СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Лев Семенович Выготский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад "Лев Семенович Выготский"

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Лев Семенович Выготский"»

В свете растущего процента детей с проблемами развития, а также увеличения количества специализированных центров помощи таким детям растет популярность такой науки как дефектология. Дефектология изучает  психофизические особенности развития детей с психическими и/или физическими недостатками, закономерности их воспитания и обучения. Дефектология достаточно молодая наука, хотя проблемы в развитии у детей были во все времена, но отношение к ним и способы коррекции были разные.  Отечественная дефектология берет свое научное начало в 20-х годах прошлого столетия и одним из отцов-основателей ее является Лев Семенович Выготский (1896 – 1934).

Лев Семенович Выготский родился 5 (17) ноября 1896г  в г. Орша (Белоруссия) вторым из восьми детей в семье банковского служащего. В Москве Выготский закончил юридический факультет МГУ и одновременно историко-философский факультет Московского городского народного университета им. А.Л.  Шанявского.

После учебы Выготский занимался преподаванием в школах г. Гомеля. Но однажды, по счастливой случайности он попал в Москву на психоневрологический съезд, посвященный рефлексологии. Выготский прочитал доклад, которым обратил на себя внимание московских ученых. После съезда ему предложили заняться научной работой в Москве. Выготский согласился и переехал с семьей в Москву, где сразу же погрузился в работу.

Спектр его научной работы был велик, и не последнее место в нем занимала дефектология. Причем он вел не только научно-исследовательскую, но и организационную работу. А начал Выготский свою деятельность в Москве  в 1924 году на должности заведующего подотделом аномального детства при Наркомпросе. В 1926 году им создана лаборатория по психологии аномального детства при Медико-педагогической станции. Эта лаборатория просуществовала 3 года.

Выготский и его сотрудники накопили большой теоретический и практический опыт. Затем эта лаборатория была преобразована в Экспериментальный дефектологический институт (ЭДИ) – предшественник современного Института коррекционной педагогики на  Погодинской 8. В ЭДИ осуществлялась обследование аномального ребенка, диагностирование и планирование дальнейшей работы с глухими и умственно отсталыми детьми. Также существовала школа-коммуна для детей с отклонением в поведении, вспомогательная школа, школа для глухих и клинико-диагностическое отделение. Позднее здесь же стали заниматься проблемами детей с нарушениями речи.

Идеи и представления  Л.С. Выготского были достаточно передовыми для того времени. Он рассматривал дефект как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения. Следующей идеей была необходимость социальной компенсации дефекта. «Вероятно, человечество победит раньше или позже и слепоту, и глухоту, и слабоумие, но гораздо раньше оно победит их социально и педагогически, чем медицински и биологически.» Развивая идею социальной компенсации, Выготский выдвинул положение о создании обходных путей развития патологически развивающегося ребенка. Создание этих путей есть «альфа и омега» специальной педагогики.

Характеризуя дефект как «социальный вывих», Выготский не отказывался от того, что в основе проблемы лежит дефект биологический. Однако на практике родитель (воспитатель) имеет дело не столько с биологическим фактом, а именно с его социальными последствиями, с конфликтами, «возникающими при вхождении аномального ребенка в жизнь». Поэтому и воспитание аномального ребенка должно носить в первую очередь социальный характер. Неправильное, поздно начатое воспитание ребенка с дефектом приводит к тому, что усугубляются  отклонения в развитии его личности и поведении. Благодаря активной и правильной социализации из аномального ребенка может получиться не инвалид-иждивенец, а активная сознательная личность.

Для проведения коррекционной работы Выготский предлагал опираться не на «золотники болезни», а на «пуды здоровья». В то время суть работы с аномальными детьми сводилась к сухой тренировки у детей внимания, памяти, обострения восприятия органов чувств. Занятия носили тягостный характер, а закрепление навыка становилось самоцелью. Выготский ратовал за такой принцип коррекционно-воспитательной работы, при котором исправление недостатков познавательной деятельности аномальных детей явилось бы частью общей воспитательной работы, растворялось бы во всем процессе воспитания и обучения, осуществлялось в ходе игровой, учебной и трудовой деятельности.

Разрабатывая в детской психологии проблему соотношения обучения и развития, Выготский пришел к выводу, что обучение должно предшествовать, забегать вперед, подтягивать за собой ребенка.  Такое понимание соотношения этих процессов привело его к необходимости учитывать как наличный, имеющийся в данный момент («актуальный») уровень развития, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития»). Под «зоной ближайшего развития» Выготский понимал функции, «находящиеся в процессе созревания, функции, которые созреют завтра, которые находятся еще в зачаточном состоянии, функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития, т.е. тем, что только-только созревает».

Исходя из существования «зоны ближайшего развития», при оценке умственного состояния ребенка нельзя ориентироваться только на то, что им уже достигнуто, а необходимо учитывать «динамическое состояние его развития», «те процессы, которые сейчас находятся в состоянии становления». «Зона ближайшего развития» определяется в процессе решения ребенком трудных для его возраста задач при помощи взрослого. Таким образом, оценка умственного развития ребенка должна основываться на двух показателях: восприимчивости к оказываемой помощи и к способности решать в дальнейшем аналогичные задачи самостоятельно. Идея «зоны ближайшего развития» до сих пор активно применяется в практической и экспериментальной психологии.

Много внимания в своих работах Выготский уделял проблеме правильного отбора аномальных детей в специальные учреждения. Современные принципы отбора: всестороннее, целостное, динамичное, системное и комплексное изучение ребенка, уходят своими корнями в концепцию Выготского.

Не только дефектология была интересна Выготскому. Он занимался также проблемами общей психологии, патопсихологии, процессами становления речи и различными видами ее нарушения, проблемами поведения. Он занимается активной практической деятельностью, читает лекции, выступает на съездах и конференциях, пишет книги.

Большая часть рукописей не увидела свет при жизни автора.

Такая насыщенная жизнь сказалась на здоровье ученого. В 1925 году у Выготского диагностировали туберкулез. Самочувствие становилось все хуже и хуже. Нередко ему приходилось начитывать стенографисткам тексты, лежа в постели или находясь в больнице. Девять лет сражался Выготский с болезнью. Но она взяла свое, и в возрасте 38 лет выдающийся ученый Лев Семенович Выготский умер.



5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!