СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад к презентации.Мастер-класс.Тема : «Русский язык как учебный предмет, его значение, задачи».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад к презентации.Мастер-класс.Тема : «Русский язык как учебный предмет, его значение, задачи».»


Русский язык как учебный предмет, его значение, задачи

Язык есть драгоценнейшее сокровище народа, первое средство его развития и залог всех духовных успехов…

М. П. Погодин.

Академик Д. С. Лихачёв в своей книге «Письма о добром» писал: «Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому , как он говорит… Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших души, ума…»

Действительно, язык человека, его речь – это точный показатель человеческих качеств, его культуры, степени интеллигентности. Опираясь на полученную в школе основу, знания, каждый человек продолжает строить свои отношения с родным языком всю жизнь. Это необходимое условие успеха в обществе, в семье, условие успешной работы, успешной жизни. По окончании школы молодые люди продолжают образование, выбрав отправной точкой какой-либо школьный предмет. Особая роль русского языка в том, что без постоянного совершенствования в языке невозможно глубокое изучение всех научных дисциплин – и гуманитарных, и естественных, и технических, так как язык – это один из способов передачи человеческих мыслей, чувств, эмоций. Язык бесценен и с эстетической точки зрения, но основная функция языка – быть средством общения.

Мы пользуемся речью в повседневном общении дома и на работе, на улице, в автобусе, магазине, слушаем радио или смотрим телевизор. Родной язык – важнейшее средство связи поколений, обеспечивающее передачу накопленного опыта. Первоначальные сведения об окружающем нас мире, основы наук мы постигаем в школе.

Тему «Какова роль русского языка в системе предметов общеобразовательного курса в современной школе?» я считаю актуальной. Сейчас много говорят о том, какие предметы и в каком объеме нужно изучать, чем можно «пожертвовать» взамен модных предметов или спецкурсов, и я боюсь, как бы такие разговоры когда-то не коснулись и русского языка. Скорее всего, мои опасения напрасны (введение сочинения по литературе как допуск к ЕГЭ этому доказательство), но все же я хочу внести посильную лепту в укрепление позиций русского языка как школьного предмета.

Цель работы – анализ роли и места русского языка в системе остальных предметов школьного курса и доказательство его важнейшего значения в образовательном процессе российской школы.

Объект исследования – русский язык как предмет общеобразовательного курса современной российской школы.

В системе школьного образования учебный предмет “Русский язык“ занимает особое место: он является не только объектом изучения, но и средством обучения. Русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей человека, развивает абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Именно поэтому основные цели изучения предмета – языковое развитие личности, совершенствование умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными дисциплинами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Курс русского языка для 5-9 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенности его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.

Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.


Раздел 2. Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
  1. Формирование коммуникативной, языковедческой и культуроведческой компетенций.

Содержание курса русского (родного) языка в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного под­хода,который обеспечивает формирование и развитие ком­муникативной, языковой и лингвистической (языковедчес­кой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенцияпредполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использо­вания языка в жизненно важных для данного возраста сфе­рах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении ставить и решать многообразные коммуникативные задачи, которые включают способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и правилами общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компе­тенцииформируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном яв­лении, его устройстве, развитии и функционировании; знания основных норм русского литературного языка; обогаще­ния словарного запаса и грамматического строя речи уча­щихся; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвис­тике как науке, ее основных разделах и базовых понятиях; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей.

Культуроведческая компетенцияпредполагает осозна­ние родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освое­ние норм русского речевого этикета, осознание важности соблюдения основных норм русского литературного языка, культуры межнациональ­ного общения; способность объяснять значения слов с наци­онально-культурным компонентом.

В данной программе в соответствии с примерной программой2реализован коммуникативно – деятельностный подход, в соответствии с которым тематическое планирование курса включает не только перечень теоретических понятий, составляющих подлежащее освоению содержание коммуникативной компетенции, но и основные виды учебной деятельности, осуществляемые для освоения необходимого содержания.

Направленность курса русского (родного) языка на фор­мирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций нашла отражение в структуре программы курса. В ней выделя­ются три сквозные содержательные линии, обеспечивающие формирование указанных компетенций:

  • содержание, обеспечивающее формирование коммуни­кативной компетенции;

  • содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической(языковедческой) компетенций;

  • содержание, обеспечивающее формирование культуро­ведческой компетенции, включаякультуру речи.

Задачи преподавания русского языка определяются социальным заказом общества, уровнем развития базовых наук (языкознания, литературоведения, философии, педагогики, психологии и частных методик) и предназначены:

  • 1) дать глубокие и прочные теоретические знания по основам науки о языке;

  • 2) развивать и совершенствовать речь учащихся, пополняя словарный запас и грамматический строй речи;

  • 3) последовательно и планомерно вырабатывать и закреплять умения и навыки (языковые, речевые, правописные);

  • 4) обеспечить развитие логического и речевого мышления школьников;

  • 5) воспитывать целеустремлённость, самостоятельность в пополнении знаний, в решении поставленных задач;

  • 6) сформировать эстетический взгляд на роль языка и речи в жизни общества.

