КГБОУ «Новоалтайская общеобразовательная школа-интернат»
Выступление на методическом объединении
воспитателей
Тема: «Использование здоровьесберегающих
технологий на внеклассных занятиях в воспитательном процессе
с глухими и слабослышащими детьми»
воспитатель I категории:
Шефер Г. М.
Новоалтайск, 2020г
Тема здоровьесбережения является актуальной в течение длительного времени. Наблюдается постоянное ухудшение здоровья детей школьного возраста. Поэтому целью создания здоровьесберегающей среды в школе является обеспечение школьника возможностью сохранения здоровья, за период обучения в школе сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Создание благоприятного психологического климата на занятии.
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время занятия. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на занятии, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция воспитателя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор— вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Обстановка на занятии должна быть спокойной, доброжелательной, чтобы дети шли на занятие с желанием и занимались с удовольствием. Разговаривать с детьми спокойно, нормальным голосом. Речь педагога должна быть естественной, эмоционально-окрашенной. Нельзя стучать по столу, топать ногой, привлекая внимание.
Исходя из этого, используя здоровьесберегающие технологии можно избежать так называемые «факторы риска»: Фактор условий, фактор нагрузки, фактор взаимоотношений.
Фактор взаимоотношений в школе очень важен, т. к. стиль взаимоотношений педагога и учащихся – основа психологического здоровья ребенка. А если учесть, что в школе-интернате дети проводят большую часть времени, то становится очевидным, что педагог – не только профессия, суть которой дать знания. Это высокая миссия, предназначение которой – сотворение личности, утверждение человека в человеке.
Фактор условий, в которых дети находятся на занятиях также не мало важен. Помещение перед занятием всегда должно быть проветренным и убранным. Температурный режим должен всегда соблюдаться. Ничто не должно отвлекать детей от учебного процесса.
Большое значение в предупреждении утомления у воспитанников на занятиях принадлежит физкультминуткам. Время проведения физкультминуток, можно варьировать, но в любом случае их следует проводить при первых признаках утомления воспитанников.
Физкультурная минутка или «весёлая минутка» представляет собой небольшой комплекс физических упражнений. Значение физкультминуток и динамических пауз в том, чтобы снять утомление у ребенка, обеспечить ему активный отдых и повысить работоспособность и настроение учащихся. Даже небольшие двигательные нагрузки в виде физкультминуток снимают усталость, вызванную продолжительным сидением за партой, дают отдых мышцам, органам слуха, восстанавливают силы ребенка. Физкультминутки необходимы для того, чтобы поднять детям настроение, помочь активизировать дыхание, усилить крово- и лимфообращение застойных участков в организме ребенка, снять напряжение.
В нашей школе учатся дети с разным нарушением слуха. На самоподготовке ребятам приходится много запоминать, писать, заниматься разнообразной деятельностью, поэтому нужно проводить физкультминутки с учётом всех особенностей класса. Это позволяет быстрее и эффективнее переключать школьников в другой режим деятельности. В состав динамических пауз и физкультминуток включаю комплексы, состоящие из 3-6 упражнений: 2-3 из которых должны целенаправленно формировать осанку, 2-3 для плеч, пояса, рук и туловища.
Во время проведения физкультминуток и динамических пауз учащиеся могут сидеть за партой или стоять около её, находиться в проходах между партами, стоять в кругу.
Любая образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм школьников, ведь для них характерна неустойчивость нервных процессов. Воспитанники быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.
Первые признаки утомления во время воспитательных мероприятий, самоподготовки в классе служат сигналом к выполнению физкультминуток. Внешними проявлениями утомления является то, что дети начинают чаще отвлекаться, теряют интерес и внимание, ослабевает память, нарушается почерк, снижается работоспособность.
Для детей с ОВЗ физминутка имеет особое значение. Проговаривание стихотворных текстов с движениями делает речь детей более четкой, ритмичной, эмоциональной, а также развивает у детей слуховое восприятие, внимание и память, вырабатывает координацию и совершенствует общую моторику. Продуманный отдых в две, три минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может плавно подвести их к следующему элементу или этапу занятия.
Успешность профессиональной деятельности воспитателя, работающего с детьми с ОВЗ, можно определять, помимо результативности коррекционной работы, сохранностью его собственного психического здоровья и чувством удовлетворенности процессом и результатами своего труда.
