СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад Из опыта работы для выступления на районном методическом объединении Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долголетний опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах.    

Просмотр содержимого документа
«Доклад Из опыта работы для выступления на районном методическом объединении Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Мировская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области





Доклад

Из опыта работы

для выступления на районном методическом объединении



Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.









Учитель русского языка и литературы:

Антонина Ивановна Карамышева.



(28.08. 2014 года)









2013-2014 уч. год


Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении как средство активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка.


Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы – резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, культуры, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль, отсутствие должной аргументации.

Диагностика, проводимая мною, показала, что в классах, где я работаю, не все учащиеся умеют извлекать и перерабатывать учебную информацию, затрудняются выделять главную мысль учебного текста, свертывать информацию до ключевых слов или развертывать ее до полного объема. Учащиеся не любят писать сочинения, так как слабо владеют языковыми средствами и не умеют правдиво высказать свое мнение по тем или иным проблемам. Речь учащихся небогата с точки зрения лексического запаса, так как мало читают, не умеют собирать материал для творческих работ, наблюдать жизнь, вдумываться в смысл происходящего, находить подтверждение своим мыслям и мечтам в поступках реальных людей, а также умению интересно рассказывать. Это влечет за собой снижение качества знаний и уровня обученности учащихся.

На уроках русского языка учащиеся не активны и отвлекаются, когда идет поиск решения проблемы, когда требуется напряжение мысли и преодоление трудностей, не могут дать оценки своей работы и товарищей.

Долголетний опыт работы показал, что поддержанию и развитию интереса способствует создание новизны на уроке, как в области содержания материала, так и в методах. Традиционные формы работы не дают должных результатов, не эффективны, так как работа на уроках проводится в основном на среднего ученика, сильное и слабое звено упускается, талантливые дети не развиваются, в результате - успеваемость и качество знаний учащихся недостаточно высокие. Поэтому я в своей работе применяю дифференцированный подход в обучении, учитывая индивидуальные способности учащихся.

Уже в начальной школе мы сталкиваемся с разными учебными возможностями детей, этот разрыв увеличивается по мере усложнения учебных программ и приводит к тому, что в 6-7 классах ряд учеников практически выпадают из процесса обучения, присутствуя на уроке, они никак не участвуют в нем.

Если труд непосилен, он угнетающе действует на психику, дети теряют веру в себя и часто вообще отказываются выполнять даже посильную работу. Неумение трудиться порождает нежелание, нежелание - лень. Увеличение тренировочных упражнений на уроке, использование разных их видов не решает проблему обучения «слабых», нужна другая форма работы.

Как же обеспечить усвоение сложного и объемного материала всеми школьниками? Как разрешить противоречие между сложным обучением и возможностями разных групп школьников? Как воспитать при этом положительное отношение к учебному труду у всех учащихся?

Положительного результата в учебно-воспитательном процессе можно добиться, учитывая индивидуальные способности и возможности каждого ученика. А так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаков, то на уроке необходим особый подход в обучении.

Специфика работы в школе требует от меня особого подхода к детям средних умственных способностей. В нашей школе много детей разных по уровню подготовленности, поэтому применение технологии дифференцированного обучения, формирует у детей самостоятельность, активность в учебной деятельности, развитие творческих способностей, ситуации успеха.

Для учителя – это реализация творчества, личностный рост..

Дифференцированный подход – это основа индивидуально ориентированной системы обучения, позволяющей учитывать индивидуальные особенности ребенка, создавать условия для преодоления и развития его потенциальных возможностей.

Таким образом, дифференцированное обучение гарантирует усвоение ба­зовых знаний всеми учащимися и одновременно возможностями для каждого ученика реализовать свои склонно­сти и способности.

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого ученика, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Замысел моей работы заключается в том, чтобы показать, как я организую дифференциацию работы учащихся на уроке на разных этапах.

Дифференциацию использую на разных этапах урока:

- при проверке домашнего задания,

- при закреплении, при повторении,

- реже при объяснении нового материала.

Какие же особенности учитываю при работе в группах на уроках?

Дифференцированный подход в целях оптимизации использую при подборе домашних заданий обязательно. ( Приложение № 1) Это позволяет развить слабого ученика, помочь ему в овладении общеучебными умениями и навыками. Сильного же ученика дифференцированное задание поднимает на более высокую ступень развития.

Продумываю задания до мелочей, особенно рациональную проверку всех заданий. В этом помогают схемы-опоры, тестовые задания и другие. (Приложение №2, №2а)

Для закрепления теоретического материала я готовлю задания для самостоятельной работы, подбираю дидактический материал в соответствии с уровнем развития учащихся и провожу уроки – практикумы, где использую не только дифференциацию, но и разные способы коллективной работы учащихся:

учащиеся выполняют задания парами: одни выполняют эти задания, а сидящие с ними рядом учащиеся контролируют выполнение практических заданий и оценивают правильность выполнения, указывают при необходимости на ошибки. Затем учащиеся меняются ролями.

Или я ставлю вопрос к упражнению, а учащиеся, сидящие за одной партой, обсуждают совместно, как ответить на этот вопрос. Если они приходят к согласию или у них разные мнения, они соответствующим образом сигнализируют учителю. Я организую обсуждение, кто прав, а кто нет. Тем самым дети учатся, обучаясь и обучая. В период обучения применения знаний, закрепления умений и навыков, учащиеся включаются в активную познавательную деятельность, которая сначала осуществляется под руководством учителя, а затем самостоятельно.

Использую разноуровневые задания на карточках и предлагаю учащимся выполнить те, которые они считают для себя выполнимыми.

Большое значение имеют индивидуальные самостоятельные работы.

(Приложение №3, №3а)

Во-первых, возрастает роль самого ученика в определении содержания работы, в выборе способов ее выполнения.

Во-вторых, возникает возможность сотрудничества учителя и ученика, особенно при выполнении учениками заданий творческого характера.

Самостоятельные индивидуальные задания использую не только при повторении, но и при объяснении нового материала. Здесь очень важно правильно подобрать дифференцированные задания для каждого ученика.

Дифференцированные задания – это система упражнений, выполнение которых поможет глубже и осознаннее усвоить правило и выработать навык на его основе. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью и точностью.

Начинаю работу с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным, требующим необходимых обобщений. Дифференцированные задания готовлю к уроку заранее, записываю на доске, карточках. Их можно разделить на два вида:

- обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило, их должно быть огромное количество, они должны быть посильны для каждого ученика.

- дополнительные задания. Они рассчитаны для тех детей, которые справились с обязательными заданиями и у них есть время для самостоятельной работы. Это задания повышенной трудности на применение изученного материала, требующие сравнения, анализа, определенных выводов. Качество и количество упражнений может быть разным, но доступным для усвоения правила на данном этапе урока.

После изучения темы на уровне базового содержания материала и сдачи зачета или диагностического теста, выявляются группы учеников:

- усвоившие содержание (сильные) - с ними организуется работа по расширению изученного материала (дополнительные задания более обширный материал);

- неусвоившие (слабые) – с ними проводится работа по устранению появившихся пробелов в знаниях (им предлагаются коррекционные задания и материалы)

Тема урока : Не с наречиями на - о (-е)

Цели урока:

Сформировать умения и навыки слитного и раздельного написания НЕ с наречиями на -о (-е); составлять предложения, где НЕ с разными частями речи.

Развивать умения составлять учебное сообщение по учебной теме, опорный конспект.

Воспитывать у учащихся потребность мыслить, желание добиться успеха в работе.

ХОД УРОКА.

Орг. момент.

Каждый урок – это урок полученных знаний, поэтому работать на уроке нужно внимательно, дружно, уверенно.

Словарная текстовая работа, подготавливающая к активному усвоению знаний по теме урока.

( тексты на партах, учащиеся работают по вариантам)

I вариант – задания для сильных;

II вариант – для сильных.

Актуализация опорных знаний.

почему включили слова в ответы текста соприкасаться, багровый, кампания, витамины?

какие слова из домашнего упражнения вы включили бы в содержание 2 блока текста?

есть ли в содержании текста слова, которые относятся к той части речи, которую мы сейчас изучаем?

как вы определили, что эти слова – наречия?

Сегодня на уроке мы снова узнаем из истории слов наречий.

Сильные ученики рассказывают об образовании слов мельком, пешком, вдребезги.

Перечислите основные способы образования наречий?

Как образовались наречия, записанные на доске?

ДОНЕЛЬЗЯ, НАСОВСЕМ, НЕКУДА, НИОТКУДА, КОЕ-КАК, НЕЛЕГКО.

Сообщение темы урока. (тема на слайде)

Вместе с учащимися определяем цели урока., цели дальнейшей работы – научиться грамотно писать НЕ с наречиями, составлять предложения.(слайд)

Усвоение этого материала не вызовет затруднения, если обратите внимание на таблицу: (слайд)

Небрежный – небрежно не высоко, а низко

Невысокий – невысоко отнюдь не высоко

Как вы озаглавите таблицу?

Сравните таблицу «Не с наречиями на –о (-е)» И ТЕ ЖЕ ТЕМЫ, КОТОРЫЕ ПОВТОРИЛИ К СЕГОДНЯШНЕМУ УРОКУ («Не с сущ. и прил.») К какому выводу нас приводит?

(правило такое же)

Составим учебное сообщение «Не с сущ, прил, , нареч. на –о (-е)»

Запись в тетради краткого опорного конспекта.

СЛИТНО РАЗДЕЛЬНО

1.не употребляется без не 1.есть противопоставление

2.нет противопоставления 2. есть слова никогда, ничуть…

3.нет слов отнюдь, вовсе…

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

Чтение параграфа 36.

IV. Применение новых знаний.

Выполнение заданий по вариантам.

I вариант – задания для сильных; упр.220

II вариант – для средних. Упр. 219

СИЛЬНЫЕ ГОТОВЯТ ВЫВОД: В КАКИХ СЛУЧАЯХ НЕТ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ПРИ НЕ С НАРЕЧИЯМИ.

Работа у доски (слабые)

Поздняя осень. Небо хмурится, Солнышко иногда пробивается сквозь тучи, но светит далеко нерадостно. И на душе не весело, а грустно.

Работа у доски (слабые)

Сравнить два предложения.

1.В незнакомом месте ныряйте неглубоко.

2. Озеро около нашей деревни неглубоко.

Сильные – творческое задание по учебнику. Упр.224.

Выборочная проверка выполнения творческих заданий.

V. Итог урока.

Усвоили новую тему? Ответить используя не с наречиями. (нетрудно, нелегко на уроке, )

VI. Сообщение о домашнем задании.

Параграф 36, упр.223 слабым,

Текст с заданиями сильным.

1 Текст: исправьте ошибки, где необходимо

1) говорить не уверенно, 2) дома не освещены, 3) неробкий, а смелый

4) платье вовсе неузко,5) нерешенные мною вопросы, 6) крайне неудачное выступление, 7) остановился неожиданно.

Для повышения мотивации обучения учащихся на уроках я применяю разнообразные виды заданий:

1. Наиболее продуктивным приемом считаю задания на умение свободно оперировать знаниями, использовать их в новых ситуациях.

а) самостоятельный подбор учащимися материала, аналогичного упражнению учебника.

Например, 2 группа получает задание: списать предложения с различными видами придаточных и определить вид. Сильные уч-ся на материале этого задания определяют виды придаточных и заменяют их аналогичными из художественной литературы или составляют предложения (тексты) сами.

