СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование ИКТ в преподавании музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад на методическое объединение учителей музыки, изобразительного искусства и технологиии "Использование ИКТ в преподавании музыки". В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование ИКТ в преподавании музыки"»

Утверждаю

Директор МКОУ «Калиновская СОШ»

__________А.Г.Черников


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Калиновская средняя общеобразовательная школа»

Тарумовского района Республики Дагестан





Доклад на методическое объединение учителей

музыки, изобразительного искусства

и технологии

«Использование ИКТ в преподавании музыки»



Учитель музыки: Васюкова Л.Г.



2023-2024 учебный год



«Детская природа требует наглядности».

К.Д. Ушинский



Приобщение современного школьника к вопросам искусства происходит в условиях чрезвычайно насыщенного информационного поля. Восприятие ребенка меняется, он живет в мире технологических символов и знаков. Компьютерное пространство является более интенсивным собеседником, по сравнению с книгой. Необходимо подготовить учащихся к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации. В связи с этим становится понятной актуальность не только изучения, но и применения компьютерных технологий в практической деятельности учителя.

Учебным планом предусмотрен лишь один урок музыки в неделю, что недостаточно для формирования разносторонне развитой гармоничной личности. В связи с этим возникает проблема увеличения интенсивности урока, его насыщенности и качества обучения. Одним из способов решения этой задачи могут стать современные информационные технологии.

На современном уроке музыки все более значимыми становятся информационные технологии. Под информационными технологиями понимаются не только технологии использования компьютера и сети Интернета с неограниченными возможностями приобретения и трансляции художественного, в том числе и музыкального материала, но также и многочисленные компьютерные обучающие программы, цифровые образовательные ресурсы, аудио- и видеоматериалы, мультимедийные презентации.

Методическим возможностями информационных технологий считают:

  • усиление мотивации обучения (посредством игр, средств мультимедиа);

  • формирование умений принимать оптимальное решение в сложной ситуации;

  • развитие определенного вида мышления (например, наглядно-образного);

  • формирование культуры учебной деятельности;

  • формирование информационной культуры;

  • экономию учебного времени.


В качестве основной цели, использования ИКТ на уроках музыки, можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности учащихся. Если учитель музыки будет использовать современные технологии, то учащиеся будут ждать встречи с уроком искусства и результат не заставит ждать

Цель - определение эффективности учебной деятельности в процессе использования ИКТ на уроках музыки. Формирование учебно- познавательной компетенции учащихся на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

В соответствии с целью исследования определены следующие

Задачи:

1) уточнить сущность, содержание понятия «информационно-коммуникационные технологии»;

2) обобщить собственный опыт применения информационно-коммуникационных технологий на уроке музыки;

3) разработать методические материалы по использованию информационно-коммуникационных технологий.

Предполагаемый результат - повышение уровня познавательного интереса и качества обучения учащихся посредством использования на уроках информационно-коммуникационных технологий.

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Компьютер - оперативное средство наглядности в обучении, возможность дополнительных творческих поисков детей, помощник в отработке практических умений и навыков учащихся.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ, образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Интернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.).

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD и DVD. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

Новые возможности, которые открыл Интернет, позволяют учителю быть в курсе, прежде всего музыкальных новостей («из первых рук»), общаться с коллегами по электронной почте, участвовать в различных Интернет - семинарах и форумах, т.е. идти в ногу со временем.

В современных условиях сеть Интернет оказывает огромную помощь в овладении информацией и изучении отдельных учебных вопросов. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий, преобразить традиционные учебные предметы, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к предмету Музыка.  Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются ИКТ, отражают один из главных принципов создания современного урока - принцип привлекательности. Благодаря использованию ИКТ, ученики стали отличаться высокой активностью на уроках (высказывать своё мнение, размышлять, рассуждать).   

Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал.

Однако специфика каждого учебного предмета диктует свои требования к работе с информацией. Уроки музыки более специфичны в отличие от других школьных предметов, как в методическом, дидактическом, так и технологическом аспектах. Возможности использования сети Интернет при подготовке к урокам музыки заключаются в следующем:

  • свободный поиск Интернет-ресурсов по заданной теме;

  • использование Интернет-ресурса в качестве дидактического средства на уроке;

  • изучение учеником конкретного Интернет-ресурса по методическим указаниям педагога.

На современном уроке использование Интернета применяется с целью поиска информации, повышающей эффективность работы учителя музыки, скачивания программ, тестирования онлайн, участия в дистанционных олимпиадах по предмету, проведения виртуальных экскурсий. При работе с ресурсами сети Интернет необходимо обращать внимание на достоверность информации, соответствие материала теме урока и возрастным особенностям обучающихся.

