СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Классное руководство в условиях работы с детьми с ОВЗ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поделилась опытом работы с классом, где есть дети с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Классное руководство в условиях работы с детьми с ОВЗ"»







КЛАССНОЕ РУКОВОДСТВО В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Морохина П.И.

Управление образования администрации МР «Усть-Куломский»

Муниципальное образовательное учреждение «Зимстанская

средняя общеобразовательная школа»

учитель начальных классов



Аннотация: В статье представлен материал об организации обучения и воспитания детей вместе с детьми с ограниченными возможностями в школе.




Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья,

интегрированный подход, социальная адаптация, социально - нравственный аспект развития,






«Ученик – не сосуд, который надо наполнить, а факел, который необходимо зажечь».

(К. Д. Ушинский)

Кого мы называем детьми с ограниченными возможностями здоровья? Группы детей с ОВЗ : 1)дети с соматическими и психическими заболеваниями 2)дети, имеющие лёгкую органическую патологию 3)дети с ослабленным здоровьем 4)дети-инвалиды 5)дети, имеющие разной степени отклонения в умственном, физическом или эмоциональном развитии 6)дети с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития 7)категория детей, развитие которых происходит в неблагоприятных жизненных условиях Гарантии права детей с ОВЗ на получение образования закреплены в различных законодательных актах: 1)в конвенциях по правам ребёнка; 2)в Конституции РФ; 3)в Законе РФ «Об образовании; 4)в Федеральном законе Организация обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями в школе вызывает множество вопросов у педагогов и родителей. Как обучать ребенка, если у него есть проблемы со здоровьем или особенности психического развития, которые не позволяют полноценно обучаться, проходить образовательную программу без трудностей? Должен ли ребенок с ОВЗ проходить обычную программу обучения или должна быть специальная программа? Многие родители предпочитают не водить особого ребенка в школу, другие наоборот считают, что ребенок в массовой школе лучше социализируется. Педагоги нередко могут быть в растерянности и столкнуться впервые с ситуацией обучения ребенка с ОВЗ. Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ, если нету специальных условий обучения и воспитания. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей нормальные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Детям с особенностями здоровья в настоящее время совсем необязательно обучаться в специальных учреждениях, наоборот, получить качественное образование и адаптироваться к жизни они могут в обычной общеобразовательной школе. Это будет полезно не только детям с проблемами развития, но и обычным здоровым детям. Обучаясь совместно с детьми с ОВЗ, здоровые дети смогут развить толерантность, ответственность. Значит, школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка. На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется. В этих изменяющихся условиях учителю необходимо уметь ориентироваться в многообразии интегрированных подходов к развитию детей, в широком спектре современных технологий. При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании. Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Дети с ОВЗ обладают гораздо меньшими возможностями, чем их нормально развивающиеся сверстники. Им более сложно самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять, перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды. Именно школа призвана отвлечь ребят от улицы, воспитать полезные привычки и сформировать социально-нормативные модели поведения. Целью коррекционной работы является исправление психических и физических функций ребенка с ограниченными возможностями здоровья в процессе общего образования, подготовка к жизни и труду. В коррекционно-воспитательной работе с детьми с ОВЗ в первую очередь необходимо использовать педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной и внеучебной деятельности. Цель воспитательной работы с детьми с ОВЗ: создание специального реабилитационного пространства для оптимального развития личности ребёнка с ограниченными возможностями, для его адаптации в обществе и помощь в социализации личности. При организации воспитательной работы, педагог работает по нескольким направлениям: - воспитание в процессе обучения; -внеклассная работа по предметам ; -индивидуально-групповые занятия со специалистами; -стиль, тон отношений в школьном коллективе, морально-психологический климат; -воспитательные мероприятия ; -социально- бытовая ориентация; -клубы, секции, творческие объединения дополнительного образования; -организованный досуг. Всю воспитательную работу целесообразно направить на коррекцию поведения учащихся, воспитание учебной и поведенческой дисциплины, гуманного отношения к окружающим людям. Данная работа способствует социализации и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, профилактике правонарушений несовершеннолетних. Основная направленность социальной адаптации - практическая подготовка ребенка к самостоятельной жизни. На сегодняшний день в моём классе обучается 1 ребёнок с ОВЗ. Это ребёнок – инвалид по зрению. Слабовидение прямо или опосредованно оказывает негативное влияние на формирование школьных навыков. Таким детям характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно- практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; замедленное овладение письмом и чтением, что обусловливается нарушением взаимодействия зрительной и глазодвигательной систем, снижением координации движений, их точности, трудностями зрительного контроля; затрудненность выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др. У слабовидящих имеет место снижение двигательной активности и своеобразие физического развития (нарушение координации, точности, объема движений, нарушение сочетания движений глаз, головы, тела, рук и др.), в том числе трудности формирования двигательных навыков. Кроме того, слабовидящим характерны затруднения в овладении пространственными представлениями, в процессе микро - и макроориентировки, в словесном обозначении пространственных отношений; сложности в формировании представлений о форме, величине, пространственном местоположении предметов; низкий уровень развития обзорных возможностей; замедленный темп зрительного анализа. В интеллектуальном плане мой ученик не уступает сверстникам, правда, медленнее думает, ему требуется больше внимания, заботы, доброты, тепла, любви, понимания. Моя задача состоит в том, чтобы создать такие условия, при которых его таланты и способности раскрылись. Внеклассные мероприятия, классные часы планирую и провожу с обязательным проведением физминуток, зрительной гимнастикой. Определила для себя следующие принципы организации работы с ребёнком с ОВЗ :

