СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ДОКЛАД на муниципальном этапе на тему: «Нестандартные уроки биологии как способ развития мировоззрения и творческого потенциала учащихся».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«ДОКЛАД на муниципальном этапе на тему: «Нестандартные уроки биологии как способ развития мировоззрения и творческого потенциала учащихся».»

Кизилюртовский район РД















ДОКЛАД

на муниципальном этапе на тему:

«Нестандартные уроки биологии

как способ развития мировоззрения и творческого потенциала учащихся».













Подготовила: Караева Сакинат Омаровна,

учитель биологии МКОУ «Стальская СОШ №3».


2015 год







«Уча других, люди учатся сами»

Луций Анней Сенека.

В настоящее время идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Общие тенденции его развития - это не только значительное расширение сферы знаний и умений школьников, но и повышение их культуры, максимальное развитие способностей, творческого потенциала и индивидуальности, формирование у них гуманистической системы ценностей, а так же сохранение и укрепление здоровья каждого ученика.

Вместе с тем ежегодные вступительные экзамены в ВУЗы России свидетельствуют: несмотря на 5 - 6 летнее обучение биологии (а теперь еще и экологии) в школах, многие основные понятия и представления учащимися не усваиваются. Имеющаяся статистика показывает различие между формальной задачей школы - «дать знания» и действительной задачей процесса познания - «достичь понимания». Школьная система уверенно усвоила передачу сведений о предмете и получила его малую эффективность в условиях классно — урочной системы.

Репродукция биологических знаний в школе приводи] к скорому забыванию этих сведений учащимися, поскольку чаще всего, они не становятся для школьников актуальными. Именно этим объясняется снижение интереса к биологии, которое отмечается во многих развитых странах: природы все меньше, фактических сведений и описаний все больше, понимание биологических процессов слабое. Ожидается, что 50% современных биологических концепций устареет уже через 20 лет.

Действующие учебники биологии и экологии не отвечают на практические вопросы подростков о современной, повседневной, бытовой, наблюдаемой стороне биологических явлений. Даже такой необходимый раздел как «Анатомия, физиология и гигиена человека» остается отчужденным от естественного интереса подростка к самому себе и своему телу. Создается парадоксальная ситуация: многие выпускники не признают тот биологический факт, что мы, люди, принадлежим к царству животных.

Еще одна причина хронического снижения интереса к предмету -традиционно сложившаяся система ценностей и парадигма школьного образования, зажатая рамками формулы - «ЗУН».

В этой ситуации возникла необходимость найти новые методы и мотивы, которые привлекут интерес к предмету биологии и вызовут осознание причастности каждого к миру живого.

Так возникла потребность в формулировании современной парадигмы обучения, которая, к сожалению, пока четко не сформулирована, а потому требует многообразия новых форм, подходов, методов, приемов, и, в первую очередь, творчества самого учителя.

В последнее десятилетие учителям было предложено множество новых образовательных технологий. Имея разный концептуальный подход, они позволяют использование наработанных учителем приемов и подходов, но требуют нового осмысления и творческой переработки имеющегося банка учительских методов.

При использовании любой современной педагогической технологии остаются актуальными нестандартные формы уроков как способ развития мировоззрения и творческого потенциала учащихся.

Для нестандартных уроков характерны: максимальная насыщенность разными видами познавательной деятельности, использование программного и проблемного обучения, осуществление межпредметных связей, устранение перегруженности учеников.

Классификация нестандартных уроков (по ФИЦУЛЕ ММ):

1 .Интегрированные уроки, на которых материал нескольких тем дается

блоками;

2.Межпредметные уроки, на которых ставится цель объединить однородный

материал нескольких предметов;

3.Театрализованные уроки, которые проводятся в пределах учебной

программы и согласно установленному расписанию;

4.Сугестопедические уроки воздействия на подсознание (пока не

получившие широкого распространения из-за отсутствия технологических

разработок);

5.Уроки с разновозрастным составом учеников (в малокомплектных школах

или передача блоками материала, изучаемого по программе в разных

классах).

Классификация нестандартных уроков (из анализа педагогической литературы):

1. Урок - деловая игра;

2. Урок пресс-конференция;

3. Урок - соревнование

4. Урок - консилиум;

5. Урок - зачет;

6. Урок-КВН;

7. Урок - суд;

8. Урок - консультация;

9. Урок - экскурсия; 10.Урок - семинар;

11 .Урок - театрализованное представление;

12.Урок - аукцион;

13.Урок - блок-схема;

14.Урок- лекция;

15. Урок - путешествие...

Легко заметить, что в ряд нестандартных уроков попали некоторые виды занятий, которые в прежних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы, но которые все чаще используются учителями для проведения программного урока.

Почему же нестандартные уроки получили такое распространение в современной школе?

Творческий учитель постоянно ищет пути усовершенствования урока. Такие поиски направлены как раз на повышение воспитывающей роли урока, развитие познавательных интересов, воспитание потребности в знаниях и самообразовании, развитие творческого потенциала личности.

Еще одной причиной использования нетрадиционных уроков стало современное требование взаимного уважения ученика и учителя, опирающееся на возросшую самостоятельность учащихся.

Использование нетрадиционных форм урока так же значительно расширяет и обогащает методический арсенал учителя, так как рутинное постоянство — это враг интереса.

При подготовке к нестандартным урокам проблемным становится вопрос оптимального отбора содержания материала к урокам, так как до сих пор не хватает совершенных учебников по предмету.

Оправдано так же внедрение нестандартных уроков на самом начальном этапе преподавания нового предмета (уже в 5 - 6-х классах), чтобы заинтересовать детей предметом, научить посещать этот урок с жаждой получения новых знаний, с желанием вести постоянный творческий поиск, открывать в себе скрытые таланты...

Практиковать такие уроки в процесс обучения предмету следует всем учителям. Однако, не стоит превращать их в главную форму работы или вводить в систему из-за большой потери времени учителя при подготовке качественного нестандартного урока. Возможно использование деталей таких уроков в практике с привлечением самих учащихся в их реализации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кукушкин B.C. Дидактика (теория обучения) . Учебное пособие; Москва; ИЦК «МарТ», Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2003;

2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций/ Учебн.пособие для студентов пед.учеб.заведений и слушателей ИПК и ФПК.-4-е., перераб. И доп. М.:Юрайт-М.,2001.

3. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов:В 2 кн.- М.:Гуманит.Издат.центр Владос, 1999. Кн.1 Общие основы. Процесс обучения.

4. Фицула М.М. Педагогика: Научное пособие для студентов высших

Педагогических учебных заведений. - К., Издательский центр

«Академия», 2002.

5. Брейгер Л.М. Нестандартные уроки химии. Волгоград: Учитель, 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!