СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование современных оьразовательных технологий"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Использование современных образовательных технологий на уроке биологии в 10 классе по теме "Развитие половых клеток"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование современных оьразовательных технологий"»

Министерство образования и науки Республики Татарстан ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бюргановская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района РТ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 п.г.т. Кукмор»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Бугульма Бугульминского района РТ











Проект «Современные образовательные технологии на уроке биологии в 10 класса по теме«Развитие половых клеток»






Проект выполнили: Архипова А. Н., учитель биологии МБОУ Бюргановской СОШ Буинского муниципального района РТ; Мухаметзянова С. В., учитель биологии МБОУ СОШ №3 п. г. т. Кукмор; Кушнир Т. В. учитель биологии МБОУ СОШ №3 г. Бугульма Бугульминского района РТ


Рецензент проекта: Павлова И. Р., доцент кафедры современных образовательных технологий ГАОУ ДПО ИРО РТ, к. п. н.









Казань-2016






Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Основная часть ………………………………………………………………… 4-13

1.Структурно-логическая технология………………………………………….. 4-6

2.Информационно-коммуникационная технология……………………………6-8

3.Тренинговая технология………………………………………………………..8-10

4.Технология проблемного обучения……………………………………………10-11

5.Диалоговая технология…………………………………………………………11-13

Заключение………………………………………………………………………..13

Список литературы…………………………………………................................14

Приложения………………………………………………………………………15-23


























2




Введение.


В современной России образование становится личностно-ориентированным, предусматривает обращение к сфере личных интересов и потребностей ученика. И приоритетной задачей образования становится развитие личности учащихся, воспитания у них умений анализировать и принимать ответственные решения. Только в этом случае современное образование становится качественным. Конечно, биологическое образование не является исключением и должно соответствовать ожиданиям общества, развиваться в свете современных тенденций.

Понятие обучающей педагогической технологии включает в себя систему деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, направленную на достижение образовательного результата, в соответствии с педагогическими принципами и взаимосвязью цель – содержание – методы.

В своей образовательной практике, я применяю шесть основных групп эффективных педагогических технологий.


Цель проекта: Создание урока и технологической карты с использованием современных образовательных технологий.

Задачи проекта:

Развивающие:

- создание и совершенствование условий для эффективной образовательной деятельности;

- развитие положительной динамики личности школьника, усвоение навыков самореализации, саморазвития, самоуправления;

Обучающие:

-создание урока с использованием современных образовательных технологий;

- внедрение эффективных образовательных технологий;

Воспитательные:

- сохранить и укрепить здоровье ребенка при организации его учебной деятельности;

-актуализировать значимость изучаемого материала;

Коммуникативные:

- совершенствовать коммуникативные умения, инициировать учебное взаимодействие, вступать в диалог, задавать вопросы, работать в паре, группе и т. д.

















3


Основная часть.


На уроке были использованы следующие образовательные технологии:

- структурно-логические ( схема сперматогенеза и оогенеза , анализ текста, кроссворд),

- информационно- коммуникационные (использование флеш-анимации, презентация),

- тренинговые технологии (тесты),

- технологии проблемного обучения,

- диалоговая технология.

Комплексы методов:

1) словесные – беседа, объяснение

2) наглядные – иллюстрация, демонстрация;

3) практические – упражнения

4) дедуктивные (оценка проблемы)

5) поисковые (верные, неверные утверждения)

6) методы самостоятельной работы;

7) самоконтроля – письменного.

Характеристика технологий.

1. Структурно-логические технологии

Использование современных структурно-логических технологий является одним из важнейших ресурсов повышения качества урока как базовой единицы деятельности учителя.»

В качестве основной структурно-логической технологии я использую системный подход как эффективную технологию развивающего обучения. Системный подход к обучению позволяет развить у учащихся системное мышление, навыки логического познания, стимулировать деятельностную активность учащихся. Кроме того, системный подход обеспечивает преемственность и логическую последовательность учебного материала.

В соответствии с технологией системного подхода любой изучаемый биологический объект рассматривается через понятие «системы». При этом каждая система имеет свою структуру, которая не сводится к сумме частей, а состоит из взаимосвязанных элементов. Понятие «биологическая система» – основа биологического образования, которая дает возможность обеспечить преемственность и логическую последовательность учебного материала на всех ступенях обучения. Уже при изучении биологии в среднем звене частные понятия могут быть сконцентрированы вокруг общих биологических закономерностей, отражающих суть жизни в целом. 
Особенность системного подхода в школьном курсе биологии состоит в том, что материал

6-11 классов рассматривается как единый образовательный курс, что накладывает определенные требования и на содержание учебного материала, и его методическое сопровождение.

