Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новобрянская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат»
671325 Заиграевский район с. Новая Брянь тел/факс 8(30136)53-3-02
ул. Школьная, 5 эл. адрес: nbskoshi@yandex.ru
Доклад
«Компетентностный подход к организации
воспитательной работы в
условиях школы – интернат»
Згирский В.Н.
воспитатель
НОВАЯ БРЯНЬ
2020
Цели и задачи воспитательной работы в школе-интернат
Основным назначением воспитательной работы в школе является формирование личности, которая приобрела бы в процессе развития способность самостоятельно строить свою жизнь, стать достойным человеком, дать возможность и создать условия для индивидуального выбора образа жизни, научить её делать этот выбор и находить способы реализации. И то и другое должно совершаться в контексте традиций классического воспитания и образования и на лучших традициях, сложившихся за все время существования школы, современных культурных и педагогических достижений, чтобы личность не выпадала из окружающего социума.
Таким образом, целью воспитательной системы школы является формирование гармонично развитой личности адаптированной к условиям реальной жизни через выполнение следующих задач воспитания:
создание и поддержание условий для формирования личностных структур, обеспечивающих высокий уровень развития личностного потенциала и его реализации в будущем;
укрепление здоровья воспитанников средствами физической культуры и спорта;
вовлечение учащегося в систему дополнительного образования с целью обеспечения самореализации личности;
воспитание учащегося в духе демократии, свободы, личностного достоинства, уважения прав человека, гражданственности, патриотизма;
создание условий для участия семей в воспитательном процессе, привлечение родителей к участию в самоуправлении школой.
Школа - часть образовательной и внешней среды. Воспитательный процесс многогранен, школьник не всегда находится в школе, но даже самые глубокие изменения в окружающем мире не должны поставить ребенка в тупик.
Сущность компетентностного подхода в формировании
личностных качеств.
Компетентностный подход в воспитании акцентирует внимание на формирование у учащихся компетенций обеспечивающих им возможность успешной социализации.
Компетенции - это интегративная целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность, это способность человека реализовывать на практике свою компетентность. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, кроме деятельностных знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.
Определены компетенции, формированию которых придается важное значение:
политические и социальные компетенции - способность взять на себя ответственность, совместно с другими вырабатывать решения и участвовать в их реализации, толерантность к разным этнокультурам и религиям, проявление сопряженности личных интересов с потребностями предприятия и общества, участие в функционировании демократических институтов;
межкультурные компетенции, способствующие положительным взаимоотношениям людей разных национальностей, культур и религий, пониманию и уважению друг друга;
коммуникативная компетенция, определяющая владение технологиями устного и письменного общения на разных языках, в том числе и компьютерного программирования, включая общение через Internet;
социально-информационная компетенция, характеризующая владение информационными технологиями и критическое отношение к социальной информации, распространяемой СМИ;
персональная компетенция - готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию.
Общие компетенции иногда называют инструментальными, безличными, систематическими. Воспитательный потенциал технологий обучения и развития способствует формированию у учащихся в учебном процессе, в предметной деятельности, следующих компетенций:
ценностно-смысловые компетенции (умеют адекватно оценивать свои способности и возможности, сформирована внутренняя мотивация приобретения знаний для дальнейшего образования, понимают необходимость личностного роста для успешного самоопределения в будущем, выбирают приоритетными не материальные ценности, а здоровье, семью и интересную работу);
общекультурные компетенции (проявляют личностные качества -гражданские, нравственные, интеллектуальные, общей культуры, сформированы представления о необходимости соблюдать в мире людей общечеловеческие, гуманные, нравственные законы и нормы, стремятся жить в гармонии с окружающим миром);
учебно-познавательные компетенции (умеют самостоятельно планировать свою деятельность, способны к самореализации, активны в выборе деятельности, способны к самообразованию);
информационные компетенции (при помощи реальных объектов (телевизор, компьютер, принтер, модем) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) способны самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию);
коммуникативные компетенции (умеют жить и работать в коллективе, имеют понятия о социальных ролях, имеют представления о способах выхода из конфликтных ситуаций, сформированы навыки взаимодействия с различными социокультурными объектами коммуникации).
3. Принципы воспитательной деятельности педагога современного образовательного учреждения в логике компетентностного подхода.
Функции воспитателя – создание необходимых условий для «само»: самоактуализации, самоопределения, самосозидания, самореализации.
Для реализации воспитательной деятельности должны быть использованы такие принципы, как:
Принцип гуманизма как признание ценности реального ученика с его сильными и слабыми сторонами ориентирует педагога на признание за учеником права на собственное достоинство, на свободу и самостоятельность. Каждый учащийся, отличаясь от других по своим способностям, обладая своими интересами и присущей только ему системой ценностей, не должен отличаться от других по такой ценностной характеристике, как человеческое достоинство.
