СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад : «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад представлен на заседании школьного педсовета. О здоровьесберегающих технологиях для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Доклад : «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»

СОГБОУ «Духовщинская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»















ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»»













Учитель биологии: Яковченкова Валентина Михайловна

















Содержание

  1. Введение.

  1. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в

учебном процессе.

  1. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии .

  2. Список используемой литературы







I.Введение.

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Самый драгоценный дар, который получает человек от природы - это здоровье. В последнее время очевидно становится катастрофическое ухудшение здоровья учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. Вопросы здоровьесбережения актуальны во все времена. Но особенно актуальны теперь, когда школу называют не только «школой знаний», но и «школой болезней». Действительно, состояние здоровья подрастающего поколения вызывает тревогу.

Исследования последних лет показывают, что около 25-30 % детей, приходящих в 1 классы , имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. В школы для обучающихся с ОВЗ приходят дети, имеющие отклонения в здоровье - %.Учеными доказано, что 75 % болезней взрослых заработаны в детские годы. Думая о будущем детей, надо особо подчеркнуть возраст от рождения до 16 лет как самый важный. Все, что может произойти впоследствии. Заложено в этот период и отзовется не только болезнями, а в конечном итоге счастьем или несчастьем человека.

Например, ученые подсчитали, что из 100 выпускников. Родившихся в 2009 году до 60 лет доживет только 40. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с1 класса до выпускных с 4 до 12 %., с нервно-психическими растройствами с5 до 16 %. С нарушениями осанки с 2 до 17 %. Одна из самых частых патологий у школьников- нарушение остроты зрения. Охрана зрения школьников направлена не только на предупреждение близорукости, но и на сдерживание ее прогрессирования.

II. Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в

учебном процессе



Таким образом, перед нами стоит задача сохранения и укрепления здоровья учеников после поступления в школу, когда возрастает и психологическая и физическая нагрузка на детский организм. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности педагога, работающего с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня очень актуальна проблема здоровья детей. В настоящее время можно с уверенностью говорить, что именно учитель, педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Утрата интереса к обучению- есть своеобразный индикатор качества работы школы, учителя. Это недопустимо и задача педагога сформировать у учащихся универсальные учебные действия на основе формирования умения учиться и учить себя. А также использовать в своей практике совокупность приемов форм и методов организации обучения школьников без ущерба для здоровья. Это не значит, что учитель обязан выполнять работу медика. просто педагог должен работать так, чтобы обучение детей в школе не наносило ущерба здоровью школьника. 

Преподавание предметов цикла естествознания позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. В нашем методическом объединении одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового психологического климата на уроках и повышение интереса к изучаемым предметам у учащихся с ОВЗ, так как раннее повреждение нервной системы является причиной различных отклонений в функционировании ряда систем организма.

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как урок-викторина, урок-соревнование, урок-путешествие и другие. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление, закон и т. п. Применение компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, – это гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. На уроках биологии учащиеся знакомятся со строением опорно-двигательной системы, значением физических упражнений для ее развития. На заседаниях методического объединения учителей естественно-научного цикла рассматривался вопрос о более активном внедрении «физкультминуток» в структуру урока. Учителя следят за правильностью осанки учеников. На уроках вводится система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.

Так, на уроках биологии и химии практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Школьники знакомятся с составом пищевых продуктов, их энергетической ценностью, с потребностью человека в энергии, получаемой с пищей. Обращается внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания. Учащиеся учатся составлять меню с учетом требований к здоровому питанию, получают необходимые сведения о процессах, происходящих с пищей во время ее приготовления. Проводится работа по повышению культуры приема пищи, а также соблюдению основных гигиенических требований. Этому способствует привлечение литературных источников, шутливых детских стихотворений, карикатур. Большое внимание учителя-предметники уделяют строгому нормированию домашних заданий по предметам цикла для недопущения перегрузок, обращают особое внимание на объем и сложность материала, задаваемого на дом. Основные пункты задания разбираются на уроке, а на домашнюю работу остается повторение.

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем.

III. Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии .

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Для достижения этой цели большую роль играет предмет «биология», преподавание которого позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания как на уроках, так и во время домашней работы.

На уроках биологии используются следующие здоровьесберегающие технологии:

1. Технология обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ):

- соблюдение правил ТБ на уроках и переменах

2. Здоровьесберегающие образовательные технологии:

А) организационно – педагогические технологии (ОПТ)

- построение уроков согласно требованиям методики и технологии их ведения, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;

Б) психолого–педагогические технологии (ППТ), связанные с непосредственной работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает на своих учеников:

- учет индивидуальных психофизических особенностей учащихся

- создание доброжелательного психологического микроклимата в ученическом коллективе

- минутка для шутки

- релаксационные паузы.

В) учебно – воспитательные технологии (УВТ), включающие вопросы по обучению грамотной заботе о своем здоровье и формированию культуры здоровья учащихся, мотивации их к ведению здорового образа жизни, предупреждению вредных привычек:

- технология сотрудничества,

- групповые технологии,

- интерактивные игровые технологии,

- технология личностно–ориентированного обучения,

- педагогические методы и приемы оптимизации и индивидуализации образовательного процесса.