Учащимся среднего звена я объясняю понятие «система». Система (греч. – составленное из частей, соединенное) – совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство. Затем учащиеся знакомятся с классификацией систем. Они выделяют живые и неживые системы, естественные (природные) и искусственные (созданные человеком). 
Элемент системы – это часть или структурная единица, из множества которых построен изучаемый объект и которая выполняют в данной системе определенную функцию. При этом каждый элемент системы является подсистемой. Биологическая система любого уровня организации – это целое, состоящее из взаимосвязанных частей:

4

Далее учащиеся знакомятся с отличительными особенностями живых систем. Для биологических систем, в отличие от всех прочих, характерны следующие свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.

Развитие системного мышления учащихся – процесс постепенный. В полной мере системный подход реализуется в старших классах в курсе общей биологии, т.к. наиболее эффективно применим при изучении понятия «Уровни организации жизни». Главный итог подобного подхода к обучению: опора на предыдущие знания, работа над системой общих понятий ведет не только к усвоению знаний, но и к развитию системно-логического мышления, и, следовательно, к более высоким результатам в обучении.

Работу над системой общебиологических понятий необходимо планировать на весь курс биологии с 6 по 11 класс. При этом важно выделить ведущие, основные биологические понятия. Не все биологические понятия, предусмотренные программой, несут общеразвивающую нагрузку, не все используются в дальнейших темах. Необходимо выделять те из них, которые работают на систему биологических понятий, а не на сумму разрозненных знаний.

На уроке были использованы схемы и таблицы (схема гаметогенеза).




Важной задачей учителя является работа, направленная на обучение анализу учебного текста, актуализацию имеющихся у учащихся знаний, формирование понимания

5

предлагаемого биологического содержания, выявление логических связей между фактами, понятиями, законами, установление связей между отдельными текстовыми фрагментами, параграфами, разделами. Работу в данном направлении необходимо строить по алгоритму:

1. Прочитайте текст параграфа.

2. Ответьте на два основных вопроса: «О чем говорится в тексте?», «Что говорится в тексте об этом?»

3. Выделите основные мысли текста.

4. Выделите предложения, подтверждающие основные мысли.

5. Сформулируйте вопросы к тексту по схеме: 1-й уровень – знание фактов, терминов (кто, что, когда и т.д.); 2-й уровень – знание и понимание причин, механизмов (зачем, почему, каким образом и т.д.);выделить основные мысли, построить план и др. 3-й уровень – умение соотносить, сравнивать, устанавливать взаимосвязи, объяснять, комментировать (какова связь между…, что доказывает, каков механизм, с чем можно сравнить и т.д.)


2.Информационно-коммуникационные технологии

Информационные технологии служат современным и эффективным инструментом для повышения качества образовательного процесса.

Информационными технологиями в практике обучения называют все технологии, предполагающие использование специальных технических информационных средств. При этом я в процессе преподавания биологии в школе использую следующие формы работы:

  • работа с ЦОР и ЭОР;

  • лекции с мультимедийным сопровождением;

  • создание учениками мультимедийных презентаций по темам и разделам учебных курсов;

  • поиск информации, написание рецензий на найденный в сети источник;

Кроме того, информационные технологии и Интернет обеспечивают возможность дистанционного образования, без которого современное общество существовать уже не может. Преимущества дистанционного обучения настолько очевидны, что именно в этом направлении возможно дальнейшее развитие ИКТ в образовании.

Однако, работа учителя с теми или иными программами и сервисами не обязательно должна ограничиваться подготовкой материалов к урокам и созданием мультимедиа-продуктов и пособий. За последние годы широкое распространение получили интернет-сервисы, которые позволяют не только разрабатывать объекты мультимедиа, например, презентации, слайд-шоу, интерактивные плакаты, но и размещать их в сети для совместного доступа и последующей работы с ними. Более того, появилось множество социальных сетей, которые делают удобным и доступным не только процесс общения, но и обеспечивают передачу документов, изображений, видеоматериалов и приложений между пользователями, что крайне важно для тех, кто использует данные сети в образовательных целях.

Однако, использование популярных социальных сетей не только для общения, но и для обучения не всегда оправдано. Как правило, существует множество отвлекающих факторов, не позволяющих сосредоточиться на решении учебных вопросов, поэтому для успешного обучения и совместной работы необходимо обратить внимание и на другие сетевые сервисы, которые предоставляют те же возможности, но не содержат рекламы и информации развлекательного характера. В качестве примера можно привести следующие:

RealtimeBoard, с помощью которого можно без труда организовать совместную работу в сети для создания различных презентаций, ментальных карт, заметок и много другого;

Symbaloo, позволяющий создавать виртуальные рабочие столы и сохранять в них ссылки на полезные сайты; 6

MindMeister - сервис для создания ментальных карт с возможность совместного доступа и т.д.

Их возможности очень разнообразны, но нужно отметить, что данные сервисы больше подходят для решения конкретных задач и создания определенных типов продуктов. По этой причине они не смогут обеспечить полноценное взаимодействие учителя с учащимися. Некоторые из них являются англоязычными, либо имеют частичную русификацию, что вызывает определенные затруднения при их использовании, особенно если уровень владения английским языком довольно низкий.

Одними из самых удобных, понятных и доступных в использовании являются сервисы Google с большим количеством инструментов для коллективной и индивидуальной работы. С помощью данных сервисов можно создавать:

документы, таблицы, презентации с возможностью совместного редактирования и обсуждения на персональных и коллективных сайтах и блогах;

системы Google-поиска;

календари и заметки, позволяющие вести планирование, добавлять в них важные события;

альбомы Picasa с иллюстрациями и фотографиями;

различные обучающие видео, используя сервис YouTube, а также находить интересные видеоматериалы, добавлять видеофрагменты на свой сайт или блог, делиться ссылками с учащимися;

персональные веб-сайты, размещать на них учебные материалы, задания и вести обсуждения;

карты и маршруты, размещать их на своем сайте, делать отметки и прикреплять фотографии различных объектов.

Очевидно, что данные сервисы имеют широкие возможности для ведения успешной коллективной деятельности в сети, однако, не всегда есть необходимость использования абсолютно всех инструментов, и если говорить об основных сервисах, позволяющих учителю создать свое пространство в сети и приступить к организации совместной деятельности, то следует обратить внимание на сервисы GoogleDocs, GoogleDrive и GoogleSites. Их использование совместно с подключаемыми приложениями предоставляет возможность для успешной коллективной и индивидуальной работы.

GoogleDocs (Документы Google) позволяют создавать текстовые документы, таблицы, презентации, рисунки и многое другое. По функционалу Документы Google уступают таким программным продуктам, как MicrosoftOffice и OpenOffice, но, несмотря на это, они поддерживают множество необходимых функций, не требуют установки на компьютер, так как открываются через браузер и идеально подходят для работы в сети. Все файлы создаются на Диске Google и сохраняются автоматически в процессе их редактирования. К созданным файлам можно применить различные параметры приватности: сделать их открытыми для всех пользователей, либо предоставить доступ отдельным лицам. Например, учитель может предоставить доступ к документу только учащимся своего класса, а все остальные не смогут просматривать созданный документ. Кроме того, созданные документы можно скачать на свой компьютер и открывать с помощью программ MicrosoftOffice.

GoogleDrive (Диск Google) – виртуальное хранилище объемом 15 гигабайт. На данном

виртуальном диске можно сохранять файлы, найденные в сети или закачивать файлы с компьютера, а также делиться ими с другими пользователями. Для разрешения доступа к файлам существуют специальные настройки приватности, с помощью которых можно изменять параметры доступа. На диске также создаются и сохраняются документы, но их функционала не всегда бывает достаточно для создания сложных медиа-продуктов, например, ментальных карт, интерактивных плакатов или виртуальных выставок. Для решения этой задачи есть возможность подключить к диску различные сетевые сервисы

7



для создания веб-приложений и удобного доступа к ним в дальнейшем.

GoogleSites (Сайты Google) – сервис для создания персональных сайтов, не требующий специальных знаний об основах сайтостроения, поэтому он будет доступным и понятным практически любому пользователю. Для проведения совместной работы учитель может создать свой сайт, который будет содержать разнообразные материалы по изучаемым темам, интересные факты, ссылки, медиа-продукты, тесты и задания для учащихся, выполнять которые они могут при помощи Документов Google и отправлять результаты своей работы прямо на сайт учителя, например, размещать ссылки на выполненные задания в комментариях или прикреплять их к указанной странице сайта. На страницах сайта учитель может также размещать Google-карты, особенно эта функция может пригодиться при изучении географии. Например, ученикам дается задание отметить на карте какие-либо географические объекты, и они могут сделать это прямо на странице сайта, где расположена карта. Более того, Сайты Google позволяют размещать на страницах flash-приложения: виртуальные экскурсии, лаборатории, интерактивные плакаты по биологии и географии. У учителя также есть возможность размещать задания и создавать свои обучающие приложения, например, с помощью сервиса LearningApps и также встраивать их на сайт. Это могут быть викторины, кроссворды, тесты по биологии и географии, творческие задания, к примеру, на сопоставление названий растений и их фотографий или названий стран с материками, на которых они расположены. В комментариях учитель и учащиеся могут вести диалог, вместе решать вопросы, возникающие в процессе выполнения заданий. Также есть возможность создания и размещения на сайте коллекций полезных ссылок, например, на сайты музеев, заповедников, экологических организаций. Для создания таких коллекций можно воспользоваться сервисом Symbaloo.

На уроке была использована презентация и флеш-анимация.


3.Тренинговые технологии.

