Методический семинар
«Метапредметные результаты обучения физике как реализация новых образовательных стандартов в соответствие с требованиями ФГОС в системе СПО»
С.Р. Соляник
преподаватель физики ГАПОУ СО «Саратовский техникум
отраслевых технологий»
2018г.
г. Саратов
«Российская школа не имеет права быть «ветхой» – и в прямом, и в переносном смысле этого слова »
«Самостоятельность головы учащегося – единственное прочное основание всякого плодотворного учения».
К. Ушинский
Типы образовательных результатов
по ФГОС
Предметные
результаты
сформированность системы знаний ;
Метапредметные
умения исследовать и анализировать ;
результаты
Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
Личностные
умение продуктивно общаться и взаимодействовать ;
владение умениями выдвигать гипотезы ;
результаты
сформированность мировоззрения,
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности;
владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов,
сформированность основ саморазвития и самовоспитания ;
умение прогнозировать, анализировать и оценивать
толерантное сознание и поведение в поликультурном мире,
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности,
умение использовать средства ИКТ в решении задач;
навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
готовность и способность самообразованию, на протяжении всей жизни;
умение самостоятельно оценивать и принимать решения,
умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения,
эстетическое отношение к миру,
владение навыками познавательной рефлексии.
принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
Бережное отношение к здоровью,
осознанный выбор будущей профессии ;
сформированность экологического мышления,
Решить поставленные задачи модернизации образования предлагается включением в структуру образовательного стандарта метапредметного содержания образования.
Аристотель
384 – 322 до н.э.
Мета- (с греч. μετά- — между, после, через), часть сложных слов, обозначающая абстрагированность, обобщённость, промежуточность, следование за чем-либо.
I ступень
- с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения
- с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения
II ступень
- с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры
- с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры
Знания, полученные на метапредметном уроке, являются универсальными и переходят из категории «теория» в категорию «практика».
Межпредметные связи способствуют более качественному и глубокому усвоению физики.
Физика
История
Литература
Зачем вспотевшую лошадь накрывают попоной?
Литература
Физика
Математика
Почему воз не двигается с места?
1
2
Физика
3
Литература
4
Математика
5
6
7
Сопоставление действий и операций, из которых складывается научно – проектная деятельность студента под руководством преподавателя, с метапредметными результатами и типологическими признаками
Пункты плана деятельности по осуществлению научно – практической работы
Метапредметные результаты обучения физике студентов (ФГОС)
1. Уяснение цели научно – практической работы.
Типологический признак
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
2. Выдвижение гипотезы в рамках темы научно – практической работы.
Степень самостоятельности
- самостоятельно выдвигать гипотезы; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, …, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
( преподаватель/ студент)
Степень самостоятельности
(студент)
3. Выяснение условий для достижения поставленной цели.
- умение использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение предвидеть результаты своих действий.
- Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и исследовательских задач
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
5. Изучение печатных источников, интернет изданий по поставленной проблеме.
- Умение работать с литературой и инновационными источниками информации; готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, …умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
Степень самостоятельности
(студент)
Степень самостоятельности
(студент)
6. Планирование эксперимента как части научно – практической работы:
7. Проведение экспериментальной части работы по представленному плану
- умение самостоятельно составлять планы деятельности, …, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
а) перечень наблюдений, которые необходимо провести;
- Умение реализовать поставленные планы, самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
а) Отбор необходимых приборов и материалов.
б) приборы и материалы, необходимые для проведения опыта;
Степень самостоятельности
Степень самостоятельности
б) Сбор установки.
( преподаватель/ студент)
в) перечень физических величин, которые возможно измерить;
В) Проведение опыта, сопровождаемое наблюдениями, измерениями и записями их результатов.
г) порядок выполнения эксперимента;
( преподаватель/ студент)
д) выбор системы теоретической обработки результатов эксперимента;
г) Математическая обработка результатов измерений.
е) форма или вид, в котором будут представлены результаты эксперимента.
8. Анализ результатов проведенных теоретических исследований и эксперимента, формулировка выводов (в словесной, знаковой или табличной и графической форме).
- владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
9. Предоставление результатов научно – практической работы в заданной форме.
- владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
Степень самостоятельности
( преподаватель/ студент)
Степень самостоятельности
(студент)
Спасибо за внимание !