Решение всех этих задач всецело зависит от учителя, его профессиональных качеств, которые вырабатывает методика преподавания русского языка.



Для этого необходимы следующие качества:

– знание норм литературного языка и устойчивые навыки их применения в речи; 
– умение следить за точностью, логичностью и выразительностью речи; 
– владение профессиональной терминологией;
– владение стилем профессиональной речи;
– умение определять цель и понимать ситуацию общения;
– умение создавать и поддерживать благожелательную атмосферу общения;
– умение направлять диалог в соответствии с целями профессиональной деятельности; 
– знание этикета и чёткость выполнения его правил.

Таким образом, знание русского языка, то есть владение лингвистической, коммуникативной компетенциями – это необходимый инструмент, ключ к достижению профессионального успеха личности. Выбор будущей профессии – это серьёзный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий основательной подготовки и глубоких знаний.
































Образовательная технология – упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к достижению поставленных целей (Н.Таланчук).
Образовательная технология – конструирование учебного процесса с гарантированным достижением целей (М.Кларин). 

Тема 2.3. Современные образовательные технологии, формирование УУД на уроках русского языка и литературы. Проектирование современного урока.

2.4. Формирующее оценивание как образовательная технология и способ оценки результатов обучения по русскому языку и литературе в контексте требований ФГОС.

Организация работы с ЭОР на уроке (на конкретном примере в зависимости от состава обучающихся). Создание авторских ЭОР. Использование опыта зарубежных сетевых проектов («Дебаты», «Чтение и письмо для развития критического мышления», «Step by step»). Ведущая технология проведения занятий: ТРКМ

Тема 2.8. Технологии организации внеурочной деятельности по русскому языку и литературе как неотъемлемая часть образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС второго поколения.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как основа организации воспитательного процесса. Разработка и реализация программы духовно-нравственного воспитания обучающихся в образовательном учреждении. Формирование высоких этических ценностей, связанных с родиной, народом, духовной культурой народа, частью которого являются родной язык и литература. Развитие творческого потенциала учащихся на уроках развития речи и во внеурочной деятельности с использованием межпредметных связей, при подготовке творческих работ на материале истории и культуры России.

Литературное краеведение. Составление целевых перечней объектов образовательных экскурсий. Интерактивные экскурсии, научно-популярная и исследовательская работа на базе музеев Санкт-Петербурга. Интеграция урочной, внеурочной, внеклассной деятельности в системе школьного филологического образования. Организация внеурочной деятельности как проектной. Литературное краеведение. Составление целевых программ. Программа внеурочной деятельности.

Разработка модуля «Внеурочная деятельность по предмету» для рабочей программы. Форма проведения занятий: лекции, семинары, коллоквиум Практикум. Оформление портфолио итоговой аттестации. Разработка модели экспертного заключения портфолио. Критерии, показатели и адекватные показателям измерители оценки портфолио. Защита портфолио.











Примеры кейсов на уроках русского языка и литературы.

Примеры кейсов на уроках русского языка.
Причастие – форма глагола или самостоятельная часть речи?

Ситуация: общение в социальной сети.



Погружение в ситуацию:
- Считаете ли вы важной затронутую проблему?
- Что зависит от решения этой проблемы, от той или иной точки зрения?

Задания:

- сформулировать проблему письменно;

- подобрать аргументы в пользу избранной точки зрения, исходя из характеристики причастия;

- подготовить контраргументы противоположной точке зрения;

Перспективное домашнее задание:

отыскать единомышленников среди ученых-лингвистов.








Главное отличие кейса от задачи: задача имеет решение и путь к нему, даже если и не один. Кейсы имеют много решений, приводящих к раскрытию той или иной проблемы.

К кейс-методам, активизирующим учебный процесс, относятся:

  •        метод инцидентов, когда обучающийся сам должен отыскать недостающую информацию;

  •        метод разбора деловой корреспонденции;

  •        игровое проектирование;

  •        ситуационно-ролевая игра;

  •        метод дискуссий;

  •        кейс-стади или метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационных задач и упражнений).





2. Развивающая речь игра "Картинки-загадки".

Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).

Водящий подходит к учителю и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.

Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

Логопедические занятия для малышей онлайн (2-4 года). Проблема развития речи у маленьких детей в наши дни как никогда актуальна. Все больше встречается детей с задержкой речевого развития, с различными нарушениями развития речи. Сейчас никого не удивишь тем, что в 3 года ребенок почти не говорит. Или говорит, но понять его может только мама и то с трудом. Обычно логопеды рекомендуют подождать с логопедическими занятиями до 4-5 лет, невропотологи назначают лекарства, а найти хорошего дефектолога, умеющего работать с малышами, очень сложно. В то же время начать заниматься развитием речи у ребенка лучше как можно раньше. Общеизвестно, что недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Что же делать родителям? Остается заниматься самим, дома, каждый день, понемножку, хотя бы минут по 10 в день, но регулярно. Организовать занятия по развитию речи вам поможет онлайн курс логопедических занятий от сайта Games-for-Kids.ru:





3. Игра "Определи игрушку". Развитие речи.

Каждый ребенок приносит какую-либо игрушку. Из группы выбирается один водящий. На 3-5 минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю, в которой главным персонажем выступает одна из принесенных игрушек.

Все игрушки, в том числе и выбранный игровой персонаж, расставлены на столах или стульях. Приглашается водящий ребенок. Ребята из группы поочередно рассказывают ему придуманную историю, не называя главного персонажа, а замещая его название местоимением "он" или "она". История рассказывается в течение 3-5 минут. Водящий должен показать игрушку, являющуюся главным персонажем рассказанной истории.

Если угадывание произошло правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ неправильный, ребята дополняют рассказанную историю так, чтобы помочь водящему новыми деталями, не называя при этом задуманную игрушку.

5. Игра "Противоположность".

Ведущий показывает группе детей одну картинку. Задача состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет "чашка". Дети могут назвать следующие предметы: "доска" (чашка выпуклая, а доска прямая), "солнце" (чашку делает человек, а солнце - это часть естественной природы), "вода" (вода - это наполнитель, а чашка - это форма) и т. д.

Каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.

Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

6. Игра "Мостик".

Ведущий показывает одну карточку, на которой нарисован предмет, затем другую. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы "переходным мостиком" между ними. Каждый участник отвечает по очереди. Ответ должен быть обязательно обоснован.

Например, даются два слова: "гусь" и "дерево". "Переходными мостиками" могут быть следующие слова: "лететь" (гусь взлетел на дерево), "вырезать" (из дерева вырезали гуся), "спрятаться" (гусь спрятался за дерево) и т. п. Примечание: игра подходит и для индивидуальных занятий с ребенком.

9. Внимание! Розыск! (Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность)

В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У неё голубые глаза, темные длинные волосы, она любит кошек и терпеть не может молоко.

Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим. В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.

12. Распространение предложений.

Взрослый говорит: "Садовник поливает… (что? где? когда? зачем?). Дети идут... (куда? зачем?) и т. д. Надо обращать внимание на правильность построения предложений.

13. Дополнить предложение.

Просить ребенка закончить предложения: "Дети поливают цветы на клумбах, потому что...". "На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что... " "Зимой медведь спит, потому что..." и т. д.

14. "Я был в цирке... "

Для игры вам понадобятся карточки с буквами и слогами. Играть можно и вдвоём, и компанией. Участникам игры раздаются карточки с буквами, либо все карточки лежат стопкой на столе и игроки по очереди их берут.

Первый игрок берет карточку с буквой или слогом и говорит: "Я был в цирке и видел..." Он должен назвать что-нибудь, начинающееся с буквы на его карточке. Называть можно не только существительные. Например, на букву "К" можно назвать и клоуна, и кувыркающегося гимнаста, и красный занавес.

Если вы будете использовать карточки со слогами, то необязательно, чтобы этот слог стоял в начале слова. Варианты: "Я был на море...", "Я был в лесу...", "Я был в театре..." и т.д.

15. Предлоги.

Возьмите одноразовую картонную тарелку, расчертите её на сектора. В каждом секторе напишите предлоги - "на", "в", "под", "над", "с" и др.

Играть можно как в рулетку - бросая на тарелку шарик. А можно сделать в центре тарелки стрелку и вращать её. Смысл остается тот же - на какой предлог попадет шарик или стрелка, с тем предлогом и нужно составить предложение.

Урок «русский язык» имеет многовековую историю, что позволяет утверждать о его значимости при разных политических и социальных укладах в стране.

Русский язык как учебный предмет в школах России предполагает освоение фонетики, лексики, фразеологии, словообразования, морфологии и синтаксиса, а также его истории. Основу обучения школьников умению пользоваться языком во всех сферах его применения составляют нормы графики, орфографии и пунктуации и представления о стиле и культуре речи. Специфика предмета для изучающих русский язык как родной в том, что он выступает и средством обучения. Русский язык хранит результаты познавательной деятельности народа, отражая его прошлое и настоящее, передаёт накопленные знания следующим поколениям.

Важнейшее и даже главенствующее место этого учебного предмета в учебном плане определяется ролью русского языка в жизни российского общества, в развитии мышления детей, в формировании их сознания и самосознания.

От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!