Тренинг1 (англ. «Training» – тренировка, выработка навыков) один из видов интерактивного (т.е. с активным включением в работу участников) обучения.По статистике, при восприятии информации на слух (лекция), запоминается около 10%, если же информация подкреплена визуальными образами, то может усвоиться до 40%. И только при возможности слышать, видеть и самое главное действовать, эффективность восприятия повышается до 60-70%. Если при проведении обучающего занятия более 70% времени отведено отработке специальных навыков, ролевым играм, моделирующим рабочие ситуации, обсуждению и анализу – то это обучение можно назвать тренингом.

Тренинг – один из самых актуальных сегодня видов обучения. Это путь от осознания нехватки информации к новым устойчивым навыкам. Тренинг дает возможность узнать много нового о себе и окружающих людях. По мнению социологов, это самая лучшая форма приобретения навыков, обмена практическими наработками. Это возможность взглянуть на себя «со стороны» (некоторые, увидев себя в видеозаписи на экране говорят что-то вроде:«Я так никогда так не говорю, так не делаю, я не мог так махать руками»). В ходе тренинга учащиеся имеют возможность не только получить новую информацию и навыки, но и применить их на практике межличностного общения в группе.

Тренинг – специально организованный учебный процесс, во время которого участники команды, включая тренера, обмениваются знаниями и умениями для достижения цели тренинга, это форма обучения, которая построена на взаимодействии слушателей. Тренинги относят к деятельному типу обучения.

Современная педагогика обогащается всевозможными тренингами, деловыми играми,

8


различными видами групповой работы со слушателями. Тренинги эффективны, так как

способствуют лучшему усвоению пройденного материала, отработкой соответствующих навыков у участников, тесному общению, как с преподавателем, так и с другими участниками тренинга.

Для формирования различных УУД больше подходит применение обучающих, навыковых тренингов и социально-психологических.

Обучающий тренинг направлен на поиск и усвоение составляющих звеньев объекта или процесса.

Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков).

Варианты тренингов и их оценка

Вид тренинга

Способы оценки эффективности

Навыковый тренинг

Метод включенного визуального наблюдения

«Немой зачет»

Социально-психологический

Диалоги

Метод включенного визуального наблюдения

Опросники и анкеты

Дискуссии

Обучающий

Конференции, мини-конференции

Дискуссии

Тесты

Творческие зачеты

Интеллект-карты

Таким образом, применение тренинговых упражнений в ходе обучения биологии наиболее эффективно при изучении:

Биологические процессы (навыковый тренинг - имитация биохимических и физиологических процессов: фотосинтез, дыхание, биосинтез белка, испарение и др., моделирование последовательности эволюционных процессов). Занятия с моделированием ситуаций проходят очень живо, прекрасно усваиваются последовательность этапов процессов и их содержание. Возможно применение элементов дискуссионного общения, особенно в разделах «Антропогенез», «Селекция и биотехнология» и др.

Отработка навыков (навыковый тренинг, моделирование последовательности действий при работе с микроскопом, лабораторным

оборудованием, расчёт пищевого рациона.)

Жизненные ситуации (социально-психологический тренинг – формирование и анализ отношений к, например, людям с заболеванием или к жизни с болезнью, формирование гражданской позиции к вредным привычкам, тренировка умения отказа и согласия и т.д.)

На уроке были использованы тесты.

1.Тестирование с проверкой

1. Сопоставьте особенности строения сперматозоида:

1) уменьшение размеров;
2) исчезновение цитоплазмы;
3) наличие комплекса Гольджи;
4) наличие митохондрии у основания хвостика;
5) наличие хвостика

его функциям:

а) обеспечивает энергией;
б) плотная упаковка;

9



в) обеспечивает растворение оболочки яйцеклетки;
г) облегчает движение;
е) обеспечивает движение.

(Ответ: 1–г, 2–б, 3–в, 4–а, 5–е.)

2. Сопоставьте особенности строения яйцеклетки:

1) крупные размеры;
2) наличие одной или нескольких оболочек;
3) наличие рибосом;
4) наличие желточных зерен

ее функциям:

а) осуществляют синтез питательных веществ (белков);
б) обеспечивают запас питательных веществ;
в) обеспечивают развитие зародыша;
г) защищают внутреннее содержимое.

(Ответ: 1б, 2г, 3а, 4в.)

3. Соотнесите типы животных

  1. Членистоногие, рептилии,

птицы, рыбы(кроме осетровых)

2. Осетровые рыбы, амфибии

3. Моллюски, иглокожие,

млекопитающие(кроме плацентарных)

4. Плацентарные млекопитающие

и виды принадлежащих им яйцеклеток:

а) Мезолецитальные

б) Олиголецитальные

в) Алецитальные

г) Полилецитальные

Ответ : 1-г, 2-а, 3-б, 4-в)

5. Образование большого количества половых клеток у живых организмов является:

а) приспособлением к малой вероятности встречи;
б) случайным событием в жизни организмов;
в) приспособлением к неблагоприятным условиям среды;
г) результатом содержания минимального количества питательных веществ.



