:

- использование ЭОР способствует повышению качества знаний студентов, уровню воспитанности, общему и специальному развитию обучающихся;

- использование ЭОР позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса;

- ЭОР позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания.

В настоящее время расширение информационного пространства - основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. В последнее время отмечают падение интереса студентов к изучению общих гуманитарных социально- экономических и естественнонаучных дисциплин. Они играют значительную роль в формировании личности в целом. Падение интереса к изучению данных дисциплин вызвано в первую очередь применением довольно старых наглядных материалов, однообразным использованием учебников, таблиц, схем. Одним из способов повышения интереса к дисциплинам естественнонаучного цикла, углубления знаний студентов по этим предметам является использование современных информационных технологий, в частности компьютерных, на различных стадиях учебного процесса. Компьютер на своих уроках мы применяем давно, что делает наши уроки более наглядными, современными, а значит интересными. Презентации готовим не только сами, но и студенты. Любому уроку с использованием ЭОР предшествует кропотливая работа, но зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным, запоминающимся.

Для преподавания наших дисциплин в техникуме имеются мультимедийные пособия с обширным учебным материалом, они содержат большое количество фотографий, видеофрагментов, анимационных моделей, иллюстрирующих текстовый материал, обширный справочный материал, а также лабораторные практикумы, интерактивные упражнения для проверки и закрепления знаний. Работу с этими образовательными комплексами мы используем на разных этапах урока: объяснении нового материала, закреплении полученных знаний, а также в качестве тренажеров для подготовки к зачетам.

На сайте http://btmsx.ru/ размещены преподавателями Курсаковой С.Н., Лабодиной С.В. разработанные учебно-методические электронные ресурсы, которые помогают обучающимся в написании рефератов, докладов, эссе, составлению опорных конспектов в выполнении внеаудиторной самостоятельной работы,

Одной из педагогических задач на уроках мы считаем подготовку студентов к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

В техникуме ежегодно проводятся семинары различных уровней, преподаватели и студенты участвуют в видеоконференциях, постоянно повышается мотивация к инновационной деятельности благодаря тому, что у преподавателей есть возможность выхода в Интернет в процессе проведения занятий. Для объяснения нового материала мы используем презентации и интерактивные карты, для проверки знаний специально подготовленные тесты.

Интерактивная карта — это электронная карта, работающая в режиме двухстороннего диалогового взаимодействия человека (пользователя) и компьютера и представляет собой визуальную информационную систему.

Вполне обычным явлением стала подготовка презентаций студентами. Однако именно творчество обучающихся стало причиной для разработки методических рекомендаций по обучению студентов в приемах работы с интернет-ресурсами, организации практических работ на основе ресурсов интернета, создания учебных проектов. Любая работа с сайтами начинается в группе. Под руководством преподавателя студенты учатся ориентироваться на сайте и выполняют специально разработанное обучающее задание.

В последнее время мы активно используем дистанционные образовательные технологии (ДОТ) в своей педагогической деятельности.

ДОТ – образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Цель применения ДОТ (дистанционных образовательных технологий) состоит в обеспечении равного доступа обучающихся, направлено на решение проблем доступности качественных образовательных услуг независимо от состояния здоровья, социального положения и места проживания. ЭЦОР (электронные цифровые образовательные ресурсы) позволяют облегчить усвоение обширного материала за счёт комплексного воздействия видеоряда и звука (музыка, шумы, дикторский текст), а также посредством чисто компьютерных возможностей: диалога со студентом, автоматизированного контроля усвоения пройденного материала.

Преимущества ЭЦОР заключается в следующем:

1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.

2. Учебный материал излагается в доступной форме.

3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме информации, изучить отдельные аспекты в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.

4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.

5. Подборка интерактивных тестов даёт возможность проверить знания студентов на основе объективной автоматизированной оценки.

Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика.

Опыт работы показал, что у студентов, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Использование ИКТ на уроках является одним из важных средств формирования информационных компетенций студентов. На таких уроках они не получают информацию в “чистом виде” от преподавателя, а учатся ее добывать, анализировать, осуществлять отбор, что и является составляющими частями информационной компетентности. Для повышения уровня компетенции в области методики применения ДОТ и ЭО мы участвует в экспериментальной работе «Особенности применения электронного обучения и дистанционных технологий в образовательной среде» (научный руководитель кандидат педагогических наук Белолипецкая С.Ю).

В практике применения дистанционного обучения используем методику асинхронного обучения, где на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения. Преподаватель при данной методике выступает консультантом.

Между преподавателем и обучающимся осуществляется и обратная связь, через сеть интернет с помощью коммуникационных сервисов – электронных почт ksn– www@mail.ru , sveta.labodina@mail.ru.

Применение новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия. Использование ЭОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. При условии систематического использования ЭОР в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения. Использование ЭОР предоставляет достаточно широкие возможности для организации занятий, выстроенных как в традиционных, так и инновационных формах.



2



Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас