СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к педсовету «Дифференциация процесса обучения с учётом типов восприятия информации воспитанников»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация процесса обучения с учётом типов восприятия информации воспитанников

 

 Для успешности обучения всех воспитанников педагог должен вести образовательную деятельность с учётом всех типов восприятия.

По мнению психологов люди воспринимают мир по-разному в буквальном смысле слова. Для одного мир - прежде всего звуки, для другого - картинки, для третьего - ощущения.

Обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А дошкольникам такой способ восприятия информации  вовсе не свойствен.

 Почему важно знать, каким образом дошкольники воспринимают информацию?

На занятии может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Зная типы восприятия, своих воспитанников мы сможем максимально учитывать эти особенности при подготовке и проведении занятий, и таким образом сориентировать их на успех. Учет индивидуальных особенностей детей является важной составляющей в успешной организации образовательного процесса.

Дифференциация процесса обучения с учётом типов восприятия информации воспитанников

 

 Для успешности обучения всех воспитанников педагог должен вести образовательную деятельность с учётом всех типов восприятия.

По мнению психологов люди воспринимают мир по-разному в буквальном смысле слова. Для одного мир - прежде всего звуки, для другого - картинки, для третьего - ощущения.

 

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А дошкольникам такой способ восприятия информации  вовсе не свойствен.

 Почему важно знать, каким образом дошкольники воспринимают информацию?

На занятии может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Зная типы восприятия, своих воспитанников мы сможем максимально учитывать эти особенности при подготовке и проведении занятий, и таким образом сориентировать их на успех. Учет индивидуальных особенностей детей является важной составляющей в успешной организации образовательного процесса.

Просмотр содержимого документа
«Доклад к педсовету «Дифференциация процесса обучения с учётом типов восприятия информации воспитанников»»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №85» г.Барнаул, Алтайский край













Доклад к педсовету

«Дифференциация процесса обучения с учётом

типов восприятия информации воспитанников»

















Подготовила:

Черномордова Татьяна Николаевна












Барнаул 2017

Дифференциация процесса обучения с учётом типов восприятия информации воспитанников



Для успешности обучения всех воспитанников педагог должен вести образовательную деятельность с учётом всех типов восприятия.

По мнению психологов люди воспринимают мир по-разному в буквальном смысле слова. Для одного мир - прежде всего звуки, для другого - картинки, для третьего - ощущения.

Обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия и усвоения предложенной информации. В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно можно разделить на три категории.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.

Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.

Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А дошкольникам такой способ восприятия информации вовсе не свойствен.

 Почему важно знать, каким образом дошкольники воспринимают информацию?

На занятии может представлять информацию детям, используя все каналы восприятия: и зрение, и слух, и кинестетический канал. Тогда у каждого из них есть шанс усвоить хотя бы часть этих сообщений. Зная типы восприятия, своих воспитанников мы сможем максимально учитывать эти особенности при подготовке и проведении занятий, и таким образом сориентировать их на успех. Учет индивидуальных особенностей детей является важной составляющей в успешной организации образовательного процесса.

Особенности внимания.

Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и его можно отвлечь чем угодно;  аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум практически не мешает.

Особенности запоминания.

Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал - то, что обсуждал, запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление, запоминает двигаясь.

Разумеется, очень важно общаться с ребенком на "его языке":

- с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;

- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;

- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.

При обучении визуалов:

  • использовать: – слова (описывающие цвет, форму, размер, местоположение),

  • схемы, таблицы;

  • выделять цветом важнейшие пункты или аспекты содержания;

  • записывать действия;

  • сравнение образов и обращение к прошлому;

  • свободное выражение своих мыслей;

  • хорошее освещение.

 При обучении аудиалов:

  • использовать вариации голоса (громкость, паузы, высота);

  • использование лингафонной системы;

  • обстановка тишины;

  • рассказывать;

  • чтение стихов;

  • ответы хором;

  • анализ звуков;

  • счёт и письмо

 При обучении кинестетиков:

  • использовать жесты, прикосновения;

  • медленно излагать материал;

  • предлагать задания, связанные с практической деятельностью;

  • отбивать ритм стихов рукой или ногой;

  • иногда стоять во время занятия или отвечать сидя;

Как делать замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке":

-визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем;
-аудиалу- сказать шепотом "ш-ш-ш";
- кинестетику - положить руку на плечо, похлопать по нему.

Разумеется, любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.