4.Технология проблемного обучения.

Согласно мнению психологов, проблемная ситуация является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация к обучению возникает у обучающихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Желание разрешить проблему приводит к рождению потребности в новом знании.

Проблемная ситуация – это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями и предъявляемым требованием.
Алгоритм постановки и решения проблемных ситуаций

1.Формулирование проблемы и вопросов к учащимся

2.Самостоятельное совершение мыслительных действий и операций учащимися, направленное на поиск решения данной проблемы

3. Поиск необходимой дополнительной информации

4.Коллективное или групповое обсуждение найденных способов решения, оценивание их рациональности 10

5. Самостоятельное или совместное с учителем подведение итогов решения задачи; обоснование выбора лучшего решения; проверка его правильности.

В начале урока был поставлен проблемный вопрос: Зависит ли здоровье будущих поколений от нормпльного прохождения гаметогенеза?

В конце урока учащиеся ответили на вопрос (использовался прием фишбоун).


проблема




за против












выводы


5.Диалоговая технология

Диалоговая технология включает в себя поисково-исследовательские и проектные методы, групповые и индивидуальные формы деятельности и её рефлексию, разные виды межсубъектного общения и сотворчества, их оценку. Диалоговая технология может включать и элементы других технологий, их использование в комплексе усиливает воздействие на личность учащегося.

Диалоговые технологии в школе связаны с созданием современной коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества учащихся и педагогов. Создание в рамках образовательного пространства ситуаций, в которых учащиеся могут применить и актуализировать предметные знания, обсудить интересующие их вопросы, встретить единомышленников или непосредственно обратиться к авторитетному деятелю создают условия для существенного роста мотивации к изучению учебных предметов у школьников.

Для организации диалога в процессе обучения необходимо найти противоречия и проблемы в учебном материале, сформулировать основные требования  к ведению диалога, подобрать специальные задания, выбрать форму и структуру диалога.

Большое значение в диалоге имеет равноправное общение.

 В ходе диалога формируется речевая культура, подразумевающая культуру общения; навыки публичного выступления и обсуждения проблем. А это часть коммуникативной культуры, которая включает умение слушать и понимать собеседника, .анализ разных точек зрения на объект познания, умения аргументировано изложить свою позицию, корректно выразить оценочные суждения.

11

При использовании диалоговой технологии особое значение  приобретают диалогическая позиция учителя — терпимое отношение к  различным взглядам учащихся, готовность принять взаимоисключающие точки зрения на проблему и найти коллегиальное решение с учётом доказательности и аргументированности позиций участников диалога, а также жизненный опыт учащихся как источник проблем для обсуждения. Целесообразно применять диалогические задания, выполнение которых зависит от создания позитивной эмоциональной среды: свободного обмена мнениями, идеями в обстановке живого обсуждения.

Одна из целей обучения в диалоге состоит в создании комфортных условий обучения,  при которых каждый ученик чувствует успешность, интеллектуальную  состоятельность, что делает продуктивным сам процесс овладения знаниями. Все учащиеся оказываются вовлечёнными в процесс познания, каждый вносит свой индивидуальный вклад, идёт обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причём происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что не только позволяет получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит её на более высокий уровень кооперации и сотрудничества.

Активное использование диалоговых форм требует серьёзной методической подготовки учителя и обучения школьников приёмам ведения дискуссий и диспутов, умениям сдерживать свои эмоции, уважительно относиться к мнениям своих товарищей, даже если они имеют противоположную точку зрения.

На этапе подготовки учителя и учащихся к диалогу мы обращаем особое внимание на выбор темы и проблем, форм проведения диалога. На этапе проведения диалога важны чёткая организация и вовлечение каждого учащегося в диалог, управление процессом. При подведении итогов необходимо проанализировать и оценить усвоение знаний и умений в рамках изучаемой темы, уровень сформированное  коммуникативной компетентности и культуры учащихся, достижение целей занятия.

Приведём несколько положений, характеризующих культуру ведения диалога.

•  Критиковать идеи, а не человека.

•  Видеть цель не в том, чтобы победить в споре, а в том, чтобы прийти к наилучшему решению проблемы.

•  Побуждать каждого участвовать в обсуждении и усваивать нужную информацию.

•  Выслушивать соображения каждого, даже если с ним не согласен.

•  Пытаться разобраться в том, что непонятно.

•  Сначала воспринять все высказанные идеи и факты, относящиеся к разным точкам зрения, а затем пытаться совместить их так, чтобы это способствовало пониманию проблемы.

•  Стремиться осмыслить и понять разные взгляды на проблему.

•  Не бояться изменить свою точку зрения под воздействием неоспоримых аргументов и фактов.