Интернет-ресурсы, доступные любому ученику, расширяют кругозор, обостряют интерес к обучению. Это даёт возможность знакомства с культурой и искусством различных народов, с важнейшими событиями культурной жизни всего земного шара, уникальную возможность соприкоснуться с шедеврами мирового музыкального искусства, различных музеев (Эрмитаж, Лувр, Базельский музей и пр.), которые содержат цифровые коллекции, позволяющие увидеть и разглядеть подробно шедевры живописи, прикладного искусства, музыкальных инструментов.

Многие сайты содержат «минусовки», использование которых эффективно при проведении уроков музыки. Много интересной и полезной информации можно найти на общероссийском образовательном портале.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность учащихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому нам, учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.

Эффективность использования информационных технологий зависит от чёткости представления места, которое они должны занимать в образовательном процессе. В качестве основной цели использования ИКТ на уроках музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. Не следует также забывать, что урок музыки должен иметь свою драматургию, кульминацию и, конечно, содержать художественно-педагогическую идею. Поэтому я считаю целесообразными следующие формы использования ИКТ на уроках музыки. Мультимедийные презентации – это средство или инструмент познания на различных уроках. Они способствуют развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности.

Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.

Доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.

Использование ИКТ на уроках музыки позволяет полнее реализовывать и активизировать познавательную деятельности учеников. Почти на каждом уроке мы имеем возможность просмотра различных видео фильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок операми. Путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Презентация о жизни и творчестве композитора или художника, включающая в себя его портреты (по возможности разных авторов), его фотографии (если имеются), репродукции известных картин и др., либо о художественном направлении эпохи, стиле в искусстве и т. д. Такая презентация может быть фрагментом урока и выполнять роль информационной справки, либо быть сквозной и лежать в основе структуры урока. В конце такой презентации возможны тестовые или творческие задания, которые выполняются как письменно, так и устно.

Даже физкультминутку можно провести необычно с пользой для лучшего усвоения материала. Во время ее проведения демонстрируется фрагмент программы “Волшебная флейта”. Звучит музыка В. Моцарта, на экране появляется силуэт музыканта, играющего на различных музыкальных инструментах. Дети повторяют движения, имитируя игру на изображенных инструментах, стараясь не нарушать ритм и темп звучащей музыки.

Включая в учебный процесс информационно-коммуникационные технологии, приходится решать вопрос по накоплению учебных программ, которые можно применять на уроках музыки. На музыкальных занятиях используются различные презентации, практические и тестовые задания, контрольные работы.

Проектная деятельность учащихся тоже предполагает создание мультимедиа презентаций. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует навыки. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления становятся яркими и запоминающимися. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который, безусловно, пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

При проведении уроков музыки в комплексе использую ряд цифровых средств обучения:

1. Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки; фрагменты художественных и документальных фильмов о жизни и творчестве композиторов.

2. Анимация: фрагменты мультипликации, которые в игровой форме разъясняют учащимся основные положения учебной темы;

3. Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов, исполняющих произведения мировой музыкальной классики, народной и духовной музыки, современные сочинения; тематические рисунки, нотная графика, фрагменты рукописей музыкальных произведений; репродукции произведений изобразительного искусства (живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, графика, иконопись и др.

4. Дикторский текст, комментирующий различные явления музыкальной культуры, поясняющий способы деятельности учащихся, направленные на усвоение основных понятий программы того или иного класса.

5. Звуковые фонограммы музыкальных произведений, а также песен («плюсовки» и «минусовки»), которые дают возможность школьникам участвовать в их исполнении в процессе работы с цифровым образовательным ресурсом.

6. Литературный ряд: доступные, выразительные информативные тексты, раскрывающие содержание предлагаемых для восприятия фрагментов музыкальных и художественных образов (эстетически-нравственный фон); отрывки стихотворений, прозы, созвучные музыке; словарь ключевых терминов и понятий, соответствующих данной учебной теме, эмоциональный словарь (вербальная характеристика музыкального произведения); фрагменты писем, воспоминаний, цитаты и высказывания композиторов, исполнителей, слушателей.

7. Творческие (интерактивные) задания для учащихся: вопросы, диагностические тесты, проблемные ситуации, направленные на осмысление учебного материала и выполняющие функцию контроля за успешностью развития музыкальной культуры школьников.

В своей работе я также использую коллекцию дисков CD, состоящую из произведений различных стилей и жанров: от классики до современной музыки. Благодаря различным компьютерным программам появилась возможность прослушивать музыкальные произведения в качественном звучании. В отличие от грамзаписи и аудиокассет, музыкальные цифровые проигрыватели удобны для пользователя: есть возможность быстрого поиска отдельных фрагментов музыкального произведения, неоднократное прослушивание для запоминания лейтмотива или анализа интонаций. Так же есть возможность изменения зрительных образов при прослушивании музыки.

