СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Доклад на МО "Плюсы и минусы обновленного содержания образования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на МО "Плюсы и минусы обновленного содержания образования"»

ГУ «Симферопольская начальная школа» отдела образования

акимата Карасуского района











ДОКЛАД





ТЕМА: «Плюсы и минусы обновлённого содержания»

(из опыта работы)



Учитель ГУ «Симферопольской НШ» Тиханская Т.П.













2018 г.



Тема: Плюсы и минусы обновленного содержания образования

« Детей надо учить тому,

что пригодится им, когда они вырастут»

Аристипп

Одна из важных задач обновленной программы – «Научить - учиться», учиться на протяжении всей жизни, что будет способствовать развитию новой конкурентоспособной личности.

Сегодня школа динамично меняет свой облик. Это связано, прежде всего, с серьезными переменами в казахстанском образовании.

Перед учителями встают проблемы: «Как учить в век информатизации?», «Как повысить качество, как знания, полученные на уроках, помогут ученику стать конкурентоспособной личностью?».

– Сегодня изменился и мир. И то, по какой программе мы учились, будет недостаточно сегодняшнему ребенку. Потому что пришло другое время. Пришли другие экономические отношения, новые технологии, которые требуют более высокого порядка навыков для наших детей. Многие хотели бы, чтобы вернулась прежняя, советская система образования, в которой все было понятно, но это невозможно, дети стали совсем другими, сегодняшние первоклашки не похожи на первоклассников, скажем, 90-х годов. Это современные дети, поэтому нельзя оставлять систему образования в прежнем состоянии, все обновляется, и она должна обновляться в первую очередь. Сейчас главная задача не просто дать детям знания, а научить их применять их на практике. Кроме того, мы должны заинтересовать школьников самостоятельно добывать знания и искать информацию. Вот в чем смысл обновленного содержания. 
И если мы хотим научить детей пользоваться своими знаниями в быту, это следует делать на примерах, проектах, которые учителя разрабатывают посредством новейших методик. 
Программа обновленного содержания образования направлена на совершенствование четырех навыков: слушание, говорение, чтение и письмо. Четыре навыка тесно связаны в учебном плане и сравнимы с «методом спирали». + Спиральная форма обучения предполагает, что повторное рассмотрение материала, который будет усложняться на протяжении всего школьного обучения, дает большее преимущество в развитии современного учащегося, нежели традиционные формы обучения. + Немаловажная особенность обновленного содержания образования – это критериальное оценивание.

Для учащихся, родителей и учителей привычно, что должна быть оценка. Теперь, для учителя будет важно научить ребенка и его родителей обратной связи. + То есть в тетрадях ученика педагог будет прописывать, на что следует обратить внимание. Это то, что поможет родителям понять, насколько успешно учится их ребенок. + А у учителя, в свою очередь, будет больше возможностей дать точную оценку успеваемости учащегося, потому что любое задание будет формативно оцениваться. Будут определены критерии этого оценивания, и учащиеся будут знать эти критерии, и тогда не будет возникать вопросов, а почему одного похвалили, а другого нет.

+ Предлагаемая к рассмотрению программа обновления образования предполагает, что обучение должно быть активным, проводиться в условиях созданной коллаборативной среды, должна осуществляться дифференциация обучения, в процессе осуществления должны реализовываться межпредметные связи. Кроме перечисленного обязательным является использование ИКТ, диалоговое обучение, осуществляться методы исследования и своевременное реагирование на потребности учащихся.

+ Благодаря личностному и социальному развитию учащиеся научатся определять, пересматривать и оценивать ценности общества и личностные ценности. Они так же выработают умения, которые позволят им оценивать свои собственные способности, работать самостоятельно, а также в коллективе, и принимать решения. Другими словами говоря, акцент будет ставиться не на освоение определённого содержания учебного плана, а на способность осмысливать и использовать его для достижения личных целей и для эффективного участия в жизни общества.

Итак, что требуется от учителя? Это умение:

-формулировать учебные цели для достижения результатов;

-строить учебный процесс по организации усвоения учебного материала;

-готовить учебные материалы в соответствии с учебными целями;

- использовать потенциал информационной среды для учебного процесса ;

- создавать условия для опережающего развития учащихся в и личностно-деятельностной направленности;

- создавать атмосферу психологического комфорта и поддержки;

- готовить учащихся к самообразованию, самоопределению и самореализации;

- оценивать текущие результаты, направленные на достижение поставленных целей.

Выпускник начальной школы должен обладать востребованными обществом качествами: креативность, мобильность, социальная ответственность, развитый интеллект, функциональная грамотность, коммуникативность,  общаться на родном, государственном и иностранных языках, выражать толерантность в отношениях с окружающими его людьми, уметь обращаться с современной техникой и средствами коммуникации.

Ведь именно в начальной школе формируются первоначальные основы моральных  ценностей, жизненных позиций, происходит различение  нравственно - смысловых категорий (добро и зло, ответственность, уважение, согласие и др.)

