СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО "Что делать, если ребёнок обманывает"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление с докладом. Что делать, если ребёнок обманывает. Вопрос очень актуален.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО "Что делать, если ребёнок обманывает"»



Что делать, если ребёнок обманывает.

Л.И. Бичина,

воспитатель,

город Заринск.

С проблемой детской лжи сталкиваются почти все родители. Большинство из них решают её авторитарными методами и не задумываются при этом, почему ребёнок говорит неправду. В результате одна ложь наслаивается на другую, пропасть недоверия между родителями и детьми становится всё больше. Таких последствий можно избежать. Чтобы дети не врали, необходимо исключить причины, порождающие обман. Расскажу родителям, как это сделать.



Только у дошкольника ложь – позитивный признак развития интеллекта. Она и в дальнейшем связана с интеллектом, но уже как негативный признак. Если в семье отсутствует взаимопонимание, ребёнок ищет обходные пути для того, чтобы получить желаемое, достичь своего. Младший школьник умнее дошкольника, у него лучше развита память, у него больше желаний. Если нет доверия к родителям, то у него и больше причин для лжи.

Причины детской лжи.

Обучение в школе и освоение новых навыков, требования родителей и учителей в связи с этим создают почву для лжи. Именно реакция взрослых на поведение ребёнка обусловливает его лживость или правдивость.

Одна из причин лжи – привычка родителей сравнивать ребёнка с его одноклассниками: «Посмотри, какая Маша молодец – она получает одни пятёрки» . Чаще всего в таких случаях появляется желание реабилитироваться, но не за счёт лучшего исполнения, а за счёт фантазии. Он начинает выдумывать собственные достоинства. Ребёнка следует сравнивать не с кем – то ещё, а с ним самим – вчерашним, и радоваться, что у него есть позитивные изменения. Тогда он поймёт: у него есть шанс быть лучше.

Подростки, особенно в социуме, где семьи существенно отличаются по уровню достатка, могут быть жестокими, лишёнными такта, не желающими щадить чьё – то достоинство. В таких условиях часть детей применяет тактику Карлсона, который врёт от слабости. Если у одноклассников крутые мобильники, что делать ребёнку, у которого он на порядок дешевле? Он может сказать, что у него настолько крутой аппарат, что он держит его дома, чтобы никто не украл.

Иногда дети лгут, чтобы избежать страха или стыда. В этом случае ответственность в полной мере ложится на родителей

. Если ребёнок лжёт из страха – значит, в действиях родителя преобладает наказание над обучением. Если ребёнок лжёт, потому что ему стыдно, - значит, родители применяют чрезмерное моральное наказание.

Чувство вины не должно быть чрезмерным. Но если чувство вины ведёт ко лжи и стремлению бездействовать, чтобы не делать ошибок, то родители переусердствовали с формированием ответственного поведения. Обычно такие родители, после того как ребёнок ошибся, требуют, чтобы он повинился и сказал, что больше не будет так делать. И тогда формируется человек, который может усердно предаваться самобичеванию, а затем совершать те же ошибки.

Стратегии взрослых в работе с детской ложью.

Не стоит полагать, что ребёнок может справляться со всеми школьными требованиями самостоятельно. Конечно, здорово, если к школе он уже умеет многое. Тем не менее стоит быть к его школьным делам.

Родители предъявляют к школьникам определённые требования. Но часто эти требования слишком высоки, а наказание чересчур сурово. И ребёнку ничего не остаётся кроме лжи. Дети ценят, когда взрослые не торопятся с расправой. У них появляется желание соответствовать предъявляемым им требованиям и быть хорошим.

Речь не идёт о безнаказанности. Ведь любой родитель может просто взглянуть на ребёнка, чтобы понять, осознал тот суть происходящего или нет. Когда наказание чрезмерно, оно, конечно, может изменить поведение ребёнка, но не создаст основу для доверия и интимности, которые сами по себе влекут желание слушаться, поступать так, чтобы не огорчать того, кто так тебе дорог.

Владимир Михайлович Конашевич – художник, создавший иллюстрации к детским книгам, - в своих воспоминаниях приводит такой эпизод. В детстве, тренируясь в фокусах, он однажды сумел закрыть дверь туалета изнутри, при этом сам находился снаружи. В какой – то момент поднялся шум, все стали думать, что с кем – то там внутри плохо, но когда убедились, что все в наличии, взрослые решили, что это проделка юного Конашевича. Он пишет с большой благодарностью в своих воспоминаниях, что его выручила бабушка, придумавшая для него алиби. Однако когда они с бабушкой остались одни, она изрядно намылила ему голову. Бабушка солгала ради сохранения доброй репутации внука. И ему ничего не оставалось, как эту репутацию оправдать.

Обсуждение неприятных случаев один на один с ребёнком создаёт внутреннее ощущение защищённости и уверенности в близких, в их способности поставить плечо.

Не стоит жёстко наказывать проступки ребёнка, особенно, когда он первоклассник. Иначе у него не будет возможности самостоятельно судить о своих деяниях – по скольку взрослые всё сами делали за него.

Важно, чтобы родители оставляли ребёнку пространство для размышления над последствиями собственных действий. Условия для этого возникают, когда проступок обнаружен: взрослый показывает, как исправляется неверное решение, при этом в его действиях нет осуждения личности ребёнка, но есть огорчение по поводу возникшей неприятной ситуации. Тогда поднимающаяся волна благодарности ребёнка будет формировать в нём великодушие и стремление вершить добрые дела.

В рамках школьных занятий нужно научить ребёнка справляться с поражениями. Их будет впереди много. Есть люди, которые, испытав первое поражение, не имея поддержки близких, навсегда уходят в мир фантазии. Но есть и такие, для кого поражение становится трамплином в будущим успехам. Известный психолог Альфред Адлер в детстве плохо учился. Учитель, вызвав его отца, сказал тому, что из его сына вырастет только сапожник, поскольку он никогда не освоит математику. На это заявление отец ответил, что его сын никогда не станет сапожником и, вернувшись домой, сел с сыном за уроки. Они интенсивно занимались математикой по вечерам. Через некоторое время Адлер стал первым учеником в классе по этому предмету, а затем, получив удовольствие от первого успеха, сам стал подтягивать себя и по другим предметам. Следует отметить, что отец Адлера не учинил расправу над сыном. Вместо этого он сделал важнейшую работу родителя – научил сына учиться и получать удовольствие от работы.

Поведение ребёнка, особенно, когда он только начал ходить в школу, зависит от действий родителей. Поэтому, прежде чем вершить суд, важно выслушать ребёнка, понять мотивы его поступков и только потом действовать.



Литература:

1.Научно – методический журнал Центр «Педагогический поиск», 2010 год №7

2.Научно – методический журнал Центр «Педагогический поиск», 2011год №4

3.Психология. Словарь под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошенского – 2 изд; Политиздат, 1990.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!