СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "ЛЕГО-технологии и их роль в развитии познавательных способностей детей с расстройствами аутистического спектра"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном докладе раскрыта роль ЛЕГО технологий в развитии познавательных потребностей дошкольников с РАС

Просмотр содержимого документа
«Доклад "ЛЕГО-технологии и их роль в развитии познавательных способностей детей с расстройствами аутистического спектра"»

ЛЕГО-технологии и их роль в развитии познавательных способностей детей

с расстройствами аутистического спектра

Дети с РАС нуждаются в систематической, лечебно-педагогической, коррекционной работе, направленной на их общее развитие, накопление ими знаний, умений, развитие положительных свойств личности, максимальную поддержку и развития общения, что является крайне важным для социальной адаптации данной категории детей. При осуществлении воспитательно-образовательного процесса с детьми с РАС возникают проблемы, связанные с нарушением интеллектуальной, коммуникативной сфер, сенсорным развитием. У них не развита мелкая моторика.

Из всего арсенала инновационных технологий, я остановила свой выбор именно на ЛЕГО моделировании. И этот выбор не случайный, т. к. ЛЕГО-педагогика – это новейшее направление в современном коррекционно-образовательном процессе, а ЛЕГО-технология – одна из известных и распространённых педагогических систем. Помимо этого, мы учитывали тот факт, что одним из основных видов деятельности в дошкольном возрасте является игровая, а ЛЕГО технология имеет ярко выраженный моделирующий характер, что в свою очередь важно для оказания коррекционно-развивающего воздействия на ребёнка в процессе формирования речи, перцептивных и интеллектуальных способностей, повышения мотивации к обучению.

История ЛЕГО ведёт своё начало с 1932 года. Сам знаменитый пластиковый кубик ЛЕГО, который мог соединяться с другими подобными деталями, появился только в 1947 году. И с тех пор элементы ЛЕГО во всех своих вариантах остаются совместимы друг с другом. Слово «ЛЕГО», которое в переводе с латинс­кого означает «я учился», «я собирал», официально было зареги­стрировано в Дании только 1 мая 1954 г. В дальнейшем компания наладила производство темати­ческих наборов: «Ферма», «Дом», «Город» и др.

ЛЕГО – это не просто игрушка, это замечательный инструмент, помогающий увидеть и понять внутренний мир ребёнка, увидеть имеющиеся у него трудности. В настоящее время обучающие наборы ЛЕГО имеют несколько модификаций:

ПРИМА – предназначены для детей от 6 месяцев до 2 лет;

ДУПЛО – для детей от 2 до 5 лет;

ФРИСТАЙЛ – старше 5 лет. Наиболее доступными для детей дошкольного возраста с РАС являются наборы ЛЕГО-ДУПЛО (ЛЕГО)

В этот вид конструктора входят достаточно крупные детали, окрашенные в основные цвета: красный, зелёный, жёлтый, синий, которые отличаются особой яркостью, разнообразием форм, элементов, модификационностью, большим диапазоном построек и возможностью создания различных игровых ситуаций. Кроме того, наборы ЛЕГО содержат фигуры человечков и животных с такими же унифицированными узлами крепления.

ЛЕГО-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной или терапевтической цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов ЛЕГО. Несмотря на то что, за рубежом технология ЛЕГО-конструирования применяется педагогами еще с 60х гг. XX в., в России сравнительно недавно отметили ее значение в обучении, воспитании и развитии детей. Исследований с применением данной технологии недостаточно, хотя интерес к ее применению стремительно возрастает. Это обусловлено тем, что технология ЛЕГО-конструирования способствует значительному повышению мотивации и интереса детей к занятиям. Тем не менее, одной из главных причин внедрения ЛЕГО-технологии в коррекционно-образовательный процесс было введение государственных образовательных стандартов, предполагающих использование инновационных развивающих технологий в образовательном процессе. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Такой подход легко реализовать в образовательной среде ЛЕГО, так как конструкторы ЛЕГО позволяют ребёнку думать, фантазировать и действовать, не боясь ошибиться. Помимо этого, конструктивно-игровое средство ЛЕГО позволяет сделать предметно-пространственную среду содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной, что также соответствует современным требованиям ГОС ДО.

Преимущества ЛЕГО-технологий заключаются в следующем:

1. С поделками из конструктора ЛЕГО ребёнок может играть, не рискуя испортить.

2. При использовании конструктора ЛЕГО у дошкольника с РАС получаются красочные и привлекательные конструкции вне зависимости от имеющихся у него навыков, благодаря этом у воспитанники испытывают психическое состояние успеха.

3. В работе с конструктором ЛЕГО у ребёнка возникает чувство безопасности, так как конструирование – это мир под его контролем.

4. Поскольку конструктор можно расположить не только на столе, но и на полу, на ковре, и даже на стене, воспитанникам во время занятия нет необходимости сохранять статичную сидячую позу, что особенно важно для аутичных детей.

5. Работа с ЛЕГО позволяет раскрыть индивидуальность каждого дошкольника с РАС, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

Перспективность ЛЕГО-технологии обуславливается высокими образовательными возможностями, такими как многофункциональность, использование в различных игровых, учебных, коррекционных занятиях; имеет высокие технические и эстетические характеристики.

Применение ЛЕГО-технологий способствуют:

1. Развитию у детей с РАС сенсорных представлений, поскольку используются детали разной формы, окрашенные в основные цвета.

2. Развитию и совершенствованию высших психических функций (памяти, внимания, мышления, делается упор на развитие таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, классификация, обобщение).

3. Тренировки пальцев кистей рук, что очень важно для развития мелкой моторики и в дальнейшем поможет подготовить руку ребенка к письму.

4. Сплочению детского коллектива, формированию чувства симпатии друг к другу, т.к. дети учатся совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения.

5. Конструктивная деятельность очень тесно связана с развитием речи, т.к. (вначале с ребенком проговаривается, что он хочет построить, из каких деталей, почему, какое количество, размеры и т.д., что в дальнейшем помогает ребенку самому определять конечный результат работы.)

Трудности внедрения ЛЕГО - моделирования в коррекционно – образовательный процесс детей с расстройствами аутистического спектра:

  1. Преобладание примитивно ознакомительных действий с

деталями (берут в рот, долго бесцельно манипулируют деталями в руках и т.д.) .

  1. Трудности в скреплении, обхватывании и удержании деталей, не сформирован навык работы ведущей рукой, двумя руками, часто действия рук не скоординированы.

  2. Дети с РАС самостоятельно не могут увидеть все варианты скрепления ЛЕГО-элементов.

  3. Речевая активность детей довольно низкая как по объяснению планирования и выполнения постройки, так и в процессе игры.

  4. У детей понятие прочности и устойчивости постройки не сформированы.

  5. Низкая работоспособность, неустойчивость внимания, неумение выполнять задания в соответствии с поставленной целью, доводить его до конца.

7. Затруднен перенос полученных навыков в новые условия деятельности, даже при оказании соответствующей помощи со стороны взрослого.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!