Плюсы

- создание хорошей коллаборативной среды, способствует хорошему настрою на уроке, значит нужно создавать атмосферу сотрудничества, в которой дети чувствовали себя комфортно;

- подводить к тому, чтобы они сами находили пути решения возникшей перед ними проблемы;

- проводить и готовить учебный процесс, так чтобы, учитывались все индивидуальные способности учеников;

- больше использовать заданий, чтобы они работали в группе, в паре;

- составлять вопросы, так, чтобы они подходили к вопросу более углубленно;

- более серьёзный подход к развитию у учащихся критического мышления;

- способствовать всестороннее гармонично развитой, функционально грамотной личности.

Минусы

- Недостаточное обеспечение учебниками и УМК. 3. Слабая материально-техническая база школ (ограниченный доступ к интернету, морально-устаревшее оборудование, недокомплектация).

- Возможное снижение успеваемости на начальном этапе внедрения обновленного содержания среднего образования.

- Неравные возможности и слабое психологическое сопровождение детей дошкольного возраста для подготовки к школе.

- Неразвитость системы дополнительного образования, особенно, на селе.

- Трехъязычие станет еще одним камнем преткновения в учебе, когда детям, которые плохо понимают математику или русский язык на родном языке – казахском или русском, придется воспринимать предмет на английском! 
- Если мы хотим, чтобы ребенок знал три языка, не обязательно, чтобы он математику, физику, химию учил на иностранном языке. Пусть просто учит язык, и перевести какой-то предмет, от которого не будут страдать когнитивные способности, общие знания. Предмет «художественный труд» – почему бы ее не сделать на английском языке?