Г) социально адаптирующие и личностно-развивающие технологии (САЛРТ), включающие технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности:

- социально-психологические тренинги,

- программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

Д) лечебно – оздоровительные технологии (ЛОТ)

- физминутки

- смена видов деятельности

- аэрация воздуха

- зарядка для глаз.

3. Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ), направленные на создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельностиучащихся, гармоничных взаимоотношений с природой:

-обустройство пришкольной территории,

- зеленые растения в классе,

- живой уголок,

- участие в природоохранных мероприятиях.

Считаю, что для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса.




Остановлюсь более подробно на использовании здоровьесберегающих технологий на уроках курса естествознания в школах для обучающихся с ОВЗ, а именно на примерах, которые использую я.

Здоровье детей волнует меня как учителя биологии, так именно на этих уроках ребенок чаще встречается и знакомится со строением своего организма, влиянием на здоровье различных факторов окружающей среды, методами и способами сохранения своего здоровья.

На основе своего более чем тридцатилетнего педагогического опыта работы в школе, я пришла к выводу, что хорошее здоровье- залог успешной учебы.

Отсюда возникают основные задачи в работе учителей в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

  • Обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;

  • Снижение уровня заболеваемости учащихся;

  • Сохранение работоспособности на уроке;

  • Формирование у учащихся знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни;

  • Пропоганда здорового образа жизни и профилактика вредных привычек;

  • Формирование спортивно-оздоровительной работы.



Современные дети стали меньше двигаться. Куда же исчезла двигательная активность?

Ребенок много времени проводит перед экраном телевизора, просматривая многосерийные фильмы, у монитора компьютера. В школе , сидя за партой, его двигательная активность снижается на 50%. Физическая нагрузка крайне необходима детям. Она не только тренирует сердце и сосуды, но и развивает мышцы. Ученые считают, что безусловной причиной нарушения нормального функционирования детского организма является гиподинамия, т.е. недостаток двигательной активности.

Встает вопрос – как помочь ребенку быть физически развитым? Как бороться с имеющимися заболеваниями, как с наибольшей пользой проводить профилактические мероприятия?



  • В школах для обучающихся с ОВЗ в начале учебного дня следует в начале каждого учебного дня проводить зарядку со стихотворным или музыкальным оформлением, что способствует созданию хорошего настроения, выработке желания с удовольствием выполнять упражнения.

  • Замечено, что после каждого урока дети с ОВЗ выбегают из класса. Это говорит о сильном их переутомлении . Переутомление проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут между уроками помогают динамические перемены, заключающиеся в проведении подвижных игр прямо в коридорах школы. В это время дети не только отдыхают физически, но и получают еще заряд положительных эмоций.

  • На уроке, когда дети начинают утомляться, я провожу с ними зарядку( физкультминутки), которая обеспечивает бодрость и готовность к продуктивным учебным занятиям. Зарядка пользуется большой популярностью у детей и является паузой, позволяющей восстановить силы, снять умственное напряжение, физическое утомление, повышает работоспособность учащихся. Физкультурные минутки – это одна из форм двигательной активности, небольшой по интенсивности и времени (1–3 мин) комплекс физических упражнений, средство активного отдыха от статического напряжения, связанного с длительной однообразной позой. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика осанки. Физминутки, проводимые во время урока, способствуют повышению внимания и активности на уроках, лучшему усвоению учебного материала. Физкультурные минутки состоят из 3–5 физических упражнений, могут проводиться с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить работоспособность. Хорошие результаты дает проведение физических минуток самими школьниками(Дети заранее подготовлены).

  • В осенне-зимний период в обязательном порядке провожу физкультминутки в форме точечного массажа для профилактики простудных заболеваний.

Проговаривая текст, дети одним-двумя пальцами производят вращательные движения по часовой стрелке по 8–9 раз на каждой точке.

«У нас на теле точки есть

Столько много, что не счесть.

Очень плавно, по спирали

Эти точки мы нажали.

Пальчик в ямку опустился

И немного покрутился. (Дети массируют точку в яремной ямке, расположенной между ключицами.)

Под губой и над губой

Помассируем с тобой.

А теперь два пальца сразу

Из носа выгонят заразу. (Указательными пальцами дети массируют точки с наружной стороны ноздрей, затем тщательно растирают крылья носа.)

Руки в кулачки сожмем,

Крылья носа разотрем.

Точка есть и в центре лба

Помассируй для ума.

Возле уха и внутри

Точки хорошо потри. (Дети делают массаж точек с обеих сторон ушной раковины и внутри.)

Большим пальцем вниз пойдем

И ангину уберем. (Большими пальцами дети делают плавные движения под под- бородком.)

Эти точки, без сомненья, - От простуды избавленье



  • На уроках биологии можно применять игровые технологии, используя нестандартные уроки:

-Уроки-игры

-уроки-соревнования

-уроки-конкурсы

-уроки-экскурсии.





