История жанра: Симфония. Путь длиной в столетия.
Симфония - замечательное творение человеческого гения.
Древние греки называли симфонией «созвучие, согласие, гармоничное сочетание звуков». Поэтому к симфониям они относили все, что звучит приятно и сладостно, например, интервалы октаву, квинту, кварту, а также игру на прекрасной лире.
В эпоху Возрождения симфониями называли многоголосные духовные песнопения, исполненные под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Иоганн Себастьян Бах называл симфониями свои милые полифонические пьесы для клавира.
Но настоящее рождение симфонии как крупного серьезного жанра произошло в Италии, в начале 17 столетия, в пору расцвета оперы… Тогда случилось непоправимое: оперная увертюра (оркестровое вступление к спектаклю) как-то незаметно отделилась от оперы и превратилась в независимое, самостоятельное произведение.
Что же было дальше? Симфония становится 3-х частной, потому что выглядеть одночастной к концу 17 столетия было уже как –то несолидно.
Шли десятилетия….В середине XVIII века в в Германии, в придворной капелле города Мангейма, при дворе Карла Теодора был создан невиданный оркестр. Он был так грандиозен, что его сравнивали с армией, которая рвется в бой. Это был какой-то прорыв к новому в искусстве…Музыка мангеймцев покорила всю Европу.
Но славу Мангейма вскоре затмила Вена. Она стала блестящей европейской столицей и ее визитной карточкой была музыка.
Дальнейшая судьба симфонии как жанра целиком и полностью связана с великими гениями Вены – Гайдном, Моцартом, Бетховеном.
Йозефа Гайдна называют настоящим «отцом» симфонии. Использовав все лучшее, что было у мангеймцев, Гайдн поднял симфонию на более высокую ступень развития и показал ей путь в будущее. Его симфонии одновременно просты и возвышенны, а образы и содержание покоряют свежестью и новизной.
Гайдном написано 104 симфонии, и это говорит о том, что он был непревзойденным мастером жанра. Верно и то, что он был непревзойденным озорником и любителем розыгрышей в музыке.
Симфония №103 была написана в 1794 году и получила название «Симфония с тремоло литавр». Это музыкальный шедевр, блестящий образец классической симфонии. В ней в полной мере проявился Гайдн – любитель розыгрышей и сюрпризов.
Начало симфонии приводит в замешательство – раздаются страшные удары грома…а потом начинаются мучительные блуждания героя по темному подземному лабиринту…Как скучно, как мрачно и как томительно долго, и кажется, что все это тянется целую вечность!
Но откуда вдруг взялась эта легкая грациозная мелодия, осветившая подземелье как тонкий лучик солнца? И вот сигнал: мощное форте всего оркестра, и мы попадаем в стихию веселого народного праздника!
Весь мир закружился под звуки жизнерадостного австрийского лендлера, и кажется, что празднику не будет конца!
Но в самый разгар веселья вдруг откуда-то появляется зловеший мотив подземелья «Мементо мори» (помни о смерти). Правда, совсем на мгновение, потому что Гайдн – великий оптимист, он не может подолгу грустить.
Так, музыка Гайдна приоткрывает нам завесу маленькой философской тайны: помня о смерти, вы начнёте ценить то, что имеете сейчас…
Симфонии Гайдна стояли у истоков жанра и дали ей возможность развиваться и совершенствоваться до наших дней.