б) учащиеся могут подобрать самостоятельно дополнительные задания к упражнениям и их выполнить (3-4 задания)

в) можно использовать задания, ориентирующие учащихся на поиски разнообразных вариантов выполнения задания.

(Эта работа позволяет находить варианты решения одной проблемы)

Например, словарная работа, повторение орфограмм.

Дается ряд слов: сторож, мышь, молодежь, с пастбищ, река Сож, город Керчь, из училищ, дочь, без калош и т. д.

Дополнительные задания:

Сколько вариантов группировки слов можно предложить? Что лежит в основе группировки?(может быть масса вариантов):

  • наличие ь знака и его отсутствие

  • тип склонения

  • род

  • одушевленное - неодушевленное

  • падеж

  • собственное - нарицательное

  • с предлогом, без предлога

  • ед.ч., мн.ч., только ед.ч.

  • задание на подбор грамматических синонимов.

Например, как можно сказать иначе, не изменяя содержания высказывания:

Мальчик испугался грозы, заплакал. (Тема: обособленные члены предложения)

Варианты:

Мальчик, испугавшись грозы, заплакал.

Испугавшись грозы, мальчик заплакал.

Испугавшийся грозы мальчик, заплакал.

Мальчик, испугавшийся грозы, заплакал.

Мальчик, который испугался грозы, заплакал.

Мальчик заплакал, потому что испугался грозы.

Обратить внимание на варианты расстановки знаков препинания.(1 человек у доски)

2. Задание на сравнения, сопоставление явлений.

3. Задания, ориентирующие учащихся на поиски более экономных, рациональных форм выполнения и проверки заданий.

4. Особое внимание уделяю заданиям исследовательского характера. Такие задания чаще всего связаны с наблюдением над функционированием изученных средств языка в речи, в процессе такой работы реализуются межпредметные связи, формируются навыки самостоятельной работы, школьники знакомятся с изобразительно-выразительными возможностями тех или иных языковых средств, воспитывается интерес к предмету. Например:

- подобрать доказательства к данному умозаключению:

«Обладающие сжатостью и стройностью, конструкции с обособленными определениями широко применяются в художественной литературе при описании природы, персонажей».

- формулировка собственных умозаключений на основе собранного материала. (Например: сравнительные обороты в поэме Лермонтова «Мцыри», модальные частицы в баснях Крылова и другие).

5. Задания, содействующие формированию самостоятельного добывания учащимися знаний (формируется активное отношение к процессу познания).

Например: при выполнении упражнений, при написании сочинений или изложений встречаются незнакомые орфограммы или пунктограммы. Сильные учащиеся получают задания самостоятельно, пользуясь учебниками, справочниками, находят ответы на поставленные вопросы.

Большое значение для формирования навыков самостоятельного добывания знаний и самоконтроля имеет работа со словарями.

Здесь уместно использовать ролевые игры. Например: представьте, что вы корректор журнала «Юный натуралист». Вам нужно подготовить для набора научную статью. В рукописи встречаются ошибки, допущенные авторами, проверьте текст, исправьте ошибки, подготовьте его к печати. Используйте словарь.

Ведущее место на уроках занимают творческие задания. Они формируют навыки связной речи, развивают творческие способности учащихся. Например:

- выполнение репродуктивно-творческих заданий по аналогии, по образцу (предложения)

- сочинения-миниатюры по образцу (самостоятельное описание солнечного дня)

- cитуативно-творческие задания:

Например, дана ситуация: «Лето. Ярко светит солнце. Иду по лесу. Шумят сосны, лепечут березы. Запах дыма. Выхожу на поляну. Кто-то оставил горящий костер. Начался лесной пожар».

Задание: описать чувства и действия, используя вводные слова и предложения и т.д.

7. Задания на расширение кругозора уч-ся, формирование навыка передачи полученных знаний товарищам.

Сильные получают задание подготовить сообщения и выступают с ними на уроках перед всеми учащимися или работая в парах, группах.

