СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Использование наглядно-дидактического материала на уроках швейного дела"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Использование наглядно-дидактического материала на уроках швейного дела"»

Использование наглядно - дидактического материала

на уроках швейного дела

Основная задача трудового обучения в коррекционной школе состоит в том, чтобы максимально облегчить выпускникам школы адаптацию в обществе. Правильным выбором и умелым применением методов обучения во многом определяется качество знаний, умений и навыков учащихся.

Существенную роль в познании ребенком окружающего мира играют их ощущения и восприятие. При чувственном восприятии образы изучаемого материала формируются быстрее, дольше сохраняются в памяти, чем и объясняется эффективность использования средств наглядности. Именно по этой причине наглядность, ее функции, характер и приемы ее использования в учебном процессе коррекционной школы играют ведущую роль. Без них трудно будет представить себе повышение теоретического уровня знаний школьников в овладении ими практическими технологиями. Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее восприятие объекта и полное формирование какого-либо образа или понятия, способствуя, таким образом, более прочному усвоению знаний и поддерживая интерес учащихся к учебной деятельности. Наряду с этим, наглядность выполняет и такие важные функции в учебном процессе, как убедительности обучения и выработки у учащихся эмоционально - оценочного отношения к сообщаемым знаниям.

Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от дидактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду цели и задачи конкретного урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выражают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке материала. К средствам наглядности относятся реальные предметы, изображения, демонстрируемые трудовые действия.

Особое внимание следует уделить таким средствам наглядности, как натуральный образец, (слайд2) который по своим качествам соответствует требованиям к результату труда учащихся и пооперационно-технологическим картам, которые представляют собой образцы выполнения отдельных операций. Перед выполнением любого изделия проводится детальный анализ образца: дается характеристика его внешнего вида (фасона), способов соединения деталей, отделки, назначения изделия, материала, необходимого для его изготовления. (слайд 3)



После общей характеристики более подробно рассматривается обработка отдельных узлов. Обычно от учащихся трудно добиться полного и самостоятельного описания изделия, поэтому достаточно, чтобы они правильно давали характеристику изделия, отвечая на вопросы учителя. Начинать эту работу необходимо с первого года обучения, когда изучаемые изделия просты по конструкции и технологии изготовления. Для этого я использую индивидуальные карточки с заданиями, например:

  • Найти соответствие;

  • Описать модель,

  • Определить назначение швейного изделия. (слайд4)

Карточки опроса составлялись с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с учетом возможностей каждого. Например, учащимся основного состава группы давалось задание описать последовательность изготовления изделия (цельнокроеного приталенного платья). Слабым учащимся давалась карточка с перечислением операций по пошиву изделия.  Дети должны распределить операции в их последовательности. Проведение письменного опроса дает объективное представление о знаниях учащихся, поскольку каждый работает самостоятельно.

На каждое изделие, в беседе с учащимися, с опорой на технологическую или пооперационно-технологическую карту, составляется план пошива изделия. (слайд5) (Задание: расположи этапы работы в правильной последовательности)

Учащимся предлагается составить пооперационную карту, предварительно обсудив последовательность обработки той или иной детали, при этом нужно следить, чтобы учащиеся использовали профессиональные термины при назывании операций и деталей. Обогащение словаря учащихся новыми словами способствует их речевому развитию. Это достигается путем использования иллюстративно-образной наглядности, письменными работами: (слайды 6-11)

  • ответами на вопросы,

  • описание модели изделия,

  • отгадывание загадок, ребусов, кроссвордов;

  • игр: «Буквенная абракадабра», «Убери лишнее», «Найди пару»;

  • сборка пазлов;

  • решение логических схем, анаграмм.

При этом требую, чтобы дети давали точные ответы, исправляю ошибки и прошу повторять.

В практической деятельности наглядностью часто выступает готовый образец изделия, что требует его предварительного восприятия и анализа. Насколько правильно дети восприняли образец, проанализировали его, зависит результат работы. Поэтому на практике, особую роль приобретает показ способов действия при готовом образце. (слайд12)

По окончании практической работы, анализ качества выполненного изделия проводится путем сравнения его с образцом. Кроме того на заключительном этапе урока я вывешиваю карту проверки качества изделия в которой перечислено на что необходимо обратить внимание при оценке качества работы

Особая роль отводится развитию творческой деятельности детей. Учащиеся работают над образцами в собственные накопительные папки: оформляют образцы работ, составляют схемы, таблицы, собирают коллекции тканей. Также я  привлекаю учащихся к оформлению и обновлению наглядностей к занятиям, что   является дополнительным стимулом для развития профессионального интереса. (слайд,13,14,15. 16)

В применении наглядных методов работы в швейном деле особое место отводится экскурсиям, (слайд 17) где учащиеся знакомятся с профессиями швейного производства, требованиями, предъявляемыми к данной профессии в ходе проведения производственных экскурсий. Экскурсии на предприятия и СПО оказывает большое влияние на формирование интереса к профессии, так как сочетает в себе наглядность и доступность восприятия с возможностью анализировать, сравнивать, делать выбор.

На своих занятиях я использую видеоролики, призентации, фотоотчеты. Я накапливаю банк необходимых для уроков презентаций, используя передовой опыт других педагогов коррекционных школ. Некоторые презентации и видеоролики разработаны мною самостоятельно. (слайд 18)

Использование компьютерных презентаций в преподавании курса швейного дела помогает сделать урок наглядным и выразительным, позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия. При этом педагог перестает быть единственным источником информации для учащегося. Также использование ТСО помогают организовать самостоятельную учебную деятельность учащихся. (слайд 19)

.


Наглядность повышает интерес учащихся к знаниям и делает процесс обучения более легким. Многие теоретические положения при умелом использовании наглядности становятся доступными и понятными для учащихся. В этой связи К.Д.Ушинский отмечал следующее: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словами, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов и ребенок усвоит их на лету…».




































ЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АДАПТАЦИИИ

И ПРОФОРИЕНТАЦИИ им. Муртузалиевой У.М.











Доклад

на тему:



« Использование наглядно - дидактического материала

на уроках швейного дела »





Педагог швейного дела:

Маммараева Г.Г.






2016г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!