MicrosoftWord – это мощный профессиональный текстовый редактор, наиболее популярный на сегодняшний день из всех используемых приложений для работы с текстами. В Word возможно создавать документы, менять их оформление, создавать таблицы, вставлять изображения, фигуры, фото и графические объекты SmarArt, конструировать диаграммы и графики.

MicrosoftWord содержит большое количество инструментальных средств, использование которых помогает при создании дидактических материалов. Возможны варианты, когда учитель создает раздаточный материал, с которым впоследствии работают учащиеся, дидактические материалы в электронном виде.

MicrosoftPowerPoint предназначен для подготовки и последующего управления презентациями. Работает с изображениями, текстом, видео и анимацией, позволяет добавлять звуковое сопровождение и различные эффекты.

Учителя музыки широко используют электронные энциклопедии и справочники, в которых собраны статьи о жизни и творчестве композиторов и музыкантов, о музыкальных стилях и жанрах. Данные справочники богато иллюстрированы, содержат видеоматериалы и фрагменты музыкальных произведений.

Весь материал на компакт-дисках хорошо структурирован и легко доступен, что существенно экономит время при подготовке учителя к занятиям, обогащает и украшает урок, делает его интересным для учеников.

Использование информационно - коммуникативных технологий на уроках музыки может быть в виде докладов, проектов с использованием презентаций в программе Power Point. Использование таких форм - это создание комфортных условий обучения, при которых ученики взаимодействуют между собой. Презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить либо иллюстративный материал к уроку, либо творческие работы учащихся. Почти на каждом уроке возможен просмотр различных видео фильмов с балетами, операми, мюзиклами, рок-операми. Можно путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства. Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения.

Однако использовать на уроке электронные энциклопедии не всегда удобно. Для мультимедийного оформления конкретного занятия многие учителя музыки используют программу PowerPoint, входящую в пакет Microsoft Office. Использование электронных презентаций  помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации. Учитель продумывает последовательность урока и фиксирует его на слайдах презентации. Чаще всего презентация начинается с названия темы урока. Можно варьировать фон слайда, расположение репродукций, фотографий, картинок с измененной яркостью и контрастностью, расположением картинок в определенном порядке. Удобно использовать гиперссылки, которые переносят внимание с текста на иллюстрацию. Тексты, которые детям следует записать в тетрадь, также помещаются на слайдах презентации. Это освобождает учителя от продиктовки и позволяет ребенку работать в привычном для него темпе. Важно, чтобы текст был лаконичным и написан крупными буквами.

Чаще всего это уроки, посвящённые творчеству того или иного композитора или слайд-шоу к произведению музыкально-сценического жанра. Например, при изучении тем: «Опера», «Балет», «Мюзикл».

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание обучающихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материалПрименение современных компьютерных технологий в обучении является одним из наиболее устойчивых направлений развития образовательного процесса в наше время. С помощью использования современных технических средств можно повысить мотивацию ученика. В качестве основной цели использования информационных технологий на уроке музыки можно рассматривать активизацию познавательной и творческой деятельности обучающихся. А предмет музыка, как никто другой, располагает возможностями для творчества, так как музыка – есть предмет сотворчества на уровне личности автора музыкального произведения, личности учителя и личности учащегося, его потребность и способность к творчеству, самореализации, совершенствованию. Таким образом, считаю, что использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности. Информационные технологии – замечательное дидактическое средство, позволяющее воспитывать личность в соответствии с требованиями современной жизни. Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается лишь многофункциональным техническим средством обучения. Но информационные технологии, в совокупности с правильно подобранными (или спроектированными) технологиями обучения, создают необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.

Применение информационно-коммуникационных технологий расширяет возможности использования образовательных технологий на уроке музыки. Мультимедийные презентации служат средством организации проблемных методов обучения в соответствии с тенденциями развития образования. Мультимедийные программные средства обучения отличает яркое и наглядное представление информации; возможность хранения, предоставления, работы со значительным объемом информации на оптическом цифровом носителе; линейного или гипертекстового интерактивного изложения учебного материала. В системе общего музыкального образования использование новейших информационных технических средств обучения создает благоприятные условия для развития мотивации и формирования личности школьника, его активное участие в учебном процессе обеспечивает комфортную эмоциональную атмосферу на уроке, активизирует процесс музыкального образования.

Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках музыки способствует развитию музыкально - познавательных интересов школьников, лучшему усвоению знаний, профессиональному развитию самого учителя. Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль учителя, которого не сможет заменить ни один компьютер!































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!