Практика показывает, что внедрение  диалоговых форм обучения способствует более глубокому и осознанному, чем при проведении обычного урока, пониманию учащимися предметного

12

содержания, усвоению большего количества идей и способов решения проблем, в том числе оригинальных и нестандартных, обобщённости и функциональности усвоенных знаний и умений, развитию у учащихся способности к переносу знаний в новые условия. Кроме того, у учащихся вырабатывается потребность в разностороннем обсуждении решаемой  проблемы, развиваются критическое мышление, коммуникативная компетентность и культура.  

Практически неограниченные возможности для расширения коммуникативного пространства дает Internet. Учащиеся с интересом участвуют в дистанционных конкурсах, вступают в профильные сообщества (сайт Инфоурок - олимпиады, сайт Задачка.ру- олимпиады).

В настоящее время активный интерес многих педагогов привлечен к развивающим технологиям, одной из которых является технология педагогических мастерских.

Это один из альтернативных и эффективных способов изучения и добывания новых знаний. Технология представляет собой альтернативу классно-урочной организации учебного процесса. В ней используются педагогика отношений, всестороннее воспитание, обучение без жёстких программ и учебников, метод проектов и методы погружения, безоценочная творческая деятельность учащихся.

Педагогическая мастерская отражает умение педагога проектировать успешную деятельность обучающихся, создаёт условия для роста педагогического мастерства на основе рефлексии собственного педагогического опыта. Педагогическая технология есть продуманная во всех деталях модель совместной деятельности учителя и ученика по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий и предполагающая реализацию идеи полной управляемости образовательным процессом через классно-урочную систему.


В конце урока была применена рефлексия « Шесть шляп».


Заключение.

Результаты работы учителя оцениваются умениями его учеников, уровнем самодеятельности учащихся на уроке, отношением учащихся к предмету, учителю, друг к другу, воспитательной и развивающей подвижностью личности, возникшей в ходе урока.

Добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету. Научиться основным видам деятельности можно, лишь систематически выполняя их в процессе обучения.

Результатом этой проектной работы является создание урока, презентации, технологической карты по теме «Развитие половых клеток» в 10 классе с использованием современных образовательных технологий, позволяющих совершенствовать коммуникативные умения, инициировать учебное взаимодействие, сохранить и укрепить здоровье школьника, при организации учебной деятельности, развитие положительной динамики личности учащегося.






13


Список литературы.




1.Е.А. Галкина Технологии обучения биологии»-М.:Просвещение,2005.

2.Сальникова Т.П. Педагогические технологии ологии: Учебно-методическое пособие. – М.: ИПК КГПУ, 2011.: Учебное пособие.– М.: ТЦ Сфера, 2005.

3.Иванцова Л. И. Применение информационно-коммуникационных технологий в предпрофильном обучении. 2014.

4.Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию в средней школе. – М.: Просвещение, 1985.

5.Столяренко Л.Д. Педагогика. Серия “Учебники, учебные пособия”. Ростов н/Д: “Феникс”, 2009.

6.Сухова Т.С. Не сумма, а система знаний. / Биология в школе. № 2. 1997.

7.Сухова Т.С. Урок биологии. Технология развивающего обучения. “Библиотека учителя”. – М.: Вентана-Граф, 2001.

8.Чуприкова Н.И. Умственное развитие и обучение. Психологические основы развивающего обучения. – М.: АО “Столетие”, 1995.


































14


Приложение.




Урок биологии по теме

«Развитие половых клеток.»10 класс



Цель:

- познакомить с процессом развития половых клеток


Задачи.

Обучающие:

-изучить этапы гаметогенеза

-изучить различия в сперматогенезе и оогенезе



Развивающие:

- показать в сравнении этапы сперматогенеза и оогенеза

- подвести к пониманию биологического значения полового размножения для эволюции


Воспитывающие:

- воспитание здорового образа жизни и формирование ответственности перед своими будущими детьми за их здоровье на основе знаний о своих физиологических особенностях


Оборудование: таблицы «Мейоз», «Гаметогенез», магнитная доска, элементы динамической модели «Редупликация ДНК», карточки с тестовыми заданиями, компьютер, проектор



Использованы учебные пособия:

КаменскийА.А., КриксуновЕ.А., ПасечникВ.В. Биология. Общая биология :Учеб.для 10-11кл. общеобразоват. Учеб.заведений – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014.

Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008.

Открытая биология. Электронное учебное издание – М.: ООО «Физикон», ООО «Дрофа», 2005г.

Энциклопедия для детей. Том 18. Человек. Ч.1. Происхождение и природа человека. Как работает тело. Искусство быть здоровым / Глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта+, 2001.











15


Ход урока (основные этапы)


пп

Этапы

Ключевые моменты

Используемые методы работы

Компоненты здоровьесбережения

1

Организационный

1. Взаимное приветствие

2. Проверка готовности к уроку.