Проведение профилактических упражнений на уроках биологии, является неотъемлимой частью структуры урока.

Профилактика заболеваний.

Профилактика нарушений осанки.

Нарушение осанки является одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Их возникновению способствуют перегрузка ребёнка, неправильное сидение, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка и т.д.

Правильный подбор мебели позволит обеспечить ученику наиболее физиологичную прямую посадку. Следует помнить, однако, что длительное поддержание даже такой позы приводит к мышечному утомлению, для этого нужно проводить специальные упражнения.

Профилактика близорукости.

Учебный труд связан с усиленной работой зрительного аппарата. На развитие близорукости оказывает влияние целый ряд причин, связанный с неправильной организацией труда учащихся, наличие перенесённых заболеваний, недостаточно калорийное питание. Упражнения для глаз во во время работы позволит предупредить развитие близорукости.

Упражнения для глаз, снимающие утомление.

Первый комплекс.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторить 4—5 раз,

Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.

Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз.

В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мыш­цы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.



Второй комплекс.

1. Движение глазными яблоками вправо и влево. 

2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.

3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.

4. Фиксация взгляда на кончике носа.

5. Моргание 

После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться



Третий комплекс.

Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз). 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз). 3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза). 4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза). 5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты. 6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза. Упражнения для профилактики близорукости. И.п. – стоя на коврике, ноги врозь, руки вдоль туловища: посмотреть вверх-вниз, влево - вправо (6 раз); закрыть глаза, расслабиться; посмотреть в правый верхний угол, в левый нижний (6 раз); закрыть глаза, поморгать, расслабиться; круговые движения глазами по часовой стрелки (3-5 раз).



Упражнения для мышц шеи.

  1. Наклоны головы вперед, назад, в стороны.

  2. Медленные повороты головы в сторону, руки над головой кисти сцеплены.

  3. Медленные повороты головы в положении наклона назад (прогибаясь в грудной части позвоночника), руки в стороны.

  4. Сцепить пальцы, положить их сзади на шею, голову слегка наклонить вперед – отвести голову назад с небольшими покачивающими движениями, преодолевая сопротивление рук.







Упражнения для плечевого пояса.

  1. Руки вперед (закруглены), кисти касаются друг друга. Отвести левую руку в сторону, правую вверх. Предельно прогнуться назад и посмотреть на кисти правой руки; то же, меняя положение рук.

  2. Руки в сторону. Наклоняя голову назад, кисти повернуть вверх, предельно прогнуться в трудной части позвоночника; то же с поворотами головы вправо и влево (смотреть на кисти).

  3. Круговые движения плечами.




Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление).

Расслабление мышц плечевого пояса:

- роняем руки;

- трясём кистями;

- встряхиваем воду с пальцев;

- поднимаем и опускаем плечи;

- твёрдые мягкие руки;

- мельница.

На уроках биологии можно использовать групповую работу, работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещают так. Чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или ученики работают стоя. Групповая работа в какой-то мере помогает решить одно условие здоровьесберегающих технологий- избежать длительного сидения за партой. Малоподвижность во время урока негативно влияет на здоровье учащихся. Учитывая это, не надо требовать от учеников неподвижной позы в течение всего урока.

Огромную роль в укреплении здоровья учащихся играет и экологическое пространство: проветривание, озеленение, освещение кабинета. Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи, лучший источник которых – растения. Кроме этого решается воспитательная задача: дети, привлеченные к уходу за растениями, приучаются к бережному отношению к ним, ко всему живому, получая основы экологического воспитания.

От уровня гигиенической рациональности урока во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления. Нельзя забывать и о том, что гигиенические условия влияют и на состояние учителя, его здоровья. А это, в свою очередь, оказывает влияние на состояние и здоровье учащихся.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе позволяет учащимся с ограниченными возможностями здоровья более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место среди ценностей человека в нашей стране. Но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться , что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Не зря говорят: « В здоровом теле- здоровый дух!»

«В здоровом теле- здоровый дух!»- также является главной темой , над которой работает Духовщинска школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в течение последних 5 лет.






ЛИТЕРАТУРА 1. Беседы о здоровье школьников: Книги для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1992.

2. Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника : пособие для учителя / под ред. В.Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 1986.

3. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002.

4.Карасева Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // "Начальная школа", 2005. - № 11. С.7

5.Львова ИМ. Физкультминутки // "Начальная школа", 2005. - № 10. С.86.

6.Бутова СВ. Оздоровительные упражнения на уроках // "Начальная школа", 2006, № 8. С.98.



7.Мухаметова Ф.Г. Здоровьесберегающие технологии в классах коррекционно-развивающего обучения // "Начальная школа", 2006, № 8. С.10

8.Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. - 2004. - №1. - С.21-26.

9.Вашлаева Л.П., Панина Т.С. Теория и практика формирования здоровьесберегающей стратегии педагога в условиях повышения квалификации // Валеология. - 2004. - №4. - С.93-98.

10 .Интернет-рессурс








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!