СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад "Логоритмические занятия в системе работы с детьми с ОВЗ"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад "Логоритмические занятия в системе работы с детьми с ОВЗ"»

Логоритмические занятия в системе работы

с детьми с ограниченными возможностями здоровья.


По данным Минздрава за последние годы зарегистрировано увеличение заболеваемости по всем видам болезней, в том числе органов дыхания, заболеваний нервной системы, увеличилось число детей с выраженными нарушениями речи и других высших психических функций, которые не могут успешно учиться, усваивать учебную программу. У многих детей имеются проблемы с речевым развитием или с движением, поэтому психологи и педагоги рекомендуют проводить специализированные занятия и упражнения.
На сегодняшний день актуальным является проведение мероприятий в ОУ, направленных на укрепление и сохранение здоровья детей, а так же проведение коррекционной деятельности по устранению различных нарушений. Такие возможности дает для педагогов логоритмика.
Логоритмика - одно из важнейших методических средств. Это взаимосвязь речи, музыки и движения. Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Занятия логоритмикой присутствуют в любой педагогической деятельности.

Методами логоритмики в доступной и интересной форме у детей развиваются  общие речевые навыки:  такие, как дыхание, темп и ритм речи, её выразительность, а в ходе музыкально – дидактических игр отрабатываются артикуляционные, мимические и голосовые упражнения. Знания усваиваются детьми быстрее, так как их подача сопровождается разнообразными движениями под музыку, что позволяет активизировать одновременно все виды памяти (слуховую, двигательную и зрительную).

Логоритмика самым тесным образом связана и с игротерапией и с психогимнастикой, и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи».

Дети должны чувствовать, что движение и музыка в упражнении, игре, танце или слово, музыка и движение в хороводе, игре, танце с пением органически связаны.

Все виды логоритмических игр и упражнений  предлагают детям в сочетании с какой - либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Логоритмические упражнения способствуют развитию всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов, творческих способностей  детей, воспитывают нравственно - эстетические и этические чувства.

Логоритмическая работа строится по двум основным направлениям. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов памяти. 
Второе направление логоритмической  работы - развитие речи детей и корректирование  их  речевых нарушений. Эта  работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и её интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координации речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Зная особенности детей, можно выбрать подходящие упражнения, соответствующие их возрасту и развитию. Благодаря логоритмическим занятиям дети научатся активно двигаться, говорить, быстрее будет развиваться их общая и мелкая моторика.

Логопедическая ритмика научит:

При ходьбе ориентироваться в пространстве.

Делать полезные упражнения для дыхания, голоса, артикуляции.

Акцентировать внимание на ритме музыки.

Слушать интонацию и повторять за взрослым.


Материал, используемый на логоритмических занятиях:

- логопедическую гимнастику – комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;

- пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики пальцев рук;

- упражнения на развитие общей моторики; можно использовать логоритмические игры на основе фольклорного материала. Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью легко устанавливается эмоциональный контакт с детьми, эмоциональное общение.

- вокально–артикуляционные упражнения для развития певческих данных и дыхания (пропевание гласных звуков, так как именно они формируют четкую, разборчивую речь. Длительное произношение в строгой последовательности на выдохе: иииии-ааааа-ооооо-ууууу;

Педагог дает ребенку понюхать ароматный цветок и предлагает повторить на одном выдохе нарастающую по количеству слов фразу:

  Ах!
 Ах, пахнет!

Ах, как пахнет!

Ах, как приятно пахнет!

Ах, как цветок приятно пахнет! 

- чистоговорки для автоматизации дифференциации звуков;

- упражнения для развития голоса

  Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
              Была     (произносится голосом обычной силы)
             тишина,  тишина, тишина.   (произносится тихим голосом)
             Вдруг    (сила голоса начинает постепенно нарастать)
             грохотом   (громче)
             грома    (еще громче)
              сменилась она.      (громко)
              И вот уже дождик    (произносится голосом обычной силы)
               тихонько       (произносится очень тихо)
              Ты слышишь?    (произносится тихим голосом)
            Закапал, закапал,    (произносится голосом обычной силы)
            Закапал по крыше…

- развитие ритма речи (научить детей делать акцент (ударение) на определенном слове во фразе:

Детям демонстрируются карточки с цифрами по количеству слов во фразе.
Педагог объясняет детям, что сейчас они будут учиться произносить одну и ту же фразу по-разному. Вот эта фраза из четырех слов: «Мы учимся говорить красиво».
  Каждое слово фразы соответствует цифре на карточке. Если на карточке выделена цифра «1», то и голосом надо выделить первое слово во фразе:
«МЫ учимся говорить красиво». Это означает, что именно мы, а не кто-то другой учится говорить красиво.
   Если ярко написана цифра – «2», то голосом выделяется второе слово «учимся». Вот как в этом случае будет звучать наша фраза: « Мы УЧИМСЯ говорить красиво».
   Если на карточке ярко написана цифра «3» - это означает, что интонационно надо выделить третье слово «говорить». 
То есть сказать: «Мы учимся ГОВОРИТЬ красиво». Благодаря этому станет ясно, что мы учимся именно говорить красиво, а не петь и не танцевать.
  И, наконец, в случае, когда на карточке выделена цифра «4» - фразу надо произнести с ударением на четвертом слове. 
«Мы учимся говорить КРАСИВО». Так удастся подчеркнуть, что мы учимся говорить не громко и не тихо, а именно красиво.

- песни, стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

- музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

- упражнения для мимических мышц, развития эмоциональной сферы, воображения и образного мышления;

- упражнения на релаксацию для снятия эмоционального и физического напряжения.

- подвижные игры - развивают у детей эмоционально-волевые качества, обучают самым разнообразным видам движения – ходьбе, бегу, поскокам, прыжкам, учат ориентироваться в пространстве. Весь словесный материал – песенки, потешки, пропеваемые или проговариваемые детьми во время подвижных игр, служит еще одной важной 
цели – закреплению в речи дошкольников различных групп звуков.

- игры со словом, игры с пением, музыкально- дидактические игры и упражнения для формирования основных движений, ориентировки в пространстве и т.д.

- упражнения в танцевальных движениях: игры-потешки («Радуга- дуга», «Андрей-воробей»), музыкальных упражнениях, играх («Зеркало», «Затейник»)

Упражнения, воспитывающие музыкально-ритмическое чувство: Е.Тиличеевой «Бегаем». Дидактические игры, танцы: «Передача платочка», «Мелодия», «Забавный случай» Д.Кабалевского, «Повтори дружок за мной», игра «Мышеловка» у.н.м.

Занятия по логоритмике очень важны для каждого ребѐнка. Это весело и интересно.











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!