- визуальный контроль

-оценка эмоционального состояния учащихся (обзорно каждого и класса вцелом)

2

Подготовка к восприятию новой темы

1.Проверка усвоения темы «Формы размножения организмов. Половое размножение»

2.Промежуточная оценка работы учащихся

- устный опрос в виде кроссворда (определение терминов, объяснение по схеме, логические цепочки)

- активные формы (работа в парах)

- тестовый опрос


-«плавное вхождение в тему»

-индивидуальный выбор способа действия

-пробуждение интереса к изучаемому материалу

3

Изучение новой темы

1.Постановка проблемы

2.Определение темы, цели и задач урока

3. Объяснение нового учебного материала



- эвристический, проблемный методы

-вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни

-демонстрация, прослеживание связей между здоровым образом жизни и индивидуальным здоровьем

-формирование



- часть 1

-словесные

-наглядно-иллюстративный (рисование объясняемого материала в режиме «on-line»)

объяснение по схеме

-работа учащихся по заполнению таблицы в тетради

отношения к своему здоровью как ценности

-выработка понимания сущности здорового образа жизни

-формирование потребности в здоровье

-выработка индивидуального способа безопасного поведения

-сообщение информации о возможных последствиях нарушения нормального гаметогенеза у человека

-смена видов деятельности при изучении нового материала

- часть 2

-работа с текстом учебника и дополнительным материалом

- часть 3

--ИКТ (просмотр флеш- анимации «Овуляция»)

- часть 4

-лекция с элементами беседы и использованием иллюстраций в презентации

4

Закрепление изученного

1. Опрос по понятиям темы

- фронтальный опрос

- индивидуальные ответы

- самостоятельная (возможно, коллективная в малых группах) работа в тестовых технологиях

-выбор способа действия учащимися

-индивидуальная двигательная активность

5

Подведение итогов работы на уроке


Опрос по проблеме урока «Рыбий скелет»

1. Само- и взаимопроверка выполнения теста, анализ допущенных ошибок

2. Оценивание работы учащихся на уроке.

3. Постановка учебных и жизненных задач по дальнейшему изучению темы.

- поощрение,

- поучение

-спокойное завершение урока

6

Домашнее задание

1. Обсуждение домашнего задания.

2. Запись в дневниках

- самостоятельная работа в тестовых технологиях,

- творческие задания

-комментирование домашних упражнений

-прощание с учащимися


7

Рефлексия «Шесть шляп»









Ход урока:


  1. Орг. момент.

Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой.

  1. Актуализация знаний.

  1. Структура ТАЙМД- ПЭА- ШЭА

Работа в парах по вопросам (10 секунд на обдумывание вопроса):

-В чём сущность полового размножения?

-Где формируются гаметы?

-Какой биологический смысл полового размножения?

-Как были обнаружены сперматозоиды?

-Как были обнаружены яйцеклетки?

- Почему некоторые гермафродитные виды сохранились до наших дней?

2.Тестирование с проверкой

1. Сопоставьте особенности строения сперматозоида:

1) уменьшение размеров;
2) исчезновение цитоплазмы;
3) наличие комплекса Гольджи;
4) наличие митохондрии у основания хвостика;
5) наличие хвостика


его функциям:


а) обеспечивает энергией;
б) плотная упаковка;
в) обеспечивает растворение оболочки яйцеклетки;
г) облегчает движение;
е) обеспечивает движение.

(Ответ: 1–г, 2–б, 3–в, 4–а, 5–е.)


2. Сопоставьте особенности строения яйцеклетки:

1) крупные размеры;
2) наличие одной или нескольких оболочек;
3) наличие рибосом;
4) наличие желточных зерен


ее функциям:

а) осуществляют синтез питательных веществ (белков);
б) обеспечивают запас питательных веществ;
в) обеспечивают развитие зародыша;
г) защищают внутреннее содержимое.

(Ответ: 1б, 2г, 3а, 4в.)


3. Соотнесите типы животных

  1. Членистоногие, рептилии,

птицы, рыбы(кроме осетровых)

2. Осетровые рыбы, амфибии

3. Моллюски, иглокожие,

млекопитающие(кроме плацентарных)

  1. Плацентарные млекопитающие

18


и виды принадлежащих им яйцеклеток:


а) Мезолецитальные

б) Олиголецитальные

в) Алецитальные

г) Полилецитальные


Ответ : 1-г, 2-а, 3-б, 4-в)


4. Образование большого количества половых клеток у живых организмов является:

а) приспособлением к малой вероятности встречи;
б) случайным событием в жизни организмов;
в) приспособлением к неблагоприятным условиям среды;
г) результатом содержания минимального количества питательных веществ.

(Ответ: а.)

  1. Кроссворд по основным понятиям темы.(На доске)



































19

Гамета. 2. Гермафродиты.3. Изогамия. 4. Гетерогамия. 5. Яйцеклетка. 6. Копуляция. 7. Коньюгация. 8. Семенники. 9. Яичники. 10.Партеногенез. 11.Сперматозоид.)