На самоподготовке и беседах-занятиях могут быть использованы следующие виды физкультминуток:
1. Оздоровительно - гигиенические.
2. Двигательно – речевые.
3. Подражательные
4. Физкультурно-спортивные.
5. Танцевально-ритмические.
1.Оздоровительно- гигиенические. (Проветренный и чистый класс во время самоподготовки, соответствующее освещение, сохранение у детей правильной осанки во время работы, соблюдение воспитанниками личной гигиены).
Зрительная гимнастика. Большое значение для снятия напряжения имеет зрительная гимнастика. Зрительную гимнастику проводим регулярно по 3-5 минут, по мере необходимости. Для гимнастики использую мелкие предметы, различные тренажеры. Гимнастику проводим по словесным указания: «День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза, посчитать до 10, на слово «день» – открыть глаза, посчитать до 10. Повторить 5–8 раз.
Упражнения для тренировки зрения.
1. Движение глазными яблоками вправо и влево.
2. Движение глазными яблоками вверх и вниз.
3. Вращение глаз по часовой стрелке и против часовой стрелки.
4. Фиксация взгляда на кончике носа.
5. Моргание
После каждого упражнения, закрыть глаза, расслабиться (30-40 сек.)
Упражнения для снятия зрительного утомления:
«Моргание»
Закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет.
Комплексное использование оздоровительных мероприятий в коррекционной школе позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
Позы учащихся. Если в начальной школе педагоги еще следят за осанкой и правильным положение ребенка за партой во время письма или чтения, то в старших классах этим зачастую пренебрегают. Вместе с тем, осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время занятий, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
Технологии, создающие положительный психологический климат на занятии. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
2.Двигательно-речевые. В эту группу входят дыхательная и артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на занятиях не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
Дыхательная гимнастика.
При выполнении дыхательных упражнений следует обратить внимание на то, что ребёнок в силу анатомических особенностей почти не может увеличить объём каждого отдельного вдоха, поэтому усиление газообмена обеспечивается значительным учащением дыхания. Физические упражнения, подвижные игры, дыхательные упражнения способствуют углублению дыхания, развитию и регуляции газообмена на более высоком уровне. Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке, окне, фрамуге.
Делаем простые упражнения на чередование звуков, чередование дыхания, длительный вдох и выдох. Упражнения “Задуй свечу”, “Надуй шарик”, подражания животным “ Звук вокруг” – дети показывают при помощи звуков: дождь, полет шмеля, летящий самолет, проезжавшую мимо машину и т д. При помощи этих упражнений происходит воздействие на верхние и нижние отделы легких, насыщение их кислородом, снижение напряжения.
3. Подражательные (имитация птиц, животных).
Театр-экспромт.
Человек должен уметь показать свои чувства. Если умеешь общаться с людьми, имеешь хороших друзей – будешь здоровым.
4. Физкультурно-спортивные. Общеразвивающие упражнения.
Это традиционная гимнастика, которая выполняется под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано на укрепление определенной группы мышц.
Раз – согнуться, разогнуться.
Два – нагнуться, потянуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
Пальчиковая гимнастика. Для школьников держать в руках карандаш или кисточку – большой труд. Они очень крепко сжимают пальчики, считая, что чем крепче они их держат, там красивее у них получится рисунок, цифры или буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления. Этому могут способствовать такие упражнения как: катание карандаша, зажатого между ладонями или катание карандаша по парте об ладонь и др.
Подвижные игры. Это могут быть игры с мягким мячом. Игра может проходить в виде закрепления изученного материала по аналогии игры “Съедобное – несъедобное”, упражнения на координацию движения.
5. Танцевально-ритмические. ( выполняются под счет, движения произвольные).
И в заключении хочу сказать, Здоровьесберегающие технологии формируют внимательное отношение детей к своему организму, воспитывают понимание ценности человеческой жизни, закладывают основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.
Литература:
1. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Головчиц. – М., 2001.
2. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Г. Л. Зайцева.– М., 2000.
3. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии [Текст ] / Под общ. ред.проф. Л. В. Шапковой.– М., 2002.
4. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. М.:АРКТИ, 2005.