Переход на обновлённую программу потребует обновления всей системы образования. Для осуществления такого перехода надо начать изменения с самой себя.
« В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»- говорил великий русский педагог К. Д. Ушинский. То есть изменения надо начинать с себя, не противиться, не критиковать, не отвергать, а принять как миссию по воссозданию нового, гармоничного мира, и объединившись, используя свой опыт, профессионализм, заняться построением обновленной системы образования, используя фундамент достижений, накопленных за многие столетия педагогической практики. От того, как будет устроена школьная действительность, какой будет система отношений школы и общества, насколько интеллектуальным и современным мы сможем сделать общее образование, зависит благосостояние наших детей, внуков, всех будущих поколений. 
В современном мире учителя уже не являются передающими знания, а направляют обучающихся в самостоятельном обретении их. А обучающиеся не являются носителями информации. Они знают способы приобретения знаний и умеют их успешно реализовывать. Уроки нового формата строятся на формировании самостоятельного исследования новых знаний. На таких уроках дается возможность саморегулироваться, самовыражаться. Уроки выстроены на формировании открытости обучающихся. Цель современного урока - научить обучающихся добывать знания самостоятельно, а помогают в этом новые подходы в преподавании и обучении. Учителю необходимо создать образовательную среду, благодаря которой обучающиеся будут активно участвовать в учебном процессе, а не пассивно принимать информацию. 
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. 
Если раньше каждый урок начинался с приветствия и настроя на рабочий лад, то сейчас, используя идеи модуля «обучение тому, как обучаться» я начинаю свой урок с психологического настроя, который проводится для создания благоприятной рабочей обстановки в классе. Психологический настрой эффективно и динамично помогает мне начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе. 
Можно необычно начать урок, 
Музыкальную разминку «Потанцуем вместе» 
Стратегия «Ладошка удачи» Учащимся, сидящем рядом, поочередно касаться одноименных пальцев рук, начиная с большого пальца и говорить: желаю (соприкасаемся большими пальцами); успеха (указательными); большого (средними); во всём (безымянными); и везде (мизинцами); Удачи тебе сегодня! (прикасаясь всей ладонью) 
Стратегии «Волшебные руки», «Пожелания друг другу» 
« Поздоровайся локтями». 
Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий и сделать следующее: 
Каждый “номер первый” складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны;ü 
Каждый “номер второй” упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево;ü 
Каждый “номер третий” нагибается вперед, кладет ладони на колени и выставляет локти в стороны.ü 
Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только три минуты. За это время они должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. 
Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказались соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они приветствуют друг друга внутри своей группы. 
Одним из интересных приемов для создания дружеской атмосферы использую метод «Пожелания друг другу» 
У. Начнём урок с добрых пожеланий друг другу. 
Д. В парах, стоя лицом друг к другу: - Я желаю тебе сегодня добра! (рука на своей груди) 
- Ты желаешь мне сегодня добра! (рука на груди соседа) 
- Мы желаем друг другу добра! (обнимаемся) 
- Если тебе будет трудно, (рука на груди соседа) 
- Я тебе помогу! (рука на своей груди) 
Для установления атмосферы сотрудничества и доверия проводила тренинг «Приветствие» обычно использую на первом уроке. 
- Доброе утро, солнце! (все поднимают руки, затем опускают). 
- Доброе утро, небо! (аналогичное движение). 
- Доброе утро, всем нам! (все разводят руки в стороны, затем опускают). 
2.Современный урок в условиях обновления содержания не может обойтись без такого ингредиента, как определение темы урока. 
Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль. 
Так на уроке Естествознания при изучении темы «Зачем одуванчику парашют» для определения темы урока, я применила прием «Черный ящик», таким способом учащиеся с помощью наводящих вопросов учителю узнали, что лежит в черном ящике и раскрыли тему урока. У детей это задание вызвало большой интерес и активность к работе. Этот прием позволил активизировать такие мыслительные операции как сравнение и анализ, применить метод отбора и включить логическое мышление. 
На уроке математики по теме «Таблица сложения и вычитания чисел в приделах 20» использовала игру «Горячий мяч». 
Включила выражения на знание таблицы сложения в пределах 20. 
Последним было выражение, которое вызвало у детей затруднение. Возникла проблемная ситуация. Для вывода из неё начинаю побуждающий диалог, который направлен на осознание затруднения и формулирование проблемы. 
Учитель.- Почему затрудняетесь в нахождении результата? 
Дети.-Мы такие ещё не решали. 
Учитель. – В чём затруднение? 
Тема урока сформулирована. У всех появилась личная заинтересованность в усвоении нового, так как никто не знает, как найти результат этого выражения. 
3.Основной формой современного урока является групповая работа, где ребята раскрываются, показывают себя с другой стороны. Групповую работу я провожу при изучении новой темы и при закреплении изученного материала, особенно ребятам нравится работать в группах на уроках художественного труда. Где они все вместе создают одну работу и потом презентуют её. 
4. Применять умения в жизни одно из основных компонентов современного урока. Научить ориентироваться в непростом реальном мире можно, выполняя практические, жизненные задачи. На своих уроках я применяю компетентностно-ориентированные задания. 
На уроке математики в 1 классе при изучении понятий «Деньги, Цена, Размен денег» каждому учащемуся подготовила набор монет, разного достоинства. И предлагала разные ситуации «Купить булочку стоимостью 25 тенге, сок 60 тенге сколько должны дать сдачи» и так далее. 
На уроке математики по теме «Числа от 0 до 20» предложила следующую задачу . Петя договорился о встрече с другом. Он так торопился, что перепрыгнул ступеньки на лестнице: 1, 4, 7, 10, 13,16. Какие ступеньки перепрыгнул Петя? 
Данные приемы способствуют развитию логического мышления у обучающихся, самостоятельной деятельности и функциональной грамотности. 
5. Еще один из наиболее важных ингредиентов современного урока – это оценивание. 
На уроках новой формации обучающиеся учатся критическому мышлению, умению критически оценивать себя и свою работу, выполняя групповые, индивидуальные работы или работу в парах. 
На своих уроках я провожу формативное оценивание при помощи разных видов: 
- «Словесная оценка». Это устная обратная связь учителя и ученика, которая эффективна на любом этапе урока. 
-«Две звезды, 1 пожелание». Этот вид работы способствовал видеть «минусы» и делать не только критические замечания, но и главное, что важно, в первую очередь, говорить о «плюсах» в работе. Можно проводить как устно, так и письменно, как коллективно, так и индивидуально. 
-«Светофор». Техника предусматривает использование сигнальных карточек: зеленый цвет означает «Мне всё понятно», желтый цвет – «Мне нужна консультация», красный цвет – «Мне нужна помощь». 
«Большой палец». «Смайлики». «Инсерт». «Оцени цветом». 
В конце каждого урока обязательным этапом является рефлексия урока, я использую следующие стратегии: 
«Выбери утверждение». 
-Всё понял, могу помочь другим 
-Всё понял 
-Могу, но нужна помощь 
-Ничего не понял 
-«Незаконченное предложение». Учащиеся должны закончить предложение, например, 
Научился….. 
Было интересно….. 
Было трудно….. 
Мои ощущения…..
«Моё настроение похоже на: 
6.Ещё бы мне хотелось сказать об обратной связи. Для того чтобы родители были в курсе, как учатся их дети, я использую наклейки- смайлики, которые дети получают за активную работу на уроке, за правильно выполненное домашнее задание, в тетрадях пишу комментарии. После суммативных работ раздаю рубрики. Создали группу в ватсапе, где родители задают вопросы. Так же отправляю индивидуальные фотографии с результатами сор и соч, тем родителям, дети которых слабо справились с заданиями. Для работы над ошибками. 
Можно долго говорить о том, каким должен быть урок и как можно работать. 
Неоспоримо одно: он должен быть одушевлённым личностью учителя. 
Надеюсь, моё выступление было для вас интересным. Мне бы хотелось своё выступление закончить этим стихотворением. 
Учить детей сегодня трудно, 
И раньше было нелегко. 
Читать, считать, писать учили: 
«Дает корова молоко». 
Век ХХI- век открытий, 
Век инноваций, новизны, 
Но от учителя зависит, 
Какими дети быть должны. 
Желаю вам, чтоб дети в вашем классе 
Светились от улыбок и любви, 
Здоровья вам и творческих успехов 
В век инноваций, новизны!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!