  1. Новая тема.

  1. По вертикали кроссворда прочитайте тему сегодняшнего урока.

( Гаметогенез).

Анимация « Гаметы»


У: Гаметы -это половые клетки, при слиянии которых образуется зигота, дающая начало новому организму. Особенности:

- гаплоидный набор хромосом

- не делятся

- имеют более крупные размеры


Объяснение значения слова гаметогенез( генезис-происхождение)

Виды гаметогенеза: сперматогенез, оогенез




Постановка проблемного вопроса:

Зависит ли здоровье будущих поколений от нормального прохождения гаметогенеза?


Сегодня на уроке мы найдём ответ на проблемный вопрос.


20


  1. Самостоятельное изучение текста учебника стр.122-123

С помощью приёма incert по тексту учебника поставить значки:


V – уже знал

+ - интересно

- новое, противоречит прежним знаниям

? – неясно, есть вопросы

! – хочу узнать больше

Обсуждение в парах неясных вопросов. (Поделиться с соседом по парте с полученной информацией).



  1. Исследование полученной информации.

Назовите 4 фазы гаметогенеза:

- Стадия размножения ( происходит многократное деление исходных диплоидных клеток путём митоза)

- Стадия роста (наблюдается увеличение размеров образовавшихся в зоне размножения диплоидных клеток)

- Стадия созревания (каждая диплоидная клетка, поступившая из зоны роста, делится путём мейоза)


Вспомните как происходит мейоз. Сколько клеток образуется в результате мейоза (Работа по таблице «Мейоз»)

- Стадия формирования


  1. Отличие результатов сперматогенеза и оогенеза.

-Сколько полноценных сперматозоидов образуется в сперматогенезе?

-Сколько полноценных яйцеклеток?

- Что происходит с остальными женскими гаметами?

- Как они называются? (направительные тельца)


5.Получение дополнительной информации

Работа с таблицей. Объяснение учителем.



6.Структура «Эй ар гайд»

Укажите правильные и неправильные утверждения:

Поставьте + или – в колонке « до»


Эти утверждения приведены, чтобы помочь нам сосредоточиться на тексте, который будем читать.











21

О мужских половых клетках



О женских половых клетках

  1. Первичные мужские половые

клетки до периода полового созревания находятся в покое.

  1. С момента начала полового созревания мужские половые

клетки начинают

размножаться, расти , созревать

и формироваться.

  1. Сперматозоидов в течение

жизни в организме мужчины образуется ограниченное

количество



1.Размножение женских половых клеток у человека наблюдается лишь в эмбриогенезе, в плодном периоде развития.

2. Период роста женских половых клеток начинается с периода половозрелости.

3. На последних месяцах внутриутробного развития наблюдается массовая дегенерация оогоний, что ведёт к уменьшению их количества.

4. Период созревания яйцеклетки завершается после овуляции и лишь после проникновения сперматозоида в яйцеклетку.

5.За период когда женщина способна к деторождению окончательно формируются около 400 яйцеклеток.



Чтение дополнительного текста(раздаёт учитель)

Возвращение к утверждениям.

Поставьте + или – в колонке «после»

23

- Вы поменяли какой-либо из ваших ответов? Если да,то какой и почему?

-Какая информация изменила ваше мнение?



- Какое незнакомое понятие встретилось в тексте?(Овуляция)



  1. Просмотр анимации «Овуляция»

Что такое овуляция (Выход яйцеклетки из яичника)


7, Неблагоприятные воздействия на развитие половых клеток.


У: Созревание половых клеток - весьма ответственный период, так как в это время в ядре каждой из них слагается тот уникальный набор генов, который будет передан потомству. Качество каждой гаметы зависит от состояния организма и тех внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на гаметы в период их созревания. Во многом показатели здоровья будущего ребенка определяются условиями формирования половых клеток.

Запомните! Чтобы беременность с самого начала протекала нормально, лучше к ней готовиться заранее, по крайней мере, за три месяца до зачатия. Существует несколько условий: правильное питание, полноценный отдых, здоровый образ жизни.



22

(Слайды презентации.Влияние алкоголя, курения, наркотиков, радиации)


IV.Закрепление изученного.


  1. Возвращаемся к проблемному вопросу урока.

Приём «Фишбоун» Дети заполняют схему. Беседа по заполнению.

24


  1. Домашнее задание.

Разгадать кроссворд. Параграф 33 знать содержание.


VI.Выставление отметок за урок.


Рефлексия.

«Шесть шляп»

белая-факты

жёлтая- позитив

чёрная-негатив

красная-эмоции

зелёная- творчество

синяя- процесс


Фишбоун.


проблема



против

(факты,аргументы) за (причины)


25




















вывод
























1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!