СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на методическом объединении: "Система работы по профориентации обучающихся в 9 классе".

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Доклад на методическом объединении: "Система работы по профориентации обучающихся в 9 классе".»

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, п.г.т. Новобурейский»










Доклад на методическом объединении воспитателей

«Система работы по профориентации обучающихся

в 9 классе»









Составила:

Воспитатель Симонова Я.В.















2023 г.



Труд составляет самую крепкую и надежную связь между тем человеком, который трудится, и тем обществом, на пользу которого направлен этот труд.

Д. И. Писарев 

Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки. Обусловлено это тем, что большинству выпускников только трудовое обучение в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах, направленное на профессиональную подготовку, коррекцию и компенсацию их умственного и физического развития, обеспечивает возможность трудоустройства в сфере материального производства.

Отличия трудовой подготовки детей с отклонениями в развитии по сравнению с их нормально развивающимися сверстниками вызваны необходимостью ее усиления в целях коррекции отклоняющегося развития и подготовки выпускников к полноценному участию в трудовой жизни в современных условиях экономического развития общества.

Задачами трудовой подготовки учащихся с отклонениями в развитии являются:

- воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду и формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности; 

- коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;

- профессиональная подготовка к производительному труду, которая позволяет окончившим школу работать на производстве.

Эти задачи, являющиеся основополагающими для всех категорий детей с отклонениями в развитии, особое значение приобретают в отношении умственно отсталых учащихся, которые в силу своих интеллектуальных и психофизических особенностей и возможностей являются наиболее ущербными в плане обеспечения им общего образования, трудовой подготовки и особенно трудоустройства. Дальнейшая судьба выпускников школ проблематична, так как на рынке труда они не выдерживают конкуренции со своими нормально развивающимися сверстниками. Особенно остра проблема трудоустройства, так как помимо снижения интеллекта, учащиеся имеют, как правило, сопутствующие психоневрологические, физические и соматические осложнения, мешающие становлению профессиональных навыков, ведущих к квалификационным умениям.

Как показывает практика, правильно созданные в них условия, формы и содержание профессионально - трудовой подготовки способны обеспечить ученику освоение в соответствии с его возможностями трудовых умений и навыков, профессиональных программ, формирование общей культуры личности, ее социализации и решению сопутствующих проблем социально-бытовых, нравственно - этических.

Эта среда должна, по возможности, компенсировать, ограничения жизнедеятельности умственно отсталого ребенка, позволяя ему после окончания школы выступать на рынке труда в доступных для него областях.

Задача педагога – помочь учащимся в самоопределении, выборе дальнейшего жизненного пути в соответствии с их склонностями, возможностями и способностями, стимулировать выпускников к продолжению образования.

Очень важно учащихся коррекционной школы-интерната подготовить к тому, что любой труд достоин уважения, что к выполнению любой работы надо подходить ответственно и стараться сделать её качественно.

Основной формой профессионального просвещения учащихся остается классный час, групповые занятия, индивидуальные занятия с специалистами, где вновь сформированной группе с 7 класса в доступной форме знакомили обучающихся с определенной профессией, ее социальной значимостью, престижем, условиями труда, давали обоснованный, квалифицированный совет о целесообразности выбора конкретной профессии.

Наиболее распространенный метод просвещения учащихся - это профориентационная беседа (профессиональное просвещение): «Человек в новом коллективе», «Как стать успешным», «Человек воли», «Моя будущая профессия» и т.д. Важность просвещения в том, что, благодаря ему, расширяются рамки свободы выбора профессии, чем больше будут знать учащиеся о различных видах производства и профессиях, об условиях труда, о том, где можно обучиться той или иной специальности, тем осознаннее будет его выбор. Кроме того, важную роль в профориентационной работе играют заочные виртуальные - экскурсии, в виде презентаций профессий: Мир профессий», «Правоохранительных органы», «Сельскохозяйственные профессии», «Промышленные профессии», виртуальная - экскурсия по учебным заведениям Амурской области, на котором дети получили объективную информацию о производстве, условиях труда, социальном пакете и т.д.

и т.д. Эти заочные экскурсии выступают как форма наглядного ознакомления обучающихся с производством, миром труда и профессионального образования. После каждой презентации проводилось обсуждение, раскрывалась общественная значимость этих профессий, воспитывала уважение к труду.

В 9 Б классе учебным процессом профориентация осуществляется по трём направлениям: столярное дело – посещают 5 человек, домоводство – 7 человек, швейное дело – 2 девочки.

На уроках столярного дела ребята получают основные навыки обработки древесины (пиления, строгания, сверления, соединения деталей в изделие), знакомятся с профессиями, связанными с деревообработкой (сушильщик, прессовщик, раскройщик, плотник, столяр, резчик по дереву, отделочник и т.д.) На уроках домоводства – получают навыки по поварскому делу, знакомятся с различными профессиями окружающими человека в социуме.

На уроках швейного дела учащиеся овладевают навыками раскроя, пошива швейных изделий, необходимых для дальнейшей жизни в социуме, знакомятся с профессиями портной, закройщик, швея и т.д.

Важное значение в профориентационной работе с обучающимися играет выполнение общественно - трудовых поручений в классе, в группе, которое возлагает на детей постоянную заботу о деле, воспитывает в них ответственность, формирует привычку к трудовому усилию, развивает организаторские способности. Обучающиеся точно знают круг постоянных обязанностей и поручений, которые должен выполнять каждый ученик.

Эффективной формой профориентационной работы в школе являются коллективные творческие дела (КТД). КТД – результат сотрудничества учителей трудового обучения, воспитателей и учащихся (благоустройство территории, организация вскопки, рыхления и посадки цветов на клумбах, субботников и т. д.). Только системная профориентационная работа с учащимися может подготовить детей с умственно отсталостью к осознанному выбору своей будущей профессии. Нужно отметить, что правильное суждение о своих возможностях имеет огромное значение для осуществления правильной профессиональной ориентации. Учеников вспомогательных школ необходимо научить реально представлять свои возможности в будущей трудовой деятельности. Поэтому профориентационная работа в школе – интернате должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся.

Таким образом, для эффективной профориентационной работы с обучающимися с ОВЗ, следует выделять:

- индивидуальный характер (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

- направленность профориентационных воздействий, прежде всего на всестороннее развитие личности (создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).





























Литература.

“Учебно-методический кабинет профессиональной ориентации: Книга для учителя” / Л.В. Ботякова, А.Е. Голомшток, С.С. Гриншпун и др. М.: Просвещение, 1986 г.

Чистяков Н.Н., Буянова Г.А., Касаткина Н. Э.“Профессиональная ориентация в УПК”; М.: Педагогика, 1985г.   (Педагогический поиск: Опыт, проблемы, находки); 

3. “Школа и труд” / под ред. П.Г. Атутова, В.А. Кальнес.- М.: Педагогика, 1987 г..

4. Школа и выбор профессии” / под ред. В.А. Полякова, С.Н. Чистяковой, Г.Г. Агановой.-М.: Педагогика, 1987 г. (Библиотека учителя и воспитателя);

www.infomost.ru/pmuz/number

www.redline.ru/education.old/rubricator





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!