Такая работа требует очень большой затраты времени на продумывание заданий, но зато оказывает благотворное воздействие и на самих учащихся, и на класс.

Дифференцированное обучение непосредственно связано с развивающим обучением. Однако не следует думать, что задания развивающего, исследовательского характера нужно давать только сильным ученикам, такие задания предлагать для всех учащихся.

И вот здесь огромную помощь на уроке оказывает компьютер. Учащиеся с большим интересом им пользуются, самостоятельно готовят презентации. Системное проведение уроков с применением интерактивных технологий достаточно эффективно.

В своей работе часто использую тестирование. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы учащихся в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений учащихся в баллах по единым для всех учеников критериям.


Заключение.

Систематически реализуя идею развивающего обучения и используя дифференцированный подход к обучению, я добиваюсь от учащихся активности и самостоятельности на уроках. Знания их пополняются, идеи развиваются.

Дифференцированный подход к обучению даёт положительные результаты:

  • уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы;

  • решается проблема неуспеваемости, потому что каждый ребенок учится так, как может, в классе улучшается психологический климат;

  • становится реальностью усвоение каждым образовательного минимума.

Используя дифференцированный подход в обучении, я заметила динамику развития учащихся по следующим показателям:

  • интерес к учению;

  • поиск познавательной деятельности;

  • развитие общения друг с другом;

  • взаимообучение и самообучение;

  • любовь к родному языку.

За последние годы моей работы значительно выросли уровень обученности и качество знаний.











Обобщив результаты работы по данной теме, я пришла к выводу, что у ребят появился интерес к таким формам учебной деятельности как индивидуальная, парная, групповая. Применяя элементы разноуровневой технологии в учебной деятельности, учащиеся стали проявлять больше инициативы в изучении предмета; повысилась грамотность письма, учащиеся стараются преодолевать трудности, видеть проблемные ситуации и устанавливать пути их разрешения. Работая в парах, группах, учащиеся ставят цель к выполняемой работе, выдвигают гипотезы и делают выводы, учатся быть коммуникабельными, учатся помогать друг другу, поддерживать, разъяснять, производить самопроверку, взаимопроверку, самостоятельно работать в любой ситуации.

Результаты моей деятельности проявились в том, что учащиеся умеют производить комплексный (частный) анализ текста, определять тип и стиль речи, доказывать, приводя примеры из текста по лексике, синтаксису, находя образные средства выразительности, группировать орфограммы и пунктограммы, их объяснять, определять средства связи между предложениями. На более высоком уровне выполняются учащимися и творческие работы. Все это и необходимо для подготовки к единому государственному экзамену. Используя технологию дифференциации при подготовке к единому государственному экзамену в 11 классе, я достигла значительных результатов:

Кроме того, результативность заключается еще в том, что я, как учитель, приобрела опыт по анализу текста, комплексному, частичному.

С материалом «Дифференцированный подход к обучению на уроках русского языка» я выступала на методическом семинаре в коллективе, заседании МО учителей гуманитарного цикла. По данной теме проведено несколько открытых уроков внутри школы. Многие учителя одобрили мой опыт, взяли на вооружение, и был сделан вывод об использовании данной формы работы на других предметах для повышения учебной мотивации учащихся, развития познавательной активности.

В 5 классе в конце года провела анкетирование по результатам работы на уроках русского языка (в %):

Ответы:

Предмет заставляет думать 93%

Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель 12 %

На уроке узнаю много нового 96%

На уроке интересно 87%

На уроке устаю 36%

Предмет легко даётся 12%

Предмет полезен для будущей жизни 89%

Самочувствие на уроке и после урока 86% - нормальное, хорошее; 14% - как и на всех уроках, как всегда.

Так что есть над чем работать, не останавливаться на достигнутом, буду продолжать работу над проблемой и дальше, пополняя свой педагогический опыт.

Учить,воспитывать,творить

И,сердце детям отдавая,

Учить их просто мудро жить-

Вот миссия учителя какая!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!