- частое использование наглядности с целью активизации познавательной и речевой деятельности; - максимальная опора на игру, как пока ещё ведущую деятельность ребёнка; - стимулирование познавательного интереса различными приемами занимательности (задачами с элементами игры, занимательными упражнениями, загадками, задачами-шутками, элементами театрализации ; - максимальное использование слухового, зрительного анализаторов. Самое главное в моей работе – не навязывать ребёнку своего мнения о решении поставленной проблемы, а дать ему возможность высказать свою точку зрения, послушать мнение соседа, в беседе найти правильное решение. Стараюсь в оценке деятельности ученика не употреблять выражений «Ты не справился!», «Нет!», «Неправильно!», чтобы не подавлять самостоятельность мышления, не убить желание учиться, думать, рассуждать, принимать решение. Пусть ученик мыслит самостоятельно, совершает свои маленькие открытия. Неотъемлемым условием достижения положительного результата в обучении и воспитании считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Поэтому не гружу ребёнка «по полной». Строю пояснения через рассуждение, использую личный опыт детей, с применением наглядного материала, простейших памяток, схем, инструкций. Задания отбираю те, которые ребёнок может выполнить. Это повышает интерес к изучаемому материалу, повышает его самооценку, улучшает настроение, формирует позитивное отношение к учебному и внеурочному труду. Не следует думать, что задания даются совсем лёгкие, не требующие мыслительной деятельности ученика. Мой ученик очень любит рисовать, вырезать, что-то делать своими руками, поэтому много участвуем в различных конкурсах рисунков и поделок. В 1 и 2 классах он участвовал во всех школьных конкурсах рисунков к различным праздникам (см. приложение 1). В 1 классе участвовал в районном конкурсе рисунков «Я и моя семья» и занял 1 место (см. приложение 2)., во 2 классе участвовал в районном конкурсе «Экология глазами детей» и занял 3 место (см. приложение 3). Также ему нравится выступать перед другими детьми и сам изъявляет желание при распределении ролей, когда готовим какие-то сценки или ролевые игры. Так, он неплохо выступил на праздновании Нового года в сценке «Мы из Простоквашино», на конкурсе чтецов «Живая классика».Конечно, большой вклад вносят и родители ребёнка. Без их помощи достичь тех результатов, которые у нас уже есть, было бы невозможно. Работу с родителями строю как с равноценными участниками образовательных отношений. Даю понять родителям, что они ответственны за успешное образование и воспитание своего ребёнка. Часто родители стараются что-то сделать для своих детей, имитируя быстрый внешний успех: то рисунки нарисуют за детей, то сами выполнят поделку. Объясняю им, что ребёнок со всеми работами справится сам, если его похвалить, поддержать. Неизменно стараюсь хвалить «Сегодня он молодец!», а затем, успокоив родителей, обращаю внимание, над чем ещё нужно поработать и о чём нужно побеседовать с ребёнком. По мере востребованности провожу консультации для родителей по возникшим вопросам обучения, воспитания. Привлекаю к решению школьных проблем. В работе с родителями формирую у них представление о собственном ребёнке как о личности, имеющее своё восприятие мира, своё мировоззрение. Считаю, что для таких детей необходимо создавать особое образовательное и воспитательное пространство. Для этого важно создавать такие программы воспитания, где социально - нравственный аспект развития стоит на первом месте. В воспитательные программы рекомендую включить следующие направления работы : -Нравственное воспитание. -Правовое воспитание. -Гражданско-патриотическое воспитание. -Эстетическое воспитание. -Трудовое воспитание. -Физическое воспитание. - Безопасное жизнеобеспечение. -Экологическое воспитание. По данным направлениям рекомендуется вести совместную воспитательную работу учителя на классных часах, на родительских собраниях, внеурочных коллективных традиционных делах и мероприятиях. Основная роль в организации воспитательного процесса принадлежит классному руководителю. Классные руководители разрабатывают свои воспитательные программы, где одна из главных задач- формирование коллектива класса, так как классный коллектив является главной структурной единицей коллективного творчества. Начиная с первого класса, ученик должен ощущать себя частью единого коллектива и жить идеями и настроениями всей школы. Планируя содержание воспитательной работы с детьми, среди которых есть и ребёнок с ОВЗ, в своей деятельности классный руководитель, руководствуется пониманием задач, стоящих перед специальной коррекционной работой. Задачи решаются следующими способами: - Моделирование жизненных ситуаций в социуме; - Создание банка данных (коллективные дела); - Выполнение общественно-значимых дел; -Установление связей с внешней средой Я уверена, теплая и комфортная обстановка, построенная на доверии, любви и ответственности поможет таким детям быстрее адаптироваться к учебному процессу. А через четыре года выйдут они из класса уверенными в себе и в своём успехе, умеющими работать над собой, а главное счастливыми. Ведь нет случайно родившихся детей. Ни один человек случайно не рождается. Каждый ребёнок есть явление в земную жизнь. Он родился потому, что должен был родиться. Родился потому, что именно его не хватало миру.

Источники и литература:

1.Акатов Л.И. Социальная реабилитация  детей   с   ОВЗ . Психологические основы / Л.И. Акатов.- М. : ВЛАДОС, 2003.-225 с. 2.Основы специальной педагогики и психологии / Трофимова Н.М.[и др.]. – СПб., 2005. 3.Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция / Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007. 4.Ульенкова ,У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии/ У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. – М., 2005.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!