Логоритмические занятия в системе работы
с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
По данным Минздрава за последние годы зарегистрировано увеличение заболеваемости по всем видам болезней, в том числе органов дыхания, заболеваний нервной системы, увеличилось число детей с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций, которые не могут успешно учиться, усваивать учебную программу. У многих детей имеются проблемы с речевым развитием или с движением, поэтому психологи и педагоги рекомендуют проводить специализированные занятия и упражнения.
На сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий в ОУ, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, а так же проведение коррекционной деятельности по устранению различных нарушений. Такие возможности дает для педагогов логоритмика.
Логоритмика - одно из важнейших методических средств. Это взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности.
Методами логоритмики в доступной и интересной форме у детей развиваются общие речевые навыки: такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, а в ходе музыкально – дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).
Логоритмика самым тесным образом связана и с игротерапией и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи».
Дети должны чувствовать, что движение и музыка в упражнении, игре, танце или слово, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны.
Все виды логоритмических игр и упражнений предлагают детям в сочетании с какой - либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.
Логоритмические упражнения способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей детей, воспитывают нравственно - эстетические и этические чувства.
Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти.
Второе направление логоритмической работы - развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.
Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию. Благодаря логоритмическим занятиям дети научатся активно двигаться, говорить, быстрее будет развиваться их общая и мелкая моторика.
Логопедическая ритмика научит:
При ходьбе ориентироваться в пространстве.
Делать полезные упражнения для дыхания, голоса, артикуляции.
Акцентировать внимание на ритме музыки.
Слушать интонацию и повторять за взрослым.
Материал, используемый на логоритмических занятиях:
- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;
- упражнения на развитие общей моторики; можно использовать логоритмические игры на основе фольклорного материала. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью легко устанавливается эмоциональный контакт с детьми, эмоциональное общение.
- вокально–артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания (пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь. Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу;
Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу:
Ах!
Ах, пахнет!
Ах, как пахнет!
Ах, как приятно пахнет!
Ах, как цветок приятно пахнет!
- чистоговорки для автоматизации дифференциации звуков;
- упражнения для развития голоса
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы)
тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать)
грохотом (громче)
грома (еще громче)
сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы)
тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы)
Закапал по крыше…
- развитие ритма речи (научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе:
Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить».
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.
И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове.
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.
- песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;
- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;
- упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления;
- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.
- подвижные игры - развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной
цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.
- игры со словом, игры с пением, музыкально- дидактические игры и упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве и т.д.
- упражнения в танцевальных движениях: игры-потешки («Радуга- дуга», «Андрей-воробей»), музыкальных упражнениях, играх («Зеркало», «Затейник»)
Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство: Е.Тиличеевой «Бегаем». Дидактические игры, танцы: «Передача платочка», «Мелодия», «Забавный случай» Д.Кабалевского, «Повтори дружок за мной», игра «Мышеловка» у.н.м.
Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребѐнка. Это весело и интересно.