Методы, и приёмы, воздействующие на каналы восприятия

 
Для аудиалов: беседа, рассказ, лекция, объяснение, пояснение, вопросы, указание.
Для визуалов: иллюстрация, экскурсия, демонстрация, показ фильмов, наблюдение, опорные схемы.
Для кинестетов: трудовая практика, моделирование, проектирование, дидактическая игра, практическое упражнение.

При таком обучении не нарушается целостность образования, сохраняется индивидуальность ребенка, не блокируется его развитие.



































Дифференциация – расчленение, разделение целого на различные формы и ступени.

Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении):

- это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента.

- это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах.

Дифференцирование обучение осуществляется в двух основных формах, которые принято называть «внешняя» и «внутренняя».

Внешняя дифференциация связана с профильным обучением, т.е. организацией широкой сети разнотипных инновационных учебных заведений (гимназии, колледжи, лицеи, классы с углубленным изучением отдельных предметов).

Основные черты внешней дифференциации:

-создание однородных групп учащихся по способностям, интересам, склонностям;

-создание в этих группах однородной среды, предметно и социально жестко ориентированной (изучение отдельных предметов и их циклов, ориентация на подготовку в вуз с гарантией поступления);

-организация групп на основе отбора, связанного часто с переходом в другую школу, сменой привычной образовательной среды.

Вариантом внешней дифференциации учащихся является организация классов разного уровня развития.

Внутренняя дифференциация опирается на признание индивидуальности как данности (изначальной заданности). Внутренней дифференциации присущи следующие черты:

-создание смешанных (разнородных) классов, где детей изначально не разделяют по способностям, интересам, склонностям;

-организация в этих классах неоднородной обучающейся среды, предметно и социально жестко не ориентированной, но преследующей цель разносторонне развивать каждого ребенка;

-отсутствие специального отбора в учебные классы.

Очень часто внутреннюю дифференциацию называют уровневой дифференциацией. Два разных термина («внутренняя» и «уровневая» дифференциация) отражают два аспекта педагогического процесса. Когда говорят «внутренняя дифференциация», то подразумевают, что дифференцированное обучение осуществляется «внутри» одного и того же класса, а не в разных классах, как это имеет место при внешней дифференциации. Когда говорят «уровневая дифференциация», то имеют в виду, что различные учащиеся достигают различных уровней усвоения учебного материала - в соответствии со своими способностями, возможностями и желаниями. Когда мы говорим об уровневой дифференциации обучения, мы подразумеваем четыре аспекта:

1. Разработка критериев выбора уровневой дифференциации.

2. Планирование результатов обучения на выбранные уровни обучения.

3. Осуществление уровневого обучения.

4. Уровневая оценка результатов обучения.

Внутренняя дифференциация– такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса. Она обусловлена разными способностями учащихся, их различиями в психическом развитии, особенностями памяти, мышления, уровнем знаний, интересов, мотивацией и т.д.

 Внешняя дифференциация предусматривает организацию обучения в группах (классах, школах) с однородным (гомогенным) составом учащихся, в которых и осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся.

Видами внешней дифференциации являются:

дифференциация по способностям (по общим или специальным способностям). Происходит на основе учёта общего уровня обученности (успеваемости) и развития учащихся, особенностей развития познавательных процессов (мышления, памяти и др.). Другие индивидуальные особенности учащихся учитываются в рамках внутренней дифференциации, то есть непосредственно в классе.

Дифференциация по способностям требует наличия более или менее объективных методик выявления способностей человека. Данный вид дифференциации отчасти помогает решать проблему одарённых детей, для обучения которых необходимы особые образовательные программы.

дифференциация по неспособностям. Результатом дифференциация по неспособностям является создание классов коррекции, обычно предназначенных для детей, неуспевающих потеем или иным предметам. Некоторые педагоги считают, что создание таких классов не самый лучший путь преодоления неуспеваемости, так как если ученик, отстающий по отдельным предметам, попадает в класс коррекции, то он должен осваивать все дисциплины на таком же «корректирующем» уровне. Морально-психологический климат, складывающийся вокруг класса коррекции и в самом этом классе, также нельзя считать благоприятным для развития учащихся.

дифференциация по интересам. Предназначена для школьников, особенно интересующихся тем или иным предметом, областью знания или видом деятельности. Осуществляется как в классах с углубленным изучением предметов, профильных классах, так и во внеурочной работе с учащимися в предметных кружках, клубах, познавательно-творческих или научных объединениях и т.п.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!