ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПЕТРОВСКОГО РАЙОНА ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЯСЛИ-САД КОМБИНИРОВАННОГО ТИПА № 175 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
ДОКЛАД
на методическое объединение
«Использование современных технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям МБДОУ»
Подготовила:
Воспитатель
Захарчич Н.И.
г. Донецк-2023
Доклад
«Использование современных технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям МБДОУ»
Адаптация в детском саду всегда была и остается психологически наиболее сложным периодом, как для ребенка, так и для его родителей, так и воспитателей. Период адаптации для воспитателя, когда в группу приходит много новичков, является большим испытанием. В это время особенно важно заложить основы благожелательных отношений между детьми в группе, создать атмосферу эмоционального комфорта для каждого ребенка.
Не все дети ведут себя одинаково при поступлении в ДОУ. Одни приходят в группу уверенно, внимательно рассматривают окружающее, выбирают чем заняться, и начинают играть, ведут себя спокойно. Другие долго присматриваются, наблюдают за происходящим в группе. Третьи проявляют тревогу не идут на контакт, громко плачут.
Для формирования, эмоционально уравновешенного поведения детей и их успешной адаптации важнейшими условиями являются: доброе отношение, расположенность педагогов и помощника воспитателя к ребенку, укрепление физического здоровья, правильная организация детских видов деятельности. Чтобы уменьшить стрессовые реакции детей, необходимо использовать такие формы детской деятельности, которые известны и понятны детям, имеющие, терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние.
Так как основная часть детей приходит на адаптацию в летний период, то малышам легче адаптироваться, когда они большую часть времени гуляют. Для успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ можно использовать такие педагогические технологии как:
Игры с песком на прогулке, которые стабилизируют эмоциональное состояние детей, дают простор для экспериментирования, помогают ребенку отвлечься (лепим куличики, строим башни, печем пироги).
Игровые методы взаимодействия с ребёнком (игры с мячом, совместные игры «Назови какой предмет на ощупь», «Кто как кричит», игры с мыльными пузырями т.д.). Цель: развивать психические процессы как внимание, память, речь, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление.
Подвижные игры-забавы («Беги к тому, что назову», «У медведя во бору», «Паровозик» и т. д.), сюжетно ролевые игры, («Больница», «Кукольный дом», «Дочки матери» и т. д.), настольные игры (пазлы, мозаики, вкладыши, шнуровки и т. д). Основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения.
Игры с водой: успокаивают, расслабляют, учат различным тактильным ощущениям, помогают отвлечься от страданий по разлуке с родными.
Телесная терапия: способствует быстрому снятию заблокированных эмоций (радости, хорошего настроения, удовольствия).
Релаксационные игры: Цель - снять психоэмоциональное напряжение, создать положительный эмоциональный фон.
Знакомство с произведениями поэзии: пение колыбельных песен, рассказывание потешек, стихотворений, сказок о животных, которые обладают успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Музыкотерапия. Цель: привлекать внимание детей и вызывать постоянный интерес к музыке и музыкальным инструментам. Знакомство детей с музыкальными инструментами проходит не только в группе, но и в музыкальном зале на музыкальных занятиях. Смена обстановки отвлекает детей.
Все виды театра – настольный, пальчиковый, кукольный. Встреча с театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.
Совместная трудовая деятельность, которая проводится для привлечения детей к выполнению совместных поручений, с целью сближения друг с другом. Также это помогает отвлечь малышей от переживаний.
Позитивно отражается на развитии малышей использование бизиборда. Он способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению собственной активности. Также служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО:
Применение информационно-коммуникационных технологий в ДОУ, в том числе в адаптационный период, очень эффективно. Этот вид технологий привлекателен для детей, вызывает активный познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей. А какую помощь компьютер оказывает воспитателю в оформлении развивающей предметно-пространственной среды! Это и подбор яркого иллюстративного материала для показа детям и музыкального сопровождения для прослушивания, использование мультимедиа и планшетов в работе с детьми. ИКТ дают возможность виртуального общения с родителями на специально созданных сайтах, с целью распространения и обмена информации и решения различных вопросов, что особо необходимо в период адаптации.
Таким образом, использование современных и педагогических технологий в период адаптации детей к условиям ДОУ способствует успешному и гармоничному развитию ребёнка: созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе; формированию у ребёнка чувства уверенности (познавательной осведомлённости); приобщению ребёнка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным; созданию условий для охраны и укрепления здоровья детей.