СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад «Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Доклад «Метапредметный подход на уроках музыки в условиях реализации ФГОС второго поколения».»

Выступление Мазаевой Е.Н. на МО (из опыта работы)

по теме:

«Метапредметный подход на уроках музыки

в условиях реализации ФГОС второго поколения».

Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, т.е. учащийся должен овладеть реальными видами деятельности. Главная цель - развитие личности учащегося.

Важнейшим направлением деятельности общеобразовательных учреждений является духовно – нравственное становление обучающихся, которое включает в себя воспитание патриотических убеждений у школьников и формирование гражданской ответственности. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать уже в начальной школе.

Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Я буду рассмотреть результаты Стандарта на основе своих уроков «Музыки».

В начальной школе темы программы сохраняются с 1 по 4 класс, что позволяет с каждым годом рассматривать их более развёрнуто и углублённо. Первая и очень объёмная тема под названием «Россия – Родина моя» даёт возможность освоения знаний о государственной символике, малой и большой Родине, традициях, фольклоре, культуре русского народа и этнических групп России, формирует гордость за свою страну и её историю.

Бесконечно обширная тема русского фольклора. Эта тема предоставляет нам большие возможности творческой деятельности с детьми.

Тема «О России петь, что стремиться в храм» знакомит учащихся с историей православия, со святыми земли русской, с православными праздниками, со значением для истории Руси самого большого ударного музыкального инструмента – колокола.

Тема «День, полный событий» даёт возможность детям размышлять об отношениях с окружающими его людьми, родителями, друзьями, домашними животными и т.д.

Темы «В муз. театре» и «В концертном зале» знакомят детей с общекультурными музыкальными ценностями России и всемирного культурного наследия. На уроках учащиеся реализуют свои способности в сольном и хоровом исполнении песен, в сценических постановках, танцах и при игре на шумовых музыкальных инструментах. Дети проявляют готовность и способность к участию в школьных и внешкольных мероприятиях.

Метопредметные результаты формируют устойчивый интерес к музыке, дают общее понятие о значении музыки в жизни человека, формируют основы муз. культуры, умения и навыки творческой деятельности. А для того, чтобы музыка вызывала интерес, она должна быть выразительной и понятной.

Лично для меня очень важным пунктом нового стандарта является то, что учитель имеет право выбирать музыку для прослушивания и дальнейшего разбора по своему усмотрению, конечно же, придерживаясь заданной темы. Свобода выбора даёт большие возможности, но вместе с тем и большую ответственность. Как говорится, нет предела совершенствованию, что влечёт за собой бесконечные поиски. А также я получила возможность использовать одно и то же произведение, для разбора различных тем, что способствует лучшему запоминанию и пониманию муз. произведения. Это важно особенно при изучении произведений больших форм, таких как опера, рок-опера, оперетта, балет, мюзикл, симфония и т.д. Метапредметные результаты обучения – это также результаты деятельности, полученные на разных учебных предметах, применяемые учащимися в обучении, на практике, а также во внеучебной (жизненной) деятельности.

Перечисляя Метапредметные результаты, я буду соотносить их с предметом, к которому проводится параллель. А лучше, вы мне поможете это сделать.

Итак, учащийся должен уметь: - выражать свое отношение к музыке в пластике, жесте, мимике (общие задачи с предметом ТАНЕЦ),

- разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх, инсценировать (общие задачи с предметом ТЕАТР и КРАЕВЕДЕНИЕ),

- владеть навыками элементарного музицирования на музыкальных инструментах (общие задачи с музыкальным предметом СПЕЦИАЛЬНОСТЬ),

- понимать элементы музыкальной грамоты как средство выразительности музыкальной речи (общие задачи с предметом СОЛЬФЕДЖИО),

- определять контраст, и цветовой колорит (общие задачи с предметом ИЗО),

- различать музыкальные формы, ритм, размер (общие задачи с предметом МАТЕМАТИКА),

- иметь представление о социальном строе и сообществах разных стран и народов, и их взаимодействии (общие задачи с предметом ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ),

- рассматривать взаимосвязь музыки и литературных произведений (общие задачи с предметом ЛИТЕРАТУРА),

- рассматривать взаимосвязь музыки во временном отношении и в связи с историческими событиями (общие задачи с предметом ИСТОРИЯ),

- знать особенности архитектурных строений определённой местности в различных временных рамках (общие задачи с предметом АРХИТЕКТУРА),

- знать особенности географического положения, растительного и животного мира (общие задачи с предметом ГЕОГРАФИЯ И БИОЛОГИЯ).

Надо сказать, что познания в таких разных областях помогают учащимся быстрее разобраться в переплетении музыкальных жанров. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий учащихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных) и обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. Они формируются в ходе выполнения заданий, в которых школьники учатся понимать и принимать учебную задачу, на пример: по значкам-заголовкам и заданиям в графической форме; формировать замысел и реализовывать его в исполнении: драматизации, интонировании, инструментальном музицировании.