Реализация принципа гуманизма обеспечивается:
- добровольностью включения ребенка в ту или иную деятельность;
- возможностью ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели;
- оптимистической стратегией при определении задач воспитания;
- учетом интересов, потребностей и способностей каждого ребёнка;
- подготовленностью детей к социальной самозащите.
При реализации принципа гуманизма:
- опирайтесь на активную позицию ребенка, его самостоятельность, инициативу;
- уважайте личность ребенка, не унижайте его достоинства;
- призывайте ребенка к добру и будьте добрыми сами;
- защищайте интересы ребенка и помогайте ему в решении его актуальных проблем;
- постарайтесь увидеть в каждом воспитаннике личность, независимо от его жизненных ориентиров, от приверженности его к тем или иным социально-нравственным взглядам.
Принцип социального закаливания детей ориентирует педагога на включение воспитанников в этические ситуации, выход из которых предполагает волевое усилие, использование различных способов разрешений противоречий, что способствует приобретению социального иммунитета, развитию рефлексивной позиции ученика.
Реализация принципа социального закаливания детей обеспечивается:
- созданием позиции вопроса, не исчерпывающегося никаким особенным ответом;
- включением детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора;
- стимулированием научного и морального познания и самопознания детей;
- оказанием помощи детям в анализе реальных проблем социума, в проектировании своей деятельности и взаимодействия с людьми в условиях нестабильной социальной ситуации.
При реализации принципа социального закаливания детей:
- решайте проблемы с детьми, а не за детей;
- не «предусматривайте» возможных трудностей, а воспитывайте у детей способности к их преодолению;
- воспитывайте волю учащихся; волевых усилий не будет у ребенка завтра, если их не воспитать сегодня;
- воспитывайте чувства детей: не только радость за успех, но и переживания за неудачи воспитывают человека.
Принцип сотрудничества ориентирует педагога на воспитание взаимной ответственности участников педагогического процесса, на сопереживание, на взаимопомощь в процессе преодоления трудностей. Данный принцип означает постоянство внимания педагога к развитию потребности учащихся в соучастии и содействии, в сооценке, со понимании.
Реализация принципа сотрудничества обеспечивается:
- определением доминирующей и социально значимой цели деятельности коллектива, объединяющей педагогов и детей;
- развитием детского самоуправления, инициативы и самостоятельности детей и взрослых, созданием разнообразных детских объединений;
- формированием позитивного отношения к человеку;
- воспитанием ответственной зависимости в среде педагогов и учащихся.
При реализации принципа сотрудничества:
- делайте школу родной для ребенка: он должен ощутить сопричастность к успехам и неудачам коллектива;
- помогайте друг другу: педагоги и учащиеся - члены одного коллектива;
- доверяйте детям, а не играйте в доверие;
- развивайте у детей потребность во взаимопонимании;
- Соучаствуйте в жизни ребенка: равнодушный педагог «рождает» равнодушных учащихся!
Принцип ценностной ориентации ориентирует педагога на организацию общения учащихся, в процессе которого они как приобщаются ценностям, «сливаются» с окружающими их людьми в нравственном отношении, так и обособляются от них через выделение собственного «Я».
Реализация принципа ценностной ориентации обеспечивается:
- предъявлением детям «очеловеченной» социальной жизни с ее противоречиями;
- организацией поиска ценностей, становящихся ориентациями учащихся в бытии, в его познании, в его духовном и практическом преобразовании;
- постановкой перед учащимися проблем, ценностное осмысление которых выводит их в широкий социокультурный контекст, с противоречиями которого сталкивается ученик.
При реализации принципа ценностной ориентации:
- открывайте перед детьми принципиально новые «измерения» мира, себя и другого, раскрывающие смысл существования человека, который и есть требующая решения проблема;
- наполняйте внутренний мир учащихся ценностями, которые упорядочивают их отношения с действительностью, вносят упорядоченность в осмысляемое бытие, в ценностные критерии;
- вводите учащихся в мир альтернативных ценностей, выбор которых становится безусловным благом для себя и для других.
Важным аспектом социальной компетентности является подготовка учащегося к общим профессиональным умениям.
Одним из возможных путей совершенствования воспитательной работы в образовательном учреждении является освоение педагогами – практиками продуктивных педагогических идей. Использование педагогических технологий позволяет наполнить воспитательный процесс конкретным содержанием, а ценностно–ориентированные педагогические идеи обогащают профессиональное сознание воспитателя.
Образование – не только обучение знаниям, умениям и навыкам, а прежде всего, в первую очередь, воспитание, развитие личности, ее социализация. Становится очевидным необходимость повышения статуса воспитательной работы, изменения в целом идей, подходов, принципов, характера воспитательной работы.