Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Крым «Лозовская специальная школа-интернат»
Доклад
«Модель внеурочной деятельности как ресурс духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях современной школы».
Подготовила воспитатель:
Бербер Эмине Мансуровна
Ферсманово, 2024 г.
«Модель внеурочной деятельности как ресурс духовно-нравственного и патриотического воспитания в условиях современной школы».
«Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания, как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника»
Ш. А. Амонашвили
Духовно-нравственное воспитание обучающихся сегодня является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Нравственное воспитание в современном образовательном процессе должно осуществляться в ходе привлечения всех уроков и внеурочных занятий.
Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. Это уроки истории, литературы, русского языка, музыки, изобразительного искусства. На этих уроках дети читают и обсуждают статьи, в которых ставятся в доступной для них форме вопросы о справедливости, честности, товариществе, дружбе, верности общественному долгу, гуманности и патриотизме. На классных и воспитательских часах проводятся этические беседы о добром отношении к птицам, к животным, к природе, к товарищам. Используются темы, несущие информацию о влиянии и понимании нравственных ценностей в жизни; разбираются пословицы и поговорки, которые учат оценивать поступки человека, события и явления.
Другим важным источником формирования нравственного опыта является внеклассная, внеурочная деятельность. Во внеклассной работе создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности. Известно, что такие нравственные черты личности, как мужество, ответственность, гражданская активность, единство слова и дела нельзя воспитать только в рамках учебного процесса.
Воспитательная работа в нашей школе включает в себя все направления воспитания. А именно: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности планируются и представляются по таким модулям как: внеурочная деятельность, классное руководство, основные школьные дела, внешкольные мероприятия, организация предметно-пространственной среды, взаимодействие с родителями (законными представителями), профилактика и безопасность, социальное партнерство, профориентация.
Задачи внеурочной деятельности:
Формировать чувство любви к своей Родине на основе изучения
культурных национальных традиций.
2. Способствовать необходимые условия для проявления творческой.
индивидуальности каждого ученика.
3. Формировать духовно-нравственные ориентиры на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание в условиях современной школы базируются на следующих принципах:
1. Воспитание на традициях
2. Принцип сотрудничества
3. Принцип целостности учебно-воспитательного процесса
4. Системно организованный подход
5. Принцип сохранения исторической памяти
Духовно-нравственное воспитание имеет целый ряд направлений:
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание нравственности, патриотизма и гражданственности;
- эстетическое развитие детей;
- сотрудничество семьи и школы;
- обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа.
1. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Воспитание здорового образа жизни школьников – одна из основных задач, которые встают сегодня перед родителями. Его формированием занимается также и школа. В школе проводятся различные мероприятия, направленные на воспитание ЗОЖ.
Например: неделя безопасности и ЗОЖ, легкоатлетический забег «Кросс нации», «Дружно, смело, с оптимизмом – за здоровый образ жизни», воспитательские часы. Проведение «инструктажей безопасности». Просмотр социальных роликов по типу: «Помни о том, что…», соревнования по мини-футболу и т.д.
Воспитание нравственности, патриотизма и гражданственности:
«Разговоры о важном» это внеурочное занятие, направленное на «укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и «воспитание патриотизма» среди российских школьников., классные и воспитательские часы «День солидарности в борьбе с терроризмом», конкурсы стихов, каждый понедельник подъем флага РФ. Исполнение Гимна РФ, Участие во Всероссийской акции «Сад Памяти» о тех, кто отдал свои жизни в борьбе за нашу свободу, в память о Великой Отечественной войне 1941-1945гг, открытие в школьном музее «Память поколений» экспозиции посвященные героям землякам участникам Специальной военной операции. Всё это способствует воспитанию нравственности, патриотизма и гражданственности у наших детей.
Эстетическое развитие детей:
Квест-игра «Знание - сила», Книжная выставка «Веселая школьная пора», Библиотечный урок «Дом, в котором живут книги» экскурсия - знакомство со школьной библиотекой, конкурс стенгазет, видеопоздравлений ко Дню Учителя, Дню Матери, мероприятие «Будем воду мы беречь», посв. Всемирному дню мониторинга воды, «Музыкальный калейдоскоп» - посвященное Международному Дню музыки, флэшбук «Читать – это здорово!», «Самый классный классный» (Конкурс видеороликов). Выставки: из природного материала к празднику «Осень, осень в гости просим», поделок к празднику Пасхи, Новому году.
слайд 9 Сотрудничество семьи и школы:
На основании "Положения о порядке доступа родителей обучающихся в помещениях для приема пищи в школе-интернат" была проведена проверка школьной столовой представителями родительского комитета. В ходе контроля было проверено соответствие реализуемых блюд утверждённому меню, санитарное состояние обеденного зала, соблюдение графика приёма пищи.
Общешкольные родительские собрания, беседы с родителями (законными представителями) обучающихся, Буклетная информация по профилактике употребления ПАВ: «Есть о чем подумать». Опросы по качеству оказания образовательных услуг. Заполнение анкет родителями. родительские собрания на онлайн платформе «Образование Бурятии» - «Час психолога» на котором рассматриваются актуальные вопросы воспитания, развития и обучения детей: «Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка», общереспубликанское родительское собрание (заочное участие родителей). Доклад «Как предотвратить беду? Суицидальное и саморазрушающее поведение», «Актуальные проблемы жестокого обращения с детьми», доклад «Ребенок рассержен, расстроен, испуган… Как говорить с детьми о чувствах», «Об ответственности родителей при перевозке несовершеннолетних пассажиров». и т.д… Все родители присоединены к сообществу нашей школы в ВК, и всегда в курсе дел своих детей.
слайд 10 Обращение к духовно – нравственным традициям и ценностям своего народа:
Ежегодно обучающиеся нашей школы принимают участие в музыкально - поэтической композиции «Под светом звезд Бурятии родной, едины мы и сердцем и душой», в фестивале-конкурсе детского творчества «Весенний перезвон», фестивале-конкурсе кукольных театров «Сказочная страна», Республиканских Олимпиадах по русскому языку, математике, профессиональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс», где ни раз становились победителями и призерами данных мероприятий.
Система духовно - нравственного развития личности учащихся нашей школы приносит свои плоды:
- интерес к своей семье, своей малой родине и национальной принадлежности.
Говорят, что если есть в человеке доброта, человечность, чуткость, доброжелательность, значит, он как человек состоялся. Великий русский педагог Сухомлинский писал: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».
Вся данная работа прививает детям уважительное отношение к своей семье, друг к другу, к своему государству. У детей укрепляются правильные нравственные ориентиры, формируется система истинных духовных ценностей, в которой важнейшее место занимают любовь к Родине и чувство долга маленьких граждан нашей страны.