Регулятивные действия позволяют

• самостоятельно анализировать и планировать пути достижения целей (например, анализ прослушанной музыки),

• устанавливать приоритеты(определяем значимость событий, героев и муз. произведений)

• осуществлять контроль (например, проведение физкультминутки или ролевой игры)

• адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия (обсуждаем оценки, оцениваем выступления одноклассников),

• прогнозировать, предвидеть будущие события (размышление на тему Я сочиняю оперу).

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества:

- умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность,

- распределять роли, взаимно контролировать действия, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками,

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (т.е. делать обобщённый рассказ о прослушанной музыке);

- формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

  • адекватно использовать речь.

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. Формировать познавательные универсальные действия учащихся можно и на уроках, и во внеурочное время, предлагая им разнообразные задания творческого характера.

Познавательные -

поиск и выделение необходимой информации; музыка и картина,

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; (выложить картинки в соответствующем порядке),

классификации объектов (группы инструментов разных оркестров),

подведение под понятие (инструменты располагаем по способу извлечения звука),

представление цепочек объектов и явлений,

основы реализации проектной деятельности;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.

Для осуществления развивающих целей обучения я стараюсь активизировать познавательную деятельность учащихся, создать ситуацию заинтересованности. Основным источником стимуляции познавательного интереса является содержание учебного материала, которое несёт учащимся неизвестную ранее информацию, вызывающую чувство удивления, позволяющую по-новому взглянуть на уже известные явления, открыть новые грани в знаниях. Ещё Ушинский подчёркивал, как важно серьёзное занятие сделать для детей занимательным. Он считал, что обучение, лишённое всякого интереса, убивает охоту учиться.

Опираясь на свой опыт работы, хочу рассказать о методах творческого характера, которые успешно применяю на своих уроках. Они помогают сделать процесс обучения творческим, радостным, получить хорошие результаты, удерживая внимание детей.

Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к обучению, используя инновационные технологий. На уроках включаю проблемные ситуации, позволяющие школьникам обнаруживать и формулировать учебную задачу.

Схемы, таблицы, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали моими помощниками в работе. Они вызывают чувство удивления, необычности, неожиданности, развивают сообразительность, инициативу, создают атмосферу доброжелательности.

Для того чтобы вызвать у учащихся любопытство, что является причиной познавательного интереса, я использую следующие приемы:

1) создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания;
2) положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя;
3) рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, через вопросы, требующие многовариантных ответов (например, "что было трудно?", "что нового узнали на уроке?" и т.д.);
4) занимательность, необычное построение урока, через использование музыкальных фрагментов, игровых и соревновательных форм,

- предоставление права выбора, через разноуровневые задания,
- практическая направленность, через соотнесение учебного материала с конкретной жизненной ситуацией,

1) включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы,

2) необычная форма преподнесения материала.
3) создание проблемной ситуации,
4) сотрудничество на уроке, через совместное решение проблемы, учебную дискуссию, выделение существенных признаков, классификацию, обобщение;
5) привлечение учащихся к оценочной деятельности - отзыв учащихся об ответе других, оценка своей работы;
6) стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ.

Такие формы работы помогают мне развивать у ребят интерес к учению, желание самостоятельно добывать знания, тренировать память, мышление, воображение, добиться хороших результатов в овладении предметом.

Использую и другие методы. Это исследовательский метод, метод моделирования, дискуссионный метод, сюжетные игры и т.д.

Главный акцент должен быть поставлен на активном включении в деятельность самих детей.

Одним из средств развития познавательного интереса у школьников является игра. Она используется и как приём, активизирующий мыслительную деятельность, стимулирующий детей к познанию. Игры могут быть интеллектуальные, учебные, умственные, обучающие.

Так, например, ребята изображают игру на музыкальных инструментах. Задача учащихся - определить инструмент.

Мы приходим к выводу, что процесс глобализации, информатизации, ускорение внедрения новых научных открытий, быстрое обновление знаний и появление новых профессий выдвигают требования повышенной профессиональной мобильности и непрерывного образования.

Новые социальные запросы определяют цели образования. Эти цели должны обеспечивать такую ключевую сверхзадачу образования, как научить учиться.

В условиях модернизации общества остро встает проблема общей культуры личности обучающихся. Развивать общество – значит воспитать каждого человека, дать ему духовно – нравственный стержень, обогатить его мышление.

Музыка востребована молодежью и является мощным фактором, определяющим ее музыкально – эстетические вкусы, накладывает особую ответственность на систему общего музыкального образования.

В ее основе лежит цель: формирование основ духовно – нравственного воспитания школьников через приобщение к музыкальной культуре как важнейшему компоненту гармоничного формирования личности, которая в наше время актуальна как никогда, так как устремлена на воспитание духовной культуры, признание приоритета общечеловеческих ценностей.

В связи с этим хотелось бы вспомнить слова В. А. Сухомлинского о том, что музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека. Главное, что должен сделать педагог, преподающий музыку, – научить смотреть и видеть, слушать и слышать. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают уже в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!